Напоминание

Городская среда и культура безопасности школьников


Автор: Колесник Иван Александрович
Должность: учитель обж
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 27 имени И.А. Бунина
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Городская среда и культура безопасности школьников
Раздел: среднее образование





Назад





Городская среда и культура безопасности школьников.
Колесник Иван Александрович, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков Василеостровского района Санкт-Петербурга имени И.А. Бунина. Актуальность затронутой в статье проблемы в том, что огромный образовательный потенциал городской среды сегодня практически не используется в системе образования как дополнительный ресурс по формированию культуры безопасности школьников. На сегодняшний день жизнедеятельность большинства школьников в России складывается в условиях городской среды. Согласно данным Росстата на 1 января 2016 года доля городского населения в нашей стране составляет более 70 процентов. Что мы понимаем под определением среда в общем смысле и городская среда в частности? Каким образом она может влиять и влияет на жизнедеятельность населения городов? Как в рамках городского пространства строится образовательный процесс в образовательных учреждениях, и какие он имеет особенности? Существует множество определений среды, однако, в рамках изучаемого вопроса среду можно определить как социальную, бытовую обстановку, условия жизни, люди, с которыми человек имеет дело, то есть - это то, что окружает. Безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью для каждого человека. Они угрожают его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству [1, стр. 60]. В контексте безопасности для школьника можно отметить ещё и возможность учиться в безопасной образовательной среде. В методологии современной педагогической науки особое место занимает средовый подход. Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному, профессиональному зафиксирован как перспективный на уровне ЮНЕСКО (Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», 1996) [2, с. 49-51]. В развитие данного подхода, С.В. Алексеев отмечает, что средовый подход позволяет определять влияние факторов среды на функционирование и развитие рассматриваемых системных образований, и наоборот: влияние системных образований на состояние и качество окружающей среды (в образовательном учреждении – среды образовательной) [3, с. 8-13]. Городская среда, это та среда, которая определяется пространством города. В последние десятилетия проведено множество исследований городской среды с точки зрения её образовательного потенциала. Понятно, что у 1
городской среды множество свойств, однако мы рассмотрим такую среду именно с точки зрения потенциальных возможностей для образования в области безопасности. К образованию в целом также применим средовый подход, что даёт нам возможность оперировать таким понятием, как образовательная среда. В свою очередь, образовательной средой будет являться совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем, возможностей как позитивных, так и негативных [2]. Таким образом, мы рассматриваем взаимное влияние друг на друга двух сред – городской и образовательной. Получается, что средовый подход мы можем использовать как метод формирования безопасной образовательной среды. Какие элементы городской среды интересуют нас с точки зрения безопасности? В.А. Ясвин в книге «Городская среда. От моделирования к проектированию» говорит, что человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей [4, с. 11]. Становится очевидным, что влияние на человека со стороны городской среды носит комплексный характер: это и физические факторы, и биологические, и социальные и ряд других. Важно понимать, какие компоненты городской среды наиболее будут подходить с точки зрения образования. Влияние городской среды на образовательную среду носит противоречивый характер. С одной стороны, в условиях города, а в особенности мегаполиса, присутствуют определённые факторы опасности для жизнедеятельности. К ним можно отнести риски, связанные с техногенной составляющей городов, криминогенной и террористической обстановкой, экологическими и социальными условиями городской жизни. В последнее время нарастают опасности, заключающиеся в высокой миграционной нагрузке и концентрации источников, влияющих на духовно-нравственное развитие населения. С другой стороны, очевидна и положительная роль совокупных городских условий и возможностей в формировании образовательного пространства, в науке, искусстве, спорте и многих других направлениях. Актуальная проблема в вопросе изучения и анализа городской среды в контексте её безопасности видится в том, чтобы найти границу между разрушающими и созидательными свойствами городской среды. Мы должны понимать, где опасно, а где полезно; где город окажет негативное и даже опасное воздействие на школьника, а где поможет лучше и качественнее освоить тот или иной учебный предмет, пройти этапы социализации, выбрать себе профессию. Очевидно, что для городского населения важно владеть системой знаний, навыков и умений, которые обеспечивали бы безопасное проживание в городской среде, сформировать определённую компетенцию в области безопасности жизнедеятельности в городских условиях. Образовательный потенциал исследуемой среды нужно уметь распознать и использовать все его возможности для достижения поставленных целей, и, в тоже время, определить негативные и опасные факторы и исключить их контакт с образовательной средой. Особый ритм и образ жизни, необходимость ежедневно выполнять жизненно важные правила 2
безопасности, большая социальная нагрузка, связанная с необходимостью общения с разными людьми, зачастую незнакомыми – всё это и многое другое ежедневно требует от человека соблюдение правил безопасного образа жизни в городской среде. Отсутствие у человека компетенции в области безопасного проживания в городе может привести к ухудшению не только физического здоровья, но духовного и социального, а в крайних случаях и к гибели. Чтобы этого не случилось, для эффективной жизнедеятельности в условиях города школьник должен обладать культурой безопасности. Понятие культура безопасности впервые появилось в 1986 году в процессе анализа причин и последствий Чернобыльской аварии, проведенного Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Было признано, что именно ее отсутствие явилось одной из причин трагедии. Получается, если бы на этой станции культура безопасности была на высоком уровне, то катастрофы возможно бы и не случилось, или её последствия были минимальны? Иными словами, внедрение и развитие культуры безопасного поведения может стать для нас неким защитным фактором, предупреждающим возникновение аварий и катастроф и сводящим к минимуму их возможные последствия. Что же мы понимаем под культурой безопасного поведения? Культура – это достаточно многогранное понятие, определение которого имеет свои особенности в разных областях жизнедеятельности человека. Нас интересует культура, как совокупность устойчивых форм деятельности в рамках безопасности жизни человека. Если культура – это реализация на практике общечеловеческих и духовных ценностей, то культура безопасности – это реализация на практике ценностей жизни и здоровья, качества среды образования, совокупность норм, правил, привычек, опыта в области обеспечения безопасности и защиты от возможных вредных и опасных факторов. Чем выше культура в обществе, тем качественнее условия жизни этого общества, чем выше культура безопасности, тем выше безопасность нашего общества. Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее наиболее общее определение: культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ) – состояние общественной организации человека, обе спечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности [5]. В более широком смысле культура безопасности жизнедеятельности – уровень (состояние) развития человека и общества, характеризуемый значимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью практической защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности [6]. В 1989 году в докладе Международной консультативной группы по ядерной безопасности (INSAG) была сделана первая попытка наполнить содержанием концепцию культуры безопасности, в которую включили такие понятия, как «полное внимание к вопросам безопасности», 3
«приверженность и личная ответственность», «атмосфера осознания безопасности», «психологическая настроенность на безопасность». «Психология безопасности» была объявлена «ключевым элементом» культуры безопасности. Получается, чтобы формировать и развивать культуру в области безопасности нужно уделять внимание этим вопросам, т.е. изучать угрозы, вырабатывать рекомендации по правилам действия при возникновении опасностей. Для существования устойчивой культуры безопасности также важно формировать психологический настрой и внутреннюю потребность на безопасное поведение, и личную ответственность в вопросах безопасности жизнедеятельности. Развитие современной культуры безопасности требует нового подхода, нового взгляда нашего общества на проблему – предупредить, а не бороться с последствиями. При этом образование должно работать на опережение, обучать правилам и способам предотвращения опасных ситуаций, у с т р а н е н и ю п р и ч и н у г р о з , о бе с п еч е н и ю бе зо п а с н о с т и с в о е й жизнедеятельности. Важнейшим компонентом образования населения в вопро с е формирования культуры безопасности должен стать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) – в учреждениях профессионального образования, специальные курсы обучения и повышения квалификации на предприятиях и в организациях для ответственных за безопасность лиц. Итогом всех перечисленных образовательных мероприятий должно стать формирование личности безопасного типа, то есть такой личности, для которой безопасный образ жизни является необходимостью. Предполагается, что личность безопасного типа будет гармонично и эффективно существовать во всех сферах жизнедеятельности – природной, техногенной, социальной, экологической и других. Как нам понять, обладает ли городская среда или её компоненты образовательным потенциалом? Что имеется в виду под этим определением. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [7]. Образовательным потенциалом будут являться специфические особенности и функции городского пространства, которые будут использоваться субъектами образовательного процесса для трансляции и освоения значимых ценностей. Иными словами, нас интересует в городском пространстве все те элементы, которые могут стимулировать познавательную деятельность учеников, практически закреплять полученные теоретические знания, воспитывать необходимые качества в интересах учеников, семьи, общества и 4
государства. И в первую очередь нас будут интересовать такие элементы, которые стимулируют познавательную активность в области формирования культуры безопасности. Нужно присмотреться к таким компонентам городской среды, как техногенная, природная, социальная, культурная и другие. Изучение этих и иных компонентов городского пространства поможет определить в них необходимый образовательный потенциал для формирования культуры безопасности у школьников. Здесь могут быть различные формы взаимодействия с городом: экскурсии, выездные занятия, игры, походы и другие. Расширение образовательного пространства за счёт определённых компонентов городской среды непременно создаст благоприятные условия для усвоения учебного материала. Таким образом, сегодня, при обучении детей в школе основам безопасности жизнедеятельности можно и нужно обращать внимание на потенциальные возможности городской среды для формирования и закрепления полученных знаний и умений. Не следует пренебрегать образовательным потенциалом города, его использование поможет повысить уровень знаний школьников и эффективность их обучения вопросам безопасности жизнедеятельности. Используемая литература. 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. 2. Костецкая Г. А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. 3. Алексеев, С.В. Перспективные направления педагогических исследований в области методики обучения экологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности /Формирование экологической культуры в Федеральных образовательных стандартах нового поколения: Материалы VIII Всероссийского научно-практического семинара 6-10 ноября 2012 года, Санкт- Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2012. 4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с. 5 . В о р о б ь е в Ю . Л . Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. МЧС России. – М.: Деловой экспресс, 2006. – 316 с. 6. Дурнев Р.А. Культура безопасности жизнедеятельности. Статья в энциклопедии «Гражданская защита». Том II. Москва, 2006. 7 . Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». 5
6


В раздел образования