Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР
Автор: Гришина Анастасия Кристоферовна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии Населённый пункт: Санкт - Петербург Наименование материала: статья Тема: Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР Раздел: среднее профессиональное
За
последние
десятилетия
в
России
по
разным
причинам
стремительно
увеличилось
число
детей,
имеющие
нарушения
в
развитии.
Резко
изменился
и
состав
учащихся
специальных
общеобразовательных
учреждений
VIII
вида.
Теперь
в
школы
принимаются дети не только с легкой (F-70) и умеренной (F-71)
степенью
умственной
отсталости,
но
также
с
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития, которые обучаются на
дому
или
в
классах
«Особый
ребенок».
До
недавнего
времени
категория детей с ТМНР считалась необучаемой. Но в связи с
введением нового Закона об образовании и ФГОС дети и подростки
получили право на образование.
Говоря об обучении детей с ТМНР, то основной целью образования
является
максимальная
социализация
ребенка
в
общество.
Безусловно,
данная
категория
детей
всегда
будет
нуждаться
в
пожизненном
сопровождении,
но
в
результате
специального
обучения
он,
возможно,
станет
менее
зависим
от
посторонней
помощи, и сможет выполнить доступные ему социальные роли.
Для
успешной
социализации
этих
детей,
прежде
всего,
необходимо осуществлять комплексное психолого-педагогическое
сопровождение.
Под сопровождением понимается система профессиональной
деятельности,
направленная
на
создание
социально
-
психологиче ских
условий
для
успешного
обучения
и
психологического развития ребенка
в ситуации взаимодействия на
каждом возрастном этапе.
Психолого
-
педагогическое
сопровождение
ребенка
подразумевает комплексную работу всех специалистов: педагога -
психолога, дефектолога, логопеда, воспитателя, учителя и врача.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ТМНР
направлено
на
создание
доступной
образовательной
среды,
поддерживающей и стимулирующей дальнейшее их развитие.
Организационной структурой службы сопровождения ребенка
с ТМНР в учреждении является психолого-медико-педагогический
консилиум (ПМПк). На базе учреждения каждым специалистом
ПМПк проводится индивидуальное обследование всех детей. По
результатам
обследования
специалисты
совместно
с
учителями
составляют заключение и разрабатывают рекомендации, а затем на
заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования каждого
ребенка.
Важно
отметить,
что
все
сведения
относительно
психофизического
состояния
ребенка
заносятся в
к а р т у
сопровождения,
на
о снове
которого
разрабатывается
индивидуальный
маршрут
развития р е б е н к а ,
т а м
ж е
систематизируются
все
наблюдения
специалистов
и
динамика
развития ребенка.
Что касается психологической службы сопровождения, то к
о сновным
направлениям деятельности
педагога-психолога
относятся:
Комплексная диагностика;
Коррекционно-развивающее;
Консультативное;
Просветительское;
Профилактическое;
Рассмотрим эти направления подробнее.
1. Диагностическое направление.
Диагностическое направление включает в себя:
o
Психологическое обследование детей, с целью определения
актуального
уровня
развития
и
уровня
овладения
ими
необходимыми навыками и умениями.
o
Изучение
психофизических
особенностей
детей,
их
и н тере сов ,
сп о соб н о стей
с
ц елью
о б е с п е ч е н и я
индивидуального подхода к каждому ребенку.
Наиболее
важным
диагностическим
методом
в
работе
педагога
-
психолога
является
метод
наблюдения,
так
как
на
сегодняшний день не достаточно разработаны методики, которые
позволили бы с наибольшей точностью оценить уровень развития
ребенка,
имеющего
тяжелые
и
множественные
нарушения
развития.
2. Коррекционно-развивающее направление.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом данных
психодиагностического
обследования
и
включает
в
себя
индивидуальные и подгрупповые формы работы.
Для
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
целесообразно
избрать
индивидуальную
форму
работы
как
наиболее
действенную
и
эффективную
на
начальном
этапе,
поскольку именно она создает возможности установления наиболее
тесного эмоционального контакта, а также имеется возможность
совместно отработать тот или иной навык. В последующей работе
возможен переход к работе в малой группе (2-3 ребенка).
В коррекционной работе с детьми соблюдаются следующие
принципы и правила:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку все
дети разные и подход к детям тоже разный.
2.
Предотвращение
наступления
утомления,
используя
для
этого
разнообразные
средства
(чередование
умственной
и
практической деятельности, преподнесение материала небольшими
дозами, использование интересного и красочного дидактического
материала и средств наглядности).
3.
Использование
всевозможных
методов,
активизирующих
познавательную
деятельность
воспитанников
(применения
элементов
аква
и
пескотерапии,
арттерапии;
использование
различных компьютерных развивающих игр и программ, а также
полифункциональной
интерактивной
среды
темной
сенсорной
комнаты).
4. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная
и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в
собственные силы и возможности.
3.
Консультативно-просветительское
и
профилактическое
направление.
Работа п о данному направлению обеспечивает оказание
специалистам, учителям, а также родителям помощи в воспитании
и обучении ребенка с ТМНР. Для этого проводятся специальные
мероприятия,
способствующие
повышению профессиональной
компетенции педагогов, оказывается профессиональная помощь
родителям в вопросах воспитания и развития детей.
Таким
образом необходимо
отметить, что работа психолога
всегда
должна
сочетаться
с
деятельностью
других
смежных
специалистов - учителя, врача, логопеда, дефектолога, педагогов
дополнительного образования.
Поскольку именно тесное сотрудничество педагога-психолога
с другими специалистами, взаимодополняемость друг друга во
всех направлениях работы, является необходимым условием для
уменьшения
тяжести
социальной
зависимости
ребенка
с
тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Список литературы:
1.
И. В. Дубровина. Практическая психология образования;
Учебное пособие 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.,
2004
2.
Семаго М.М., Семаго Н.Я.
Организация и содержание
деятельности
психолога
специального
образования:
Методическое
пособие.
—
М.:
АРКТИ,
2005.
—
336с.
(Библиотека психолога-практика)
3.
Профессия
ПСИХОЛОГ:
сб.
материалов
студенческого
проекта / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. Л. А. Максимова. –
Екатеринбург, 2010. – 40 с.