"Организация оптимального двигательного режима в детском саду и семье, как важное условие формирования здорового образа жизни".
Автор: Табалина Ольга Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад "Капелька" Населённый пункт: Белгородская обл., Красненский р-он, с. Красное Наименование материала: статья Тема: "Организация оптимального двигательного режима в детском саду и семье, как важное условие формирования здорового образа жизни". Раздел: дошкольное образование
условие формирования здорового образа жизни».
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динами-
ческую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соот-
ветствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможно-
стям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому
ребёнку. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двига-
тельной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач
и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режи-
ма дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духов-
ных и физических способностей детей.
Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Феде-
ральными государственными требованиями к структуре основной общеоб-
разовательной программы дошкольного образования»
Система физкультурной работы включает в себя:
• Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхатель-
ной гимнастики;
• Проведение двигательных разминок между занятиями;
• Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
• Организация динамического часа в конце прогулки ;
• Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
• Гимнастика после дневного сна;
• Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
• Организация занимательной двигательной деятельности различного
типа; пальчиковые игры и упражнения;
• Самостоятельная, двигательная деятельность детей
• Организация досугов, праздников;
• Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
• Организация кружковой работы: «Занятия аэробикой»;
• Организация работы с семьёй.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки –
походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке
выполняют организационно - оздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у де-
тей и повышают их умственную работоспособность.
На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки,
умения, знания.
Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники –
это активный отдых.
Кружки по интересам развивают двигательные способности и творче-
ство детей.
1
Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для
коррекции физического и двигательного развития.
Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно –
профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоро-
вьем.
Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики наруше-
ния речи у детей и развития моторики.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий,
их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в тече-
ние дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный
двигательный режим дошкольников.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреп-
лении здоровья дошкольников, определили приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно
– оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двига-
тельной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические
упражнения во время прогулок, подвижные игры и физические упражнения
во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия
по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навы-
кам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности,
возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявле-
ния их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная дея-
тельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка.
Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в дви-
гательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоя-
тельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня ДА.
В двигательный режим старших дошкольников входят также внегруп-
повые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки,
кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, тан-
цы) и совместная физкультурно – оздоровительная работа детского сада и се-
мьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителя-
ми, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых меро-
приятиях дошкольного учреждения).
Все эти виды занятий по физической культуре, догоняя и обогащая друг
друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность
каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном
учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность опти-
мальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжитель-
ность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического
развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечива-
ется её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной),
2
правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физи-
ческих нагрузок.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре не-
маловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым
мероприятиям, в которых могут принимать участие родители . К таким заня-
тиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спор-
тивные праздники на воздухе , игры – соревнования, спартакиады.
В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе
жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы
работы с родителями, такие как информационные бюллетени, выпуск букле-
тов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются
информационные уголки здоровья «Будь здоров, малыш », «Как я расту»,
проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физ-
культурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Ро-
дители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Темы праздников самые разнообразные «Мы – спортсмены», «Олим-
пийские игры», «Праздник пап», «Веселые старты», «Зимушка-зима»,
«Праздник Нептуна» и т.д.
Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных
трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает
детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей,
радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой,
проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся
стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Органи-
зация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную ра-
дость, помогает вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят
физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Наряду с физкультурными праздниками широко используются физ-
культурные досуги, которые не требует специальной подготовки. Такое меро-
приятие организуются 1–2 раза в месяц, длительностью по 30–50 минут.
1 раз в квартал во всех возрастных группах в течение учебного года
проводится «Неделя здоровья». В проведении этого дня принимает участие
весь коллектив ДУ. В этот день с детьми проводятся экскурсии, походы, спор-
тивные досуги, физкультурные занятия, спортивные соревнования и др.
Организуя неделю здоровья, меняем все виды занятий, режим дня на-
полняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания
детей на свежем воздухе. Тщательно продумывается план проведения каждо-
го дня в течение всей недели здоровья, учитывая время года и погодные усло-
вия.
В организацию работы с детьми включают разные виды деятельности,
насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и
игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на про-
гулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-похо-
3
ды в близлежащий парк или лес. В течение недели здоровья обязательно про-
водится спортивный праздник или физкультурный досуг. В театрализованной
или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические
знания.
При организации активного отдыха красочно оформляем места прове-
дения (физкультурный зал, групповая комната, спортивная площадка) в соот-
ветствии с намеченным содержанием мероприятий, а также используется му-
зыкальное сопровождение. Соблюдаем определенные ритуалы (например,
приветствия команд, зрителей, показательных выступлений участников, тор-
жественных церемоний открытия и закрытия праздника и др.).
Подготовка к проведению недели здоровья осуществляется в процессе
всей учебно-воспитательной работы с детьми и предполагает участие всего
педагогического коллектива.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный
подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилакти-
ческих мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и
сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровле-
ния детского организма, позволит достичь положительных результатов: по-
вышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоро-
вья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья,
профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанни-
ков. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также исполь-
зование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления
детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме
дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной
деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому разви-
тию.
Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных
нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Од-
нако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Творческий поиск про-
должается и сегодня. Внимание педагогического коллектива привлекла техно-
логия «Фитбол-аэробика» , «Степ аэробика». Мы уверены что, ребята получа-
ют приятные эмоции от общения с фитболами, степами понимая значимость
того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.,
4