Автор: Коробенкова Оксана Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Рябинушка" Населённый пункт: пгт Селенгинск Наименование материала: мастер класс Тема: Арт-терапия в работе с детьми Раздел: дошкольное образование
Цель:
1) Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и
организации занятий с элементами атр-терапии;
2)психологическое единение коллектива и снятие эмоционального
напряжения используя методы и приемы арт-терапии.
3) повышение профессионального мастерства педагогов – участников
мастер-класса через педагогическое общение
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими
технологиями, их применением в практике.
2. Создать положительный эмоциональный климат у педагогов,
используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию,
музыкотерапию, цветотерапию, психогимнастику)
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности,
раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания
условий для индивидуальной и коллективной работы.
4. Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий
Ожидаемые результаты :
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-
терапии, предлагаемых педагогом на мастер- классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в
области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию
собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Формы организации:
Индивидуальные - теоретические.
Групповые – практические.
Материалы и оборудование:
Ноутбук;
Мультимедийная установка;.
Ручки, карандаши, краски, кисти, мелки, мыльные раствор, стаканчики,
трубочки, альбомные листы
Лист ватмана с изображением синего неба; звезды разного цвета, свеча
Двусторонний скотч;
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Тему своего мастер класса я выбрала не случайно. Современная жизнь
диктует
человеку
особые
условия:
необходимо
быть
уверенным
в
себе,
активным, открытым ко всему новому, иметь нестандартный подход к делу,
быть креативным. В соответствии с новыми современными требованиями
образования
перед
дошкольным
учреждением
стоит
задача
не
только
формировать
у
детей
необходимые
знания,
умения
и
навыки,
но
и
максимально
создать
условия
для
укрепления
их
психологического
и
физического
здоровья,
социально
адаптировать
к
школьному
обучению,
способствовать развитию творческого потенциала.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных
способов решения поставленных задач.
В настоящее время, в работе с дошкольниками важно умело сочетать
традиционные подходы к воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению
детей с более современными инновационными. Одно из таких направлений
арт-терапия или «Терапия творческим выражением»
Показ презентации
1.
Слайд Арт-технология основана на деятельностном подходе и
соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для
творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощенности.
2. Слайд Арт-терапия обращается к внутренним самоисцеляющим ресурсам
человека, к его творческим возможностям. Способность мыслить творчески
делает ребенка жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.
Творчество в свою очередь помогает дошкольнику справиться со многими
личностными, эмоциональными, поведенческими проблемами, способствует
личностному росту, раскрытию, сохранению и восстановлению психического
и физического здоровья.
3.Слайд Основные принципы арт-терапии:
Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного
программирования;
Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка,
независимо от содержания, формы и качества.
4.Слайд
Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях
работа не требует от ребёнка каких-либо способностей к изодеятельности;
- помогает через невербальное общение делать первые шаги к
самопознанию и самораскрытию;
- используется для оценки состояния ребёнка; помогает преодолеть плохое
настроение, безынициативность;
- помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;
- царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять
каждого ребёнка
5.Слайд Методы и приемы:
Информационно-рецептивный
Словесный
Репродуктивный
Эвристический
Исследовательский
6.Слайд Структура в занятии по арт –терапии
Ритуал, приветствие
Настрой, разогрев
Основное содержание
Любование детскими работами
Итог занятия
7.Слайд Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
- формированию представлений о себе,
- изучению и выражению своих чувств и эмоций;
- формированию позитивного самовосприятия;
- развитию коммуникативных навыков;
- эмоциональному сближению;
- снятию психоэмоционального напряжения;
- развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
8.Слайд Арт –терапевтические методы:
изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
игротерапия
цветотерапия
9 Слайд Изотерапия– это терапия с помощью изобразительного искусства.
Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие
способности ребёнка, помогает ребенку познать своё предназначение.
10. Слайд Музыкотерапияочень эффектна в коррекции нарушения общения,
возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки
безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи,
напряжённость.
11.Слайд Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для
интеграции личности, развития творческих способностей, расширения
сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
12 .Слайд Применение игротерапии в обучающих целях можно очень точно
охарактеризовать одной фразой: «учимся играючи, играя – учимся». Игра
выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его
сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Средствами
игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры
на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, хороводные
игры, динамические игры.
13 Слайд Цветотерапия-это способ корректировки психоэмоционального
состояния ребенка при помощи определенных цветов. То, как мы себя
чувствуем, во многом зависит от цветов, которыми мы окружены.
А сейчас приглашаю Вас принять участие в ряде игр, упражнений, а также
посредством
изобразительной
деятельности,
которые
носят
арт-
терапевтический характер.
В дальнейшем эти приёмы Вы можете использовать в работе с детьми.
Практическая часть
1.
Упражнения «Давайте познакомимся»
Группа сидит в круге. участники передают свечу по кругу, называют своё имя
прилагательное на первую букву своего имени, которое бы охарактеризовало
его во взаимодействием с другими людьми.
Вот мы и познакомились. Я очень рада видеть Вас!
2.Игра на снятие мышечного напряжения во всем теле.
Предлагаю Вам войти в круг и превратится в спагетти. Этот круг-кастрюля.
пока спагетти очень твердое, напрягите ноги, руки, вытянитесь. Постепенно
вода
нагревается,
спагетти
становятся
мягче.
Расслабьте
ноги
тело,
постепенно руки. И совсем обмякнем.
3.Упражнение сюжетная сказка
Предлагаю педагогам выбрать себе любую понравившуюся звезду.
А я Вам расскажу сказку
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были
звезды.
Было
их
очень
много,
все
звезды
были
очень
красивыми.
они
светились и искрились, а люди на земле любовались ими каждую ночь. Но
все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем кто
рождался под их светом, они дари смелость. Здесь были синие звезды -они
дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды они
одаривали
людей умом, а ещё на поляне были зеленые звезды, кто рождался под
светом зеленых лучей –становился очень добрым.
И вот однажды на звездном небе, что-то вспыхнуло. все звезды собрались
чтобы посмотреть что же произошло. А это на небе появилась ещё одна
маленькая звездочка. Но одна была абсолютно белая. Огляделась звездочка
вокруг и даже зажмурилась: -Сколько прекрасных звезд вокруг! -прошептала
она. -А ты что даришь людям? -спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди
всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными.
Я желаю Вам светится всегда и везде, Уважаемые коллеги! Человека всю
жизнь
окружают
цвета,
часто
они
влияют
на
наше
самочувствие.
А
созерцание всех цветов радуги часто влияет на наше настроение.
А где можно одновременно увидеть все цвета радуги. Правильно это
мыльные пузыри (надуваю пузыри)
Наверно нет на свете ни одного ребенка, который бы не любил играть с
мыльными пузырями. В принципе их можно считать одним из символов
детства.
А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать?
Сегодня я хочу показать вам один необычный и даже странный из способ
как можно рисовать. Здесь важен не результат, а сам процесс, дети в восторге
от этого: дуть пузыри и из этого получаются цветные картинки.
Это очень интересная техника,
она порадует и взрослых и детей. Что
необходимо
для
работы:
вода
в
баночке,
детский
шампунь
или
жидкое
мыло, гуашь, акварель, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.
Процесс
приготовления
очень
прост
и
дети
его
могут
выполнить
самостоятельно экспериментируя с водой, мыльным раствором и красками.
Чем больше краски, тем ярче цвет пузырей.
Предлагаю педагогам приготовить раствор и добавить краску разного цвета
по своему желанию, можно приготовить несколько цветов. Вот когда наш
раствор готов, теперь можно создавать красивые воздушные шары.
Предлагаю вам два способа:
1.Способ
Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор(дуем в трубочку,
чтобы пузыри поднялись в стакане, и образовалась пенная шапка) Когда пена
поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене (показ)
2.Способ
Можно снимать поднявшие пузыри ложкой и выкладывать на листе. таким
образом,
можно
одним
листом
пройтись
по
всем
цветам
(вы
можете
комбинировать понравившиеся цвета)
Предлагаю вам попробовать любой способ.
А
теперь
начинаем
всматриваться
в
узоры
мыльных
пузырей
и
фантазировать, дорисовывать
( звучит музыка)
А теперь давайте посмотрим и полюбуемся вашим творчеством. Можно
назвать это «Пузырное творчество»
Рефлексия
А сейчас я предлагаю Вам оценить нашу работу и если вам понравилось вы
взяли, что-то новое и интересное, то прикрепите звезду к верхней полоске,
если вам не понравилось и вы ничего не поняли, вам было не интересно, то к
нижней полоске.
Вывод: Сочетая в своей работе традиционные и арт-терапевтические
технологии, получить положительный результат, так как для детей подобная
деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в
свою
очередь
помогает
мне
достичь
желаемого
результата
в
развитии,
воспитании и обучении дошкольника.
Мне остается поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Вы
прекрасно потрудились. Будьте всегда здоровы!