Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах


Автор: Лобанова Ирина Анваровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: гогод Октябрьский республика Башкортостан
Наименование материала: доклад
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад





Доклад на тему:

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках и во внеурочной деятельности в

начальных классах.

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №18

Лобанова Ирина Анваровна

Проблема здоровья, развития и воспитания детей

остаётся важнейшей государственной проблемой.

Каждое образовательное учреждение призвано

обеспечить не только учебный процесс, но равно

содействовать нормальному развитию обучающихся и

охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона

об образовании”.


Актуализация проблемы
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся. Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья. Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка. В-третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Педагогический аспект решения этой проблемы
Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри
школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д. Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке. Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни. Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу - подходы, позволяющие грамотно построить учебно-воспитательный процесс и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности. Всю организацию учебно-воспитательной работы в школах стараются построить с учетом физиологических принципов изменения работоспособности ребенка: сделали облегченной начало каждой учебной недели и учебной четверти (не задаются домашние задания, повторение ранее изученного); в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигла высшего уровня; рационально чередуется учеба и отдых детей (физ.паузы, активные перемены, уроки здоровья на свежем воздухе) расписание уроков составлено на основании соответствующих требований (наибольшее количество баллов приходится на среду и пятницу).

На своих уроках я определила основные направления оздоровительной

работы:

Профилактика нарушений опорно-двигательной системы – зарядка перед

началом занятий (5-10 минут), уроки физкультуры на свежем воздухе,

физкультминутки на уроках.

Для учащихся применяются упражнения для улучшения мозгового

кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, комплекс

упражнений гимнастики.

Закаливание, повышение общей сопротивляемости организма детей. Для

профилактики острых респираторных заболеваний используем прием

самомассажа биологически активных точек и сквозное проветривание

классов во время перемен.

Для охраны зрения, для профилактики близорукости на уроках проводим

упражнения на снятие напряжения глазных мышц.

Рекомендуются профилактические прививки;

Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у

первоклассников;

Строгое соблюдение норм санпина;

Ведется внеурочная деятельность по здоровьесберегающему направлению

«Здоровячки»;

Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных

случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.

Организация активных форм развития и сохранения физического

здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники,

олимпийские игры и т.д.), которые могут стать в классе

традиционными.

Работа любого современного образовательного учреждения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Сегодня учителя начальных классов школы должны и могут стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. При построении календарно-тематического планирования и поурочного планирования необходимо обязательно использовать реализацию этапов урока согласно здоровьесберегающим технологиям. Учебно-воспитательная работа строится на понимании всей значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, учащихся в процессе получения ими образования, присутствия фактора социального одобрения деятельности. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле мы понимаем все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Престиж здорового образа жизни в начальной школе очень высок. Соответствие участка, здания, планировки, площади помещений, современного дизайна, микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и не учебных помещений, организации питания. Наличие в классах атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Необходимо учитывать динамику умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выбор режимов обучения, составление недельного расписания; использование на уроках здоровьесберегаюших педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных и самостоятельных работ. Эстетическое оформление интерьера школы, в котором гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит Педагогами 1-4 классов ведется психофизиологический мониторинг, в котором отражаются все характеристики здоровья ребенка. При построении
оздоровительной работы с классом каждый классный руководитель обязательно учитывает психофизиологические особенности учащихся класса. Для решения проблемы сохранения здоровья детей учителями реорганизуется весь учебно-воспитательный процесс: кабинеты оформлены с учетом рекомендаций (“Уголки здоровья”, “Глазодвигательные тренажеры). Педагоги подбирают звуковое сопровождение к урокам (“Звуки природы”, классические музыкальные произведения). На своих уроках постоянно работают с цветом, активно используя нарисованные кленовые листья, цветные мелки, цветные губки, изотерапевтические композиции. Дети, по совету учителя обзаводятся не гладкой, а ребристой авторучкой - когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней. В начальной школе имеются специальные самодельные тренажеры, которые ребята ласково прозвали “Ежиками”. На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей. Учебные занятия проходят под звуки природы - в магнитофон ставится кассета со звуками дождя, летнего леса, пения птиц, журчания ручейка. Учителя школы очень грамотно, профессионально характеризуют индивидуальность каждого ребенка, а кроме того, могут снабдить этой информацией родителей. И сами родители принимают участие в такой диагностике, получая задания понаблюдать за ребенком. Зачастую родители “открывают” своих детей с помощью учителей. Включение в урок здоровьесберегающих технологий (посадка детей в классах с учетом здоровья ребёнка, физкультминутки, объяснение материала с учётом индивидуальных особенностей) позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Учителя начальных классов на уроках не только не заставляют учащихся сидеть в статической позе, но и напоминают о необходимости ее смены (проводятся игры по смене вариантов, подвижные игровые моменты на внимание).

Выработаны основные направления оздоровления учащихся:
– учебные занятия в классах рекомендуется проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен; – разучивать комплексы упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы, бороться с миопией и другими офтальмологическими заболеваниями; - организация систематических экскурсий на природу, уроков здоровья на свежем воздухе и др. - внедрение в процесс обучения младших школьников современных здоровьесберегающих технологий. Одна из них общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.
Работа с родителями
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, родители- медработники активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний.
Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный. С помощью родителей проходят декады по озеленению классных комнат, рекреаций и пришкольного участка, что делает классы и коридоры уютными и комфортными. А у малыша, посадившего своими руками деревце или кустик и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура.
Здоровое питание
Здоровый образ жизни – это и правильное питание. Еще один важный аспект здоровья – это культура питания. Лучший рацион здорового человека – пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли, высоким содержанием макро- и микроэлементов, витаминов, и белка в разумном сочетании. Растительная пища позволяет иметь такой рацион. Для здоровой жизни необходима умеренность в еде. Питание в школе четко сбалансировано, поэтому не последняя задача учителя - привлечь как можно больше учеников своего класса к горячему питанию в школьной столовой.
Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и

каковы бы социально-экономические условия нас не окружали, беречь

здоровье детей наша первоочередная задача.


В раздел образования