Напоминание

Анализ подходов к проблеме "психолого-педагогического сопровождения".


Автор: Вертей Елена Сергеевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ТГПУ
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Анализ подходов к проблеме "психолого-педагогического сопровождения".
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Анализ подходов к проблеме «психолого-

педагогического сопровождения».
Теория педагогики и педагогическая практика активно используют понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Понятие «сопровождение» обозначает «действие, сопутствующее какому-либо явлению». Этимологическое происхождение понятия от слова «сопровождать», имеющего несколько содержательных трактовок в зависимости от области применения. Словарь Ожегова объясняет слово «сопровождать», как «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда- нибудь или идя за кем-то». В частности, сопровождение ребенка – не значит вести его за руку, всегда решать за него, оберегать от возможных опасностей. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «сопровождение» имеет различные толкования, в зависимости от точки зрения исследователей Например Л.В. Байбородова и Л.Н. Серебрянников считают, что «сопровождение» ребенка – это значит находиться рядом, побуждать его к деятельности, оказывать помощь в преодолении трудностей, сорадоваться успехам. Н.С. Пряжников и С.Н. Чистякова определяют его как особую форму деятельности педагога, которая направлена на оказание помощи сопровождаемому в его личностном росте, в принятии решений, в выборе способов поведения. Э.Ф. Зеер же характеризует сопровождение в виде целостного процесса изучения, развития, формирования и коррекции профессионального становления личности . Н.Л. Коновалова считает сопровождение взаимодействием сопровождающего и сопровождаемого, которое направлено на решение проблем сопровождаемого ;сопровождение как система профессиональной деятельности, которая обеспечивает необходимые условия успешной адаптации личности к условиям жизнедеятельности представлено в работах Г.Л Бардиер, И.В. Ромазан, Т.В
Чередниковой , М.H. Битияновой; Н. Осухова считает сопровождение системной интегративной «технологией» социальной и психологической помощи, цель которой – создать безопасные условия для выхода человека из негативного отчуждения, восстановления потенциала развития и саморазвития личности , Е.И. Казакова , А.П. Тряпицына в своих работах рассматривают сопровождение с точки зрения системно-ориентационного подхода, как деятельность, которая создает условия для принятия субъектом оптимального решения в различных жизненных ситуациях, как «оказание субъекту помощи в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действие в котором несет сам субъект» ;по-мнению Л.М. Шипицыной сопровождение является комплексным методом, основу которого составляет согласованность действий сопровождающего и сопровождаемого в разрешении жизненных проблем сопровождаемого, его развития. Исходя из всех приведенных выше теорий важной составляющей сопровождение является позитивные отношения учителя и ученика ,положительно влияют на развитие интеллектуальных возможностей учащегося, поэтому необходимо формировать или устанавливать особый тип отношений «взрослый-ребенок», гарантирующих ребенку помощь и поддержку, доброжелательное принятие . Но при этом в сопровождение не только важно положительно эмоциональное воздействие на ребенка ,важна и методика сопровождения ее можно рассмотреть на примере исследований Е.В. Кузьминой . Она выделяюет два методологических подхода к определению и содержанию понятия «сопровождение». Первый подход основан на анализе сопровождения: – как проектировании образовательной среды, основанном на общегуманистическом подходе раскрытия максимального личностного потенциала ребенка и его возможностей (создание условий для максимально успешного обучения конкретного ребенка), с учетом нормативов возрастного
развития, возрастных новообразований ребенка, как критерии адекватности образовательных воздействий на него, а так же приоритетности потребностей, целей и ценностей ребенка . Второй – на понимании процесса сопровождения: – как поддержания функционирования ребенка в «условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимости его дизадаптации» . Анализируя этого автора можно сказать, что основу второго составляет определение границ зоны дизадаптации и зоны риска по дизадаптации, за которые образовательная среда в своем воздействии, а в узком смысле – обучающая среда, не должна выходить. Именно данная стратегия и определяет содержание деятельности всех специалистов, осуществляющих сопровождение детей . И теперь исходя из всех перечисленных литературных источников можно сказать что психолого-педагогическое сопровождение (ППС) можно рассматривать в нескольких аспектах :  как профессиональную деятельность психологов, педагогов, которые способны оказать помощь и поддержку в индивидуальном развитии ребенка;  как процесс, который представлен комплексом целенаправленных последовательных педагогических воздействий на личность ребенка, помогающих ему успешно развиваться;  как технологию, включающую последовательные эт апы деятельности специалистов (педагога, психолога, логопеда и др.) по обеспечению достижений в развитии ребёнка;  как систему взаимосвязи и взаимообусловленности целевого, содержательного, результативного и процессуального элементов;  как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.


В раздел образования