Напоминание

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР


Автор: Гришина Анастасия Кристоферовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР
Раздел: среднее профессиональное





Назад




За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющие нарушения в развитии. Резко изменился и состав учащихся специальных общеобразовательных учреждений VIII вида. Теперь в школы принимаются дети не только с легкой (F-70) и умеренной (F-71) степенью умственной отсталости, но также с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые обучаются на дому или в классах «Особый ребенок». До недавнего времени категория детей с ТМНР считалась необучаемой. Но в связи с введением нового Закона об образовании и ФГОС дети и подростки получили право на образование. Говоря об обучении детей с ТМНР, то основной целью образования является максимальная социализация ребенка в общество. Безусловно, данная категория детей всегда будет нуждаться в пожизненном сопровождении, но в результате специального обучения он, возможно, станет менее зависим от посторонней помощи, и сможет выполнить доступные ему социальные роли. Для успешной социализации этих детей, прежде всего, необходимо осуществлять комплексное психолого-педагогическое сопровождение. Под сопровождением понимается система профессиональной деятельности, направленная на создание социально - психологиче ских условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия на каждом возрастном этапе.
Психолого - педагогическое сопровождение ребенка подразумевает комплексную работу всех специалистов: педагога - психолога, дефектолога, логопеда, воспитателя, учителя и врача. Психолого - педагогическое сопровождение детей с ТМНР направлено на создание доступной образовательной среды, поддерживающей и стимулирующей дальнейшее их развитие. Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ТМНР в учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). На базе учреждения каждым специалистом ПМПк проводится индивидуальное обследование всех детей. По результатам обследования специалисты совместно с учителями составляют заключение и разрабатывают рекомендации, а затем на заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования каждого ребенка. Важно отметить, что все сведения относительно психофизического состояния ребенка заносятся в к а р т у сопровождения, на о снове которого разрабатывается индивидуальный маршрут развития р е б е н к а , т а м ж е систематизируются все наблюдения специалистов и динамика развития ребенка. Что касается психологической службы сопровождения, то к о сновным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:  Комплексная диагностика;  Коррекционно-развивающее;  Консультативное;  Просветительское;
 Профилактическое;
Рассмотрим эти направления подробнее.
1. Диагностическое направление. Диагностическое направление включает в себя: o Психологическое обследование детей, с целью определения актуального уровня развития и уровня овладения ими необходимыми навыками и умениями. o Изучение психофизических особенностей детей, их и н тере сов , сп о соб н о стей с ц елью о б е с п е ч е н и я индивидуального подхода к каждому ребенку. Наиболее важным диагностическим методом в работе педагога - психолога является метод наблюдения, так как на сегодняшний день не достаточно разработаны методики, которые позволили бы с наибольшей точностью оценить уровень развития ребенка, имеющего тяжелые и множественные нарушения развития. 2. Коррекционно-развивающее направление. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом данных психодиагностического обследования и включает в себя индивидуальные и подгрупповые формы работы. Для детей с особыми образовательными потребностями целесообразно избрать индивидуальную форму работы как наиболее действенную и эффективную на начальном этапе, поскольку именно она создает возможности установления наиболее тесного эмоционального контакта, а также имеется возможность
совместно отработать тот или иной навык. В последующей работе возможен переход к работе в малой группе (2-3 ребенка). В коррекционной работе с детьми соблюдаются следующие принципы и правила: 1. Индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку все дети разные и подход к детям тоже разный. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование всевозможных методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников (применения элементов аква и пескотерапии, арттерапии; использование различных компьютерных развивающих игр и программ, а также полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты). 4. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление. Работа п о данному направлению обеспечивает оказание специалистам, учителям, а также родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ТМНР. Для этого проводятся специальные мероприятия, способствующие повышению профессиональной
компетенции педагогов, оказывается профессиональная помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей. Таким образом необходимо отметить, что работа психолога всегда должна сочетаться с деятельностью других смежных специалистов - учителя, врача, логопеда, дефектолога, педагогов дополнительного образования. Поскольку именно тесное сотрудничество педагога-психолога с другими специалистами, взаимодополняемость друг друга во всех направлениях работы, является необходимым условием для уменьшения тяжести социальной зависимости ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Список литературы:
1. И. В. Дубровина. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с., 2004 2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. — 336с. (Библиотека психолога-практика) 3. Профессия ПСИХОЛОГ: сб. материалов студенческого проекта / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. Л. А. Максимова. – Екатеринбург, 2010. – 40 с.


В раздел образования