Автор: Шенцева Светлана Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование
[d], [ס]». Teacher: Сейчас потренируем наши язычки. Mr.Tongue работал и у с т а л [ u - u - u - g u d ] , о т д о х н ул и о б р а д о в а л с я [ m –m – m- mæn]. Mr.Tongue решил пригласить гостей. Надо убрать в комнате. Mr.Tongue решил выбить пыль из дивана [d – d –d - daun]. А теперь пыль из ковра [t – t – t – sit]. Пришли гости [ ס - -ס ס
- n סt].
Мr.Tongue о б р а д о ва л с я
го с тя м
[ r – r – r – r e d ] .
Ко гд а
г о с т и
ушли, Mr.Tongue погасил свечку и лег спать [w - w – w – swim].
2.
«Слышу – не слышу». Цель: формирование навыков фонетического
слуха.
Ход
игры:
обучаемые
делятся
на
две
команды.
Учитель
произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий
гласный
…
или
…,
обучаемые
поднимают
левую
руку.
Если
в
названном слове есть также согласные звуки… или…, все поднимают
обе руки. Учитель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает
команда, которая сделала меньше ошибок.
3.
«Правильно - неправильно». Цель: формирование правильного, чуткого
к
искажениям
фонетического
слуха.
Ход
игры:
учитель
называет
отдельные
слова
или
слова
в
предложениях,
фразах.
Обучаемые
поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях.
Затем
он
просит
каждого
обучаемого
в
обеих
командах
прочитать
определённые
звукосочетания,
слова,
фразы
и
предложения.
При
правильном
чтении
звука
учащиеся
поднимают
руку
с
зелёной
карточкой (флажком), при неправильном – руку с красной карточкой
(флажком).
Выигрывает
команда,
которая
после
подсчёта
очков
наиболее правильно оценит наличие или отсутствие ошибок.
Лексические игры
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных
к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
1. «Кто больше». Цель данной игры назвать как можно больше слов по теме.
Задания
могут
варьироваться.
Например,
назвать
слова,
начинающиеся
с
определенной буквы или содержащие определенный звук.
2. «Пожалуйста».
Учащиеся
показывают
картинки,
которые
называет
им
учитель, только в том случае, если они услышат слово “Please”. Эту игру
можно проводить как соревнование двух команд.
3. Игра
с
мячом.
Учащиеся
встают
в
круг,
бросают
друг
другу
мяч
и
называют слова по учебной ситуации. Ученик, не назвавший быстро слово
или повторивший ранее сказанное, выбывает из игры.
4. «Запомни
и
назови». Учитель
показывает
картинки
с
изображением
животных, затем одна или несколько картинок убираются. Учащиеся должны
назвать
недостающих
животных.
Эту
игру,
возможно,
проводить
по
командам. Учащиеся встают по командам лицом друг к другу, держа в руках
картинку с изображением животного за спиной. По сигналу учителя они
одновременно показывают их другой команде. Цель - назвать животных,
которые были показаны и в каком порядке.
5. «Придумай
рифму».
Учитель
называет
слова,
а
учащиеся
находят
рифмующиеся слова, например log- dog, hear– bear, pen– henи т.д.
6. «Назови цвет». Учитель называет цвет, а учащиеся называют животных
этого цвета. Задания так же могут варьироваться, например учитель говорит
“The frog is red”, учащиеся должны согласиться или нет. Учитель может
задать вопрос “What is black?” , ответы учащихся “The dog is black.” “The cat
is black.” ит.д.
7. «Снежный ком». Первый ученик“I
have
got
a
cat”, следующий ученик“I
have got a cat and a tiger” и т.д.
8. «Отгадай».
Один
учащийся
загадывает
животное,
другие
пытаются
отгадать, задавая вопросы: “Is it big?”, “Is it red?”, “Is it kind?”.
9. "Кто убежал?". Учащимся предлагается картинка, на которой изображены
животные.
Они
рассматривают
ее
в
течение
1-1,5
минут.
Затем
им
показывают другую картинку, на которой есть некоторые животные из тех,
что были на первой картинке. Ученики должны сказать, кто убежал.
10. "Много слов из одного слова".Учитель называет слово. Ученики должны
назвать животных, названия которых начинаются на буквы, которые есть в
этом слове.
11.
"Кто
быстрее
назовет
животных
и
расскажет
о
них?" Учащимся
представляется серия картинок с изображением различных животных. Они
называют
животных
и
рассказывают
о
них.
Побеждает
тот,
кто
назовет
большее количество животных. Ex.
This is a fox.
It is not big. It is red. It is
clever. It is wild. The fox eats hens and hares.
12. "Crossword" На доске написано по вертикали сложное слово, каждая
буква
которого
может
быть
включена
в
одно
из
слов
кроссворда
по
горизонтали (слова по горизонтали будут относиться, например, к какой-либо
теме). school room boy sport cross crossword word floor record friend
13. "Съедобное – несъедобное" – активизирует в речи лексические единицы,
развивает быстроту реакции на звучащее слово. Водящий говорит слово по-
английски, бросает мяч кому-либо из детей. Тот ловит мяч и говорит "yes"
(если данное слово обозначает то, что едят) или "по".
14. "Любимые герои сказок". Учитель говорит, что в гости к ребятам пришли
персонажи сказок. Но увидеть их можно только отгадав, кто они. Учащиеся
по
очереди
описывают
героев
разных
сказок.
Если
дети
угадали,
им
показывают соответствующие картинки. Ex. This is a girl. She is a small girl.
She has a nice dress and a red hat on. She has a grandmother. She often goes to see
her.
Грамматические игры
Цели: - научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих
определенные грамматические трудности.
1.
"TheGate" –
на
повторение
и
закрепление
всех
видов
вопросительных
предложений.
Двое
сильных
учеников
("привратники")
становятся
перед
классом, соединив руки и образуя "ворота". Остальные участники игры по
очереди подходят к "привратникам" и задают им вопросы на определенную
структуру. В зависимости от правильности вопроса, следует ответ: "The door
is open (shut)". Учащемуся, неправильно задавшему вопрос, можно сделать
еще одну попытку. Ex. Are you going to ...(do smth)? What are you going to do
in (on, at)?
2.
"Guessit" – на закрепление общих вопросов. Ведущий
загадывает
какой-
либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики
задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет"
(число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет,
задав меньшее количество вопросов. Ex. Is it a thing? Is it on the wall? Can I
see it? Can I eat it? Is it white?
3.
"20
Questions" –
для
среднего
и
старшего
этапов
обучения.
Как
и
в
предыдущей
игре,
специальные
вопросы
исключаются.
Типы
вопросов
расширяются, но так, чтобы на них можно было ответить только "да" или
"нет". Впервые приступая к игре, учитель объясняет цель, условия, ход игры.
Он
может
предложить
учащимся
примерные
варианты
вопросов.
Ex. Object number 1 is a human being. Is it a man or a woman? Is he (she) alive or
dead? Is he present here? He (she) is a pupil (teacher), isn't he (she)? Do you know
him (her) in person? Is he (she) your relative (friend)? Etc
4. "Кругосветное путешествие" – закрепляется конструкция There is/are и
отрабатывается
навык
употребления
артиклей.
"Путешествие"
может
проходить по классу или по тематической картинке. Учитель начинает игру:
"There
is
a
blackboard
on
the
wall
in
front
of
the
p u p i l s " .
Дальше описание продолжают ученики:
"Near
the
blackboard
there
is
a
door..."Тот, кто ошибся, покидает корабль.
5. "Театр мимики и жеста" Две команды строятся в шеренги лицом друг к
другу.
Каждая
команда
выбирает
своего
актера.
Актеры
поочередно
выполняют
какие-либо
действия,
а
команда
комментирует
его
действия.
Выигрывает команда, которая правильно описывала действия своего "актера".
6. "Что ты рисуешь?" – Present Continuous. У каждого ученика – лист бумаги
и
карандаш.
Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:
–
Are you drawing a horse? – No, I'm not drawing a horse. – Are you drawing a pig?
7. "Составь предложение" – придаточные предложения времени и условия.
Класс делится на две команды. Каждой команде дается вариант главного
предложения, например: read you a book if... Участники пишут свои варианты
придаточных предложений: you drink milk. you give me sweets. Правильно
составленное предложение приносит команде балл.
Итак, обучающие игры (фонетические, лексические, грамматические,
ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения
иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в
памяти,
поддержанию
интереса
и
активности
учащихся,
возникновению
желания у учащихся общаться на иностранном языке
Данные игры могут применяться при прохождении практически любой
темы. Выбор игры зависит от задач конкретного урока, особенностей данной
группы, содержания изучаемого материала и т.д.
Успех
игры
зависит
от
того,
насколько
умело,
заинтересованно
и
эмоционально
ее
организует
учитель.
Наградой
за
это
будет
быстрое
и
прочное усвоение учебного материала.
Творческие игры
Игра-драматизация.
Такая
игра
дает
возможность
детям
усвоить
необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развивать
образную,
выразительную
речь
ребенка.
Драматизируя
с
героями
книг
английских
и
американских
авторов,
ученики
знакомятся
с
языком-
оригиналом. К ним в гости приходят Вини Пух, Мэри Поппинс, Белоснежка
и семь гномов, Маугли, Том Сойер.
Настольные
игры.
Среди
настольных
игр
большой
популярностью
пользуются такие игры, как лото, домино, кроссворды.
Игровые
формы
работы
умножают
возможности
школьников,
они
подводят к успешному участию в коллективной работе, к ситуации успеха и,
в
конечном
счете,
стимулирует
развитие
способностей.
Многие
игровые
задания
можно
проводить
с
помощью
презентации.
Например,
урок-
путешествие в страну английского языка. Одно из заданий «Пройди через
реку» появляется фрагмент переправы с буквой, на нее можно наступить, но,
только назвав 5 слов на эту букву, появится новый фрагмент. Ребята постарше
сами готовят презентации и реквизит для игр.
Это, конечно же, не полный перечень игр, используемый на уроках
английского языка. Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она
должна
служить
достижению
дидактических
целей
урока.
Поэтому
необходимо знать какой именно навык, умение тренируется в данной игре.
Таким образом, главное для учителя иностранного языка учитывать не
только
возрастные,
но
и
психологические
особенности
своих
учеников.
Нужно давать возможность каждому ребенку реализовать себя без боязни
быть непонятым. Нужно искать новые пути, совершенствовать методику и
систему своей работы для высокого уровня владения языком: он открывает
доступ для обучающихся к мировой информации по различным отраслям
знаний, к различным языкам и культурам.