Напоминание

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.


Автор: Гаранина Ирина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: СП "Детский сад "Аленький цветочек" ГБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с. Приволжье Самарской области
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Работа с родителями детей с ограниченными возможностями

здоровья в дошкольном учреждении.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных заведениях. В основу такого образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Образование детей с ОВЗ - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Обучение в условиях инклюзии позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие. Принципы обучения детей в условиях инклюзивного образования:  дети ходят в детский сад общеразвивающего типа;
 методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);  индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой воспитателей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;  инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей с ОВЗ и поддерживает в их праве быть равноправными членами общества; Одним из важных направлений в условиях инклюзивного образования является деятельность психолого-педагогической службы, в частности, работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, и др.). Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, можно определить общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество
трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отне сены: неприятие лично сти р е б е н к а ; неконструктивные формы взаимоотношений с ним; страх ответственности; отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание; рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо; нарушение взаимоотношений в семье после его рождения. Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ. Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству: - адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период; - степень инициативы родителей в плане сотрудничества; - признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого-педагогических, так и медицинских рекомендаций. Принципы работы с родителями детей с ОВЗ. 1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. 2. Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них. 3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй ребенка: 1. Семья – центр жизни ребенка. 2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития. 3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят. 4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог. 5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом. Формы организации психолого-педагогической помощи семье. 1. Коллективные формы взаимодействия. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года. Задачи: - Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы; - Решение организационных вопросов; - Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости. Задачи: - Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы; - Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье; - Решение текущих организационных вопросов. Тематические доклады, плановые консультации, семинары. Задачи:
- Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого- педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии; - Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей. Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью. 2. Индивидуальные формы работы. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задача: - оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, логопеда, психолога, воспитателей и по мере необходимости. Задачи: - сбор необходимой информации о ребенке и его семье; - определение запросов родителей о дополнительном образовании детей; - определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей. - определение оценки родителями работы ДОУ 3. Формы наглядного информационного обеспечения. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”) Задача: информирование родителей об организации коррекционно- образовательной работы в ДОУ.
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся два - три раза в год. Задачи: - создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей; - наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему. В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Ожидаемый результат: появление интереса родителей к работе ДОУ; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ; рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом.


В раздел образования