Автор: Степашкина Ольга Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 16 Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Русская народная игрушка Раздел: дошкольное образование
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамаса
О.В. Степашкина
Русская народная игрушка
Как животворная родниковая вода питает землю, так русская народная
игрушка обогащает национальную культуру и искусство. Мир её удивительно
многообразен.
Здесь
живут
рядом
миф
и
реальность,
традиция
и
современность, интересы взрослых и детей; в нём своеобразно отражены
общественный
уклад,
быт,
нравы,
окружающая
природа,
обычаи
народа,
достижения ремесла и художественного творчества. Не случайно ещё первые
исследователи игрушки называли её «зеркалом жизни».
Более других раскрывают нам близость человека к природе игрушки
русского Севера. Охотники и рыбаки на зимовках резали фигурки медведей и
птиц; плотовщики, сплавляя лес, строгали из сучьев кукол и коней, украшая
их
узором,
который
наносился
раскалённым
гвоздём.
Прямо
в
поле
мастерили
крестьянки
для
своих
детей
соломенных
кукол,
похожих
на
снопики.
Эти
рукотворные
игрушки
будто
рождены
самой
природой,
настолько естественны их формы. Об этом говорят и их названия: «колоды» -
кони,
вырубленные
из
цельного
куска
дерева;
столбообразные
куклы
-
«панки» - от ненецкого слова «панг», означающего корень, ствол, стебель.
Долгое
время
сохранялись
в
народной
игрушке
следы
её
древнего
культового назначения. Погремушки и свистульки отгоняли от ребёнка злых
духов,
куклы
олицетворяли
собой
плодородие,
были
залогом
семейного
счастья. Красный конёк, слуга солнца, приносил на землю его благодать,
птица «отпирала» весну и тёплое лето, козёл покровительствовал урожаю.
Художественная традиция проявлялась во всём: в
постоянстве типов
игрушек,
их
тем
и
сюжетов,
в
устойчивости
пластических
образов
и
технических
приёмов,
в
повторяемости
орнаментов
и
узоров,
а
также
в
бережном отношении мастера к материалу, будь то дерево, солома, глина или
ткань.
Виртуозным резчиком и токарем, умелым изобретателем и плотником,
ловким гончаром и чутким ваятелем был народный мастер – игрушечник.
Владимирские плотники искусно делали игрушки из деревянных плашек,
превращая
их
крупными
«маховыми»
зарубками
топорика
в
женские
фигурки. Городецкие умельцы выпиливали и вырезали бегущих коней из
дощечек, на которые расчётливо раскалывали осиновые и сосновые кругляки.
Богородские резчики изготовляли кукол из обычного полена, сохраняя в
скульптуре
его
строгую
трёхгранную
форму.
В
позапрошлом
веке
многочисленные промыслы деревянной игрушки процветали в Вологодской,
Нижегородской,
Московской
губерниях,
а
Вятка,
Каргополье,
Рязанщина
славились своими глиняными игрушками. Каждая местная школа отличалась
своеобразным художественным стилем. И сегодня, как прежде, неповторимы
по форме и манере украшения расписные дымковские и филимоновские
барыни
и
лошадки,
яркие
нижегородские
«тарарушки»
и
светящиеся
ослепительной желтизной «балясы», звонкие курские «соловьи» - свистульки
и «грематухи» - погремушки калужских мастериц из деревни Хлуднево.
«Столицей» русской игрушки издавна считался Загорск, бывший Сергиев
Посад
Московской
губернии.
Здесь
существовали
семейные
и
крупные
ремесленные
мастерские
с
развитым
разделением
труда
и
узкой
социализацией
мастеров.
С
выдумкой
и
поразительной
художественной
интуицией они изготовляли всевозможные движущиеся и звучащие забавы:
резные, токарные, столярные, мягкие, а также комбинированные из разных
материалов.
Особенно
славились
лепные
игрушки
из
папье
–
маше,
появившиеся в начале 19 века.
Продукция загорских умельцев расходилась по всей России и была известна
за рубежом.
Используемая литература:
Г. Дайн / «Русская народная игрушка» / «Планета» / Москва / 1988