Проект по формированию толерантной культуры дошкольника.
Автор: Бараева Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №73 Населённый пункт: Калининский район г.Санкт-Петербург Наименование материала: Проект Тема: Проект по формированию толерантной культуры дошкольника. Раздел: дошкольное образование
Проект по формированию толерантной культуры дошкольника.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых
актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих
друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое
значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального
действия.
Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в
современном обществе стали следующие стратегические документы :
•
Декларация прав ребенка
•
Конвенция ООН о правах ребенка
•
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей
•
Семейный кодекс РФ
•
Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” .
•
Закон “ Об образовании”
•
Конституция Российской Федерации.
•
“Национальная доктрина образования Российской Федерации”.
•
“Федеральная программа развития образования”.
Главная
задача
государства
и
общества
по
отношению
к
детям
– обеспечение
оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности
саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права
каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного
отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий
чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего
поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на
основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды,
обычаи и привычки такими, какие они есть.
В
современном
мире
за
последние
10-15
лет
вопрос
толерантного
сознания
приобрел
документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций.
В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:
“ Толерантность
–
означает
уважение,
принятие
и
правильное
понимание
богатого
многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений
человеческой
индивидуальности”.
В
документах
конференций
ЮНЕСКО
1997
года
толерантность
трактуется
уже
как
терпимость
к
чужим
мнениям,
верованиям,
расовым
различиям, поведению, образу жизни и национальности.
В
условиях
гуманизации
и
демократизации
на
сегодня
на
первый
план
выдвигаются
принципы и ценности , необходимые для общего выживания и развития:
– этика и стратегия ненасилия,
– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,
– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли
воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные,
обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка
примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и
непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с
людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по
отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния,
передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не
умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Воспитатели-участники- ст. Кузькина Е.А., Бараева И.В., Горская Ю.А. и Морозова И.С.
Возраст: 6-7 лет.
Вид проекта — познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети и их родители.
Срок реализации -долгосрочный. С ноября 2016г по март 2017г.
Цель проекта: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога
и родителя
Задачи:
1. Создать условия в для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
2. Организовать системную работу в группах по формированию позитивного отношения к
окружающему миру и культуре своего народа, а также народов других национальностей и
дружественных государств;
3.
Содействовать
формированию
толерантного
поведения
дошкольника,
формированию
активной позиции родителей и сотрудников
5.
Организовать
систему
взаимодействия
детского
сада
и
семьи
по
формированию
толерантной культуры.
6 Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой
личности.
7. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с другими.
8 Сообщение знаний о других людях в соответствии с базисной программой (особенности
культуры, быта, уклада)
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
Проанализировать национальный состав подготовительных
групп;
Провести беседы с родителями , заинтересовать и вовлечь их в совместную деятельность:
Подобрать литературу для чтения с детьми.
Альбомы и иллюстрации по разным национальностям и государствам.
Подготовить материал для художественно продуктивной деятельности.
Основной этап.
Познавательная деятельность:
Беседы и просмотры презентаций, знакомство с государством, флагом, гербом,
национальностью, национальными традициями и обычаями, национальными костюмами,
песнями, играми. Заучивание пословиц, знакомство со сказками, отгадывание загадок.
знакомство с национальным блюдом.
Художественно-продуктивная:
Ракраски костюмов разной национальности.
Игровая:
Подвижные игры .
Сотрудничество с родителями.
Оказание помощи в подготовке и проведении мероприятия.
Участие в создании презентации,
Подбор подвижных игр.
Создание национального костюма.
Знакомство с национальной кухней.
Заключительный этап.