Напоминание

Русская народная сказка "Снегурочка"


Автор: Шевлякова Светлана Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: с.Дубовка
Наименование материала: конспект
Тема: Русская народная сказка "Снегурочка"
Раздел: начальное образование





Назад





План – конспект урока литературного чтения во 2 классе.

Дата проведения: 5. 12. 2016 год

Тип урока УОН

Тема урока «Снегурочка» русская народная сказка

Цель урока:
 продолжить знакомство с малыми жанрами фольклорного искусства.  познакомить детей с русской народной сказкой « Снегурочка».  провести анализ данного произведения
задачи

Обучающие
 учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;  учить соотносить поговорки и пословицы с содержанием изучаемого произведения;  способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за средствами речевой выразительности, проследить за мелодичностью речи.
Развивающие
 Работать над языком сказки для раскрытия ее жанровых особенностей и идейно-художественного смысла (сюжет, композиция, стиль).  создавать ситуации для развития познавательного интереса учащихся;  ввести учеников через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
Воспитывающие
 уважение и любовь к устному народному творчеству;

содействовать формированию коммуникативной компетенции;  продолжить формирование нравственного облика учащихся, средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;  воспитывать добросовестное отношение к работе на уроке;  способствовать развитию креативности мышления учащихся;
Цели урока направлены на развитие у учащихся следующих

универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД: — учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; — эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; — чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой. Регулятивные УУД: — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; — оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям; — адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные УУД: — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; — основам смыслового восприятия художественных текстов; — строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Коммуникативные УУД: — адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; — допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; — контролировать действия партнёра; — использовать речь для регуляции своего действия;
Оборудование к уроку:

Учебник «Литературное чтение», 2 класс, автор Л.А.Ефросинина  карточки с отрывками из текста для групповой работы  толковый словарь В.И.Даля  Мультимедийная презентация к уроку.
Формы обучения:
 групповая  фронтальная  самостоятельная работа  парная работа  индивидуальная работа
Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.
- Доброе утро! Поприветствуйте наших гостей. Эмоциональный настрой: (под музыку) -Ребята, когда я шла на наш урок… Белая звёздочка с неба - Мне на ладошку упала, Мне на ладошку упала, Но не растаяла и не пропала, А превратилась в волшебную снежинку – снежинку наших желаний. -Закройте глаза, загадайте желания для нашего урока. - Загадали? Открываем глаза. Скажите мне только 3 желания, а остальные пусть останутся в секрете. Начните так…
Я хочу

I

I

.

Ц

е

л

е

п

о

л

а

г

а

н

и

е

.

-
А я хочу, чтобы мы были дружными и делились. Чем можно поделиться на уроке чтения? (знаниями) - Начнём наш урок с речевой разминки. Предлагаю красиво прочитать предложения, выделяя голосом отдельные слова. - Готовы? (чтение предложений со слайда с разной интонацией – Наши зимы очень прелестны).
3. Актуализация знаний.


Я знаю…
-Совсем недавно вы все вместе делали творческие работы к произведениям о зиме. Вспомните названия этих произведений, автора, а может быть и отрывок. -Молодцы! - На последнем уроке мы изучали произведение замечательного русского писателя В.И. … (Даля). Что вы о нём узнали? - Какую сказку мы прочитали? Каков её зачин? Кто главные герои? - А теперь предлагаю поработать в парах, и выполнить задание, подобное которому встречается в ВПР.
Что же я могу
… - Перед вами лежит лист под номером 1. Прочитайте текст. Вас ничего в нём не удивило?
Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.
-Предлагаю всё расставить по порядку, не забывайте слушать друг друга и помогать. (дети работают в парах). А теперь проверим, что у нас получилось. Лиса украла кур. Старик прогнал Жучку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Снегурочка в лесу потерялась. Жучка нашла Снегурочку. - Справились хорошо, молодцы!
4. Определение темы урока.
- Чтобы узнать тему нашего урока разгадайте загадку:
Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка! (снегурочка) - Волшебные снежинки упали и к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к сказочной Снегурочке. (1-
Снегурочка - сказочная

снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца
, 2-Снегурочка – внучка Деда Мороза, персонаж русских новогодних праздников) - Могла ли такая героиня как Снегурочка возникнуть например , в Индии, Австралии или Африке) - А кто её родственники? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева,…) 5.
Подготовка к изучению нового.
- Итак, сегодня мы прочитаем сказку «Снегурочка». Кто её автор, прочитайте в учебнике. Проблемная ситуация: А можно ли сказать, что сказку “Снегурочка” написал Л.Н. Толстой. (Толстой не написал сказку, а только обработал её и записал). - Кто летом читал эту сказку? Тогда будете мне помогать. — Сегодня мы будем читателями и исследователями. — В течение урока предлагаю выяснить и доказать: 1. К какому типу сказок относится сказка «Снегурочка»? 2. Каково происхождение этой сказки: древнее или современное?
6. Работа над произведением.
Словарная работа: — В тексте нам встретятся слова, которые мы сейчас не употребляем. Попробуем их объяснить. Если не справитесь, я помогу. «сафьяновые сапожки»- (сафьян) -
тонкая, мягкая окрашенная в яркие

тона кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.
«атласная лента» - лента из шёлковой, гладкой и блестящей ткани Лелеять – нянчить, воспитывать
Миновала - прошла Нездоровится - болеешь расти не по дням, а по часам – очень быстро души не чаяли – очень любили студёный ручей — холодный -Ну, а сейчас я предлагаю прочитать русскую народную сказку «Снегурочка». Чтение 1-2 части сказки учащимися по ролям. (заранее подготовленными учащимися).
Я читаю

7.Ф и з к у л ь т м и н у т к а (Мы – снежинки)

Я отдыхаю

8. Работа над произведением. (чтение 3 части)
Исследование сказки. — Докажите, ребята, что это сказка.
Зачин
Жили-были … — Есть ли в этой сказке признаки народной сказки? (дед, баба, матушка) Встречается разговорная лексика. — К какому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»? -Современная ли это сказка?
Работа в группах:
– Найдите и прочитайте отрывки из сказки, в которых рассказывается:
(лист №2)
1-ая группа: как старик со старухой вылепили Снегурочку 2-ая группа: как она постепенно оживала, 3-я группа: какая стала. 4-ая группа: Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки? 5-ая группа: Когда вам стало жалко Снегурочку?

9. Проверка первичного восприятия.
— Предлагаю проверить, хорошо ли вы слушали сказку «Снегурочка». Выполните
тест.
1. Из чего старики сделали Снегурочку? а) из теста; б) из снега; в) из соломы. 2. От чего пряталась Снегурочка? а) от дождя; б) от ветра; в) от солнца. 3. Чему была рада Снегурочка? а) дождю; б) граду; в) снегу. 4. Куда подружки звали гулять Снегурочку? а) в лес; б) в рощу; в) на луг. 5. Во что превратилась Снегурочка? а) в росу; б) в облачко; в) в туман.

Самооценка. (выставление оценок учителем)

10. Итог урока.
— Давайте подведём итог урока. Сегодня мы познакомились с главной героиней сказки -… А какой она была? (красивая, жизнерадостная, веселая, ласковая, приветливая, смышлёная, добрая, трудолюбивая). Смогли ли вы раскрыть тайну этой сказки? А тайна в том, что это сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает.
11. Рефлексия.
- Помните про свои желания, которые мы загадали в начале урока? Моё желание сбылось. Сейчас узнаем про ваши. -Если вам было хорошо и комфортно, покажите голубую снежинку. Если трудно и плохо – белую.
12. Домашнее задание.
-Дома прочитайте эту сказку по ролям. - Кому жалко Снегурочку, придумайте своё продолжение сказки. -Спасибо за урок.


В раздел образования