Напоминание

"Организация оптимального двигательного режима в детском саду и семье, как важное условие формирования здорового образа жизни".


Автор: Табалина Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад "Капелька"
Населённый пункт: Белгородская обл., Красненский р-он, с. Красное
Наименование материала: статья
Тема: "Организация оптимального двигательного режима в детском саду и семье, как важное условие формирования здорового образа жизни".
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Организация оптимального двигательного

режима в детском саду и семье, как важное

условие формирования здорового образа жизни».
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динами- ческую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соот- ветствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможно- стям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двига- тельной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режи- ма дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духов- ных и физических способностей детей. Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Феде- ральными государственными требованиями к структуре основной общеоб- разовательной программы дошкольного образования»
Система физкультурной работы включает в себя:
• Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхатель- ной гимнастики; • Проведение двигательных разминок между занятиями; • Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке; • Организация динамического часа в конце прогулки ; • Организация оздоровительного бега в конце прогулки; • Гимнастика после дневного сна; • Коррекционная работа с детьми по развитию движений; • Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения; • Самостоятельная, двигательная деятельность детей • Организация досугов, праздников; • Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья» • Организация кружковой работы: «Занятия аэробикой»; • Организация работы с семьёй.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки –

походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке
выполняют организационно - оздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка
снимают утомление у де- тей и повышают их умственную работоспособность.
На учебных занятиях
дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.
Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники
– это активный отдых.
Кружки по интересам
развивают двигательные способности и творче- ство детей. 1

Индивидуальная и дифференцированная работа
предназначена для коррекции физического и двигательного развития.
Корригирующая гимнастика
(назначается врачом) решает лечебно – профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоро- вьем.
Логоритмическая гимнастика
необходима для профилактики наруше- ния речи у детей и развития моторики. В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в тече- ние дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреп- лении здоровья дошкольников, определили приоритеты в режиме дня.
Первое место
в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двига- тельной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
Второе место
в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навы- кам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место
отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявле- ния их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная дея- тельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в дви- гательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоя- тельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня ДА. В двигательный режим старших дошкольников входят также внегруп- повые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, тан- цы) и совместная физкультурно – оздоровительная работа детского сада и се- мьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителя- ми, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых меро- приятиях дошкольного учреждения). Все эти виды занятий по физической культуре, догоняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность опти- мальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжитель- ность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечива- ется её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), 2
правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физи- ческих нагрузок. Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре не- маловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители . К таким заня- тиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спор- тивные праздники на воздухе , игры – соревнования, спартакиады. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, выпуск букле- тов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Будь здоров, малыш », «Как я расту», проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физ- культурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Ро- дители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ. Темы праздников самые разнообразные «Мы – спортсмены», «Олим- пийские игры», «Праздник пап», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д. Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Органи- зация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную ра- дость, помогает вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе. Наряду с физкультурными праздниками широко используются физ- культурные досуги, которые не требует специальной подготовки. Такое меро- приятие организуются 1–2 раза в месяц, длительностью по 30–50 минут. 1 раз в квартал во всех возрастных группах в течение учебного года проводится «Неделя здоровья». В проведении этого дня принимает участие весь коллектив ДУ. В этот день с детьми проводятся экскурсии, походы, спор- тивные досуги, физкультурные занятия, спортивные соревнования и др. Организуя неделю здоровья, меняем все виды занятий, режим дня на- полняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Тщательно продумывается план проведения каждо- го дня в течение всей недели здоровья, учитывая время года и погодные усло- вия. В организацию работы с детьми включают разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на про- гулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-похо- 3
ды в близлежащий парк или лес. В течение недели здоровья обязательно про- водится спортивный праздник или физкультурный досуг. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания. При организации активного отдыха красочно оформляем места прове- дения (физкультурный зал, групповая комната, спортивная площадка) в соот- ветствии с намеченным содержанием мероприятий, а также используется му- зыкальное сопровождение. Соблюдаем определенные ритуалы (например, приветствия команд, зрителей, показательных выступлений участников, тор- жественных церемоний открытия и закрытия праздника и др.). Подготовка к проведению недели здоровья осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми и предполагает участие всего педагогического коллектива. Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилакти- ческих мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровле- ния детского организма, позволит достичь положительных результатов: по- вышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоро- вья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанни- ков. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также исполь- зование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому разви- тию. Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Од- нако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Творческий поиск про- должается и сегодня. Внимание педагогического коллектива привлекла техно- логия «Фитбол-аэробика» , «Степ аэробика». Мы уверены что, ребята получа- ют приятные эмоции от общения с фитболами, степами понимая значимость того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья., 4


В раздел образования