Автор: Алифиренко Екатерина Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №7 "Аленка" Населённый пункт: г. Карачев Брянской области Наименование материала: методическая разработка проекта Тема: Проект "Осенняя сказка" Раздел: дошкольное образование
Начинается сказка осенняя тихо.
Она ходит по лесу как будто лосиха.
Не видать не слыхать как идет за ветвями.
Но за ней мы с тобой поторопимся сами.
Г.Новицкая
Проект «Осенняя сказка»
Тип проекта :
экологический, информационно-познавательный
Вид проекта :
групповой, информационно - творческий
Продолжительность :
средней продолжительности (сентябрь – ноябрь)
Участники :
дети второй группы раннего возраста, родители, воспитатели, музыкальный
руководитель
Используемые образовательные технологии
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.
Коммуникативные игры.
Технология музыкального воздействия.
Технология познавательного развития.
Актуальность проекта
«Любовь к Родине начинается с любви к природе.»
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе.
Изменяющаяся окраска деревьев, осенние цветы, птицы, облака, лужицы после дождя –
все это привлекает внимание детей, что позволяет в свою очередь, организуя
целенаправленную образовательную деятельность, приобщать малышей к миру природы
и человеческих ценностей – добра и красоты, истины. Когда раскрывается красота
окружающего мира, поднимается настроение, хочется делиться этими чувствами с
окружающими, дарить им волшебные краски осени, радость и желание беречь природу.
Цель проекта:
расширять представления детей об осени; формировать умение устанавливать
простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение наблюдать; учить
любоваться красотой окружающего мира.
Задачи:
сформировать у детей понятие «осень – время года»;
расширить знания детей об осени и сезонных изменениях;
способствовать развитию познавательного интереса, мышления, воображения,
фантазии;
развивать любознательность, учить наблюдать природу;
развивать коммуникативные и творческие способности детей;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Принципы реализации проекта
1. Доступность : учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность : постепенная подача материала от простого
к сложному, частое повторение, закрепление полученных знаний.
3. Наглядность и занимательность : предлагаемый материал должен быть понятным,
иметь занимательное (сюрпризное) начало, быть игровым или с элементами игры.
4. Динамичность : интеграция проекта в различные виды деятельности.
5. Дифференциация : создание благоприятной среды для усвоения предложенного к
изучению материала каждым ребенком.
Предполагаемый результат
ДЕТИ:
сформируется понятие об осени как времени года;
будут расширены имеющиеся знания о признаках осени и сезонных изменениях;
будет накоплен первоначальный опыт наблюдений за окружающим миром;
активизируется словарный запас в различных ситуациях общения;
смогут применять знания, накопленные в процессе реализации проекта в
различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой, трудовой);
будут бережнее относиться к природе.
РОДИТЕЛИ:
активизируется совместная деятельность с ребенком по ознакомлению с
окружающим миром, тематической художественной литературой, в художественно
– творческой деятельности;
повысится заинтересованность в активном участии в образовательно –
воспитательном процессе детского сада.
Ресурсы проекта
Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников:
Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова Н.А.
«Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература
по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
Уголок природы в группе.
Цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Планирование работы над проектом.
Подбор методической литературы.
Создание предметно – развивающей среды.
Подбор дидактических пособий и игр.
Подбор художественной детской литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки).
Подбор музыкальных произведений (классические, детские песни).
Подбор материалов для художественного творчества (гуашь, цветные карандаши,
цветная бумага, цветной картон, пластилин, соленое тесто и т. д.).
Подбор материалов для продуктивной деятельности: для изготовления гербария,
коллажа (трафареты листьев, осенние листья, плоды деревьев: желуди, каштаны,
семена).
Оформление уголока «ОСЕННЯЯ СКАЗКА».
Оформление выставочного уголка.
Подготовка консультативного материала для родителей.
II. ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Системная паутинка
реализации проекта через интеграцию образовательных областей
№
Образовательная
область
Непосредственно образовательная деятельность
1.
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Что происходит осенью в лесу, в городе, деревне?»
Экскурсии: по участку детского сада, в осенний парк (с
родителями).
Беседы о «Настроении и ощущениях, которые возникают во
время прогулки в осеннем парке».
Д/игры: «Где растёт», «Игры с листьями».
Беседа о труде взрослых осенью (сбор овощей и фруктов)
Совместная деятельность детей и взрослых в уборке
территории детского сада в осенний период (помощь
дворнику в уборке листвы и травы).
Сбор природного материала: листьев, семян.
Изготовление поделок из листьев и овощей (с родителями).
Сюжетно-ролевые игры:«Овощной магазин», «Путешествие
в лес», «Уборка урожая», «Прогулка по осеннему лесу», «По
грибы», «Оденем куклу на прогулку», «Сварим суп из
овощей» - закрепление знаний об овощах и фруктах,
воспитывать дружеские взаимоотношения.
2.
Художественно-
эстетическое развитие
Беседа «Осень в гости к нам пришла».
Слушаем музыкальные произведения П. И. Чайковского
«Времена года».
Рисование, лепка, аппликация: «Листочки танцуют»,
«Осенний наряд», «Дождик, дождик, кап-кап-кап»,
«Пушистые тучки». Коллективная работа «Нарядное
дерево».
Драматизация сказки «Репка».
Д/упражнение на мимику и жесты «Приметы осени» (солнце,
ветер, дождь).
Разучивание танцевальной композиции «Кленовый лист».
Музыкальная игра «У тебя мы Осень спросим».
Составление осеннего гербария.
3.
Речевое развитие
Составление творческих рассказов «Мы гуляли в парке»
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»,
составление рассказа по ней.
.
Д/и «Месяца осени» (сентябрь — урожай, октябрь —
листопад, ноябрь — дождик», «Какую одежду носят
осенью?», «Времена года»; «Назови листья и плоды каждого
дерева»; «Волшебные листочки» (чтение стихов и пословиц
об осени)
Дидактические упражнения: «Назови, что нарисовано на
картинках и поставь слова в нужную форму по образцу:
дерево — деревья — много деревьев, .«Такой разный
дождик».
Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Разучивание с детьми коротких стихов про осень.
Пальчиковые игры: «Разбросала осень листья»; «Мелкий
дождик моросит»; «Этот пальчик в лес пошел».
Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме:
И.Винокуров «Осень в парке», «Осень»; И.Суриков «Осень»;
Е.Трутнева «Сентябрь»; И.Токмакова «Осень»;М.Ходякова
«Осень»; И.Мазнин «Осень»; сказки: «Репка», «Вершки и
корешки», «Колосок»; И.Ревю «Детская сказка про Осень»
(аудиозапись);рассказы: И.Соколов-Микитов «Осень»,
«Природа осенью», «Грибы»,»Листопадничек»; М.Пришвин
«Иван-да-Марья» (отрывок).
4.
Познавательное
развитие
Рассказы воспитателя: об осени, изменениях, происходящих
в природе.
Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
Д/игра «Три корзинки» (овощи, фрукты, ягоды).
Беседа о правилах поведения в лесу.
Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными
изменениями, за листопадом.
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций.
Исследовательская деятельность: рассматривание и
сравнение листьев (по форме, размеру, цвету)
5.
Физическое развитие
Утренняя зарядка: «Солнышко», «Птички», «Листочки».
Физкультминутки «Облако», «Осень», «Ёж», «Ветерок»,
«Приплыли тучи дождевые», «Гриша шел, шел, шел», «Мы
листики осенние».
Спортивные соревнования «Кто быстрее соберет овощи в
корзинку», «Помоги зверям сделать припасы на зиму»,
«Гномик и шишки»
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Гуси-гуси», «Не
намочи ног», «У медведя во бору».
Работа с родителями
•
Стендовая информация для родителей по теме, консультация «Влияние природы
на духовное развитие ребенка».
•
Конкурс семейных поделок из природного материала «Осенние фантазии».
•
Организация выставок детских работ.
•
Совместное творчество родителей, детей и воспитателей по изготовлению альбома
«Осенняя сказка».
III. ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Продукт проектной деятельности
Рисунки детей, выполненные в различных техниках (рисование гуашью с помощью кисти, ватных
палочек, пальчиков, отпечатков трафаретов).
Панно (коллективное).
Работы детей из пластилина.
Коллажи.
Гербарий «КРАСКИ ОСЕНИ».
Альбом «ОСЕННЯЯ СКАЗКА».
Выставка поделок из природного материала, изготовленных родителями совместно с детьми.
Праздник «Золотая осень».
Результаты проектной деятельности
В результате реализации проекта у детей сформировалось первоначальное понятие
«осень – время года», они научились выделять характерные признаки осени в различные
ее периоды, учились наблюдать за изменениями в природе, любоваться красотой
осеннего убранства; в процессе знакомства с детской художественной литературой
(рассказы, стихи, пословицы, загадки) у малышей расширился и активизировался
словарный запас, развивалось умение отвечать на вопросы, появилось желание
рассказывать об увиденном;
на занятиях художественного творчества дети научились элементарным способам
выражения своих представлений и чувств с помощью рисования и лепки;
приобщиться к трудовой деятельности они смогли, убирая опавшую листву на участке
совместно с воспитателями и родителями;
у детей появилось желание беречь природу, что выражалось в бережном отношении к
цветникам, кормлении птиц.
Подготовила проект
Алифиренко Е.Е.,
воспитатель второй группы раннего возраста