Напоминание

"Духовность как способ бытия человека в современном мире".


Автор: Светашова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№28
Населённый пункт: Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: "Духовность как способ бытия человека в современном мире".
Раздел: начальное образование





Назад




В.Н.Светашова, учитель МБОУ СОШ № 28 Россия, г. Пятигорск «Духовность как способ бытия человека в современном мире». Сейчас много говорят о духовности. Иногда под духовностью понимается совокупность положительных, нравственных качеств личности, иногда духовным называют человека верующего, который ходит в церковь, стремится соблюдать Божественные заповеди в своей жизни. Часто это понятие употребляется слишком абстрактно, с целью оградить себя от нежелательной критики, и в результате оно превращается в модное слово, за которым нет реальности. Мы, учителя начальных классов, не будем рассматривать разные точки зрения и определения, но выделим то, что даёт духовность человеку, в чем её ценность, или что это за состояние. Духовные, святые люди всегда дают идеал обычному человеку, служат ориентиром и примером для подражания, представляют неоценимый маяк в воспитательных целях. Первое, что бросается в глаза как отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром Истины, в котором живёт такая личность. Духовность обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они ни обладали, это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему. Духовность даёт такое состояние личности, которое выражается в гармонии единичного и всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества, даёт ощущение устойчивости и единства с
окружающим миром, природой, людьми. Человек духовный не может быть жадным, неудовлетворенным, так как он имеет внутри себя то, что даёт ему полное удовлетворение и что превыше всех материальных ценностей - это его духовность, которая даёт ему радость, не сравнимую с внешним обладанием вещами или властью. Он полностью бесстрашен, так как имеет высшее достояние, возможное в этом мире, которое он не променяет ни за что, и не поступится ничем, и свою жизнь он подчиняет высшему благу. Все Божественные заповеди имеют общий корень и источник в так понимаемой духовности. нравственная культура интеллектуальная гражданская культура Духовность культура общечеловеческий национальный групповой смысл жизни физическая эстетическая культура культура Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Для того, чтобы сплотить детский коллектив, воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, научить гордиться своим городом, страной, познакомить с историей семьи, школы, страны, проводятся различные мероприятия. Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 20, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхно стной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал? Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет
связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значение города Пятигорска в истории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Тесно сотрудничает наша школа с пятигорским краеведческим музеем. Здесь есть материалы о жизни и деятельности знаменитых пятигорчан, привлекает внимание отдел природы края, материалы по палеонтологии, археологии края, интересные материалы по этнографии края. Для чего же изучается родной край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “Окружающий мир”. Здесь систематизируются и расширяются представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий. Для повышения интереса к народным традициям, привлекаю детей к участию в народных праздниках: «Масленица», «Праздник русской
матрёшки», «Закликание весны», «Месяц апрель - всему году ключ». Учащиеся с удовольствием принимают участие в фольклорных праздниках и тем самым обогащают свой кругозор, наблюдают за тесной связью человека и природы. Большое воспитательное значение имеют уроки литературного чтения, в которые возвращены произведения духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как "Бог правду любит", "Кто добро творит, того Бог благословит"), произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев). В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируем и строим во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитываю возраст учащихся, прослеживаю последовательность в развитии личности ребенка.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”. Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно- практические конференции. Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. В конце каждого учебного года подводятся итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предлагаем детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.


В раздел образования