Автор: Гребенщикова Валентина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида"№155 Населённый пункт: г Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Построение развивающей среды. Раздел: дошкольное образование
Построение развивающей образовательной среды в
соответствии с реализацией ФГОС ДОО.
В.А.Гребенщикова. МБДОУ 155
Городского округа города Воронежа.
Дошкольное образование является первой ступенью
непрерывного образования человека. В связи с этим
образование детей дошкольного возраста должно
строиться в соответствии с общей идеологией
модернизации общего образования России, согласно
которой основным результатом деятельности учреждения
становится не система знаний, умений и навыков сама по
себе, а овладение ребёнком набором компетентностей.
Организуя предметно-пространственную среду в групповом
помещении, необходимо учитывать всё, что будет
способствовать становлению базовых характеристик
личности каждого ребёнка: закономерности психического
развития дошкольников, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности,
уровень общего и речевого развития, а также
эмоционально- потребностной сферы. Учёт способностей,
интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание
условий для его развития независимо от уровня исходной
подготовленности – вот чем нужно руководствоться при
создании предметно- развивающей среды.
Предметно-развивающая среда группового помещения,
аднкватная специфике и общей структуре
образовательного процесса в дошкольном возрасте должна
соответствовать двум принципам:
1. полифункциональности,
2. трансформируемости.
Конструкция среды группового помещения может
быть конкретизирована воспитателем в соответствии
с возможностями детского сада ( имеющейся площади,
характера оборудования) и особенностями своей
группы детей ( возраста, гендерного состава , уровня
развития). Воспитатель должен стать реальным
проектировщиком-дизайнером, формируя предметно-
пространственную среду в единстве её
функциональных и эстетических качеств.
Творчество вплетено в игровую( ведущую в
дошкольном возрасте) деятельность, причём для
ребёнка важнее сам процесс игры, рисования,
придумывания, а не результат. Сущность игры, как
ведущего вида деятельности, заключается в том, что
дети отражают в ней различные стороны жизни,
особенности взаимоотношений взрослых , уточняют
свои знания об окружающей действительности.
Что было:
Игрушки, пособия, книги, спортивный инвентарь,
диафильмы, видео магнитофоны, канцтовары, и.т.д.
Что нужно:
Игрушки, пособия, книги, спортивный инвентарь,
наборы Пертра, наборы для опытов, экспериментов,
ПК, наборы модулей для конструирования,
фотоаппарат, видеокамера, интерактивное
оборудование.
Зачем:
Игрушки, книги , ТСО для моделирования социальных
отношений, формирования нравственных понятий,
отражение действительности.
Для развития познания наборы Пертра, наборы для
опытов, наборы модулей для конструирования.
Умение выражать свои мысли фотоаппарат,
видеокамера, интерактивное оборудование и
канцтовары.
Игра -есть, своего рода, средство познания ребёнком
действительности. Игра – один из тех видов детской
деятельности, которой используется взрослыми в
целях воспитания дошкольников, обучая их
различными действиями с предметами , способам и
средствам общения. В игре ребёнок развивается, как
личность, у него формируются те стороны психики, от
которых в последствии будут зависеть успешность его
учебной и трудовой деятельности, его отношения с
людьми.
Игровая деятельность влияет на формирование
произвольности поведения и всех психических
процессов- от элементарных до самых сложных.
Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение
общественного опыта происходит лишь при условии
собственной активности ребёнка в процессе его
деятельности.