Напоминание

Ритмика


Автор: Журба Мария Евгеньевна
Должность: учитель ритмики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12 с УИОП
Населённый пункт: р.Башкортостан город Стерлитамак
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Ритмика
Раздел: начальное образование





Назад





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Ритмика»

для 1 классов

начального общего образования

на 2016-2017 учебный год
Составитель: Журба М.Е 2016

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Ритмика» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального го суд а р с т ве нно го образовательного стандарта начального общего образования. Программа соответствует всем нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе действующим СанПиНа.
Общая характеристика курса
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность. Целью программы является: приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физической подготовки
организма. Формирование разностороннее физически и творчески развитой личности, готовой к активной реализации своих способностей. Основные задачи: Обучающие: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма. Развивающие: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала. Воспитательные: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса. Ритмика имеют тесные межпредметные связи с уроками физической культуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Формы и методы особенности организации учебного процесса по курсу «Ритмика»: По курсу внеурочной деятельности «Ритмика» применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова — универсальный метод обучения, с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:  рассказ,  беседа,  обсуждение,  объяснение,  словесное сопровождение движений под музыку,  танцевальные игры и упражнения,  инсценирование Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Описание места курса в учебном плане
На 2016 – 2017 учебный год на курс внеурочной деятельности «Ритмика» отводится 33 часа , из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на учащихся начальной школы и учитывает их возрастные особенности. Система отслеживания и оценивания результатов обучения предусматривает:  степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении упражнений и элементов танца, гимнастики, пластики.  на концертах, танцевальных конкурсах, школьных мероприятиях и праздниках.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета,

курса
Личностные  Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности. Регулятивные  способность ученика понимать и принимать учебную цель и задачи:  накопление представлении о ритме, синхронном движении.  наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности Познавательные  навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.  Учащиеся должны уметь:  под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение(стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться);  ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;  ходить и бегать по кругу сохраняя правильные дистанции, не сужая круг;  ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;  выполнять игровые и плясовые движения;  Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя. Уровень результатов работы по программе: Двигательные
В процессе освоения курса дети научатся: - владеть основами базовых видов двигательных действий; - развивать, разогревать, укреплять мышцы и связки; - развивать координационные (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласование движений всех звеньев тела) способности; - управлять своим телом, закреплять навык правильной осанки; - владеть комплексами упражнений для развития гибкости и подвижности мышц и связок, суставов; - владеть простейшими элементами танца; - владеть умением выразительно передавать различные игровые образы, выполнять упражнения с предметами, придумывать варианты образных движений в играх; - владеть техникой элементарной релаксации. 2.Социокультурные. У детей будут сформированы и развиты: - волевые и нравственные качества при подготовке публичных выступлений (концерты и праздники); - представления о физической и эстетической культуре личности и приемах самоконтроля и самоанализа; - лидерские качества; - научатся управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками, владеть культурой общения, быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность. 3.Учебно-познавательные. Младшие школьники научатся: - действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений; - технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в организации собственного досуга (моделировать танцевальные рисунки); - анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное и урочное время под руководством учителя и самостоятельно; - оценивать адекватно собственные физические и творческие возможности. 4.Компенсаторные. В процессе занятий дети: - освоят индивидуальные комплексы упражнений лечебной и корригирующей гимнастики; - научатся формировать положительные мотивации; - научатся оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии со своими возможностями.
Содержание рабочей программы

( 33 часа)
Ритмика – гимнастические упражнения.
Тренинг проводится в начале занятия, являясь организующим моментом. Эти упражнения включают гимнастическую ходьбу, легкий бег. Сюда входят упражнения на укрепление мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, специальные упражнения для формирования рефлекса правильной осанки, исправления таких недостатков, как плоскостопие, косолапость, шаркающая походка и т.д.. В этот раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, на развитие динамической и статической координации. Пластический тренинг. В этот раздел входят упражнения для развития гибкости и подвижности рук, ног, тела. Служат в качестве общего тренажа взамен резких тренирующих элементов. Пластический тренинг используется как метод релаксации. Игры под музыку Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, дея- тельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением. Танцевальные упражнения Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для де- вочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя
1. Александрова Н.А., Голубева В.А. Танец модерн. - М.: Планета музыки, 2007 2. Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира. - М.: Феникс, 2007 3. Барышникова Т. Азбука хореографии(Внимание дети). г. Москва 2000 4. Бекина С. И Музыка и движение изд. Просвещение г. Москва 1984 5. Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2- е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО
,
2000. - 220 с. 6. Пинаева Е. А. Методическое пособие по «Ритмике и танцу» г. Москва 7. Пинаева е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-методическое пособие. г. Пермь ОЦХТУ «Росток» 2005 8. Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебно-методическое пособие г. Пермь ОЦХТУ «Росток» 2005 9. Федорова Г.П. Танцы для мальчиков. - М.: Музыкальная палитра, 2011 Ю.Черемнова Е. Танцетерапия : танцевально- оздоровительные методики для детей.
_
М.: Феникс, 2007
Литература для обучающихся
1. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., 1986. 2. Королева Э.А. Ранние формы танца. - Кишинев, 1987. 3. Котышева Е. Песенки - игры и танцы для детей с ограниченными возможностями. — М.: Танцевальная музыка, 2007 4. Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей части 1-7, Детская музыка, 2007
Дополнительная литература
1. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981. 2. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988. 3. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999. 4. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997. 5. Пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М., 2005.


В раздел образования