Автор: Дорохин Владимир Владимирович Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ пос.Дружба Населённый пункт: Калининградская область, Правдинский городской округ, пос.Дружба Наименование материала: методическая разработка Тема: "Помни Великую Победу!" Раздел: среднее образование
Сценарий интеллектуальной игры « Помни Великую Победу»
Слайд 1 . Показ ролика «Мы Помним»
Голос за кадром: (Дружинина Елена Павловна)
Возможно – память –
Чистая страница –
В ней – эхо прожитых, тревожных лет…
История – она не повторится
Но нас зовет вдали манящий свет…
Свои откроем имена и даты -
Но сердце будет бережно хранить –
Тот взгляд мальчишки – юного солдата –
Он все отдал, чтобы могли мы жить…
Слайд 2 Добрый день уважаемые участники сегодняшней игры, добрый день
гости и уважаемое жюри. Сегодня мы с вами завершаем празднование 70 –
ти
летие
Победы
советского
народа
в
Великой
Отечественной
войне,
районной интеллектуально - познавательной игрой для старшеклассников
«Помни Великую Победу!»
Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому
что никогда не перестанет волновать людей, тревожа старые раны и душу
болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились
воедино. Война - это горе, слезы. Война - страдание матерей, сотни погибших
солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты
служили честно, без корысти. Они защищали Отечество, родных и близких.
Война - это смерть каждый час, каждую минуту, но тогда они об этом не
думали, для всех было главным остановить врага. Огромное количество
солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько
вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в
плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории. А
сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти.
От того долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на
глазах».
Слайд 3 Куда б не шел, не ехал ты, но здесь остановись. Героям Павшим в
дни войны всем сердцем поклонись.
Я прошу всех присутствующих почтить память погибших и умерших
минутой молчания.
Вступление. Наше сегодняшнее мероприятие я хочу начать стихотворением
Валентина Сидорова.
(Стихотворение написано к 30-летию Победы)
Стихотворение читают Новаковская Татьяна и Катан Илья ученики 6
кадетского класса МЧС.
Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина обьемлет,
Тем все сильней и явственней слышны
Ее раскаты, вздыбившие землю.
Чем дальше мы уходим от войны
И чем спокойней тихие закаты,
Тем резче нам в закатной мгле видны
Огнем войны обугленные хаты.
Чем дальше мы уходим от войны,
Сполна всю горечь этих лет познавши
Не понаслышке, не со стороны,
Тем ближе нам воспоминанья наши.
Чем дальше мы уходим от войны
И четче обнажаются вершины,
Чем полнозвучней голос тишины,
Тем все понятней, что мы совершили...
А совершили мы невозможное, переломав хребет фашисткой гидре.
Гремящие сороковые годы… Сколько жить будет наше старшее поколение,
обожженное их горячим огнем, оно не забудет того, что наша страна
пережила с горького трагического рассвета 22 июня 1941 года до
наполненного бурной радостью солнечного утра 9 мая 1945 года. Об этой
поре уже написаны горы книг, снято много картин. Кажется, все сказано и
пересказано: и о событиях, потрясших мир, и о людях, вынесших на своих
плечах невероятную тяжесть пережитого. Но все-таки, все-таки…
Слайд 4 Представление команд участников и членов жюри .
Сегодня играют команды Домного (факел), Дружба (короли истории),
Железнодорожный, Правдинск.
Апуник – председатель районного совета депутатов
Заварина С.А. – начальник управления образования
Ирина Фёдоровна Спасибина – специалист управления образования по
вопросам общего образования
И так мы начинаем. 22 июня 1941 год. Утро. По всей западной границе
Советского Союза начался ураганный артиллерийский обстрел. С воздуха
подверглись бомбардировке многие Советские города. Так началась В.О.В.
Вся страна, весь советский народ встали на защиту своей Родины. Одни
воевали на фронте, другие трудились в тылу. Каждый внес свой вклад в дело
Победы. Было очень трудно. Но все понимали и не жалели себя ради победы.
Долгих 4 года, продлилась эта война. Наша страна потеряла 27мл. жизней.
Были разрушены тысячи городов, десятки тысяч деревень были сожжены.
Каждая семья потеряла: брата, отца, сына, дочь.
У всех святое право – Отчизну защищать.
А если и придётся, то жизнь свою отдать.
Во времена любые достоин славы тот,
Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.
Сегодня вспомним с вами защитников Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!
Слайд 5. Первый тур. Вступительная часть.( Блиц турнир). Участники
выступают с кратким монологом о войне, читают стихотворения, отвечают на
вопросы блиц турнира.
Критерий оценки: оригинальность, выразительность, ораторское мастерство.
(до 5 баллов)
Блицтурнир( за каждый правильный ответ 1 балл)
1.
Для похода на Восток гитлеровское командование
разработало два важных плана. Один получил название
«Барбаросса». Как назывался второй?
«Ост»
2.
Перечислите название трёх конференций союзных
держав
Тегеранская,
Ялтинская,
Потсдамская
Кто из российских военачальников носил звания
маршалов двух государств?
К.К. Рокоссовский
Знамен Победы было несколько. Военным советом
специально было сделано 9 знамен и роздано 9 полкам:
чей полк первым прорвется к Рейхстагу, те должны
закрепить знамя, как символ Победы. Эти знамена
были пронумерованы от №1 до №9. Под каким
номером было знамя, которое водрузили над
Рейхстагом 30 апреля 1945 года?
№5
5.
На фронтах войны сражались не только люди, но и
«яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». О чём именно
идёт речь?
Это боевая техника:
танки, самолёты
6.
Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на
восток стали вывозиться люди и производственные
объекты. Как назывался этот процесс?
Эвакуация
7.
В честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был
дан первый во время войны
Салют
8.
Операция вермахта по захвату Москвы называлась
«Тайфун»
9.
По-испански она означает «череп», и спасла жизни
многих солдат в годы войны. Что это?
Каска
10.
Маршалы бывают разные. С 1943 года в СССР ввели
звания маршалов авиации, связи, артиллерии и т.д. Но
главней всех их были маршалы Советского Союза.
Только у них на погонах кроме звезды был ЭТОТ знак
отличия. Что было на погонах у маршала Советского
Союза?
Герб Советского
Союза.
11.
К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944 г. они
имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками
смерти». Что это такое?
Фашистские
концентрационные
лагеря
12.
В теплое время года советские солдаты свертывали ее в
трубку и носили через плечо, на привалах ее
использовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли
«скаткой». Что это такое?
Шинель
13.
Район, где расположены действующие войска и
происходят массовые военные потери.
передовая
14.
Победа принесла Сталину высшее воинское звание.
Какое?
Генералиссимус
15.
До войны в СССР их было только 5, а в годы войны
появилось еще 11, все они находили своих героев. Что
это такое?
Ордена
16.
Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и
Кантария?
Водрузили знамя
Победы над
Рейхстагом
17.
Героями на войне становились не только люди, но и
целые города и даже один оборонительный объект.
Какой?
Брестская крепость
18.
«А. Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на
фронтах Великой Отечественной войны, но в виде...
Чего?
Наград
19.
Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции
Германии?
8 мая 1945 г.
20.
В Советском Союзе это было строго запрещено и
наказывалось, но когда вражеские войска почти
стояли у стен Москвы запрет был снят. Что было
разрешено советскому народу
Молиться богу или
посещать монастыри
и церкви.
21.
В каком советском городе состоялся первый парад
Победы?
В Москве
22.
Дважды орденом «Победа» были награждены 3
человека - Жуков, Василевский... Кто третий?
И. В. Сталин
23.
Сколько дней шла Великая Отечественная война?
1418
24.
Каковы общие потери СССР в Великой Отечественной
войне?
Около 27 млн.
человек
25.
За годы войны их количество составило в Красной
Армии - 12 млн., а в германской - 7 млн. человек? О чем
идет речь?
Потери убитыми
26.
Кто из крупных советских военачальников за годы
Великой Отечественной войны не проиграл ни одного
сражения?
Г. К. Жуков
27.
До войны этот город назывался Инстербург и
принадлежал Германии, а после войны он
отошел к СССР. Как он стал называться?
Черняховск
28.
За годы войны ими стали 11600 человек, 86 из них -
женщины. Кто это?
Герои Советского
Союза
29.
В годы войны в Красной Армии их называли «младшие
командиры». А как к ним стали обращаться вскоре
после войны?
Сержанты
30.
30 апреля 1945 г. в Берлине произошло 2 исторических
события: первое - водружено знамя Победы над
рейхстагом. А какое второе?
Самоубийство
Гитлера
Пока уважаемое жюри подведет итоги первого тура , вам прочитает
стихотворение Самвелян Диана. Прежде чем перейдем ко 2 туру давайте
дадим слово нашему уважаемому жюри, чтоб узнать результаты 1 тура.
Слайд 6 . 2 тур. Основная часть. Участники отвечают на тематические
блоки.
1. Крупные сражения.
2. Кот в мешке( задание которое объявляется во время игры)
3. Героические страницы войны
4. Культура в годы войны
Жюри определяет правильность ответа
1. крупные сражения
1. Где произошло самое крупное танковое сражение 2й мировой войны.
12 июля 1943под Прохоровкой
2. Назовите самое первое крупное сражение с начала войны, которое сорвало
план гитлеровского командования «молниеносной» войны.
Смоленское сражение. Лето 1941
3. 73 дня этот город держал оборону. Немцы не смогли сходу взять этот город.
За подвиг ему присвоено звание города-герой
Одесса
4. Результатом этого сражения стало пленение двадцати двух немецких
дивизий, двадцати четырёх немецких генералов и одного фельдмаршала.
Сталинградская битва
5. В результате этого сражения гитлеровское командование было поставлено
перед фактом затяжной войны против СССР, а Гитлер в ярости отстранил от
занимаемых постов 35 генералов.
Московское сражение
6. Оборона этого города длилась 900 дней и ночей. И, несмотря на
колоссальные трудности и жертвы он так и не сдался фашистам.
Ленинград
7. В результате этой битвы немцы окончательно потеряли последние шансы
победить Советский Союз и больше не предпринимали крупных
наступательных операций
Курская битва
8. Летом 1944 Советские войска наголову разбили немецкую группу Армий
«Центр» в Белоруссии. Какое кодовое название носила эта операция
« Багратион»
9. Штурм этой крепости продолжался 4 дня Советскими войсками крепость
была разрушена до основания. Немцы потеряли 42 тыс.убитыми и 92
пленными
Кенигсберг
10. Во время такого сражения советским командованием были применены
140 мощных прожекторов для ослепления противника.
Берлинское сражение
11. Город, державший оборону 250 дней, которому в последствие присвоено
звание город-герой. Его защитников прозвали « черная смерть»
Севастополь
12. Эта река стала рекой героев. За форсирования этой реки 2438 воинов
были удостоены звания Герой Советского Союза.
Днепр
2 кот в мешке.
2.1 вспомнить и написать песни военных лет (2 мин), команде
победительнице присуждается 3 балла, второй команде 2 балла, остальные
получают по 1 баллу.
2.2 вспомнить и написать полководцев Великой Отечественной Войны ( как с
одной так и с другой стороны).
2.3 конкурс знатоков. Нужно вставить пропущенное слово, там, где оно
требуется.
1.
В своё время в школе разучивали такую песню : «Кружила в поле злая
осень, /Летела поздняя листва./Их было только .../ А за спиной была
Москва». Какое числительное пропущено? (28)
2.
У Любови Тимофеевны было двое детей-погодков. Сразу после начала
войны они добровольно пошли воевать. Однако дочь попала в лапы
фашистам и была повешена в селе Петрищево, а сын-танкист погиб в
бою.
Оба
награждены
медалью
Герой
Советского
Союза.
Назовите
фамилию Зои и Шуры. ОТВЕТ. Космодемьянские.
3.
В музее Вооруженных Сил есть очень простой экспонат: в небольшом
ящике насыпана земля с Малахова кургана, что находится в городе
Волгограде. А почему сразу видно, что это земля с поля сражения?
ОТВЕТ. Она просто усеяна осколками снарядов.
4.
В Берлине в Трептов- парке установлен памятник советскому солдату. В
одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит ...
Закончите
описание
памятника. (Девочку) Комментарии. «И
в
Берлине
в
памятную
дату/
Был
воздвигнут,
чтоб
стоять
в
веках,/
Памятник советскому солдату/ С девочкой спасенной на руках».
5. Все знают, что военный парад это завораживающее действо. Но один парад
на Красной площади был особенным: войска проходили по площади и в этот
ж е
д е н ь
в с т у п а л и
в
б о й
с
ф а ш и с т а м и .
Назовите дату этого парада. ОТВЕТ. 7 ноября 1941 г.
6. В глубоком тылу врага сложилась свободная зона -партизанский край.
Немцы прошли через эти деревни, что не смогли отобрать, разрушили. Но
бои под Москвой оттянули туда их силы, и около 600 деревень и поселков
зажили без оккупантов, под защитой партизан. Открыли школу, больницу и
даже кинотеатр. Только вот газету не могли выпустить -не на чем печатать.
Однако благодаря партизанскому радио и некоей школьной мебели людям
вовремя сообщались новости. Какая мебель помогала знакомить односельчан
с новостями? ОТВЕТ. Школьная доска.
Комментарии. Новости с фронтов писали на школьной доске мелом.
7. Эта временная дорога, не проложенная по земле, воистину стала Дорогой
Жизни для тысячи ленинградцев. Так где же она все-таки была проложена?
ОТВЕТ. По льду Ладожского озера.
8. Академик историк Евгений Викторович Тарле мог наизусть цитировать
многочисленные исторические документы разных эпох и народов. Может
быть, поэтому именно он предложил некий обряд. Он был настолько
эффектен, что, несмотря на то, что Тарле отсидел в 1930 г. в тюрьме и
несколько лет провел в ссылке, его предложение стало кульминацией самого
известного в нашей стране триумфального мероприятия. Что же он
предложил?
ОТВЕТ. Во время марша Победы 1945 г. бросать в кучу на землю
фашистские знамена.
3. Героические страницы войны:
1. Участник Холкин-Гола и советско-финляндской войны.26 июня 1941 года
направил горящий самолет на скопление немецких танков и автомашин Герой
Совет. Союза. Посмертно.
Гастелло Николай Францевич
2. 7 августа 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив на
подступах к Москве вражеский бомбардировщик. Г.С.С. погиб в бою.
Навечно зачислен в списки части.
Талалихин Виктор Васильевич
3.Генерал-лейтенант инженерных войск 8 августа 1941 года, тяжело раненый
попал в плен. Отказался перейти на службу к фашистам. В 1945 в лагере
Маутхаузен зверски замучен.
Карбышев Дмитрий Михайлович.
4. 23 февраля 1943 в бою за дер.Чертушки Псковской обл. закрыл своим
телом амбразуру вражеского дота, который препятствовал продвижению
советских войск.
Матросов Александр
6. Летчик. Был сбит в марте 1942г. 18 суток пробирался к своим. После
ампутации обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Совершил 86
взлетов. Маресьев Алексей Ив.
7.Летчик. Трижды Герой С.С. 600 боевых вылетов, 59 сбитых самолетов.
Покрышкин Александр Ив.
9. Подпольная комсомольская организация насчитывала свыше 100чел.
Совершала диверсии против фашистов. Выдана провокатором. Почти все
погибли в ночь 1943г.
Молодая гвардия
10.Легендарный разведчик. Партизан. В совершенстве владел немецким
языком, добывал ценную информацию. Уничтожал крупных фашистких
руководителей. Погиб в 1944 Дважды Герой С.С.
Кузнецов Ник. Ив.
11. Руководитель одного из крупных партизанских соединений. Дважды
Г.С.С. Его партизанское движение совершало рейды по тылам противника во
многих областях, пройдено 10тыс. км. и разгромлены гарнизоны врага в
39нас.пунктах.
Ковпак Сидор Артемьев
12. Юный партизан. Разведчик. Пионер. 11 мая 1944 находясь в окружении,
подорвал себя гранатой. Герой Советского Союза посмертно.
Марат Казей
13. В сентябре 1942г. Разведгруппа во время боев в Сталинграде в течении 3
суток держала оборону в 4х этажном доме в центре города
Дом Павлова
14. Бойцы 316 дивизии, которая в ходе 4 часового боя у разъезда Дубосеково
сдерживали несколько десятков немецких полков и не пропустили ни одного,
уничтожив 18 танков противника. Большинство бойцов погибло. Слова
одного из них: Братцы, позади Москва, отступать некуда.
28-палфиловцев. Клочков
4. Культура в годы войны:
Слайд 7 1. В годы войны всемирную известность получил плакат «Родина-
мать зовет» Кто автор?
Ираклий Моисеевич Тоидзе
2. В самые теплые дни блокады Ленинграда была написана гениальная 7я
симфония
Автор Шостакович
3. Кто автор стихотворения «Жди меня»?
Симонов
4. В годы войны джазовый оркестр под его руководством выступал и на
фронте и в тылу. Кто был его руководителем?
Леонид Утесов
5. Поэтесса. Годы войны провела в блокадном Ленинграде Выступала по
радио. Именно ей принадлежат слова «Никто не забыт, ничто не забыто»
Ольга Берттгольц
6. Что объединяет следующие военные произведения «Обелиск»
«Альпийская баллада» «Сотников» «Ракета» «Волчья стая»
Автор Василь Быков
7. Музыкальным символом народной стойкости стала песня авторов
Александрова и Лебедева Кумача. Какая это песня?
Священная война
8. Песня авторов Тухманова и Харитонова стала символом нашего народа в
Великой отечественной войне.
День Победы
9. Назовите литературного, поэтического героя, который олицетворял
характер и саму душу Советского солдата в годы Великой Отечественной
войны.
Василий Тёркин
Итак наш второй тур подошел к концу пока жюри подводит итоги этого тура,
а команды готовятся к следующему звучат стихи.
Помните, будущие поколенья,
Победы героев, отцов, матерей.
Помните подвиги и свершенья
имя будущих ваших детей.
Слышите, новые поколенья,
Как ваши сердца стучат.
Это эхо сердцебиений
Не вернувшихся с фронта солдат.
Знайте, будущие поколенья,
В любые столетья, в любые года
Подвиг не предается забвенью.
Подвиг рядом живет всегда.
Слайд 8 .3 тур. Домашнее задание и конкурс капитанов:
Создание учащимися памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной
Войне).
КАПИТАНОВ.
Задание.
Впишите в таблицу как можно больше названий городов-героев в Великой
Отечественной войне и пионеров Героев.
№
п/п
Название города-героя
Отметка о
правильности
названия города-героя
в списке (+ или - )
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Слайд 9 .4 тур. Заключительная часть. Участники должны дать собственный,
оригинальный ответ на один из проблемных вопросов.
1. «Власовцы» - кто они? (герои или предатели)
2. Суть приказа № 227 и его последствия.
Слайд 10 3. О начале войны Молотов сказал: «Сегодня утром фашисткая
Германия нарушив пакт о ненападении вероломно напала на Советский
Союз». Было ли начало войны внезапным? (доказать свою точку зрения)
Жюри: соответствие заданной теме, оригинальность, глубина ответа (до 5
баллов)
Пока жюри подводит итоги идет финальное выступление Синицина, Пучкин
стих А.Ахматова — С любимыми не расставайтесь.
Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Завершить нашу сегодняшнюю игру мне хочется словами
Слайд 11 «Со дня окончания войны пройдёт 50 лет, а Победа не постареет.
Пройдёт 100 лет, а она – Победа – будет такой же молодой, как и в 45-ом. Ибо
сказочно молодыми, ослепительно молодыми, были солдаты, которые её
добывали.» (Р. Рождественский).
9 мая 2015 года, в 70 - й раз прогремел салют победы, а в памяти
народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное
мужество народа!!!
Когда гремит над городом салют,
Погибшие за Родину встают.
Мы их не видим, мы не слышим их,
Но павшие всегда среди живых.
Молчат и смотрят, будто ищут ответ:
Мы этой жизни стоим или нет?
Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших,
чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.
И пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы
памяти павших?
Слайд 12 .Финальная песня «День Победы» исполняет 6 кадетский класс
Награждение: Слово для награждения и объявления победителя и призеров
нашей сегодняшней игры предоставляется