Напоминание

Русская народная игрушка


Автор: Степашкина Ольга Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 16
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Русская народная игрушка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамаса О.В. Степашкина
Русская народная игрушка
Как животворная родниковая вода питает землю, так русская народная игрушка обогащает национальную культуру и искусство. Мир её удивительно многообразен. Здесь живут рядом миф и реальность, традиция и современность, интересы взрослых и детей; в нём своеобразно отражены общественный уклад, быт, нравы, окружающая природа, обычаи народа, достижения ремесла и художественного творчества. Не случайно ещё первые исследователи игрушки называли её «зеркалом жизни». Более других раскрывают нам близость человека к природе игрушки русского Севера. Охотники и рыбаки на зимовках резали фигурки медведей и птиц; плотовщики, сплавляя лес, строгали из сучьев кукол и коней, украшая их узором, который наносился раскалённым гвоздём. Прямо в поле мастерили крестьянки для своих детей соломенных кукол, похожих на снопики. Эти рукотворные игрушки будто рождены самой природой, настолько естественны их формы. Об этом говорят и их названия: «колоды» - кони, вырубленные из цельного куска дерева; столбообразные куклы - «панки» - от ненецкого слова «панг», означающего корень, ствол, стебель. Долгое время сохранялись в народной игрушке следы её древнего культового назначения. Погремушки и свистульки отгоняли от ребёнка злых духов, куклы олицетворяли собой плодородие, были залогом семейного счастья. Красный конёк, слуга солнца, приносил на землю его благодать, птица «отпирала» весну и тёплое лето, козёл покровительствовал урожаю. Художественная традиция проявлялась во всём: в постоянстве типов игрушек, их тем и сюжетов, в устойчивости пластических образов и технических приёмов, в повторяемости орнаментов и узоров, а также в бережном отношении мастера к материалу, будь то дерево, солома, глина или ткань. Виртуозным резчиком и токарем, умелым изобретателем и плотником, ловким гончаром и чутким ваятелем был народный мастер – игрушечник. Владимирские плотники искусно делали игрушки из деревянных плашек, превращая их крупными «маховыми» зарубками топорика в женские фигурки. Городецкие умельцы выпиливали и вырезали бегущих коней из дощечек, на которые расчётливо раскалывали осиновые и сосновые кругляки. Богородские резчики изготовляли кукол из обычного полена, сохраняя в скульптуре его строгую трёхгранную форму. В позапрошлом веке многочисленные промыслы деревянной игрушки процветали в Вологодской,
Нижегородской, Московской губерниях, а Вятка, Каргополье, Рязанщина славились своими глиняными игрушками. Каждая местная школа отличалась своеобразным художественным стилем. И сегодня, как прежде, неповторимы по форме и манере украшения расписные дымковские и филимоновские барыни и лошадки, яркие нижегородские «тарарушки» и светящиеся ослепительной желтизной «балясы», звонкие курские «соловьи» - свистульки и «грематухи» - погремушки калужских мастериц из деревни Хлуднево. «Столицей» русской игрушки издавна считался Загорск, бывший Сергиев Посад Московской губернии. Здесь существовали семейные и крупные ремесленные мастерские с развитым разделением труда и узкой социализацией мастеров. С выдумкой и поразительной художественной интуицией они изготовляли всевозможные движущиеся и звучащие забавы: резные, токарные, столярные, мягкие, а также комбинированные из разных материалов. Особенно славились лепные игрушки из папье – маше, появившиеся в начале 19 века. Продукция загорских умельцев расходилась по всей России и была известна за рубежом. Используемая литература: Г. Дайн / «Русская народная игрушка» / «Планета» / Москва / 1988


В раздел образования