Проблемы учащихся при сдаче ОГЭ по математике и пути их решения
Автор: Габунова Наиля Ислямовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Проблемы учащихся при сдаче ОГЭ по математике и пути их решения Раздел: среднее образование
Проблемы учащихся при сдаче ОГЭ по математике и пути их
решения
Ничто
так
не
развивает
способность
человека
к
аналитическому
мышлению,
как
математика.
Прочные
знания
в
области
этой
учебной
дисциплины в дальнейшем помогут ученику не только успешно освоить ту
или иную техническую специальность, но и найдут применение во многих
жизненно важных ситуациях. В своей практике я довольно часто и создаю
ситуации, в которых ученикам необходимо применить знания математики.
Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, я способствую
развитию их мышления. При подготовке к экзаменам они должны иметь и
уметь применять довольно большой объем знаний. Специфика экзаменов в
форме теста ставит ребят в довольно сложное положение, т.к. они должны
оперировать
своими
знаниями
и
уметь
применять
их
чаще
всего
в
нестандартной для них ситуации. Вот здесь для меня и встает вопрос – «Как
учить результативно, чтобы школьный экзамен по математике стал проверкой
знаний учеников, а не наказанием за бесцельно проведенные дни в школе?»
При
этом
многие
действия
учащихся
при
решении
задач
должны
быть
доведены
до
автоматизма.
Встает
один
вопрос:
«Как
же
подготовить
учащихся к сдаче экзамена?» Ведь практически каждый день на уроке я
слышу: «А я забыл, как делать...», и вместо многоточия тут можно вписать
наименования всех тем, изученных до того, как ученик признается в своей
забывчивости.
Что
делать
в
данной
ситуации?
Можно
просто
сказать:
«Вспоминай!».
Ответ
можно
будет
ждать
неопределенно
долго.
Можно
обратиться к помощи ребят или самой подсказать решение, но даже и после
выполнения
задания
по
всем
правилам
нет
гарантии,
что
учащийся,
столкнувшись с типичной проблемой в следующий раз, справиться с ней
самостоятельно. Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из
важнейших составляющих нашей работы, и неудовлетворительное качество
этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той
степени,
когда
их
устранение
становится
для
ученика
практически
невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих. В этом
случае о качественной подготовке к экзамену и говорить не приходится. При
этом ученик утрачивает возможность перейти в разряд хорошо успевающих,
поскольку даже при самом добросовестном отношении к предмету он все
равно получает отрицательные оценки за ошибки, в основе которых – старые
пробелы в знаниях. Без целенаправленной работы по ликвидации пробелов
даже самые строгие проверка домашних заданий и учительский контроль
теряют
смысл,
а
работа
над
ошибками
мало
соответствует
своей
цели.
Обычно
при
проверке
письменной
работы
я
подчеркиваю
то
место,
где
допущена ошибка. Но чтобы ее осознать и ликвидировать, ученик должен
иметь под рукой правило, формулу или алгоритм решения. Учебников с такой
информацией у школьников нет, и они не знают, в учебнике какого класса её
искать.
Эту
проблему
я
решаю
следующим
образом:
каждым
учащимся
ведется
тетрадь-справочник,
в
которой
отражены
все
основные
вопросы
данного
материала
по
той
или
иной
задаче,
а
именно
прописываются:
теоретический материал (, алгоритм решения , помещены тренировочные
задания . Таким образом, изучая материал в полном объеме, ученик знает где,
как и что ему надо повторить, если такая необходимость возникла. Иногда
достаточно
одного
взгляда
на
теоретический
материал
,
чтобы
ученик
«раскрутил» ту цепочку основных умений, которые в свое время, видимо, не
были доведены у него до автоматизма. Если недостаточно одного взгляда на
теоретический
материал,
чтобы
вспомнить
нужное,
значит
е сть
необходимость поработать с алгоритмом решения по данной теме. Таким
справочным материалом очень удобно пользоваться при подготовке к ЕГЭ и
ОГЭ.
В чем заключается подготовка к этому тестированию и как эффективнее
ее провести? Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя
на протяжении шести лет обучения в школе, и подготовка к нему является
важной
составляющей
учебного
процесса.
И
поэтому
я
начинаю
целенаправленно готовить учащихся к такому виду экзамена еще с 5 класса,
введя тестовые задания в работы учащихся. Работая последние года в
среднем звене школы, принимая учащихся в 5 класс от разных учителей
начальных классов,
я была вынуждена решать сложную педагогическую
задачу:
достижения
всеми
учениками
уровня
обязательных
результатов
обучения.
В
этих
условиях
ориентация
на
максимум
усвоения
учебного
материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они
находятся
в
дискомфортном
положении
не
справляющихся
с
учёбой;
развивается
чувство
собственной
неполноценности,
которое
по
законам
психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах.
Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к
обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической
подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Следует иметь в
виду, что ограничение требований к части учащихся связанное с ориентацией
на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабление учебной
дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся. Скорее,
выделение
элементарного
уровня
овладения
математическими
умениями
позволяет
формировать
умения
применять
известные
способы
и
приёмы
решения задач в усложнённых и новых ситуациях.
В начале каждого учебного года в 5-9 классах провожу входные
мониторинговые
контрольные
работы
для
выявления
остаточных
знаний
учащихся. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала они
могут
переходить
в
следующую
по
уровню
подготовки
группу.
Чтобы
достичь хороших результатов на каждом уроке провожу обязательный устный
счет,
обучающие
самостоятельные
работы,
тесты.
В
6
классе
учащиеся
должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами,
в 7 классе хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8 классе
решение
квадратных
уравнений.
Это
глобальные
темы,
которые
нельзя
запускать. В 5-7 классах применяю рабочие тетради с тестовыми заданиями,
а также сборники заданий с тестами. Знакомство учащихся с алгоритмами
решения задач осуществляется на уроке – лекции. Ребята имеют отдельную
тетрадь, в которую записывают предписания и образец выполнения задания.
Дальнейшая
отработка
выполняется
на
практических
занятиях
при
различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В
целях оперативного контроля за усвоением алгоритма очень часто провожу
небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок,
а
выявление
тех
учащихся,
которые
что-то
не
поняли.
Этим
ребятам
оказывается оперативная помощь консультантами или объясняю ещё раз,
вызывая
к
доске.
При
организации
работы
в
группах,
часть
учащихся
получает задания, направленные на достижение обязательных результатов
обучения,
причём,
некоторые
имеют
перед
собой
образец
выполнения
задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают
задания на продвинутом уровне. На таком уроке моя работа сосредоточена на
более
слабых
учениках,
в
сильной
группе,
как
правило,
всегда
коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя
знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся, не
спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более
высокую
отметку
и
обязательно
поправить
"двойку”,
для
этого
ученик
должен
сделать
работу
над
ошибками
самостоятельно
или
с
помощью
консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание на
у
р
о
к
е
.
Главное, что со временем ребята перестают бояться "двоек”, смелее задают
вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке
доброжелательная,
спокойная.
Обучение
алгоритмам
даёт
возможность
достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не
может привести стандартизации мышления и подавлению творческих сил
детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков)
–
необходимый
компонент
творческого
процесса,
без
них
он
просто
н
е
в
о
з
м
о
ж
е
н
.
Обучение алгоритмам не сводится к их заучиванию, оно предполагает и
самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это и
есть творческий процесс. Наконец, алгоритмизация охватывает далеко не
весь
учебный
процесс,
а
лишь
те
его
компоненты,
где
она
является
целесообразной. Система алгоритмов – программ позволяет в определённой
мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков в
решении
типовых
задач
и
создаёт
широкие
возможности
для
активной
самостоятельной работы учащихся.
В конце 7-го класса учащихся я знакомлю с тестами по ОГЭ.
Задания в первой части располагаются группами в соответствии с
разделами содержания, к которым они относятся. Как и в предыдущие годы, в
работе были представлены следующие блоки содержания: числа; буквенные
выражения; преобразования алгебраических выражений; уравнения и
системы уравнений; неравенства; последовательности и прогрессии; функции
и их графики, элементы статистики и теории вероятности. Каждое задание
соотносится также с одной из четырех категорий познавательной области:
знание/понимание; умение применить известный алгоритм; умение
применить знания для решения математической задачи; применение знаний в
практической ситуации.
Таким образом, проверке подвергается не только усвоение основных
алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их
свойств, владение различными эквивалентными представлениями (например,
числа), умение решить несложную задачу, не сводящуюся к прямому
применению алгоритма, способность применить знания и умения в заданиях
с практическим контекстом, знакомым учащимся или близким их
жизненному опыту. При выполнении заданий первой части учащиеся должны
продемонстрировать определенную системность знаний, умение
пользоваться разными математическими языками, распознавать стандартные
задачи в разнообразных формулировках.
Задания части 2 направлены на проверку владения материалом на
повышенном и высоком уровнях. Её назначение- дифференцировать хорошо
успевающих школьников по уровням подготовки ,выявить наиболее
подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный
контингент профильных классов. Эта часть содержит 6 заданий повышенного
и высокого уровней сложности из различных разделов курса математики (3
задания по геометрии, 3 задания по алгебре). Все задания требуют полной
записи решений и ответа.
Но даже умения решать задания по всем основным темам не достаточно.
Очень важно «видеть» тест и как можно эффективнее его выполнить для
этого надо учить ученика работать по плану:
Смотрим сколько заданий в тесте.
Мы знаем, что достаточно выполнить половину. Отбираем те задания, на
которые знаем ответ и легко их можем решить.
Считаем, сколько таких заданий. Обычно их количество близко к половине.
Определяем еще несколько заданий, решение которых нам известно. Чем
больше таких заданий, тем лучше.
Решаем отобранные задания и выбираем нужные ответы. Внимание!
Некоторые ответы могут быть похожи или же иногда сразу видно, какие из
них неверны.
Если времени мало и осталось несколько нерешенных заданий, выбирай
ответы, пользуясь интуицией.
Для того чтобы увидеть уровень подготовленности выпускников к сдаче
экзамена, ежегодно дважды провожу тестирование в октябре и апреле.
Технология проведения пробного ОГЭ максимально приближена к
условиям проведения экзамена.
По желанию школьников работу по устранению пробелов я провожу и во
внеурочное время на специально организованных дополнительных
занятиях. Время пребывания на этих занятиях для разных учащихся разное.
Оно определяется количеством пробелов и успешностью их устранения.
Так, ученику, не составит большого труда повторить материал и выполнить
задания, в противном случае его бездействие регистрируется отрицательной
оценкой, хотя, как правило, до этого не доходит: ученик понимает, что без
ликвидации пробела он не сможет работать по данной теме результативно.
Это позволяет включить в работу каждого ученика, не принуждая его,
убеждая принять то содержание, которое заложено наукой. Ученики не
просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, в какой
мере соответствуют не только научному знанию, но и личностно значимым
ценностям. Построение технологии обучения математике на основе
индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка
способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и их
саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей
современного образования.