областей :
социально- коммуникативная,
речевая, художественно - эстетическая, познавательная.
Цели: Расширение представлений у детей среднего дошкольного возраста о
зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные: Формировать обобщенное представление о зимующих
птицах. Дать детям знания о снегире (особенности внешнего вида, образ
жизни и питания).
Развивающие: Развивать любознательность, познавательный интерес,
внимание, воображение. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие: Воспитывать доброту, заботливое отношение ко всему
живому, желание помогать птицам в трудное время.
Наглядный (демонстрационный) материал: компьютерная презентация
«Зимующие птицы»; кормушка; корм для птиц: семечки, хлебные крошки,
кусочек сала,
Раздаточный материал: плоскостные изображения веточки рябины,
нарезанные салфетки красного цвета, клеевой карандаш, клеенка, салфетка.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с завыванием ветра зимой, с
голосом снегиря.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, кормление
птиц, подбор познавательного материала, разучивание детьми стихов,
считалок, изготовление кормушек совместно с родителями.
Словарная работа: снегирь, синица, сорока, воробей, кормушка, корм,
зимующие, холодно.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали?
- Почему вы решили, что это звуки зимы?
- Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая…).
- И зимой совсем не слышно птичьих голосов. Где же все птицы?
- Как вы думаете, почему они улетели? (боятся холода и голода).
Беседа о зимующих птицах.
- Спрятались от холода насекомые, убрали урожаи на полях. Птицы улетели в
теплые края, потому что им нечего стало есть. Рядом с нами остаются только
те птицы, которые не боятся морозов и могут добывать себе еду даже зимой.
Таких птиц мы называем зимующими.
С приходом морозов и снегопадов зимующие птицы часто голодают.
Пережить трудное время птицам помогают люди.
Дети, я сегодня пришла в садик очень рано и получила письмо.
- Вы хотите узнать, что лежит в конверте? Давайте откроем его и посмотрим,
что в нем. Достаю из конверта письмо и читаю его детям:
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки,
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья,
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое! ”
А как называется домик для птичек?
- Правильно, кормушка. Зимой, когда на улице холодно и много снега, птицам
трудно найти корм, поэтому люди развешивают кормушки и насыпают в них
корм для птиц. А что любят клевать наши птички? (семена, ягоды рябины,
сало, крошки хлеба).
Воспитатель снимает кормушку с дерева и сопровождает свои действия
рассказом.
- Кормушка сделана из дерева, у нее есть дно, куда насыпают корм: семечки,
хлебные крошки. У нее есть крыша, которая укрывает корм от снега. Еще у
кормушки есть веревочка, за которую ее подвешивают на дерево. А сейчас
мы вспомним какие птички прилетают к кормушке.
- Ребята, давайте попробуем вместе узнать птиц. Птицы спрятались от нас и
оставили нам конверт с загадками.
Отгадаем загадки и увидим птичек:
1. Озорной мальчишка в сером армячишке Слайд № 1
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
2. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка. Слайд № 2
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
3.Кто летает, кто стрекочет – Слайд № 3
Рассказать нам новость хочет? (сорока)
4. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать Слайд № 4
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
- Ярко выделяются на снегу его красная грудка, серая спинка, черные крылья
и хвост. - Откуда же прилетают к нам снегири, почему их нельзя увидеть
круглый год?
- Весной, летом и осенью снегири живут в лесной чаще, там вьют гнезда,
выводят птенцов. Снежная зима приносит с собой голод, и птички
переселяются поближе к человеческому жилью. Обычно снегири держатся
небольшими стайками. Они питаются почками и семенами деревьев и
кустарников. Особенно любят снегири ягоды рябины.
- В нашей кормушке есть корм для разных птиц. Нет только корма для
снегирей. И на дереве всего одна веточка рябины. На всех снегирей не хватит.
- А вы хотите помочь снегирям? Сейчас мы будем делать для снегирей
угощение. (Дети садятся за столы)
- А сейчас прежде чем мы начнем работать разомнем наши пальчики:
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Всем хватило зернышек.
(опять сжимают и разжимают кулачки)
- У вас на альбомном листе нарисованы веточки рябины. Сейчас мы будем
делать на них ягоды, чтобы накормить снегирей. Какого цвета ягоды?
У вас на подносах лежат нарезанные салфетки. Какого они цвета? Из
каждого кусочка салфетки мы скатаем шарик – это и будут ягоды рябины.
Когда мы скатаем все шарики, то намажем клеем гроздь рябины и приклеим
ягоды. (Показ)
У нас получится вот такая гроздь (показ образца). Слайд № 5, 6
Покажите, как вы будете делать ягоды.
- Какие молодцы! Теперь снегири не погибнут от голода. Птицы так
обрадовались нашему угощению, что от радости запели песенку.
Послушайте. (Запись голосов птичек)
Рефлексия:
- Ребята, о ком сегодня мы с вами говорили? О каких птицах?
- Мы с вами пойдём на прогулку и покормим птиц.
- Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Кусочком яблока? Пшеном?
- Мне очень понравилось, как вы отвечали сегодня на вопросы, отгадывали
загадки, какие красивые веточки рябины сделали для снегирей. Молодцы!