Напоминание

Занятие элективного курса по русскому языку в 10 классе на тему: "Учимся понимать исходный текст"


Автор: Сидоренко Ольга Ростиславна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ - Великотопальская СОШ имени Героя России Ворожанина О.В.
Населённый пункт: село Великая Топаль Клинцовского района
Наименование материала: Занятие элективного курса по русскому языку в 10 классе на тему: "Учимся понимать исходный текст"
Тема: Занятие элективного курса по русскому языку в 10 классе на тему: "Учимся понимать исходный текст"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ - Великотопальская СОШ имени Героя России Ворожанина О.В. Клинцовского района Брянской области
Занятие элективного курса

по русскому языку

в 10 классе

на тему:

«Учимся понимать исходный текст»

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Сидоренко Ольга Ростиславна

с. Великая Топаль, 2015 г.

Подготовка к ЕГЭ (Часть 2)
План-конспект урока русского языка в 10 классе

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть 2, ЕГЭ)

Тема «Учимся понимать исходный текст»
Тип урока: урок формирования умений и навыков Цели урока: образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения; развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся; воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национальной достоинства Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал Ход урока.
(слайд 1) 1.Оргмомент.

Эпиграф урока:

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и

разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Л.Н. Толстой

2.Вступительное слово учителя.

Мотивация деятельности.

Вызов интереса
Я пришла к вам сегодня на урок с искренним желанием помочь каждому найти такие слова, которые помогли бы вам обрести уверенность в своих способностях и возможностях при написании сочинения и пусть наш сегодняшний урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии написания сочинения.
3.

Подготовка

учащихся

к

восприятию

нового

учебного

материала,

актуализация

знаний.

Определение темы урока
Давайте вспомним задание части 2. Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Вы можете получить дополнительные баллы и добиться более высокого процента на экзамене, если красиво и правильно оформите свою письменную речь. У Ивана Бунина есть такие слова: Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь, Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»
4. Формулирование цели урока.
Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.
5.Подготовка к восприятию исходного текста.
Слово учителя о войне Стихотворение «Война – это..» Перепечко В.
Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего

СССР»
Вопросы после просмотра: -Какие чувства вы сейчас испытываете? (поражены увиденным, недоумеваете, как можно так поступать с памятниками героям, как можно озверевших нацистов возводить в ранг героев - чувство возмущения, обиды) Наверное, именно такие чувства заставили Олега Павлова написать следующее/
6.Чтение текста
В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова. Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения. ... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми
почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство. Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами собственных нравственных уродов. (О. Павлов)
7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение

способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
1. Повторение теоретических знаний о тексте Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (…._ -Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания ; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст. -Давайте снова обратимся к тексту. Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (Вторая мировая война – своя у каждого народа. Но чуждое и родное смешалось .Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века…» 2 абзац – «Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавших фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем. Дед обворован уже после смерти» 3 абзац - «священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов» - О чем же этот текст? (текст – горькие размышления автора о том, что священная для нас ВОВ «сброшена в конце века со многих пьедесталов» и «обкрадена тысячами собственных нравственных уродов» (значительно принижается роль русского народа в победе -Является ли просмотренный фрагмент иллюстрацией к рассуждениям О.Павлова? 2.Формулировка проблемы -Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». -Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который … Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Когда русский солдат осознает в себе снова
такую ж праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?») -Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны (1 способ: О. Павлов поднимает проблему осквернения памяти о ВОВ. 2 способ: «Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?» Именно эти вопросы волнуют известного публициста О.Павлова) Справка: праведный –Проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости. -Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1. 3.Составление комментария проблемы. Давайте вспомним, что такое комментарий? Справка Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов. -К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно) Справка (проблемы) -Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении) -Почему эта проблема привлекла внимание автора? -Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что ВОВ – священная для русского народа война и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попытка унизить наше национальное достоинств) - На каком материале автор рассматривает проблему? (Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни) -Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично) -Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Его возмущен тем, что происходит и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма. Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» собственными нравственными уродами) -Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг – 4. Формулировка авторской позиции
Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора? Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы Справка «Как может быть выражена авторская позиция» -Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика) -Какова же авторская позиция? (Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением тысяч русских людей, которые идут на преступления ради наград) -В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко в предложении: священная война, со злом сброшена в конце века со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов») -Согласны ли вы с мнением автора? -Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили вое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл 5. Аргументация собственного мнения. Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения. Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским? Справка. - Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты) -В начале нашего урока я показала вам видеоролик. Конечно, этот показ был неслучайным. Материал, который вы увидели, является яркой иллюстрацией к проблеме, которую поднимает О. Павлов. Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции? Стихотворение Козлов Стас В чужом краю его обидеть могут, И землю распахать, и гроб сломать. Вы слышите! Не смейте ради Бога Об этом просят вас жена и мать! Напрасный страх. Уже дряхлеют даты На памятниках дедам и отцам. Спокойно спят британские солдаты
Мы никогда не мстили мертвецам
К. Симонов «Английское военное кладбище в Севастополе»
Презентация учащихся об отношении к памятникам советских воинов – освободителей на территории стран зарубежья.
8.Поведение итого урока
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .
9. Рефлексия

11.Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». А если затруднения возникнут, то можно обратиться к словарю. Стихотворение о роли словаря (Антоненко Л.) Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.
12. Д/з: написать сочинение-рассуждение


Текст
В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова. Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения. ... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Степан Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство. Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами собственных нравственных уродов. (О. Павлов)


В раздел образования