Автор: Васильева Елизавета Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №22 "Сказка" Населённый пункт: г.Сургут Наименование материала: консультация для родителей Тема: Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет Раздел: дошкольное образование
Консультации для родителей
«Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»
Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сооб-
разительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять осо-
бенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные
возможности.
Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство
и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя
от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятель-
ную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремит-
ся узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умствен-
ном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающи-
ми его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в про-
странстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.
Игры-занятия,
которые
предлагаются
детям
этого
возраста,
строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными пред-
метами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку
надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и нахо-
дить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать
внимание на другие важные особенности предметов, например на
их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите
ему.
Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тща-
тельного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их
сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в
ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием
выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направле-
ны на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактиче-
ских игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлет-
него малыша наиболее целесообразно решение мыслительных за-
дач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного
пространственного расположения. Следующая группа игр ориенти-
рована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирова-
ние его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновре-
менно разные качества предметов, искать разнообразные варианты
видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математиче-
ские игры-задания помогут научить ребёнка выделять количествен-
ные отношения между предметами.
Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к
нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и
легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более слож-
ные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержать-
ся на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение
заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже
если это с лёгкостью делают его сверстники.
Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в
него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою
идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих
заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не
предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить
ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка.
Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически
оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше снача-
ла подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш
стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшим-
ся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить на-
ходить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием.
И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в
бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше по-
мочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, по-
тренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что
особенно важно при выполнении творческих заданий.
Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только
начинают
становиться
целенаправленными.
Малышу
ещё
очень
трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и перехо-
дит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Вни-
мание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на
небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (осо-
бенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также лег-
ко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие
игры-занятия, помните три правила:
Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользо-
вания игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не
пропал интерес к ним.
Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать
посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения
малыша.
Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и
совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда
стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после
этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребёнка
снова оживёт.
Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими
детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радовать-
ся успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжела-
тельность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии -
только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребён-
ка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с
несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько
минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребён-
ку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные мину-
ты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Так играйте же вместе с малышом!