Напоминание

"Край Алтайский, хлеборобный"


Автор: Гаврилова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР -"Детский сад №105"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Край Алтайский, хлеборобный"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Край Алтайский, хлеборобный» Задачи: - Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину. - Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, что в нашей стране для всех людей хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные машины помогают им в работе. -Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба, закрепить названия основных профессий хлеборобов (тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.), сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона). - Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. - воспитывать любовь к родному краю, гордость за его жителей. Предварительная работа: Чтение стихов, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание альбома «Хлеб всему голова», «Что сначала, что потом». Чтение рассказов: «Как плуг-нож землю пашет» Ю. Круторогов, «Руки человека» Я. Дягутите, «Что всего дороже?» Л. Извекова и др. Материал: иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ, иллюстрация «В избе», изображение герба и флага Алтайского края, колоски, каравай. Ход занятия: - Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. Послушайте загадку: «Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. Без него плохой обед, Вкусней его на свете нет» (хлеб)
Правильно, это хлеб. А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб? (ответы детей – мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый, без него плохой обед). - Верно, молодцы! Хлеб мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. - А из чего делают хлеб? ( из муки) - Какая бывает мука? ( пшеничная, ржаная) - Какой хлеб получится из пшеничной муки? (белый) - А из ржаной муки? (темный) - Ребята, мы с вами знаем из чего делают хлеб, как люди выращивают пшеницу и рожь, знаем, что его можно купить в магазине. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. Наш край славится своим хлебом. Не зря и на гербе и на флаге Алтайского края изображены золотые колосья пшеницы. - А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (хлеборобы) В наше время у них много помощников – машин: трактора, сеялки, комбайны. - Однако раньше на Руси хлеб выращивали без помощи машин. Землю вспахивали плугом вручную. К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идее сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. - Давайте представим, что мы сеятели. (дети показывают как разбрасывать зерно). - Ребята, как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (безветренная). Почему? (ответы детей). - Что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождей в меру). Вот и кликали люди дождик: «Дождик, дождик, поливай – Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки». - Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе? (ответы детей). - Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. - И обед не в обед, коли хлеба нет. - Без печки холодно, без хлеба голодно. - Хлеб в пути не в тягость. - Едешь на день, а хлеба бери на неделю. - Хлеб в закрому, что хозяин в дому. - Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска. - Голодной куме только хлебушек на уме. - На хлеб много не просердишься. - Хлеба край – под елкой рай, а хлеба ни куска, и в тарелке тоска. - Ешь пироги, а хлеб вперед береги. - Хлеб ногами топтать – народу голодать. - Надо хлеба и после обеда. - Не трудиться, так и хлеба не добиться. - Хочешь есть калачи, не сиди на печи. - Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. - Кто землю леет, того земля жалеет. - Кто пахать ленится, у того хлеб не родится. - Молодцы! Ну что ж, выросли пшеница и рожь, налились колосья. Быстро надо убрать урожай, а то колосья могут осыпаться – пропадет урожай. - В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна, а для этого брали цеп – ручное орудие для молотьбы; и били им по колоскам. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука. А из муки, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное - хлеб. - Как народ работал в поле мы узнали, а где же он отдыхал? Как назывались дома на Руси? (избы) Беседа по иллюстрации «В избе».
- А теперь давайте и мы отдохнем. Физкультминутка «Колос растет». - Отдохнули, размялись. Продолжим разговор о хлебе и посмотрим, как в наше время хлеб выращивают. - Так теперь пашут и сеют (иллюстрации). Вспашут землю трактором, проборонят бороной, как расческой причешут. Посеют семена. С самолетов опыляют поля, чтобы хорошо росли пшеница и рожь, не было сорняков. - Созреют зерна – колосья станут сухие, золотистые, а зерна твердые. Тогда на поле выезжают комбайны, которые и срежут, и сожнут колосья, вымолотят из колосьев зерна и в грузовики насыпят. Едва машины поспевают возить зерно на элеватор (где хранят зерно). Часть зерна оставят, чтобы на следующий год посеять, а остальное везут на мукомольный завод. Зерна смелют в муку. Потом муку отвезут на хлебозавод, где замесят тесто и испекут хлеб. Отвезут в магазин. - Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба. (агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.). Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому, как мы все должны относиться к хлебу? (ответы детей). Воспитатель уточняет: - Что значит бережно? - Куда деть крошки? - Кому сейчас голодно? Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его. - А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру (образование новых слов к слову «хлеб»). - Назови хлеб ласково (хлебушек) - Крошки хлеба какие? (хлебные) - Квас из хлеба как называется? (хлебный)
- Прибор для резки хлеба? (хлеборезка) - Посуда для хлеба? (хлебница) - Кто выращивает хлеб? (хлебороб) - Кто печет хлеб? (хлебопек) - Назовите завод, где выпускают хлеб. (хлебозавод) - Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия) - Молодцы, хорошо поиграли. Ребята, мы сегодня с вами много о хлебе говорили, и мы решили вам сделать сюрприз, но сначала послушайте такие слова: «Ветер спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят!» - Что это за золотые руки? (хлеборобы) - Молодцы! За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, много знаете о нем, я принесла вам в подарок каравай. - Спасибо. Занятие окончено.


В раздел образования