Напоминание

Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста


Автор: Будкина Наталья Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад комбинированного вида №29
Населённый пункт: Московская область, Раменский район, посёлок станции Бронницы
Наименование материала: статья
Тема: Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста Музыка - искусство временное - всегда считалась средоточием ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением. Ритм (от греческого ritmos - теку) - это последовательное чередование во времени звуков (пауз) одинаковой или различной длительности, является третьим важнейшим элементом музыкального языка. Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана, в конце XIX века, основоположником системы музыкально- ритмического воспитания, швейцарским педагогом и музыкантом Э.Ж. Далькрозом: «Всякий ритм есть движение», «Без телесных ощущений ритма. не может быть воспринят ритм музыкальный» [12, 213]. В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, позднее - Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и другие. В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами («ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально- ритмические движения»). Ритм - один из первоисточников, первоэлементов музыки, жизненно важных для нее, несущих, вместе с мелодией, основную информацию. Из-за своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче, чем мелодия и гармония. [9,75] Музыкальный ритм - одно из самых сложных по организации ритмических образований. Существует узкое и широкое понимание музыкального ритма. Широкое определение музыкального ритма рассматривается как временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка, то есть 1
подчеркивается связь музыкального ритма со всеми другими параметрами музыки. А.А. Мазелъ и В.А. Цуккерман дают понятие ритма в узком его значении как временную закономерность, являющейся организацией звуков по их длительности, т.е. музыкальный ритм, приравнивается к ритмическому рисунку. Те же авторы отмечают, что ритмический рисунок образуется от сочетания одинаковых или различных длительностей, определенным образом акцентированных или, иначе говоря, метризованных и звучащих в некоторых темповых рамках. Следовательно, метр и темп, а также ритмический рисунок являются основными составляющими музыкального ритма. [3,67] Итак, музыкальный ритм - наиболее сложная для восприятия многокомпонентная звуковая структура, организующее начало развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей. О моторной природе чувства ритма говорят экспериментально - психологические исследования, посвященные его изучению. Так, Г.А. Ильина на основании изучения ритмических реакций говорит, что чувство музыкального ритма действительно является способностью двигательно переживать музыку [13; 101]. Б.М. Теплов сделал вывод, что двигательные ощущения - органический компонент восприятия ритма, а не сопутствующее, внешнее по отношению к нему явление. Он указывает, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у человека возникает потребность (интуитивная) двигаться, дышать в слышимом ритме. По мнению Теплова, эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Переживание ритма - это активный процесс, тесно связанный с восприятием музыки [22, 116]. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же одно 2
из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, также, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т.д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку. У дошкольников 3-4 лет проявляются яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера (веселой, оживленной или спокойной). При незначительной помощи взрослого они самостоятельно овладевают простейшими движениями: хлопают, притопывают, кружатся на месте под музыку, воспроизводят образные движения и несложный сюжет в играх под музыку, согласовывая движения с ее характером, ритмом и формой музыкального произведения. Дети 4-5 лет испытывают радость от общения с музыкой, эмоционально реагируют на нее, определяют общее настроение, характер, выделяют жанровую принадлежность музыкального произведения (марш, песня, танец), отдельные средства выразительности, узнают типичные музыкальные образы, знакомый музыкальный инструмент, на котором исполняется произведение, выражают свои впечатления от услышанной музыки в диалоге со взрослым. С желанием выполняют музыкально- ритмические движения, используя пространство зала, передают в движении характер музыки, средства выразительности, например, ритм, особенности образов в музыкальных играх, овладевают способами игры на различных 3
ударных детских музыкальных инструментах, воспроизводя простые песенки-ритмы, пытаются импровизировать. Дети, уже, начиная с 5 лет, могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах. Дети, которые приходят в детский сад обладают различным музыкальным опытом, различными задатками и различной музыкальной восприимчивостью. В качестве исходного положения нужно считать, что музыкальный слух любого ребенка можно развить. Благодаря неотделимости (друг от друга) песен и игровых движений в детском саду чувство ритма у детей дошкольного возраста развивается в постоянной музыкальной деятельности непринужденно и планомерно. Равномерная метрическая пульсация проявляется в прибаутках и песнях в виде правильно повторяющихся ударов. Привычные движения (шаги), сопутствующие детским играм, соответствуют пульсации четвертей. Непрерывность пульсации во время пения подкрепляется игровыми движениями. Следует формировать у ребенка способность чувствовать равномерную метрическую пульсацию в течение продолжительного времени. С этой целью нужно песни повторять много раз подряд без перерыва. Ритмическое чувство развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на инструментах (бубне, барабане, деревянных палочках, ложках, колокольчике и т.д.). Сначала воспитатель помогает детям попадать в такт музыке, потом их действия становятся все более самостоятельными. Осознание ритма песен следует добиваться лишь после того, как дети вполне уверенно станут ощущать равномерную метрическую пульсацию и в состоянии будут точно передать ее в движениях без помощи воспитателя. Таким образом, музыкально-ритмическое чувство - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, 4
созидание ритмической стороны музыкальных образов. К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, и х работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть и физиче с кого совершенствования. У дошкольников 3-4 лет проявляются яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера (веселой, оживленной или спокойной). При незначительной помощи взрослого они самостоятельно овладевают простейшими движениями: хлопают, притопывают, кружатся на месте под музыку, воспроизводят образные движения и несложный сюжет в играх под музыку, согласовывая движения с ее характером и формой музыкального произведения. Дети 4-5 лет испытывают радость от общения с музыкой, эмоционально реагируют на нее, определяют общее настроение, характер, выделяют жанровую принадлежность музыкального произведения (марш, песня, танец), отдельные средства выразительности, узнают типичные музыкальные образы, знакомый музыкальный инструмент, на котором исполняется произведение, выражают свои впечатления от услышанной музыки в диалоге со взрослым. С желанием выполняют музыкально- ритмические движения, используя пространство зала, передают в движении характер музыки, средства выразительности, общий рисунок в танцах, особенности образов в музыкальных играх, овладевают способами игры на различных ударных детских музыкальных инструментах, воспроизводя простые песенки-ритмы, пытаются импровизировать. Старшие дошкольники 5-7 лет с выраженным интересом, увлеченно слушают музыку, определяют средства музыкальной выразительности, соотносят ее содержание с явлениями и образами окружающей действительности, делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке. Продолжают овладевать «языком движений», основами пластического искусства, используя в играх, этюдах 5
жесты, пантомимику, исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями Тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки передают образ, овладевают танцевальными движениями, используя их в танцевальных композициях, играют на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле, проявляют творчество в разных видах музыкальной деятельности. Появляется песенное, музыкально-игровое творчество, выражающееся в способности к импровизации музыкально-игровых образов, игре на детских музыкальных инструментах, сочинению несложных песенок. Этапы и методика развития чувства ритма. При развитии чувства ритма используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический, применяемые во всех возрастных группах. В наглядном методе это, прежде всего постоянное сочетание наглядно- слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить аудиозаписью, напеванием мелодии, под которую воспитатель показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение. Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием характерен для 6
раннего и младшего дошкольного возраста, а в средней и старшей группах, как правило, достаточно объяснения. Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т.д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и старшей группах и т. д. При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Подготовительные упражнения необходимо облекать в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы. 7


В раздел образования