Автор: Солоненко Вера Петровна Должность: методист Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19" Населённый пункт: г.Новозыбков Брянская область Наименование материала: Эссе Тема: "Готовность ребёнка к школе" Раздел: дошкольное образование
Виды готовности»
Выполнил: Солоненко Вера Петровна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В
настоящее
время
актуальность
проблемы
обуславливается
многими
факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей
приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у
них недостаточно сформированы основные компоненты готовности.
Это объясняется как непониманием большинством родителей все важности
этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных неспециалистам
рекомендаций по данному вопросу.
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены
новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования
предъявляются
к
детям,
идущим
в
первый
класс.
Развитие
в
школе
альтернативных
методик
позволяет
обучать
детей
по
более
интенсивной
программе. Поэтому данная тема
весьма актуальна, так как важнейшей
задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие
личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к
организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более
эффективных
психолого-педагогических
подходов,
нацеленных
на
приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
Таким
образом,
при
переходе
к
школьному
обучению,
педагоги
должны
оценить уровень физического, психического и социального развития ребенка,
который необходим для успешного усвоения им школьной программы без
ущерба
для
его
здоровья
–
здоровьесберегающие
мероприятия.
В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с
двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального,
так и научного исследования. Можно с полным основанием сказать, что
большинство
наиболее
крупных
исследователей
в
области
отечественной
детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали
проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной
связью
данного
феномена
с
общим
ходом
фи з и ол о г и ч е с ко го ,
психологического,
социально-личностного
развития
ребенка
дошкольного
возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено
множество
исследований
и
монографий
(Л.И. Божович,
Л.А. Венгер,
Г.М. Гу т к и н а ,
И . В . Дубровина,
Е.Е. К ра вцова ,
А.А. Люблинская,
В.С. Мухина,
Н.Н. Поддъяков,
К.Н. Поливанова,
Е.О. Смирнова
и
др.).
Вместе с тем интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более
глубокая ее разработка.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от
физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не
разные
виды
готовности
к
школе,
а
разные
стороны
ее
проявления
в
различных
формах
активности.
Это
целостное
образование,
отражающее
индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Все
три
составляющие
школьной
готовности
тесно
взаимосвязаны,
недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются
на
успешности
обучения
в
школе.
Развитие
основных
функциональных
систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент
школьной готовности.
Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого
уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе,
адаптацию к новым условиям и обязанностям.
Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень
подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних
нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом. Здесь
необходимо сделать акцент на важнейшие детали, такие как речь, память,
мышление,
внимание,
определенный
запас
знаний,
желание
учиться,
способность подчиняться установленным и общепризнанным правилам и т. д
Традиционно различаются следующие виды готовности ребенка к школе:
психологическая,
личностная,
мотивационная,
интеллектуальная,
речевая,
физиологическая, физическая и другие. Все эти виды в своей совокупности
должны
соответствовать
должному
уровню,
который
родители
должны
обеспечить своим детям наилучшим образом для их возможности обучаться и
легко адаптироваться к новым условиям и требованиям школьного периода.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя сложнейший
комплекс
составляющих,
которые
являются
результатом
воспитания
и
развития ребенка в период до 6 или 7 лет.
Личностная готовность ребенка к школе.
Дошкольный возраст является как раз тем периодом, когда ребенок начинает
ощущать
себя
самостоятельной
личностью.
Происходит
внутренняя
перемена, и ребенок начинает понимать, что безвозвратно заканчивается один
цикл в его жизни – детский сад, «маленькое детство» и начинается другой –
«взрослый этап». Личностная готовность ребенка к школе – это принятие им
новой социальной позиции «школьника», с ее определенными правами и
обязанностями,
понимание
своего
нового
статуса,
желание
учиться
и
получать
знания,
позитивный
настрой,
умение
и
готовность
активно
участвовать в жизни нового коллектива.
Мотивационная готовность ребенка к школе
Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению.
Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что
там интересно, и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый
ранец
или
родители
пообещали
купить
велосипед
(внешняя
мотивация).
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к
принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего
круг
важных
обязанностей
и
прав,
занимающего
иное
по
сравнению
с
дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность
выражается
в
отношении
ребенка
к
школе,
к
учебной
деятельности,
к
учителям, к самому себе.
Психическая готовность ребенка к школе.
Готовность психики ребенка определяется его внутренним миром, который
успел
сформироваться
за
период
от
3
до
6
или
7
лет.
Постепенно
они
начинают
осознавать
себя
как
личности
и
приобретают
способность
к
внутреннему
и
самостоятельному
контролированию
своего
поведения.
Появляется
так
называемый
характер,
который
выражается
в
индивидуальных
отношениях
между
ребенком
и
с о ц и а л ь н о й
действительностью.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Для
успешного
обучения
без
выраженного
напряжения
дети
должны
интеллектуально соответствовать уровню первого класса.
Речевая готовность ребенка к школе.
Чтобы ребёнку было легко учиться и влиться в социум школы, необходимо
обладать
довольно
быстрой,
правильно
сформированной
речью.
Речевая
готовность
ребенка
к
школе
является
важнейшим
интеллектуальным
показателем развития. Это надо обязательно помнить всем родителям.
Физиологическая готовность ребенка к школе .
Является важным аспектом. Она выражается в удовлетворительном здоровье
и нормальном функционировании всех систем организма. Именно поэтому
перед поступлением в первый класс все дети должны проходить обязательное
медицинское
обследование,
которое
показывает,
соответствуют
ли
биологические и физические показатели формальному возрасту, опережают
или отстают от него.
Физическая готовность ребёнка к школе
Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития –
рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику возрастных
изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом
году
жизни
годичные
приросты
длины
тела
составляют
8-10
см,
а
прибавление массы тела 2.2-2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут
и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так
быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются,
по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем
воздухе, витаминная зелень и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Готовность
к
школе
детей
является
результатом
всей
воспитательно-
образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным
учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Личностная
готовность
включает
формирование
у
ребенка
готовности
к
принятию новой социальной позиции положение школьника, имеющего круг
прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении
ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к
школьному
обучению
является
ребенок,
которого
школа
привлекает
не
внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать
новые
знания,
что
предполагает
развитие
познавательных
интересов.
Личностная
готовность
предполагает
определенный
уровень
развития
эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка
должна
быть
достигнута
сравнительно
хорошая
эмоциональная
устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной
деятельности.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде
всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью
проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику
школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Условия воспитания ребенка в предшествующий школе период оказывают
самое
непосредственное
влияние
на
уровень
его
готовности
к
школе.
Оптимального
уровня
готовности
к
школе
может
достичь
ребенок,
посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению
в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно
и планомерно.
Чтобы
ребенок,
не
посещающий
детский
сад,
имел
высокий
уровень
психологической готовности к школе, родителям главное не научить считать,
писать и читать, а сделать основной акцент необходимо на мотивационное
развитие ребенка, а именно – развитие социально – психологических качеств.
Список литературы:
1.
Артемова
Л.
Формирование
социальной
активности
//
Дошкольное
воспитание. – 1999. – № 4. – С. 39 – 41.
2.
Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. –
№ 6. – С. 13 – 15.
3.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В.
Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2003. – 368
с.
4.
Воспитание
и
обучение
детей
шестого
года
жизни:
Кн.
для
воспитателей
/
Под
ред.
Л.А.
Парамоновой,
О.С.
Ушаковой.
–
М.:
Просвещение, 1999., 158 с.
5.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс,
1999. – 536 с.
6.
Выготский
Л.С.
Психология.
–
М.:
Издательство
«ЭКСМО-Пресс»,
2002. – 108 с.
7.
Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников /
Под ред. Е.Л. Ерохиной. – М.: Олимп, 1999. – 160 с.
8.
Готовимся к школе: Практические задания. Тесты. Советы психолога /
Сост.: М.Н. Кабанова. – С.-Пб.: Нева, 2003. – 224 с.