Автор: Трофимова Людмила Николаевна Должность: учитель музыки и мхк Учебное заведение: МКОУ "СОШ №1 ст. Зеленчукской" Населённый пункт: Зеленчукская станица КЧР Наименование материала: Методическая разработка Тема: Олимпиадные задания Раздел: дополнительное образование
Задание 1.
Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в
тексте.
1. Определите произведение по перечисленным приметам.
2. Укажите вид искусства и жанр, к которому оно принадлежит.
3. Обоснуйте выбор вида и жанра искусства, выделив в тексте сведения,
которые помогают Вам найти ответ.
4. К культуре какого народа принадлежит произведение?
5. Укажите век или эпоху, когда он был создан.
6. Если возможно, укажите место его нахождения.
Текст:
Девчонка держит, словно чудо.
Они свежи, сочны, покуда
Их не коснулся нежный рот.
Девчонка радости полна,
Сама, как персики, румяна.
Глаза ее – цветок тюльпана,
Лицо – как юная весна.
Дитя невинное, резвись,
Пока ты молодо, здорово.
И каждый день – как Божье слово,
Что нас зовет в святую высь.
Произведение
Вид
искусства
и жанр
Страна
В е к
и л и
эпоха
Местонахождение
Максимальное количество баллов за задание 1 – 40 баллов (5 баллов
за каждый правильный ответ,
обоснование выбора вида и жанра искусства – 4 балла
Дополнительные сведения – 6 баллов )
Задание 2.
Д.
Лихачев
обращает
внимание
на
то,
что
«истинный
создатель
огромной
империи
Руси
-
князь
Владимир I
в
980
году
делает
первую
попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов
Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой
состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Летопись
сообщает: «И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на
холму вне двора теремного»: …….
Назовите кумиров восточнославянских,
финно-угорских и тюркских
, которые, согласно летописи, были поставлены Владимиром.
Дайте характеристику каждому из поставленных Владимиром богов.
Восточнославянские
боги
Финно-угорские боги
Тюркские боги
Максимальное количество баллов за задание 2 - 60 баллов
Задание 3.
Определите
художественное
полотно
по
фрагменту.
Рассмотрите
и
проанализируйте
произведение
искусства.
1. Напишите название работы и имя ее автора.
2. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на
ней фигур.
3. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и
функции.
4. Определите общее настроение работы.
5. Назовите известные произведения этого же жанра .
6. Укажите известные работы этого же художника.
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Максимальное количество баллов за задание 3 – 60 баллов ( 10 баллов
за каждый пункт ответа)
Задание 4.
Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните
его. Кратко поясните свое решение.
Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка
__________________________________________________________________
__
Андерсен, Репин, братья Гримм, Льюис Кэрролл
__________________________________________________________________
__
краски, кисти, рояль, акварель, палитра
__________________________________________________________________
__
аккордеон, вальс, скрипка, арфа, виолончель
___________________________________________________
Максимальное количество баллов за задание 4 – 20 баллов
Задание 5.
1.
В какой мировой религии, овладение музыкой является обязательным
элементом в системе обучения монахов:
ислам;
христианство;
буддизм .
2.
Самым совершенным инструментом на Руси, используемым в храме,
являлся:
человеческий голос;
звуки органа;
удары барабанов.
3.
Истоки джаза следует искать в народной музыке:
европейцев;
африканцев;
индийцев.
4.
К чему, по мнению буддийских монахов, их приближало
многократное пение молитв:
к нирване;
к раю;
очередному переселению души.
5.
Какой жанр развился на основе англо-ирландских народных песен:
вестерн;
кантри;
блюз.
Максимальное количество баллов за задание 5. – 25 баллов .
Задание 6.
Что общего между следующими изображениями?
Раскройте символику изображений.
1.
2.
3.
4.
Общее
Символика 1
Символика2
Символика3
Символика4
Максимальное количество баллов за задание 6 – 40 баллов
Задание 7.
Вставьте пропущенные слова в текст : «Человек, живя в мире,
помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом
мире. Его дом располагался красным углом на …1... По смерти его клали в
могилу головой на …2...., чтобы лицом он встречал …3.... Его церкви были
обращены алтарями навстречу …4... В храме росписи напоминали ему о со-
бытиях ……5….., собирали вокруг него мир святости: святых воинов …6
(где?), мучеников …7.. (где?); в куполе изображалась сцена …8….(какая сце-
на?), на парусах сводов, поддерживающих купол, - ……9…….(какие изобра-
жения?) и т. д. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макроче-
ловеком. У ней была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами
храма (об этом свидетельствует сама этимология слова "окно"). Над окнами
были "бровки". Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвя-
зано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования,
о величии мира и значительности в нем судьбы человека» (Д.С. Лихачев)
Выберите нужные слова из списка : север, юг, запад, восток, верх, низ, пра-
во, лево, месяц, солнце, луна, Творение, Ветхий и Новый завет, Рай и ад,
грешники, праведники, святые, евангелисты.
Максимальное количество баллов за задание 7 – 55 баллов .
Задание 8 .
На изображениях вы видите предметы крестьянского домашнего быта.
Определите их назначение и приведите их названия.
Проиллюстрируйте поговорками или загадками известные вам предметы
крестьянского домашнего быта.
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Наименование
предмета
Поговор
ки или
загадки
Максимальное количество баллов за задание 8 – 70 баллов
Задание 9.
Напишите не менее 10 - 15 определений или словосочетаний с
ними, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от картины В.
Васнецова. Определения нужно подобрать так, чтобы точно описать
происходящее и передать настроение картины. Определите название
картины. Что вам известно о ней?
Название
картины:_______________________________________________
Определения или
словосочетания:_________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Максимальное количество баллов за задание 9 - 55 баллов.
Задание 10.
Всеми нами любим фильм Э.Рязанова «Ирония судьбы,
или С легким паром». Герои фильма накануне Нового года идут в баню.
И это обусловлено не только гигиеническими правилами, но и
коллективным бессознательным, заложенным в нас предками. Какой
древний ритуал повторяют герои фильма. Назовите ритуал. Ответ
аргументируйте.
_______________________________________________________