Автор: Журба Мария Евгеньевна Должность: учитель ритмики Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12 с УИОП Населённый пункт: р.Башкортостан город Стерлитамак Наименование материала: Программа внеурочной деятельности Тема: Ритмика Раздел: начальное образование
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Журба М.Е
2016
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
курсу
внеурочной
деятельности
«Ритмика»
реализует
спортивно-оздоровительное
направление
и
составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
го суд а р с т ве нно го
образовательного стандарта начального общего образования.
Программа соответствует всем нормативно-правовым требованиям к
внеурочной деятельности, в том числе действующим СанПиНа.
Общая характеристика курса
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат
чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика
способствует
правильному
физическому
развитию
и
укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура
поведения
и
общения,
художественно
-
творческая
и
танцевальная
способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике
направлены
на
воспитание
организованной,
гармонически
развитой
личности.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей:
ведь
каждое
занятие
нужно
понять,
осмыслить,
правильно
понять,
осмыслить,
правильно
выполнять
движения,
вовремя
включаться
в
деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру
музыки. Эти
занятия
создают
благоприятные
условия
для
развития
творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на
формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей
в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее
влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Целью
программы
является:
приобщение
детей
к
танцевальному
искусству,
развитие
их
художественного
вкуса
и
физической
подготовки
организма. Формирование разностороннее физически и творчески развитой
личности, готовой к активной реализации своих способностей.
Основные задачи:
Обучающие:
формировать необходимые двигательные навыки, развивать
музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающие:
способствовать
всестороннему
развитию
и
раскрытию
творческого потенциала.
Воспитательные:
способствовать
развитию
эстетического
чувства
и
художественного вкуса.
Ритмика имеют тесные межпредметные связи с уроками физической
культуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду
с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию
школьников,
корректируют
эмоционально-волевую
зрелость.
У
детей
развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети
совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная
ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Формы и методы особенности организации учебного процесса по курсу
«Ритмика»:
По
курсу
внеурочной
деятельности
«Ритмика»
применяются
традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия
и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения, с его
помощью
решаются
различные
задачи:
раскрывается
содержание
музыкальных
произведений,
объясняются
элементарные
основы
музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и
др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова
в обучении:
рассказ,
беседа,
обсуждение,
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку,
танцевальные игры и упражнения,
инсценирование
Методы
наглядного
восприятия
способствуют
более
быстрому,
глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения,
повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно
отнести:
показ
упражнений,
демонстрацию
плакатов,
рисунков,
видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая
помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
звучанием
музыкальных
отрывков.
Всё
это
способствует
воспитанию
музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет
привычку двигаться ритмично.
Описание места курса в учебном плане
На
2016
–
2017
учебный
год
на
курс
внеурочной
деятельности
«Ритмика» отводится 33 часа , из расчета 1 час в неделю.
Рабочая
программа
рассчитана
на
учащихся
начальной
школы
и
учитывает их возрастные особенности.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения предусматривает:
степень
помощи,
которую
оказывает
учитель
учащимся
при
выполнении упражнений и элементов танца, гимнастики, пластики.
на
концертах,
танцевальных
конкурсах,
школьных
мероприятиях
и
праздниках.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета,
курса
Личностные
Наличие
эмоционально-ценностного
отношения
к
искусству,
физическим
упражнениям.
Развитие
эстетического
вкуса,
культуры
поведения,
общения,
художественно-творческой
и
танцевальной
способности.
Регулятивные
способность ученика понимать и принимать учебную цель и задачи:
накопление представлении о ритме, синхронном движении.
наблюдение
за
разнообразными
явлениями
жизни
и
искусства
в
учебной и внеурочной деятельности
Познавательные
навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и
интерпретация информации с помощью учителя.
Учащиеся должны уметь:
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное
положение(стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения
в коленях и плечах, не сутулиться);
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу сохраняя правильные дистанции, не сужая
круг;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
выполнять игровые и плясовые движения;
Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
Уровень результатов работы по программе:
Двигательные
В процессе освоения курса дети научатся:
- владеть основами базовых видов двигательных действий;
- развивать, разогревать, укреплять мышцы и связки;
- развивать координационные (ориентирование в пространстве, перестроение
двигательных действий, быстрота и точность реагирования на словесные и
звуковые сигналы, согласование движений всех звеньев тела) способности;
- управлять своим телом, закреплять навык правильной осанки;
- владеть комплексами упражнений для развития гибкости и подвижности
мышц и связок, суставов;
- владеть простейшими элементами танца;
-
владеть
умением
выразительно
передавать
различные
игровые
образы,
выполнять
упражнения
с
предметами,
придумывать
варианты
образных
движений в играх;
- владеть техникой элементарной релаксации.
2.Социокультурные.
У детей будут сформированы и развиты:
- волевые и нравственные качества при подготовке публичных выступлений
(концерты и праздники);
- представления о физической и эстетической культуре личности и приемах
самоконтроля и самоанализа;
- лидерские качества;
- научатся управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками,
владеть
культурой
общения,
быть
дисциплинированными,
проявлять
инициативность, ответственность.
3.Учебно-познавательные.
Младшие школьники научатся:
- действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений;
- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать
их в организации собственного досуга (моделировать танцевальные рисунки);
- анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное и
урочное время под руководством учителя и самостоятельно;
- оценивать адекватно собственные физические и творческие возможности.
4.Компенсаторные.
В процессе занятий дети:
- освоят индивидуальные комплексы упражнений лечебной и корригирующей
гимнастики;
- научатся формировать положительные мотивации;
- научатся оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку
в соответствии со своими возможностями.
Содержание рабочей программы
( 33 часа)
Ритмика – гимнастические упражнения.
Тренинг
проводится
в
начале
занятия,
являясь
организующим
моментом. Эти упражнения включают гимнастическую ходьбу, легкий бег.
Сюда входят упражнения на укрепление мышц шеи, плечевого пояса, рук и
ног, мышц туловища, специальные упражнения для формирования рефлекса
правильной
осанки,
исправления
таких
недостатков,
как
плоскостопие,
косолапость, шаркающая походка и т.д..
В этот раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, на
развитие динамической и статической координации.
Пластический тренинг.
В
этот
раздел
входят
упражнения
для
развития
гибкости
и
подвижности рук, ног, тела. Служат в качестве общего тренажа взамен резких
тренирующих
элементов.
Пластический
тренинг
используется
как
метод
релаксации.
Игры под музыку
Выполнение
ритмичных
движений
в
соответствии
с
различным
характером
музыки,
динамикой
(громко,
тихо),
регистрами
(высокий,
низкий).
Изменение
направления
и
формы
ходьбы,
бега,
поскоков,
танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий,
танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое
подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных
упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах,
хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, дея-
тельность
человека),
в
соответствии
с
определенным
эмоциональным
и
динамическим
характером
музыки.
Передача
притопами,
хлопками
и
другими
движениями
резких
акцентов
в
музыке.
Музыкальные
игры
с
предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения
Знакомство
с
танцевальными
движениями.
Бодрый,
спокойный,
топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах.
Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой
хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для де-
вочек
—
движение
с
платочком);
притопы
одной
ногой
и
поочередно,
выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение
на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя
1.
Александрова Н.А., Голубева В.А. Танец модерн. - М.: Планета музыки,
2007
2.
Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира. - М.: Феникс, 2007
3.
Барышникова Т. Азбука хореографии(Внимание дети). г. Москва 2000
4.
Бекина С. И Музыка и движение изд. Просвещение г. Москва 1984
5.
Буренина
А.
И.Ритмическая
мозаика:
(Программа
по
ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-
е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО , 2000. - 220 с.
6.
Пинаева Е. А. Методическое пособие по «Ритмике и танцу» г. Москва
7.
Пинаева е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-методическое
пособие. г. Пермь ОЦХТУ «Росток» 2005
8.
Пинаева
Е.
Массовые
композиции
для
детей.
Учебно-методическое
пособие г. Пермь ОЦХТУ «Росток» 2005
9.
Федорова Г.П. Танцы для мальчиков. - М.: Музыкальная палитра, 2011
Ю.Черемнова
Е.
Танцетерапия
:
танцевально-
оздоровительные
методики для детей. _ М.: Феникс, 2007
Литература для обучающихся
1.
Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные
статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., 1986.
2.
Королева Э.А. Ранние формы танца. - Кишинев, 1987.
3.
Котышева Е. Песенки - игры и танцы для детей с ограниченными
возможностями. — М.: Танцевальная музыка, 2007
4.
Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей части 1-7, Детская музыка, 2007
Дополнительная литература
1.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
2.
Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988.
3.
Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999.
4.
Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней
школы. М., 1997.
5.
Пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М., 2005.