Автор: Кутлиева Юлия Олегона Должность: старший вожатый Учебное заведение: МАУ ДО ЦДО Савитар Населённый пункт: Агидель,Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Педагогические основы патриотического воспитания Раздел: дополнительное образование
Педагогические основы патриотического воспитания
Автор: Кутлиева Юлия Олеговна
старший вожатый МАУ ДО ЦДО "Савитар"
Агидель , Республика Башкотостан
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический
принцип,
социальное
чувство,
содержанием
которого
является
любовь
и
преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление
защищать
интересы
Родины.
Понимание
патриотизма
имеет
глубокую
теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона
имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к
отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей,
как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др. За последнее время все
большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд
на
патриотизм
как
на
важнейшую
ценность,
интегрирующую
не
только
социальный,
но
и
духовный,
нравственный,
культурный,
исторический
и
другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм -
одна
из
наиболее
значимых,
непреходящих
ценностей,
присущих
всем
сферам
жизни
общества
и
государства,
является
важнейшим
духовным
достоянием
личности,
характеризует
высший
уровень
ее
развития
и
проявляется
в
ее
активно-деятельностной
самореализации
на
благо
Отечества.
Патриотизм
олицетворяет
любовь
к
своему
Отечеству,
неразрывность
с
его
историей,
культурой,
достижениями,
проблемами,
притягательными
и
неотделимыми
в
силу
своей
неповторимости
и
незаменимости,
составляющими
духовно-нравственную
основу
личности,
формирующими
ее
гражданскую
позицию
и
потребность
в
достойном,
самоотверженном,
вплоть
до
самопожертвования,
служении
Родине.
Важнейшей
составной
частью
воспитательного
процесса
в
современной
российской
школе
является
формирование
патриотизма
и
культуры
межнациональных
отношений,
которые
имеют
огромное
значение
в
социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на
основе
возвышающих
чувств
патриотизма
и
национальных
святынь
укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных
ценностей общества, развивается достоинство личности. Многие мыслители
и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного
становления
человека,
указывали
на
его
(патриотизма)
многостороннее
формирующее
влияние.
Так,
например,
К.Д.Ушинский
считал,
что
патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим
педагогическим
средством:
«Как
нет
человека
без
самолюбия,
так
нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ
к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными
природными,
личными,
семейными
и
родовыми
наклонностями».
[1]
В
«Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко говорил: «Мы требуем от
нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов
выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая
распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой
волей».
Формирование
гражданина,
патриота
своей
родины
начинается
в
детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе,
традициям.
Задача
школы
состоит
в
том,
чтобы,
организуя
опыт
патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие
убеждения и чувства. Все основные виды деятельности школьника: учение,
труд, общественная работа, спорт, туризм, игра – могут решать эту задачу. В
каждом
из
этих
видов
деятельности
учащийся
может
совершать
патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые
мотивы патриотического поведения. На основе этих общих для всех чувств
формируется и укрепляется высокое чувство любви к родине. Любовь к
родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим.
Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в
детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные
дали
и
дремучие
леса
-
все
это
в
равной
степени
формируют
у
детей
симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни,
исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской
душе,
независимо
от
того,
где
живут
дети.
Чем
полнее,
глубже,
ярче,
содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях,
тем
более
действенным
скажутся
они
в
формировании
благородного
нравственного
чувства:
интереса
и
любви
к
родному
краю,
глубокого
уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут
учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять
сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга
перед
народом,
перед
Родиной.
Произведения
А.С.
Пушкина,
М.Ю.
Лермонтова,
Л.Н.
Толстого
и
других
великих
классиков,
проникнутые
горячей
любовью
к
родине,
чувством
горечи
за
бесправное
положение
народа, вызывают у учащихся глубокие патриотические чувства. Школьный
возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний,
верой
в
истинность
всего,
чему
учат,
что
говорят,
в
безусловность
и
необходимость
нравственных
норм.
Именно
в
этом
возрасте
возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что
появилось
в
психике
ребенка
школа,
пытается
формировать
чувства
патриотизма,
интернационализма,
товарищества,
активное
отношение
к
действительности,
глубокое
уважение
к
людям
труда.
С
малых
лет
необходимо дать детям представление, о месте и роли их страны в мире, а
также воспитывать любовь к боевому прошлому нашей родины, показывать
могущество нашей страны. Необходимо добиваться, чтобы патриотические
чувства учащихся находили выражения в полезных делах на благо Отечества,
в том числе и готовность, защищать свою страну. Высокое чувство любви к
родине
может
сложиться
лишь
в
результате
целой
системы
средств
воспитания,
включающей
в
себя
пропаганду,
пример,
поведения
в
деятельности учащихся. Педагог, работающий с младшими школьниками и
дошкольниками, хорошо знает, насколько у детей 5-10 лет хоть какое-то
представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее,
необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре
невозможно
воспитать
гражданина
и
патриота,
сформировать
у
ребенка
чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный
период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной
жизни.
Дефицит
нравственных
ценностей
и
пренебрежение
моральными
нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает
вопрос
о
повышении
уровня
патриотического
воспитания.
Необходимо
воспитывать,
начиная
уже
с
младшего
школьного
возраста,
доброту,
ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.
Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая
задача
нашего
времени.
Воспитывать
это
качество
помогают
акции
Проведены следующие акции гражданско-патриотической направленности:
акции « Мы вместе» (ко Дню народного единства),
акция «Георгиевская ленточка»,
акция «Дарю добро»;
На занятиях проводят беседы на тему «Я – гражданин », «Я патриот
своей Родины». Цель этих занятии - вызвать у детей интерес к родной стране,
дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они
живут, познакомить их с понятиями «гражданин», «государство», «законы
страны», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать
некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На уроке дети
знакомятся
с
изображением
Государственного
флага
и
герба
России,
со
словами
и
звучанием
гимна
Российской
Федерации.
Естественным
дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен
русских
живописцев.
При
этом
активно
используются
возможности
компьютерной техники. Учащиеся класса - активные участники социальных
проектов: " Спешите делать добрые дела" волонтерское движение ( Городская
больница
-паллиативное
отделение),как
конкурс
патриотической
песни;
конкурс чтецов; конкурс сочинений "Моя малая родина"; праздник День
героев
Отечества,
День
защитника
Отечества;
Зарничка,
Посвящение
в
Юнармию, спортивные эстафеты и другие мероприятия. Большую роль в
патриотическом
воспитании
играют
родительские
собрания
на
тему:
"
Патриотическое воспитание в семье", «Традиции семьи» и другие.
Таким образом, патриотическое воспитание, воспитание гражданина
своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы.
Необходимо
уже
в
начальной
школе
создавать
условия
для
того,
чтобы
учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми
людьми.