Автор: Тихонова Марина Константиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия № 7 Населённый пункт: город Бугульма, Республика Татарстан Наименование материала: методическая разработка Тема: Кл.час "Я и мои права", 4 класс Раздел: начальное образование
Цели:
формирование гражданских качеств личности:
- правового самосознания;
- правовой культуры.
пропаганда основных положений Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
знакомство с правовыми терминами: право, бесправие, конвенция;
развитие навыков жизни в обществе;
воспитание культуры здорового образа жизни подрастающего поколения.
расширение кругозора, развитие любознательности.
Форма проведения мероприятия:
Классный час с элементами дидактического театра.
Учет возрастных особенностей:
Несмотря на сложность темы, материал подобран в строгом соответствии с
возрастными особенностями учащихся 4-го класса.
Язык изложения материала доступен и понятен детям.
Наглядность:
компьютерная версия демонстрации «Я и мои права»;
мильмедио
фрагменты мультфильмов: «Золушка», «Гуси – лебеди», «Крокодил Гена», «12
месяцев»
Оформление:
кубики – кирпичики для «Стены бесправия»;
выставка детских рисунков;
Конвенция о правах ребенка;
«Правовое древо».
Подготовительная работа:
работа с компьютерной версией демонстрации «Я и мои права»
репетиции дидактического театра
подбор видео записей
изготовление «Правового древа»
Ход классного часа
На сцену выходит ведущий
Мы начинаем классный час на тему «Я и мои права». И начать его я хочу вот
такой былью. В одной стране, в одном большом городе, где все было на первый
взгляд, благополучно стали происходить странные вещи. Появилась стена, которая
разделила город на две части. Она состояла из тысячи тысяч кирпичиков, за каждым
из которых стояла вот такая история.
Строится «Стена бесправия»: ведущий зачитывает факты, дети по очереди из
кирпичей - коробок строят стену
Ежедневно от рук своих родителей и ближайших родственников погибают четверо
малышей в возрасте от нескольких недель до 10 лет.
В нашей стране около 50 тысяч наркоманов. Большинство из них молодежь от 14 до
25 лет.
12-летний мальчик из-за тяжелого положения в семье не ходит в школу, работает на
автозаправке.
Жительница
города
Токмак
продала
своего
ребенка
неизвестным
людям
за
300
долларов.
15-летний
мальчик
за
мелкую
кражу
получил
3
года
лишения
свободы
в
воспитательно-трудовой колонии.
5-летняя девочка несколько дней ночует на улице. Маму она не помнит, отец сильно
пьет.
Таких примеров можно привести бесконечное множество. И от них стена не только
не уменьшится, а наоборот, может стать еще больше и больше.
Эта стена получила
название «Стена бесправия».
Как вы думаете, почему ей дали такое название?
Чьи права были нарушены?
Почему происходили такие нарушения?
Ученики отвечают на вопросы
Все права детей были собраны в 1989 году в единый документ, который получил
название «Конвенция о правах ребенка»
На экране демонстрируется титульный лист Конвенции
Кто знает значение слова «Конвенция»?
В толковом словаре записано: Конвенция - это международный договор по
какому-нибудь вопросу. В данном случае – о правах ребенка. В СССР она вступила в
силу 15 сентября 1990 г. и теперь этот закон действует на территории нашей страны.
На экране высвечивается дата принятия документа в России.
Как вы считаете, права человека одинаковы для всех без исключения? Или негры
имеют свои права, отличные от наших? А может, у мальчиков одни права, у девочек
другие?
Нет! Права человека применимы ко всем людям без исключения, а права ребенка
- должны гарантировать всем детям особую защиту и внимание к их проблемам, и их
жизни и потребностям.
Мы говорим сегодня о ваших правах, о правах детей. До какого возраста человек
считается ребенком?
Ты считаешься ребенком, если тебе еще нет 18 лет. Неважно, какой у тебя цвет
кожи. Неважно, мальчик ты или девочка. Неважно, на каком языке ты говоришь.
Неважно, в какого бога ты веришь. Все дети имеют равные права, и они записаны в
Конвенции.
Дидактический театр:
на сцену выходит девочка – «Конвенция». С другой стороны сцены выходит группа
детей.
Девочка:- Я хочу, чтобы было солнце.
Дети: - Мы тоже хотим солнце.
Девочка: - Я хочу, чтобы вы никогда не голодали.
Дети: - Мы тоже не хотим голодать.
Девочка: - Я хочу, чтобы вы учились в школе.
Дети: - Нам нравится учиться, и мы хотим ходить в школу.
Девочка: - Я хочу, чтобы вы никогда не болели.
Дети: - Нам тоже не хочется болеть.
Девочка: - Я хочу, чтобы у вас были права, и чтобы они соблюдались.
Дети: - А что это такое? Мы не знаем, что такое права? А зачем они нам?
Один ребенок: - А пойдемте, поищем наши права!
Дети собираются уходить. Девочка пытается их догнать
А меня вы с собой возьмете? А как же я?
Один ребенок: - А зачем ты нам нужна?
Подождите, не уходите. Давайте все вместе попытаемся ответить на все ваши
«Зачем?» и «Почему?»
Все уходят со сцены. Девочка - Конвенция - медленно уходит в другую сторону
Итак,
Что такое право? (ответ зачитывается в толковом словаре)
Зачем нужны нам права? Зачем нужна нам Конвенция?
Некоторые права детей уже прозвучали на классном часе. Кто был внимателен, тот их
услышал. О чем они нам поведали? (на жизнь, на образование, на защиту здоровья).
Ответы учащихся Основные права ребенка демонстрируются на компьютере.
Я предлагаю вам поиграть на знание своих прав, которые вы все знаете с давних пор.
1 игра:
Я зачитываю вам высказывание. Если вы с ним согласны, то хлопаете в ладоши. Если
нет, то тихонечко топаете.
«Ты не имеешь права покидать свою страну». Почему?
«Ты не имеешь права на имя». Почему?
«Ты имеешь право общаться с другими людьми». Почему?
«Ты имеешь право создавать семью». Почему?
«Ты не имеешь права высказывать свое мнение». Почему?
Дети объясняют, почему они так или иначе оценили высказывание.
2 игра:
Мы просмотрим несколько сюжетов из сказок. Ваша задача состоит в том, чтобы
найти нарушения прав детей.
Показ фрагментов из мультфильмов, по каждому – краткая беседа
Продолжение дидактического театра:
На сцену выходит группа ребят и останавливается возле «Стены бесправия»
Мы столько нового узнали на сегодняшнем классном часе, а стена по-прежнему
стоит.
Что же нам делать?
Выходит девочка - Конвенция. Подходит к стене и вытаскивает один кирпич. Все
подбегают и начинают вытаскивать кирпичи. Стена рушится.
Девочка: Теперь мой город знает, что для соблюдения прав детей, все мы должны
знать и отстаивать свои права.
Мальчик: А я предлагаю посадить в нашем городе дерево, на листочках которого
будут записаны права детей.
На экране компьютера высвечиваются права детей. Дети выходят с листочками,
на которых записаны права, зачитывают их и прикрепляют к дереву.
Предполагаемые результаты:
Данный
классный
час
способствовал
формированию
правового
самосознания,
правовой
культуры
учащихся,
развитию
у
них
навыков
жизни
в
обществе.
Дети были ознакомлены с основными положениями Конвенции, получили
некоторые представления о правах ребенка, что очень важно для формирования их
гражданских позиций.
Используемая литература:
1.
Конвенция о правах ребенка. Права ребенка: Основные международные
документы. М.: «Дом», 1992.
2.
Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.:
Вита-Пресс, 1995.
3.
Я – ребенок, я – человек (права и дети): Методическое пособие. /Сост. С.П.
Федоров, С.И. Борисенко. – Казань: РИЦ «Школа», 2004.
4.
Усачев А. Приключения маленького человечка. М.: Самовар, 1994.
5.
Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М.: Вимта-Пресс,
1995.