"НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ - И ВЫ ОТКРОЕТЕ ДВЕРЬ В ЛОГИКУ "
Автор: Молоко Маргарита Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок" Населённый пункт: п.Борисовка, Белгородская область Наименование материала: консультация для родителей Тема: "НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ - И ВЫ ОТКРОЕТЕ ДВЕРЬ В ЛОГИКУ " Раздел: дошкольное образование
В повседневной жизни мы широко пользуемся такими понятиями, как
"одинаковые", "похожие - непохожие", "лучше - хуже", "больше - меньше".
Этими
словами
подчеркиваются
определенные
отношения
между
предметами, явлениями, людьми, отношения, которые обнаруживаются при
их сравнении.
Играя с другими детьми на улице, маленькие брат и сестра слышат,
как взрослые называют их похожими. Жене и Тане принесли в подарок 2
мяча,
они
стали
их
пристально
рассматривать,
а
мама
говорит
Они
совершенно одинаковые. "Сравнивая 2- х мальчиков-однолеток по росту, дети
слышат, что о Коле говорят, что он повыше Пети. Рассматривая рисунки,
которые дети рисовали в детсаду, воспитательница говорит им : "- Лучше
всех нарисовала Света: смотрите, какой у нее получился хороший цветок, как
настоящий, а Миша не постарался Возвращаясь с прогулки, она говорит :-
Вы сегодня вели себя лучше, чем вчера".
Так незаметно в жизнь ребенка входит сравнение - важнейший прием,
при
помощи
которого
открываются
особенности,
предметов
и
явлений.
Сравнение - есть основа всякого понимания и всякого мышления, - писал
К.Д. Ушинский, - Все в мире мы узнаем не иначе я как через сравнение, и ,
если бы нам представлялся какой-нибудь предмет, которого мы не могли бы
ни к чему прировнять н не от чего отличить, если бы такой предмет был
возможен, то мы не могли бы составить об этом предмете одной мысли и не
могли он сказать о нем ни одного слова."
С первых дней учения в школе дети ведут календарь погоды и отме-
чают разницу в дневной температуре в разные времена года и в разные дни
одного и того же времени года. На занятиях дети должны уметь сравнивать и
выявлять сходство и различие между деревьями, птицами, овощами или
фруктами.
Как же следует учить детей сравнению? Сначала рассмотрим, как же
они сравнивают предметы, с которыми имеют дело в быту, детском саду, до -
ма. Основное условие сравнение-сопоставление предметов. Оказывается, эта
задача для детей совсем не проста. Дети - дошкольники с подобной задачей
часто не справляются.
- Если предложить детям сравнить 2 картинки (на одной картинке -
мальчик, поливающий цветы, а на другой - мальчик играет в мяч). Дети 4-5
лет, даже 6 лет картинки не сравнивали - они вместо этого говорили о каждом
мальчике в отдельности или, сопоставив 2-3 признака, опять - таки возвраща-
лись к одной картинке. 5-легняя Оля заметила: - Не похожи. Этот мальчик
мячиком играет, а этот поливает цветы. Этот мальчик в шапочке, а этот нет. "
'Затем однако бы забыв, что веред ней стоит задача, рассматривает только
одну картинку и рассказывает только про одного мальчика :- " Майка, фартук,
штаны, ноги, босоножки, руки. Больше ничего нет". В подготовительной
группе после проведенной соответствующей работы, уже почти все дети
умеют сопоставлять предметы, не "соскальзывая" на простое перечисление
признаков каждого предмета в отдельности. Можно сказать, что техникой
сравнения они уже владеют. Однако, здесь есть ряд особенностей - их надо
знать родителям и воспитателям, чтобы помочь детям в их умственном
развитии.
Прежде всего дети гораздо легче замечают различий между предмета-
ми, нежели их сходство. Часто - 2 - очень похожих, предмета, отличающихся
только по одному - двум признакам, дети считают совсем различными. Так 2
металлические ложки одинаковые по величине и форме, но сделанные из раз-
ных металлов, определяются, как "непохожие", потому, что "сделаны из раз-
ных желез". Две ложки, сделанные из одинакового металла, тоже считаются
"непохожими",
потому
что
одна
из
них
больше
(столовая),
а
другая
маленькая (чайная). Слова "сходны", "похожи" выражают очень сложные
отношения между предметами: это значит, что предметы сходны в чем-то и в
чем-то
различны.
Гораздо
проще
выявить
отношения
между
совсем
различными предметами. Сходство же всегда, скрыто за внешним различием
предметов, сто надо
высмотреть. Дети часто плохо различают слова "похожи" и "одинаково". На
вопрос
"
Похожи
ли
2
предмета?"
-
зачастую
слышим
ответ:
Нет,
они
неодинаковые".
Это
означает,
что
в
слово
"Похожи"
ребенок
иног
да
вкладывает значение "одинаковые". Объясните ребенку, что это не одно и.
тоже.
Каждый предмет имеет множество наглядных признаков: цвет, форму,
величину.
Но
предметы
имеют
и
такие
признаки,
которые
в
момент
сравнения наглядному восприятию не приставлены. Так вот, оказывается, что
дети
склонны,
в
первую
очередь,
выделять
и
сопоставлять
наглядные
признаки предметов. Если им предложить сравнить двух птиц: скворца, и
грача, то дети отмечают, что у птиц есть общие" части: -" У этой голова и у
этой, у этой глаза и у этой, у этой клюв, а у этой" и т.д. Признаки же,
касающиеся образа жизни птиц - чем они питаются, где живут, улетают ли на
зиму - отметили очень немногие. Детям нелегко их выделить. Помогите им,
натолкните на сопоставление и тех признаков, которые в данный момент в
предмете не приставлены. (Я при описании птиц, использую вот такие схемы
- впоследствии они помогают детям сравнивать предметы). А как можно
помочь детям обнаружить сходство? Если вы про того же грача и того же
скворца спросите, похожи ли они, ребенок, скорее всего, ответит, что нет, они
не похожи: есть разница в величине, цвете и т. д. Но покажите еще картинку
с белкой и спросите: "- А между кем больше сходства - между скворцом и
грачом или между скворцом и белкой? " Вот тогда ребенок ответит, что
птицы больше похожи и тут же выделит ряд сходных признаков: "- У белки
нет клюва, а у птичек есть, у белки нет крыльев, а у птиц есть. У белки нет
перьев, а у птиц есть. Другой пример. Мальчик 6 лет, сравнивая 2 ложки,
алюминиевую и стальную, говорит, что они не похожи: Одна блестит, а
другая не блестит". Тогда рядом с ложками кладут линейку и спрашивают: "-
А между чем больше сходства - между ложками или между ложками и
линейкой? " Мальчик отвечает тут же, что ложки больше похожи:" Это
ложка, и это ложка, а линейка совсем другая. Этой ложкой можно есть суп, а
линейкой нельзя. Линейка деревянная, а ложка из железа". В этих случаях
установлению
сходства,
между
предметами
помогло
привлечение
3-го
предмета.
Помочь детям выявить сходство предметов можно и следующим образом.
Детям было подложено сравнить 3 пары блюдец, разных по величине, цвету
и. материалу. На вопрос, похожи, ли эти пары, дети дали отрицательный
ответ. Тогда к ним обратились с другой задачей: предложили отобрать из этих
предметов те, из которых можно пить чай. Дети указали на все блюдца. После
этого детей опять спросили; похожи ли эти предметы. "- Похожи - ответили
они. Из них можно пить чай". Таким образом, сходство между предметами
может помочь детям обнаружить, ставя перед ними задачи, связанные с тем,
как эти предметы использовать. Очень полезно предлагать детям сравнивать
предметы различной степени сходства. Например, кружку с кружкой!, кружку
с чашкой, кружку с кастрюлей. Делая это, вы последуете совету К.Д.
Ушинского: "- Если вы хотите, - говорил он, - чтобы какой-нибудь предмет
внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним
предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными предметами,
только тогда вы выясните себе существенные признали предмета - а это,
значит, понять предмет."