Автор: Базыльская Надежда Леонидовна Должность: заместитель директора Учебное заведение: МАУ "Детский центр отдыха "Чайка" Населённый пункт: город Чернушка, Пермский край Наименование материала: Школа вожатых Тема: Верёвочный курс Раздел: дополнительное образование
Прохождение «верёвочного курса» очень важное мероприятие, проходящее
в первые дни пребывания детей в лагере. Хочу предложить некоторые
игры из этого курса
Квадрат
Цель:
Развитие
коммуникации
внутри
команды,
развитие
креативного
мышления.
Задачи:
1.Оценить слаженность действий команды
2.Отметить уровень коммуникаций внутри команды
3.Мотивировать
участников
на
«слышание»
друг
друга4.Подчеркнуть
значимость каждого участника
4.Поддерживать постоянную генерацию идей
5.Донести до участников ответственность за свои слова
6.Позиционировать команду, как единое целое
Содержание упражнения:
Описание
Участники
становятся
в
круг,
закрывают
глаза
и
берут
в
руки
верёвочное
кольцо.
Задание Сложить из кольца квадрат или любую другую фигуру.
Правила
запрещается
открывать
глаза
когда
участники
считают,
что
упражнение
выполнено, они кладут полученную фигуру на землю и говорят «готово»
Критерии для остановки упражнения:
нарушение правил,
нецелесообразность дальнейшего выполнения
В случае нарушения правил Вся команда начинает упражнение заново
Оценка уровня безопасности упражнения: 1
Результаты:
взвешивать свои слова
прислушиваться к другим участникам
быть ответственным за свои действия
осознавать свой вклад в общую победу
слаженно действовать
подстраиваться под командупроявлять гибкость в поиске стратегии
Падение на доверие (Trust fall)
Цель:
Самостоятельно
принять
личное
решение
довериться
команде
в
критической ситуации
Задачи упражнения:
1.Брать
на
себя
личную
ответственность
за
свое
решение
в
команде,
и
понимать, что такое командная ответственность
2.Честно оценивать свои силы, мотивацию, свои личные усилия
3.Находить и понимать свои внутренние страхи, которые мешают довериться
команде и развиваться вместе с ней, достигая общего результата.
Подготовка к упражнению:
Готовность группы:
Группа готова рисковать в команде,
Установлены доверительные отношения,
В коллективе проявляется между участниками забота и поддержка.
Работа с командой до непосредственного выполнения упражнения:
Проведен соответствующий разговор о доверии, заботе и поддержке в команде.
Например: «Как Вы понимаете слово (забота, доверие, поддержка) »?
После общего обсуждения, обязательно нужно дать слово для высказывания
каждому участнику;
Проведены
подготовительные
упражнения
по
концентрации
внимания
и
собранности;
Проведен инструктаж по безопасности;
В команде уже выработана схема проведения обсуждения после выполнения
каждого упражнения;
Было
делегировано
проведение
одного
из
упражнений
и
контроль
за
соблюдением правил самим участникам;
Количество участников в команде не менее 9.
Содержание упражнения: Это упражнение состоит из нескольких «шагов», на
каждом из которых тренер выдает участникам задание и инструкции для его
выполнения.
Некоторые
инструкции-задания
тренер
проговаривает
с
участниками в процессе выполнения.
Шаг 1. Время выполнения: 12—15 минут
Описание.
Предварительный
проход
к
месту
выполнения
упражнения,
выполняется участниками с закрытыми глазами
Задание.
Проговаривается
тренером
одновременно
с
тем,
как
участники
выполняют действия, указанные в задании:
Повернитесь направо, положите руки на плечи впереди стоящему участнику,
закройте глаза, мы начинаем движение.
Ваше задание — прийти в конечную точку, не разорвав цепочки
... а теперь движение продолжается в полном молчании
Почувствуй плечо своего товарища
Начни доверять впереди идущему участнику
Вы можете двигаться быстрее
Вы можете двигаться еще быстрее
Ты
можешь
полностью
довериться
впереди
идущему,
отнестись
с
ответственностью к данному заданию.
Остановись
Теперь ты должен повернуться на 180 градусов и положить руки на плечи
впереди стоящему
Продолжай движение с закрытыми глазами и в полном молчании
И остановись не открывая глаз
опусти руки
повернись в круг
Ты находишься в полном молчании
Открой глаза.
Обсуждение и результаты:
доверие к своей команде
сконцентрированность и внутренняя собранность
чувство готовности к выполнению упражнения
«чувство плеча»
Шаг 2: Время выполнения: 10—15 мин.
Описание. Сейчас один из участников Вашей команды по выбору поднимется
на площадку, станет к команде спиной, установит руки особым способом и
упадет команде на руки.
Во время падения он должен держать ровно спину и не разбрасывать руки в
стороны. Он упадет Вам на руки и попадет в «колыбельку», которую вы — его
команда — создадите для него. Он будет падать ровно, чтобы не разорвать
Ваших
рук,
и
тогда
весь
вес
его
распределится
равными
долями
между
страхующими участниками.
Задание.
Правильно
образовать
страховочную
командную
«колыбель»
для
участника, который будет выполнять падение.
Команда становится в две шеренги лицом к друг другу
Возьмите за руку рядом стоящего участника, теперь согните руку в локтях,
ладонями вверх
Ваша рука и рука рядом стоящего участника должна находится на уровне
пояса по центру туловища участника стоящего перед Вами
Ладони
страхующих
прямые,
руки
не
должны
перекрещиваться,
чтоб
не
причинить увечий участнику, выполняющему падение
Выставьте назад правую ногу для упора
Подымите
головы,
немного
подняв
подбородок
и
смотрите
на
затылок
участника
Правила.
1.Все команды и ответ участника, выполняющего падение, проговариваются
громко и отчетливо
2.Запрещено поздравлять участников встрясками
3.Снять часы и другие украшения на руках, чтоб не причинить царапин и
ушибов участникам выполняющим упражнение
Обсуждение и результаты:
Понимание правил — для чего нужно держать руки прямо, зачем поднимать
голову, и т.п.
Понимание того, насколько важно во время упражнения быть собранным и
концентрированным
Готовность довериться своей команде во время падения
Шаг 3. Время выполнения для одного участника: 10—15 мин.
Описание. Участник, выполняющий упражнение, становиться на пень высотой
1,2—1,6 метра, выравнивает спинку, складывает руки в «замок» или особым
образом.
Задание. Упасть с площадки спиной вперед на руки своей команде.
1.Участник принимает личное решение выполнить упражнение
2.Становится спиной к площадке, с которой будет выполняться падение, в круг
со всей командой
3.Честно
и
прямо
говорит
команде
о
своем
решении:
«Я
выполняю
это
упражнение, потому что___________________ »
4.Выбирает участника для личной поддержки, связующее звено между собой и
всей командой, и говорит ему: «Ты будешь моей поддержкой»
5.Получает ответ от участника, которого он выбрал для личной поддержки
6.Выбирает не менее 8 участников для страховки: подходит к страхующему
участнику и задает вопрос «Ты будешь моим страхующим?»
7.Поднимается на площадку и становится спиной к страхующим
8.Поддерживающий
участник
становится
на
расстоянии
1,2—1,5
метра
от
участника, выполняющего падение, лицом к нему
9.Участник, выполняющий падение, складывает руки особым образом, чтобы
не навредить страхующим во время падения
10.Громко задать вопрос «Страхующие готовы?»
11.Услышать ответ от своей команды, который должен быть четким и громким:
«Готовы»
12.Громко сообщить команде свое решение: «Я падаю»
13.Услышать громкий и четкий ответ от команды «Падай»
14.Доверится команде на 100%
15.Ровно упасть на руки страхующих
После этого:
1.Команда осторожно опускает человека на землю
2.Участник становится в круг и рассказывает о своих личных ощущениях
команде
3.Участник, выполнявший задание, благодарит команду
4.Другие участники могут сказать о своих ощущениях
Правила:
1.Отвечать участнику, который будет выполнять падение, на его вопросы в
кругу можно только кивком головы
2.Запрещено
касаться
участника,
пожимать
руку,
обнимать
до
выполнения
падения
3.Участник, который выбран для индивидуальной поддержки, может словами
помочь участнику, выполняющему задание, принять решение
Обсуждение после выполнения участником падения:
Что чувствовал во время выполнения упражнения?
Поделись с командой тем, что помогло тебе решиться на падение.
Уровень безопасности: 9
Условия для проверки безопасности перед каждым падением:
Команда образует две шеренги, которые стоят лицом к друг другу
В процессе страховки не менее 8 человек
Руки участников находятся на одном уровне у всех членов команды
Шеренга должна равняться по участнику, выполняющему падение
Каждый страхующий участник должен отставить правую ногу назад, снять все
украшения с рук, поднять голову и подбородок, смотреть на затылок участника
выполняющего упражнение
Участник и или технический инструктор находится в конце шеренги, ловит
голову выполняющего упражнения
Возможно,
при
большом
весе
участника
выполняющего
упражнение,
технический инструктор становиться еще в середине для подстраховки
Готовность
команды
к
выполнению
упражнения
и
концентрация
каждого
участника — 100%
Общее обсуждение и результаты:
Ощущения
при
выполнении
каждого
из
шагов
упражнения,
изменения
в
личных ощущениях
Доверие в команде, доверие ко всем членам команды
Личное персонифицированное доверие
Страхи, которые возникали при выполнении упражнения, их причина
Что помогло каждому из участников выполнить упражнение?
Ковер-самолет
Цель:
Достижение
максимального
сближения
между
членами
команды
и
координации действий.
Задачи:
1.Акцентировать внимание на развитие у участников умения «слышать» друг
друга2.Подчеркнуть важность слаженности действий
Донести до участников важность четкого выполнения команд
Сблизить участников
Содержание упражнения:
Описание На земле лежит коврик. Команда заходит на него.
Задание Перевернуть коврик на другую сторону.
Правила
Запрещается касаться земли любыми частями тела, одеждой, обувью
Критерии для остановки упражнения:
нарушение правил,
нецелесообразность дальнейшего выполнения
небезопасность выполнения
В случае нарушения правил Вся команда начинает упражнение заново
Оценка уровня безопасности упражнения: 4
Если участники выбирают во время выполнения упражнения, взять на руки или
посадить на плечи кого-то, то необходимо страховать сидящих сверху.
Результаты:
слаженно действовать в условиях затрудненного зрительного контакта
доверие к действиям члеам своей команды
осознание ответственности за свои действия
Шагом марш
Цель:
Тренировка взаимодействия не только в пределах одной мини-команды, а между
всеми участниками тренинга.
Задачи:
1.Проследить за безопасностью участников.
2.Оценить характер взаимодействия между участниками.
3.Закрепить
постулат
о
том,
что
в
командной
работе
физический
уровень
отдельных участников не имеет значения.
4.Проверить, усвоены ли новые навыки и умения, используют ли их участники.
5.Уровень взаимопомощи между участниками.
Содержание упражнения:
Описание: Две линии обозначают пункт А и Б. Участники строятся в шеренги в
пункте А. Каждый участник связывает шнурком свою правую ногу с левой
ногой соседа справа так, чтобы они были плотно прижаты одна к другой, а
левую ногу — с правой ногой соседа слева.
Задание: Переправиться из пункта А в пункт Б всей командой.
Правила:
1.Участники кладут руки на плечи впереди стоящим.
2.Участники все должны пересечь пункт Б.
3.Петь одну общую песню.
Критерии для остановки упражнения:
небезопасный способ выполнения,
нарушение правил.
В случае нарушения правил:
возвращается вся команда.
Средняя продолжительность проведения: от 5 минут до 20 минут.
Моделирование игровой ситуации: Вы осуществляете побег с каторги. Ваши
ноги связаны цепями. Необходимо добраться до кузницы, чтобы освободиться
от них.
Оценка уровня безопасности упражнения: 2
Опасность
потерять
равновесие
и
упасть,
особенно
для
участников
с
ограниченными физическими возможностями, или в неудобной обуви.
Результаты:
действовать слаженно,
заботится о безопасности других участников,
подстраиваться под команду,
оказывать поддержку другим членам команды,
быстро находить эффективную стратегию в большой команде.
Материалы: Шнурки до 40 см длиной (по количеству пар ног).
Разминка и разогрев
«Человек к человеку»
Для игры нужно нечетное количество участников.
Описание
игры.
Участники
объединяются
в
пары,
оставшийся
без
пары
участник
—
водящий;
водящий
подает
команды,
называя
определенным
образом части тела, например: «нос к носу», «щека к щеке», «локоть к локтю» и
пр.; участники должны коснуться друг друга названными частями тела. Когда
водящий
говорит:
«человек
к
человеку»,
участники
образуют
новые
пары,
оставшийся
без
пары
участник
становится
водящим,
после
чего
игра
повторяется сначала.
Результат:
Игра
способствует
созданию
атмосферы
близости,
веселья
и
свободного творчества. Вызов для участников определяется необходимостью
физического контакта и его возможной экзотичностью.
«Носики»
Описание игры. Упражнение проводится в парах и может быть представлено,
как
«особенный
способ
приветствия,
принятый
на
«Веревочном
Курсе».
Упражнение заключается в следующем: участники встают друг напротив друга,
касаются друг друга носами («трутся носами») и делают шаг назад, после чего
опять касаются носами и делают шаг назад и т.д. Упражнение заканчивается,
когда участники уже не могут достать носами друг друга.
Результат.
создание
в
группе
атмосферы
близости,
веселья,
доверия
(если
участники опираются друг на друга «домиком») и свободного творчества в
поиске вариантов решения. Прежде чем предлагать группе это упражнение,
оцените, не покажется ли физический контакт «нос к носу» слишком тесным
для участников (малознакомые группы).
Безопасность. По мере того, как участники расходятся все дальше и вынуждены
поддерживать равновесие, опираясь друг на друга, упражнение становится все
более опасным (в случае скольжения ног возможен удар коленями и локтями о
землю, при этом можно ударить партнера головой по лицу). Поэтому тренеру
необходимо постоянно держать всю группу в фокусе и быть готовым страховать
(причем, одновременно несколько пар).
«Путаница»
Описание игры. Участники становятся вместе близко друг к другу, берутся за
руки наиболее хаотичным образом. После чего им предлагается «распутаться»
не разжимая рук. Ключевой момент — «перепутать» их максимально быстро,
удачно и не потеряв энергию.
«Пальчики»
Описание игры. Участники рассаживаются (встают) в круг. Каждый сжимает
правую руку в кулак и по команде инструктора все «выбрасывают» пальцы.
Цель состоит в том, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили
одно
и
то
же
число.
Участникам
не
разрешается
договариваться,
перемигиваться
или
пытаться
согласовать
свои
действия
любыми
другими
способами. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет цели.
Количество попыток может быть ограничено тренером.
«Джамп»
Описание игры. Участники встают в шеренгу на расстоянии шага друг от друга
лицом в одну сторону и по команде тренера подпрыгивают, поворачиваясь в
прыжке вокруг оси на 90° или 180° в любую сторону. Задача участников —
после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться
повернутыми лицом в одну и ту же сторону.
«Ураган»
Описание игры. Участники становятся в общий круг.
«В игре есть один водящий, сначала им буду я. Я, как водящий, говорю вам:
«Поменяйтесь
местами
те,
у
кого...».
И
называю
любой
признак,
который
объединяет хотя бы нескольких из вас. Те из вас, у кого есть этот признак,
должны
поменяться
местами.
Очень
важно
обязательно
успеть
поменяться
местами. Кто не успеет, становиться водящим. Моя задача, как водящего, —
занять ваше место, пока вы меняетесь местами. В игре нельзя оставаться на
своем
месте,
если
у
вас
есть
указанный
водящим
признак.
Тогда
вы
автоматически
становитесь
водящим.
Новый
водящий
тоже
говорит:
«Поменяйтесь местами те, у кого...». Если вы не можете найти общий признак,
то даете команду «Ураган!».
«Сороконожка»
Описание
игры.
Участники
становятся
друг
за
другом,
держась
за
талию
стоящего впереди человека. Теперь они — сороконожка. По команде тренера
сороконожка
начинает
двигаться
вперед,
выполняя
указания.
Задача
—
сохранить целостность цепочки. Во время передвижения «сороконожки» тренер
меняет задание: «сороконожка двигается на одной ноге, в полу-присяде и т. д.».
Приседушки
Это одно из классических упражнений разминки. Оно состоит из нескольких
частей (обычно, трех). Первая часть выполняется в парах, вторая — в четверках
или пятерках, заключительная — всей группой.
Первая часть упражнения (в парах) для большинства участников оказывается
упражнением «на доверие»: для того чтобы встать самому, надо сделать так,
чтобы встал твой партнер. Ниже приводится стенограмма вводной в первую
часть упражнения:
«Найдите себе партнера. Пусть это будет новый партнер. Встаньте лицом друг к
другу. Внимательно слушайте инструкции. Задание следующее: взявшись за
руки,
касаясь
носками
носков
своего
партнера,
одновременно
сесть
и
одновременно
встать.
Еще
раз:
взявшись
за
руки,
касаясь
носками
носков
своего партнера, одновременно сесть и одновременно встать. Вперед!»
Следите за тем, чтобы пары не стояли слишком близко друг к другу. Осмотрите
площадку, куда будут садиться участники на предмет неровностей (ямы, кочки),
посторонних
предметов
(шишки,
корни
деревьев)
или
препятствий
(стена,
дерево и т.д.). Возможно, стоит обратить внимание участников на безопасность
(«Прежде
чем
вы
начнете,
посмотрите
куда
вы
будете
садиться»).
Как
инструктору, Вам необходимо постоянно держать всю группу в фокусе и быть
готовым страховать (причем, одновременно несколько пар).
Если некоторые участники не садятся на пол, а приседают на корточки, можете
сделать следующее:
громко сообщить всей группе, что «сесть — означает сесть попой на землю»;
спросить у участников, как они будут понимать слово «сесть» и в чем они
видят разницу между «сесть» и «присесть», и *предложить прийти к общему
пониманию и согласию;
принять происходящее и не вмешиваться и т.д.
Если пара выполнила задание и находится в некоторой растерянности по поводу
того, что делать дальше, Вы можете:
предложить им сделать это еще пару раз («Что делать дальше? А вы получили
удовольствие? [Нет] Тогда получите! или [Да] Отлично! Тогда можно сделать
еще пару раз.»):
начать вовлекать их в групповое взаимодействие — страховать, поддерживать,
предлагать новые варианты и т.д. («У вас получилось? Отлично! А как дела у
остальных?»).
Прежде
чем
переходить
к
следующей
части
убедитесь,
что
каждая
пара
выполнила задание (или, по крайней мере, считает что выполнила).
Следующая часть упражнения (в четверках) является скорее «повторением и
закреплением пройденного». Участники делятся друг с другом опытом «как это
было»,
достаточно
быстро
договариваются
и
получают
результат.
Ниже
приводится стенограмма вводной:
«Теперь объединитесь в три группы: четыре, четыре и пять человек. Задание то
же самое: взявшись за руки, касаясь носками носков своих соседей справа и
слева, одновременно сесть и одновременно встать. Еще раз: взявшись за руки,
касаясь носками носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и
одновременно встать. Вперед!»
Здесь вы можете быть более требовательными по отношению к результату с
точки
зрения
«одновременности»
(«Вы
выполнили
задание?
Было
ли
это
одновременно? Придите к согласию.»). Продолжайте работать над вовлечением
участников в групповое взаимодействие.
Вопросы касающиеся безопасности те же, что и в предыдущей части. Если в
группе есть люди, вызывающие у вас опасения (например, явно более слабые,
или с избыточным весом, или сообщившие о какой-то травме и т.д.) — не
упускайте их из виду, старайтесь находиться поближе в момент «одновременно
сесть» и будьте готовы подстраховать голову и спину.
И, наконец, последняя часть. Вариант вводной:
«Кто уже догадался, что будет дальше? Верно, теперь все вместе. Задание то же
самое: касаясь носками носков своих соседей справа и слева, одновременно
сесть и одновременно встать. Еще раз: касаясь носками носков своих соседей
справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать. Вперед!»
Первое, что обычно делают участники — пробуют воспользоваться го товым
решением, полученным в предыдущих частях: встают в круг, берутся за руки и
садятся на «три-четыре». Одни группы после первой пары попыток понимают,
что прошлый опыт здесь «не работает» и начинают искать новое решение.
Другие
группы
могут
потратить
до
получаса
делая
одно
и
то
же
с
незначительными вариациями. Ваша задача — обеспечить безопасность.
Обычно в группе выделяются несколько человек, которые начинают руководить
процессом (по очереди или одновременно). Ваша задача в это время держать
свои глаза и уши широко раскрытыми — способы проявления тех или иных
участников,
их
действия,
стратегии
и
выборы
могут
послужить
отличным
поводом
для
обсуждения
после
упражнения.
Кроме
того,
Вы
можете
ис -
пользовать их же собственные слова для того, чтобы управлять процессом и
направлять его в нужную сторону (если Вы посчитаете это полезным). Ну и
наконец, Вам нужно хорошо представлять себе ситуацию: атмосфера в группе
может сильно накалиться (особенно, если у этих участников уже были прошлые
отношения).
Поиск
новых
решений
обычно
ведется
по
следующим
направлениям:
по-
другому
взяться
за
руки,
по-другому
садиться
и
поменять
расположение.
Рассмотрим подробнее различные варианты решения и проанализируем их с
точки зрения безопасности.
Рассмотрим направление «по-другому взяться за руки». Итак, группа стоит в
круге лицом в центр. Участники могут:
взяться
за
руки
с
ближними
соседями,
круг
максимально
широкий.
Приходится очень широко расставлять ноги — неудобно, неустойчиво. Когда
группа садится, круг становится шире — больно держаться, цепочка почти
наверняка рвется, кто-то падает.
взяться за руки с ближними соседями, круг максимально тесный. Руки не
натянуты, а значит нет опоры друг на друга. Пытаются садиться и вставать
самостоятельно — мешают друг другуи все равно не получается одновременно.
сцепиться
локтями
с
ближайшими
соседями.
Когда
группа
садится,
круг
становится шире — больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то
падает.
взяться за руки через одного за спинами друг друга. Когда группа садится, круг
становится шире — больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то
падает.
взяться за руки через одного/двух внутри круга. Наиболее приемлемый способ.
Работает всегда. Опасность связана с возможным заваливанием при вставании.
Обратите внимание, если Вы не скажете, что участники должны встать в круг,
то появляется еще два красивых и безопасных способа решения:
участники встают в два круга (внешний лицами в центр и внутренний лицами
к внешнему) и каждый берет за руки двух человек на против;
участники встают в две шеренги лицом друг к другу;
Ромашка
Задания к «Ромашке»
1. Исполни песню любую, + хрю-хрю дрыгая ногами сидя на стуле
2. прокрякай песню «Стюардесса по имени Жанна»
3. Изобразите сценку – хирург на операции
4. Изобрази сценку «Вор в чужой квартире
5. Маленькой ёлочке холодно зимой. Из лесу ёлочку взяли мы домой.
Замени гласные на «ю»
6. Изобрази сценку «Суслик не заметно пытается стащить стул»
7. Проквакай песню «Ах, Лёха. Леха»
8. Изобрази курочку
9. Ты червяк
10.
Изобрази кошечку
11.
Изобрази пингвина
12.
Изобрази змею
13.
Прочитать торжественно стихотворение – заменяя слова на
ква-ква.