Автор: Шевлякова Светлана Георгиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16" Населённый пункт: с.Дубовка Наименование материала: конспект Тема: Русская народная сказка "Снегурочка" Раздел: начальное образование
План – конспект урока литературного чтения во 2 классе.
Дата проведения: 5. 12. 2016 год
Тип урока УОН
Тема урока «Снегурочка» русская народная сказка
Цель урока:
продолжить знакомство с малыми жанрами фольклорного
искусства.
познакомить детей с русской народной сказкой « Снегурочка».
провести анализ данного произведения
задачи
Обучающие
учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
учить соотносить поговорки и пословицы с содержанием изучаемого
произведения;
способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за
средствами речевой выразительности, проследить за мелодичностью
речи.
Развивающие
Работать над языком сказки для раскрытия ее жанровых особенностей
и идейно-художественного смысла (сюжет, композиция, стиль).
создавать ситуации для развития познавательного интереса учащихся;
ввести
учеников
через
литературу
в
мир
человеческих
отношений,
нравственных ценностей;
Воспитывающие
уважение и любовь к устному народному творчеству;
содействовать формированию коммуникативной компетенции;
продолжить
формирование
нравственного
облика
учащихся,
средствами
урока
воспитывать
в
учениках
уверенность
в
своих
силах;
воспитывать добросовестное отношение к работе на уроке;
способствовать развитию креативности мышления учащихся;
Цели урока направлены на развитие у учащихся следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
—
способность
к
самооценке
на
основе
критериев
успешности
учебной
деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
—
чувство
прекрасного
и
эстетические
чувства
на
основе
знакомства
с
отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД:
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
—
оценивать
правильность
выполнения
действия
на
уровне
адекватной
оценки соответствия результатов требованиям;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Познавательные УУД:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
— основам смыслового восприятия художественных текстов;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Коммуникативные УУД:
— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
—
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— контролировать действия партнёра;
— использовать речь для регуляции своего действия;
Оборудование к уроку:
Учебник «Литературное чтение», 2 класс, автор Л.А.Ефросинина
карточки с отрывками из текста для групповой работы
толковый словарь В.И.Даля
Мультимедийная презентация к уроку.
Формы обучения:
групповая
фронтальная
самостоятельная работа
парная работа
индивидуальная работа
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Доброе утро! Поприветствуйте наших гостей.
Эмоциональный настрой: (под музыку)
-Ребята, когда я шла на наш урок…
Белая звёздочка с неба -
Мне на ладошку упала,
Мне на ладошку упала,
Но не растаяла и не пропала,
А превратилась в волшебную снежинку – снежинку наших желаний.
-Закройте глаза, загадайте желания для нашего урока. - Загадали? Открываем
глаза. Скажите мне только 3 желания, а остальные пусть останутся в секрете.
Начните так…
Я хочу …
I
I
.
Ц
е
л
е
п
о
л
а
г
а
н
и
е
.
- А я хочу, чтобы мы были дружными и делились. Чем можно поделиться на
уроке чтения? (знаниями)
-
Начнём
наш
урок
с
речевой
разминки.
Предлагаю
красиво
прочитать
предложения, выделяя голосом отдельные слова.
- Готовы? (чтение предложений со слайда с разной интонацией – Наши зимы
очень прелестны).
3. Актуализация знаний.
Я знаю…
-Совсем недавно вы все вместе делали творческие работы к произведениям о
зиме.
Вспомните
названия
этих
произведений,
автора,
а
может
быть
и
отрывок.
-Молодцы!
- На последнем уроке мы изучали произведение замечательного русского
писателя В.И. … (Даля). Что вы о нём узнали?
- Какую сказку мы прочитали? Каков её зачин? Кто главные герои?
- А теперь предлагаю поработать в парах, и выполнить задание, подобное
которому встречается в ВПР.
Что же я могу …
- Перед вами лежит лист под номером 1. Прочитайте текст. Вас ничего в нём
не удивило?
Жучка нашла Снегурочку.
Снегурочка пошла с подружками в лес.
Старик прогнал Жучку.
Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.
Снегурочка в лесу потерялась.
Лиса украла кур.
-Предлагаю всё расставить по порядку, не забывайте слушать друг друга и
помогать. (дети работают в парах).
А теперь проверим, что у нас получилось.
Лиса украла кур.
Старик прогнал Жучку.
Снегурочка пошла с подружками в лес.
Снегурочка в лесу потерялась.
Жучка нашла Снегурочку.
- Справились хорошо, молодцы!
4. Определение темы урока.
- Чтобы узнать тему нашего урока разгадайте загадку:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка! (снегурочка)
- Волшебные снежинки упали и к вам на стол. Выберите из двух определений
то, которое подходит к сказочной Снегурочке. (1- Снегурочка - сказочная
снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца , 2-Снегурочка –
внучка Деда Мороза, персонаж русских новогодних праздников)
- Могла ли такая героиня как Снегурочка возникнуть например , в Индии,
Австралии или Африке) - А кто её родственники? (снег, снежинки, снеговик,
Снежная королева,…)
5. Подготовка к изучению нового.
- Итак, сегодня мы прочитаем сказку «Снегурочка». Кто её автор, прочитайте
в учебнике.
Проблемная ситуация: А можно ли сказать, что сказку “Снегурочка” написал
Л.Н. Толстой. (Толстой не написал сказку, а только обработал её и записал).
- Кто летом читал эту сказку? Тогда будете мне помогать.
— Сегодня мы будем читателями и исследователями.
— В течение урока предлагаю выяснить и доказать:
1. К какому типу сказок относится сказка «Снегурочка»?
2. Каково происхождение этой сказки: древнее или современное?
6. Работа над произведением.
Словарная работа: — В тексте нам встретятся слова, которые мы сейчас не
употребляем. Попробуем их объяснить. Если не справитесь, я помогу.
«сафьяновые сапожки»- (сафьян) - тонкая, мягкая окрашенная в яркие
тона кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.
«атласная лента» - лента из шёлковой, гладкой и блестящей ткани
Лелеять – нянчить, воспитывать
Миновала - прошла
Нездоровится - болеешь
расти не по дням, а по часам – очень быстро
души не чаяли – очень любили
студёный ручей — холодный
-Ну, а сейчас я предлагаю прочитать русскую народную сказку «Снегурочка».
Чтение 1-2 части сказки учащимися по ролям. (заранее подготовленными
учащимися).
Я читаю
7.Ф и з к у л ь т м и н у т к а (Мы – снежинки)
Я отдыхаю
8. Работа над произведением. (чтение 3 части)
Исследование сказки.
— Докажите, ребята, что это сказка.
Зачин Жили-были …
— Есть ли в этой сказке признаки народной сказки? (дед, баба, матушка)
Встречается разговорная лексика.
— К какому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?
-Современная ли это сказка?
Работа в группах: – Найдите и прочитайте отрывки из сказки, в которых
рассказывается: (лист №2)
1-ая группа: как старик со старухой вылепили Снегурочку
2-ая группа: как она постепенно оживала,
3-я группа: какая стала.
4-ая группа: Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки?
5-ая группа: Когда вам стало жалко Снегурочку?
9. Проверка первичного восприятия.
— Предлагаю проверить, хорошо ли вы слушали сказку «Снегурочка».
Выполните тест.
1. Из чего старики сделали Снегурочку?
а) из теста;
б) из снега;
в) из соломы.
2. От чего пряталась Снегурочка?
а) от дождя;
б) от ветра;
в) от солнца.
3. Чему была рада Снегурочка?
а) дождю;
б) граду;
в) снегу.
4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?
а) в лес;
б) в рощу;
в) на луг.
5. Во что превратилась Снегурочка?
а) в росу;
б) в облачко;
в) в туман.
Самооценка. (выставление оценок учителем)
10. Итог урока. — Давайте подведём итог урока. Сегодня мы познакомились
с
главной
героиней
сказки
-…
А
какой
она
была?
(красивая,
жизнерадостная,
веселая,
ласковая,
приветливая,
смышлёная,
добрая,
трудолюбивая). Смогли ли вы раскрыть тайну этой сказки? А тайна в том,
что это сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает.
11. Рефлексия.
- Помните про свои желания, которые мы загадали в начале урока? Моё
желание сбылось. Сейчас узнаем про ваши.
-Если вам было хорошо и комфортно, покажите голубую снежинку. Если
трудно и плохо – белую.
12. Домашнее задание.
-Дома прочитайте эту сказку по ролям.
- Кому жалко Снегурочку, придумайте своё продолжение сказки.
-Спасибо за урок.