Активитизация познавательной деятельности учащихся в процессе вычислительных навыков.
Автор: Кашкарова Вера Михайловна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3 Населённый пункт: г. Лебедянь, Липецкая область Наименование материала: методическая разработка Тема: Активитизация познавательной деятельности учащихся в процессе вычислительных навыков. Раздел: среднее образование
Активитизация познавательной деятельности учащихся в процессе
вычислительных навыков.
Цели: научить детей не только обращаться с числами, уметь их вычислять, но и
выработать у них чувство числа, способность видеть его через наблюдения.
Применяя интересные приемы устных вычислений, найти значение выражения:
42+43+44+45+46
Чтобы сложить несколько последовательных чисел натурального ряда (чисел нечетное
количество), надо слагаемое, стоящее посередине (44), умножить на число слагаемых
(5):
44•5=220
365+366+367+368+369=1835
2736+2737+2738+2739+2740=13690
Чтобы сложить несколько последовательных чисел натурального ряда, надо (чисел
четное количество), надо взять два стоящих посередине числа (слагаемых) и их сумму
умножить на половину слагаемых:
22+23+24+25+26+27=(24+25)•6/2=147
395+396+397+398+399+400+401+402=(398+399)•8/2=3188
2172+2173+2174+2175+2176+2177+2178+2179=(2175+2176)•8/2=17404
Умножить на 11.
При умножении на 11 можно применить 2 способа вычислений:
11=10+1 32•11=32•10+32•1
Более простой и удобный способ, основанный на письменном умножении двузначного
числа на 11, когда сумма цифр множимого меньше 10. При этом цифры множимого как
бы раздвигаем и вписываем сумму цифр множимого:
32 •11=352
54 • 11 =594
72 • 11 = 792
(3+2)=5
(5+4)=9
(7+2)=9
Если сумма цифр двузначного числа больше 10, то между двумя цифрами множимого
вписываем из полученной суммы только цифру единиц, а цифра десятков множимого
увеличивается на 1:
78 • 11 =(7+1)58=858
64 • 11 =(6+1)04=704
57 • 11= (5+1)27=627
(7+8)=15
(6+4)=10
(5+7)=12
Умножение трехзначного числа на 11:
145 • 11 = 1595
Переносим 1 цифру сотен множимого в произведение в качестве цифры тысяч.
Складываем цифру десятков (4) с цифрой его сотен (1) и берем эту сумму в качестве
цифры сотен
Складываем цифру единиц с цифрой десятков множимого (4+5=9) и ставим их на
место десятков.
На место единиц в произведении берем единицы числа (5)
Пример:
162•11=1782
1 переносим в качестве цифры тысяч
6+1=7 – цифра сотен
6+2=8 – цифра десятков
2 - цифра единиц
275•11=3025 – Внимание! Сумма 7+5>10
269•11=2959 – Внимание! Сумма 6+9>10
Пример:
325•11=3575
3 вписываем в качестве цифры тысяч
3+2=5 – цифра сотен
5+2=7 – цифра десятков
5 – цифра единиц
Умножение на 111 (если сумма чисел множимого меньше 10)
25•111
Находим сумму цифр данного двузначного числа (2+5=7)
Раздвигаем цифры множимого дважды пишем сумму цифр данного двузначного числа:
25•111=2775
36•111=3996
42•111=4662
Умножение на 111 ( если сумма чисел множимого больше 10):
56 • 111 = 6216
(5+6=11)
6 так и записываем
Из суммы 11 вписываем только последнюю 1 в десятки
Затем к 1 дес + 1 = 2 – число сотен
Увеличиваем 5 на 1 = 6- число тысяч
Пример:
47•111=5217
76•111=8436
69•111=7659
95•111=10545
97•111=10767
88•111=976
Умножение на 25.
36•25=900
Чтобы умножить число на 25 , надо данное число (36) умножить на 100 и произведение
разделить на 4:
(36•100):4=900
или, если множимое делится на 4, то сначала разделить множимое на 4 и полученное
частное разделить на 100:
(36:4)•100=900 25 – ? часть от 100
Пример:
24•25=600
(24:4)•100=600
48•25=1200
(48:4)•100=1200
37•25=925
(37•100):4=925
Деление на 25:
Чтобы разделить число на 25, надо разделить его на 100 (если делится на 100) и
полученное частное умножить на 4, или сначала делимое умножить на 4, а
потом полученное произведение разделить на 100:
Пример:
800:25=(800:100)•4=32
225:25=(225•4):100=9
700:25=(700:100)•4=28
425:25=(425•4):100=17
Что значит решать рационально?
Рационально – значит решать разумно, кратко, быстро.
Используя всевозможные варианты умножения чисел, зная основные законы
умножения и сложения решать выражения можно устно.
Например:
25 • 28 = 25• 4 • 7
125 • 8 = 125 • 4 • 2
125 • 8 = ( 100 + 25) • 8
Зная приближенные числа, зная математическую погрешность можно решить
следующее выражение:
98 • 8 = (100 – 2) • 8
Используя простые множители, основные законы, равенства выражений решаем
следующие примеры устно:
7290 : 18 = 7290 : 9 : 2
90000 : 36 = 90000 : 9 : 4
Как быстро умножать, если одна часть множителя делится без остатка на другую
часть его.
Пример:
352
*147
2464
4928
51744
Объяснение. Одна часть множителя, 14, делится без остатка на другую его часть, на 7.
Умножаем 352 сперва на 7, получаем 2464. Умножаем затем 2464 на 2, получаем 4928
десятков. Сложив оба неполных произведения, получаем в результате 51744.
Упражнения. Решите, пользуясь указанным способом, примеры: 576•189; 456•246;
175•459