Современный подход к формированию навыков смыслового чтения
Автор: Воронина Любовь Мартемьяновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ТСОШ №1 им. А. А. Мезенцева Населённый пункт: пгт. Таксимо Наименование материала: статья Тема: Современный подход к формированию навыков смыслового чтения Раздел: начальное образование
«Современный подход к формированию навыков смыслового чтения»
(слайд 2) Эти люди и не подозревают,
каких трудов и времени стоит научиться читать.
Я сам на это употребил 80 лет
и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.
Гете
(слайд 3)
По мере приближения к информационному обществу от образования все
больше ожидают формирования личности, способной к самореализации, к
самостоятельному ответственному решению жизненных проблем, то есть
личности, обладающей определенным набором компетенций. «Грамотность –
базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и
осваивать новое. Грамотность определяет способность и готовность человека
к активному усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни».
Именно поэтому необходимым требованием к человеку новой эпохи является
овладение текстовой культурой, или читательской грамотностью.
(слайд 4)
В 2007 году в нашей стране разработана «Национальная программа под-
держки и развития чтения в России». Срок реализации программы – до 2020
года. Цель разработки и реализации Национальной программы в повышении
культурной компетентности членов общества за счет:
Роста читательской активности;
Повышения читательской компетентности, понимаемой как совокуп-
ность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать,
организовывать информацию, представленную в печатной (письмен-
ной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных це-
лях.
1
(слайд 5)
Школы России перешли на новые образовательные стандарты. Проблема
чтения не могла не найти свое отражение и в этом нормативном документе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, цель
которого научить ребенка способам деятельности, приобрести опыт самосто-
ятельного решения проблем. Это станет возможным при условии овладения
всеми школьниками читательской культурой. Не случайно Федеральные госу-
дарственные образовательные стандарты начального и основного общего об-
разования включают в метапредметные результаты освоение основной об-
разовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение
навыками смыслового чтения».
Основные умения смыслового чтения:
Умение осмысливать цели чтения;
Умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
Умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов
различных жанров;
Умение определять основную и второстепенную информацию;
Умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных
стилей;
Умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой
информации
(слайд 6)
Очевидно, что развитие умений смыслового чтения у младших школьни-
ков должно быть направлено на овладение ими навыками и приемами пони-
мания информации, содержащейся в тексте.
2
Известный ученый-психолог А. А. Леонтьев так говорил о недостаточной
роли школы в формировании читательской грамотности: «…сегодняшняя
школа учит в основном технике чтения, но оказалась неспособной учить соб-
ственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержа-
тельной стороны целостного текста».
(слайд 7)
В современном обществе умение школьников читать не должно сводиться
лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового по-
коления заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значения
слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое
должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуаци-
ях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассмат-
ривать как подчиненную смысловой.
(слайд 8)
Когда учителю следует начинать работать над формированием навыка
смыслового чтения?
Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершен-
ствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысло-
вой его стороной. Ребенок должен понимать, зачем он читает. На данном эта-
пе учитель озвучивает ребенку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое сло-
во, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного
предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка
смыслового чтения.
Но на данном этапе начинаются первые трудности при работе с текстом.
(слайд 9)
Возникает проблема: ребенок правильно читает все слова в предложении,
но не понимает его смысла.
3
Одна из вероятных причин: читая предложение, он встретился с трудным
для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же по-
нимания на момент прервался. Как же решить данную проблему? Например,
перед чтением текста обучающиеся прочитывают столбик слов, имеющих
одинаковое начало или конец (при этом читают его несколько раз: медленно,
убыстряя темп, громко, тихо и т.д.). Предвидя, какое слово станет для детей
«затруднительным» для понимания, сначала дать его полное описание, часто
в сопровождении с рисунком, фотографией, а затем попросить найти это сло-
во в столбике.
Например: аэроплан, аэросани, аэростат, аэропорт, аэродром.
Летательный аппарат с корпусом, наполненным газом, кото-
рый легче воздуха. (аэростат)
Поняв значение слова, дети приступают к прочтению текста и его осмыс-
лению.
Безусловно, обучение смысловому чтению проходит на всех учебных
предметах.
(слайд 10) На уроках литературного чтения
Основным приемом, обеспечивающим развитие читательской компетент-
ности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каж-
дый раз с новым заданием. Вот тогда ребенок откроет в нем что-то новое,
чего не заметил при первом чтении. Виды работ с текстом делятся на два эта -
па прочтения: первичный и вторичный. Например, после первичного прочте-
ния использовать чтение - «спринт». На максимальной скорости, читая «про
себя», обучающиеся ищут ответы на заданные вопросы. Использование на
уроках чтения разнообразных видов работ над текстом влияет на развитие
интереса к чтению.
(слайд 11)
4
На уроках русского языка создаем проблемную ситуацию, которая требу-
ет от обучающихся поискового чтения, которое осуществляется на основе вы-
борочного и просмотрового чтения.
Так, при изучении темы «Запись географических названий» нужно поста-
вить перед обучающимися проблему: найти среди данных слов (Б/б) айкал,
(М/м) уя, Г/г олубой) имена собственные. Ребята выбирают только 2 слова
(Байкал, Муя), т.к. им понятна смысловая сторона этих слов. Но затем даем
детям текст, из которого узнают, что слово «Голубой» тоже может стать
именем собственным. Вывод о том, когда это может произойти, делают само-
стоятельно. Читая текст, обучающиеся не только разрешают поставленную
проблему, но и знакомятся с информацией о своем родном крае.
(слайд 12) На уроках математики
Также проблема может возникнуть и на уроках математики: ученик не пони-
мает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения.
В первом классе предлагаем родителям в помощь алгоритм действий при ра-
боте над разными видами задач (с вопросами и словами для рассуждения).
Систематическое использование этого алгоритма приводит к его запомина-
нию и самими учениками. В третьем классе при решении задач, например, на
нахождение четвертого пропорционального, ученики используют чертежный
инструмент, линейку, которая помогает им правильно вести ход рассуждения
и выбирать нужный знак действия в решении. Рассуждение всегда ведется от
главного вопроса, который сигнально выделяется красным карандашом. На
уроках активно используем работу в парах. При такой работе ученики рассу-
ждают вместе, учат друг друга, исправляют. Результатом станет снижение ко-
личества обращений за помощью к взрослым, т.к. дети приучат себя к само-
стоятельному рассуждению. А также увеличится количество обучающихся,
которые перестанут бояться решать задачи повышенной трудности.
5
Каких результатов достигнут обучающиеся при сформированности навыков
смыслового чтения?
Сформированность навыков смыслового чтения просматривается в ре-
зультатах предметных конкурсов разных уровней «Русский медвежонок»,
«Кенгуру», «Золотое руно», а также предметных олимпиад.
(слайд 13)
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает по
завершении
каждого
года
обучения
выполнение
обучающимися
итоговой
диагностической работы. Эта работа позволяет увидеть, какие УУД хорошо
сформированы, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы. По-
сле написания нескольких работ можно отследить уровень сформированно-
сти универсальных учебных действий, как у отдельных учащихся, так и у
всего класса в целом. Регулярная работа с текстом позволяет своевременно
устранить проблемы в смысловом понимании текстов разных жанров.
(слайд 14)
Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в
стандарте результатов.
Наша задача, учителей начальных классов, создать условия для перехода
учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обу-
чения», подготовив детей к обучению в основной школе.
6