Анализ подходов к проблеме "психолого-педагогического сопровождения".
Автор: Вертей Елена Сергеевна Должность: магистрант Учебное заведение: ТГПУ Населённый пункт: город Томск Наименование материала: статья Тема: Анализ подходов к проблеме "психолого-педагогического сопровождения". Раздел: среднее профессиональное
педагогического сопровождения».
Теория
педагогики
и
педагогическая
практика
активно
используют
понятие
«психолого-педагогическое
сопровождение».
Понятие
«сопровождение»
обозначает
«действие,
сопутствующее
какому-либо
явлению».
Этимологическое
происхождение
понятия
от
слова
«сопровождать»,
имеющего
несколько
содержательных
трактовок
в
зависимости от области применения. Словарь Ожегова объясняет
слово
«сопровождать», как «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-
нибудь или идя за кем-то». В частности, сопровождение ребенка – не значит
вести его за руку, всегда решать за него, оберегать от возможных опасностей.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
показал,
что
понятие
«сопровождение»
имеет
различные
толкования,
в
зависимости
от
точки
зрения исследователей Например Л.В. Байбородова и Л.Н. Серебрянников
считают,
что
«сопровождение»
ребенка
–
это
значит
находиться
рядом,
побуждать его к деятельности, оказывать помощь в преодолении трудностей,
сорадоваться успехам.
Н.С. Пряжников и С.Н. Чистякова определяют его как особую форму
деятельности
педагога,
которая
направлена
на
оказание
помощи
сопровождаемому в его личностном росте, в принятии решений, в выборе
способов
поведения.
Э.Ф.
Зеер
же
характеризует
сопровождение
в
виде
целостного
процесса
изучения,
развития,
формирования
и
коррекции
профессионального
становления
личности
.
Н.Л.
Коновалова
считает
сопровождение
взаимодействием
сопровождающего
и
сопровождаемого,
которое направлено на решение проблем сопровождаемого ;сопровождение
как
система
профессиональной
деятельности,
которая
обеспечивает
необходимые
условия
успешной
адаптации
личности
к
условиям
жизнедеятельности представлено в работах Г.Л Бардиер, И.В. Ромазан, Т.В
Чередниковой
,
М.H.
Битияновой;
Н.
Осухова
считает
сопровождение
системной
интегративной
«технологией»
социальной
и
психологической
помощи, цель которой – создать безопасные условия для выхода человека из
негативного
отчуждения,
восстановления
потенциала
развития
и
саморазвития личности , Е.И. Казакова , А.П. Тряпицына в своих работах
рассматривают
сопровождение
с
точки
зрения
системно-ориентационного
подхода, как деятельность, которая создает условия для принятия субъектом
оптимального решения в различных жизненных ситуациях, как «оказание
субъекту
помощи
в
формировании
ориентационного
поля
развития,
ответственность за действие в котором несет сам субъект» ;по-мнению Л.М.
Шипицыной
сопровождение
является
комплексным
методом,
основу
которого
составляет
согласованность
действий
сопровождающего
и
сопровождаемого в разрешении жизненных проблем сопровождаемого, его
развития.
Исходя из всех приведенных выше теорий
важной составляющей
сопровождение
является
позитивные
отношения
учителя
и
ученика
,положительно
влияют
на
развитие
интеллектуальных
возможностей
учащегося, поэтому необходимо формировать или устанавливать особый тип
отношений
«взрослый-ребенок»,
гарантирующих
ребенку
помощь
и
поддержку, доброжелательное принятие .
Но
при
этом
в
сопровождение
не
только
важно
положительно
эмоциональное воздействие на ребенка ,важна и методика сопровождения ее
можно
рассмотреть
на
примере
исследований
Е.В.
Кузьминой
.
Она
выделяюет
два
методологических
подхода
к
определению
и
содержанию
понятия «сопровождение».
Первый подход основан на анализе сопровождения:
–
как
проектировании
образовательной
среды,
основанном
на
общегуманистическом
подходе
раскрытия
максимального
личностного
потенциала ребенка и его возможностей (создание условий для максимально
успешного обучения конкретного ребенка), с учетом нормативов возрастного
развития, возрастных новообразований ребенка, как критерии адекватности
образовательных
воздействий
на
него,
а
так
же
приоритетности
потребностей, целей и ценностей ребенка .
Второй – на понимании процесса сопровождения:
–
как
поддержания
функционирования
ребенка
в
«условиях
оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимости
его дизадаптации» .
Анализируя этого автора можно сказать, что основу второго составляет
определение границ зоны дизадаптации и зоны риска по дизадаптации, за
которые образовательная среда в своем воздействии, а в узком смысле –
обучающая
среда,
не
должна
выходить.
Именно
данная
стратегия
и
определяет содержание деятельности всех специалистов, осуществляющих
сопровождение детей .
И
теперь
исходя
из
всех
перечисленных
литературных
источников
можно сказать что психолого-педагогическое сопровождение (ППС) можно
рассматривать в нескольких аспектах :
как профессиональную деятельность психологов, педагогов, которые
способны оказать помощь и поддержку в индивидуальном развитии ребенка;
как
процесс,
который
представлен
комплексом
целенаправленных
последовательных
педагогических
воздействий
на
личность
ребенка,
помогающих ему успешно развиваться;
как
технологию,
включающую
последовательные
эт апы
деятельности
специалистов
(педагога,
психолога,
логопеда
и
др.)
по
обеспечению достижений в развитии ребёнка;
как
систему
взаимосвязи
и
взаимообусловленности
целевого,
содержательного, результативного и процессуального элементов;
как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.