Занятие элективного курса по русскому языку в 10 классе на тему: "Учимся понимать исходный текст"
Автор: Сидоренко Ольга Ростиславна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ - Великотопальская СОШ имени Героя России Ворожанина О.В. Населённый пункт: село Великая Топаль Клинцовского района Наименование материала: Занятие элективного курса по русскому языку в 10 классе на тему: "Учимся понимать исходный текст" Тема: Занятие элективного курса по русскому языку в 10 классе на тему: "Учимся понимать исходный текст" Раздел: среднее образование
МБОУ - Великотопальская СОШ имени Героя России Ворожанина О.В.
Клинцовского района Брянской области
Занятие элективного курса
по русскому языку
в 10 классе
на тему:
«Учимся понимать исходный текст»
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Сидоренко Ольга Ростиславна
с. Великая Топаль, 2015 г.
Подготовка к ЕГЭ (Часть 2)
План-конспект урока русского языка в 10 классе
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть 2, ЕГЭ)
Тема «Учимся понимать исходный текст»
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели урока:
образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию
домашнего сочинения;
развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать
авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов
этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;
воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам
современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать
патриотизм, чувство национальной достоинства
Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный
материал
Ход урока.
(слайд 1) 1.Оргмомент.
Эпиграф урока:
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и
разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Л.Н. Толстой
2.Вступительное слово учителя.
Мотивация деятельности.
Вызов интереса
Я пришла к вам сегодня на урок с искренним желанием помочь каждому найти такие слова, которые
помогли бы вам обрести уверенность в своих способностях и возможностях при написании сочинения и
пусть наш сегодняшний урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии написания
сочинения.
3.
Подготовка
учащихся
к
восприятию
нового
учебного
материала,
актуализация
знаний.
Определение темы урока
Давайте
вспомним
задание
части
2.
Обратите
внимание
на
первую
фразу:
«
Напишите
по
прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не
оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является
правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на
экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Вы можете получить дополнительные баллы
и
добиться
более
высокого
процента
на
экзамене,
если
красиво
и
правильно
оформите
свою
письменную речь. У Ивана Бунина есть такие слова:
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»
4. Формулирование цели урока.
Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель.
(Цель урока –
научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения
информацию.
5.Подготовка к восприятию исходного текста.
Слово учителя о войне
Стихотворение «Война – это..» Перепечко В.
Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего
СССР»
Вопросы после просмотра:
-Какие чувства вы сейчас испытываете? (поражены увиденным, недоумеваете, как можно так
поступать с памятниками героям, как можно озверевших нацистов возводить в ранг героев - чувство
возмущения, обиды)
Наверное, именно такие чувства заставили Олега Павлова написать следующее/
6.Чтение текста
В
доме
моего
деда
была
большая
военная
библиотека
с
мемуарами
командующих
армиями,
учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных
томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз
«История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был
поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе
ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал
уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё
равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.
Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой
Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство
оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.
... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине
бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и
отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя
на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми
почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а
флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна
живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так
как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский
иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был
обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько
прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.
Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло
подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат
осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и
гибнул
на
Великой
Отечественной
войне?
Эти
вопросы
оставлены,
как
раны,
ею
самой,
нашей
священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами
собственных нравственных уродов.
(О. Павлов)
7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение
способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
1. Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки
текста (…._
-Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит
информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания ; 3)об авторе (его отношении
к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно
поймете текст.
-Давайте снова обратимся к тексту. Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (Вторая
мировая война – своя у каждого народа. Но чуждое и родное смешалось .Наше национальное
достоинство оказалось унижено под конец века…»
2 абзац – «Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавших фашистским отребьем…
Степан Бандера стал национальным героем. Дед обворован уже после смерти»
3 абзац - «священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами
собственных нравственных уродов»
- О чем же этот текст? (текст – горькие размышления автора о том, что священная для нас ВОВ
«сброшена в конце века со многих пьедесталов» и «обкрадена тысячами собственных нравственных
уродов» (значительно принижается роль русского народа в победе
-Является ли просмотренный фрагмент иллюстрацией к рассуждениям О.Павлова?
2.Формулировка проблемы
-Итак,
мы
определили
тему
текста
и
выделили
наиболее
значимую
для
понимания
текста
информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и
первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».
-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над
какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой
вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Когда русский солдат осознает в себе снова
такую ж праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной
войне?»)
-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: О. Павлов поднимает проблему осквернения памяти о ВОВ.
2 способ: «Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую
же праведность, какую осознавали те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?» Именно
эти вопросы волнуют известного публициста О.Павлова)
Справка: праведный –Проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и
справедливости.
-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий
лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.
3.Составление комментария проблемы.
Давайте вспомним, что такое комментарий?
Справка
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно
ответить на ряд вопросов.
-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
Справка (проблемы)
-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в
последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ
и
телевидении)
-Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что ВОВ – священная для
русского народа война и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попытка
унизить наше национальное достоинств)
-
На
каком
материале
автор
рассматривает
проблему?
(Павлов
рассматривает
проблему
на
воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)
-Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная
проблема коснулась его лично)
-Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?
(Его возмущен тем, что происходит и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма.
Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его до
глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» собственными нравственными
уродами)
-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про К2 – 2 балла!
И делаем следующий шаг –
4. Формулировка авторской позиции
Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что
такое позиция автора?
Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или
иной проблемы
Справка «Как может быть выражена авторская позиция»
-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)
-Какова же авторская позиция? (Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о
войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных
преступников героями, но и поведением тысяч русских людей, которые идут на преступления ради
наград)
-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения, как мне
кажется, выражена довольно чётко в предложении: священная война, со злом сброшена в конце века со
многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»)
-Согласны ли вы с мнением автора?
-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И
выразили вое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл
5. Аргументация собственного мнения.
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача
состоит
в
следующем:
одобрить
позицию
автора,
выразить
солидарность,
понимание,
принятие
позиции
и
сформулировать
собственную
позицию,
подобрав
2
аргумента,
доказывающих
справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а
какие – читательским?
Справка.
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)
-В
начале
нашего
урока
я
показала
вам
видеоролик.
Конечно,
этот
показ
был
неслучайным.
Материал, который вы увидели, является яркой иллюстрацией к проблеме, которую поднимает О.
Павлов. Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей
позиции?
Стихотворение Козлов Стас
В чужом краю его обидеть могут,
И землю распахать, и гроб сломать.
Вы слышите! Не смейте ради Бога
Об этом просят вас жена и мать!
Напрасный страх. Уже дряхлеют даты
На памятниках дедам и отцам.
Спокойно спят британские солдаты
Мы никогда не мстили мертвецам
К. Симонов «Английское военное кладбище в Севастополе»
Презентация
учащихся
об
отношении
к
памятникам
советских
воинов
–
освободителей
на
территории стран зарубежья.
8.Поведение итого урока
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в
написании сочинения .
9. Рефлексия
11.Заключительное слово
А закончить
сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра:
«Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». А если затруднения возникнут, то можно
обратиться к словарю.
Стихотворение о роли словаря (Антоненко Л.)
Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания
сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека
эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и
поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.
12. Д/з: написать сочинение-рассуждение
Текст
В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями,
учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых
красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий
бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал
только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький
остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время,
сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только
нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был
войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.
Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой
Отечественной
войны
именно
теперь,
в
новом
времени
смешалось.
Наше
национальное
достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.
... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на
Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами
за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его
поколения,
обретшие
себя
на
войне
в
служении
Родине.
Похоронен
в
Киеве
на
военном
кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Степан
Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом
этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы
музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не
вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После
засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован
мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько
прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.
Вернётся
ли
утраченное
нами
общественное
состояние,
когда
люди
были
естественно
честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда
русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в
себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как
раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих
пьедесталов и обкраденной тысячами собственных нравственных уродов.
(О. Павлов)