Напоминание

Арт-терапия в работе с детьми


Автор: Коробенкова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Рябинушка"
Населённый пункт: пгт Селенгинск
Наименование материала: мастер класс
Тема: Арт-терапия в работе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад





МАДОУ «Рябинушка»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АРТ-

ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ



воспитатель : Коробенкова О.В.



Пгт Селенгинск

2016год


Цель:
1) Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами атр-терапии; 2)психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения используя методы и приемы арт-терапии. 3) повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями, их применением в практике. 2. Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, цветотерапию, психогимнастику) 3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 4. Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий
Ожидаемые результаты
: 1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт- терапии, предлагаемых педагогом на мастер- классе. 2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии. 3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Формы организации:
Индивидуальные - теоретические. Групповые – практические.

Материалы и оборудование:
Ноутбук; Мультимедийная установка;. Ручки, карандаши, краски, кисти, мелки, мыльные раствор, стаканчики, трубочки, альбомные листы Лист ватмана с изображением синего неба; звезды разного цвета, свеча Двусторонний скотч;

ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Тему своего мастер класса я выбрала не случайно. Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, активным, открытым ко всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. В соответствии с новыми современными требованиями образования перед дошкольным учреждением стоит задача не только формировать у детей необходимые знания, умения и навыки, но и максимально создать условия для укрепления их психологического и физического здоровья, социально адаптировать к школьному обучению, способствовать развитию творческого потенциала. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных способов решения поставленных задач. В настоящее время, в работе с дошкольниками важно умело сочетать традиционные подходы к воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению детей с более современными инновационными. Одно из таких направлений арт-терапия или «Терапия творческим выражением» Показ презентации
1.

Слайд
Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощенности.
2. Слайд
Арт-терапия обращается к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека, к его творческим возможностям. Способность мыслить творчески делает ребенка жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Творчество в свою очередь помогает дошкольнику справиться со многими личностными, эмоциональными, поведенческими проблемами, способствует личностному росту, раскрытию, сохранению и восстановлению психического и физического здоровья.
3.Слайд
Основные принципы арт-терапии: Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»; Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования; Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.
4.Слайд
Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях работа не требует от ребёнка каких-либо способностей к изодеятельности; - помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию; - используется для оценки состояния ребёнка; помогает преодолеть плохое настроение, безынициативность;
- помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе; - царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка
5.Слайд
Методы и приемы: Информационно-рецептивный Словесный Репродуктивный Эвристический Исследовательский
6.Слайд
Структура в занятии по арт –терапии Ритуал, приветствие Настрой, разогрев Основное содержание Любование детскими работами Итог занятия
7.Слайд
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют: - формированию представлений о себе, - изучению и выражению своих чувств и эмоций; - формированию позитивного самовосприятия; - развитию коммуникативных навыков; - эмоциональному сближению; - снятию психоэмоционального напряжения; - развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
8.Слайд
Арт –терапевтические методы: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия цветотерапия
9 Слайд
Изотерапия– это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку познать своё предназначение.
10. Слайд
Музыкотерапияочень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
11.Слайд
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

12 .Слайд
Применение игротерапии в обучающих целях можно очень точно охарактеризовать одной фразой: «учимся играючи, играя – учимся». Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, хороводные игры, динамические игры.
13 Слайд
Цветотерапия-это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. То, как мы себя чувствуем, во многом зависит от цветов, которыми мы окружены. А сейчас приглашаю Вас принять участие в ряде игр, упражнений, а также посредством изобразительной деятельности, которые носят арт- терапевтический характер. В дальнейшем эти приёмы Вы можете использовать в работе с детьми. Практическая часть 1. Упражнения «Давайте познакомимся» Группа сидит в круге. участники передают свечу по кругу, называют своё имя прилагательное на первую букву своего имени, которое бы охарактеризовало его во взаимодействием с другими людьми. Вот мы и познакомились. Я очень рада видеть Вас! 2.Игра на снятие мышечного напряжения во всем теле. Предлагаю Вам войти в круг и превратится в спагетти. Этот круг-кастрюля. пока спагетти очень твердое, напрягите ноги, руки, вытянитесь. Постепенно вода нагревается, спагетти становятся мягче. Расслабьте ноги тело, постепенно руки. И совсем обмякнем. 3.Упражнение сюжетная сказка Предлагаю педагогам выбрать себе любую понравившуюся звезду. А я Вам расскажу сказку Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много, все звезды были очень красивыми. они светились и искрились, а люди на земле любовались ими каждую ночь. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем кто рождался под их светом, они дари смелость. Здесь были синие звезды -они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды они одаривали людей умом, а ещё на поляне были зеленые звезды, кто рождался под светом зеленых лучей –становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе, что-то вспыхнуло. все звезды собрались чтобы посмотреть что же произошло. А это на небе появилась ещё одна маленькая звездочка. Но одна была абсолютно белая. Огляделась звездочка
вокруг и даже зажмурилась: -Сколько прекрасных звезд вокруг! -прошептала она. -А ты что даришь людям? -спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю Вам светится всегда и везде, Уважаемые коллеги! Человека всю жизнь окружают цвета, часто они влияют на наше самочувствие. А созерцание всех цветов радуги часто влияет на наше настроение. А где можно одновременно увидеть все цвета радуги. Правильно это мыльные пузыри (надуваю пузыри) Наверно нет на свете ни одного ребенка, который бы не любил играть с мыльными пузырями. В принципе их можно считать одним из символов детства. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Сегодня я хочу показать вам один необычный и даже странный из способ как можно рисовать. Здесь важен не результат, а сам процесс, дети в восторге от этого: дуть пузыри и из этого получаются цветные картинки. Это очень интересная техника, она порадует и взрослых и детей. Что необходимо для работы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь, акварель, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка. Процесс приготовления очень прост и дети его могут выполнить самостоятельно экспериментируя с водой, мыльным раствором и красками. Чем больше краски, тем ярче цвет пузырей. Предлагаю педагогам приготовить раствор и добавить краску разного цвета по своему желанию, можно приготовить несколько цветов. Вот когда наш раствор готов, теперь можно создавать красивые воздушные шары. Предлагаю вам два способа: 1.Способ Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор(дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в стакане, и образовалась пенная шапка) Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене (показ) 2.Способ Можно снимать поднявшие пузыри ложкой и выкладывать на листе. таким образом, можно одним листом пройтись по всем цветам (вы можете комбинировать понравившиеся цвета) Предлагаю вам попробовать любой способ. А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать ( звучит музыка) А теперь давайте посмотрим и полюбуемся вашим творчеством. Можно назвать это «Пузырное творчество» Рефлексия А сейчас я предлагаю Вам оценить нашу работу и если вам понравилось вы взяли, что-то новое и интересное, то прикрепите звезду к верхней полоске,
если вам не понравилось и вы ничего не поняли, вам было не интересно, то к нижней полоске. Вывод: Сочетая в своей работе традиционные и арт-терапевтические технологии, получить положительный результат, так как для детей подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь помогает мне достичь желаемого результата в развитии, воспитании и обучении дошкольника. Мне остается поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились. Будьте всегда здоровы!


В раздел образования