Напоминание

Современный подход к формированию навыков смыслового чтения


Автор: Воронина Любовь Мартемьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ТСОШ №1 им. А. А. Мезенцева
Населённый пункт: пгт. Таксимо
Наименование материала: статья
Тема: Современный подход к формированию навыков смыслового чтения
Раздел: начальное образование





Назад





«Современный подход к формированию навыков смыслового чтения»
(слайд 2) Эти люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели. Гете (слайд 3) По мере приближения к информационному обществу от образования все больше ожидают формирования личности, способной к самореализации, к самостоятельному ответственному решению жизненных проблем, то есть личности, обладающей определенным набором компетенций. «Грамотность – базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое. Грамотность определяет способность и готовность человека к активному усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни». Именно поэтому необходимым требованием к человеку новой эпохи является овладение текстовой культурой, или читательской грамотностью. (слайд 4) В 2007 году в нашей стране разработана «Национальная программа под- держки и развития чтения в России». Срок реализации программы – до 2020 года. Цель разработки и реализации Национальной программы в повышении культурной компетентности членов общества за счет:  Роста читательской активности;  Повышения читательской компетентности, понимаемой как совокуп- ность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письмен- ной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных це- лях. 1
(слайд 5) Школы России перешли на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти свое отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, цель которого научить ребенка способам деятельности, приобрести опыт самосто- ятельного решения проблем. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой. Не случайно Федеральные госу- дарственные образовательные стандарты начального и основного общего об- разования включают в метапредметные результаты освоение основной об- разовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения». Основные умения смыслового чтения:  Умение осмысливать цели чтения;  Умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;  Умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;  Умение определять основную и второстепенную информацию;  Умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей;  Умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации (слайд 6) Очевидно, что развитие умений смыслового чтения у младших школьни- ков должно быть направлено на овладение ими навыками и приемами пони- мания информации, содержащейся в тексте. 2
Известный ученый-психолог А. А. Леонтьев так говорил о недостаточной роли школы в формировании читательской грамотности: «…сегодняшняя школа учит в основном технике чтения, но оказалась неспособной учить соб- ственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержа- тельной стороны целостного текста». (слайд 7) В современном обществе умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового по- коления заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значения слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуаци- ях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассмат- ривать как подчиненную смысловой. (слайд 8) Когда учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения? Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершен- ствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысло- вой его стороной. Ребенок должен понимать, зачем он читает. На данном эта- пе учитель озвучивает ребенку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое сло- во, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Но на данном этапе начинаются первые трудности при работе с текстом. (слайд 9) Возникает проблема: ребенок правильно читает все слова в предложении, но не понимает его смысла. 3
Одна из вероятных причин: читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же по- нимания на момент прервался. Как же решить данную проблему? Например, перед чтением текста обучающиеся прочитывают столбик слов, имеющих одинаковое начало или конец (при этом читают его несколько раз: медленно, убыстряя темп, громко, тихо и т.д.). Предвидя, какое слово станет для детей «затруднительным» для понимания, сначала дать его полное описание, часто в сопровождении с рисунком, фотографией, а затем попросить найти это сло- во в столбике.
Например: аэроплан, аэросани, аэростат, аэропорт, аэродром.

Летательный аппарат с корпусом, наполненным газом, кото-

рый легче воздуха. (аэростат)
Поняв значение слова, дети приступают к прочтению текста и его осмыс- лению. Безусловно, обучение смысловому чтению проходит на всех учебных предметах. (слайд 10) На уроках литературного чтения Основным приемом, обеспечивающим развитие читательской компетент- ности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каж- дый раз с новым заданием. Вот тогда ребенок откроет в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Виды работ с текстом делятся на два эта - па прочтения: первичный и вторичный. Например, после первичного прочте- ния использовать чтение - «спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», обучающиеся ищут ответы на заданные вопросы. Использование на уроках чтения разнообразных видов работ над текстом влияет на развитие интереса к чтению. (слайд 11) 4
На уроках русского языка создаем проблемную ситуацию, которая требу- ет от обучающихся поискового чтения, которое осуществляется на основе вы- борочного и просмотрового чтения. Так, при изучении темы «Запись географических названий» нужно поста- вить перед обучающимися проблему: найти среди данных слов (Б/б) айкал, (М/м) уя, Г/г олубой) имена собственные. Ребята выбирают только 2 слова (Байкал, Муя), т.к. им понятна смысловая сторона этих слов. Но затем даем детям текст, из которого узнают, что слово «Голубой» тоже может стать именем собственным. Вывод о том, когда это может произойти, делают само- стоятельно. Читая текст, обучающиеся не только разрешают поставленную проблему, но и знакомятся с информацией о своем родном крае. (слайд 12) На уроках математики Также проблема может возникнуть и на уроках математики: ученик не пони- мает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения. В первом классе предлагаем родителям в помощь алгоритм действий при ра- боте над разными видами задач (с вопросами и словами для рассуждения). Систематическое использование этого алгоритма приводит к его запомина- нию и самими учениками. В третьем классе при решении задач, например, на нахождение четвертого пропорционального, ученики используют чертежный инструмент, линейку, которая помогает им правильно вести ход рассуждения и выбирать нужный знак действия в решении. Рассуждение всегда ведется от главного вопроса, который сигнально выделяется красным карандашом. На уроках активно используем работу в парах. При такой работе ученики рассу- ждают вместе, учат друг друга, исправляют. Результатом станет снижение ко- личества обращений за помощью к взрослым, т.к. дети приучат себя к само- стоятельному рассуждению. А также увеличится количество обучающихся, которые перестанут бояться решать задачи повышенной трудности. 5
Каких результатов достигнут обучающиеся при сформированности навыков смыслового чтения? Сформированность навыков смыслового чтения просматривается в ре- зультатах предметных конкурсов разных уровней «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», а также предметных олимпиад. (слайд 13) Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой диагностической работы. Эта работа позволяет увидеть, какие УУД хорошо сформированы, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы. По- сле написания нескольких работ можно отследить уровень сформированно- сти универсальных учебных действий, как у отдельных учащихся, так и у всего класса в целом. Регулярная работа с текстом позволяет своевременно устранить проблемы в смысловом понимании текстов разных жанров. (слайд 14) Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов. Наша задача, учителей начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обу- чения», подготовив детей к обучению в основной школе. 6


В раздел образования