Роль воспитателя на непосредственной образовательной деятельности по физической культуре
Автор: Лукьяненко Елена Ивановна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №6" Населённый пункт: город Черняховск, Калининградская область Наименование материала: статья Тема: Роль воспитателя на непосредственной образовательной деятельности по физической культуре Раздел: дошкольное образование
«Роль воспитателя на непосредственной образовательной деятельности
по физической культуре»
Физическое
воспитание дошкольников
–
сложный
процесс.
Усвоение
техники
выполнения физических упражнений
первоначально
осуществляется
на
специально
организованных
занятиях (НОД) физической
культурой ,
но
в
дальнейшем
ребёнок
использует
эти
движения
в
повседневной
жизни,
в
самостоятельной деятельности ,
поэтому привычка действовать определённым способом успешно складывается только при
тесном взаимодействии инструктора по физической культуре и воспитателя группы .
Основная
форма
организации физического
воспитания в
детском
саду
–
э то
непосредственная
образовательная
деятельность
по
физической
культуре .
Высокая двигательная активность детей требует строгой организации, в противном случае
она может привести к конфликтам и травмам. Поэтому роль воспитателя группы на НОД
имеет большое значение.
Так как воспитатель является активным участником воспитательно - образовательного
процесса
на
НОД ,
то воспитателю необходимо
самому
знать
методику
обучения
движениям,
общеразвивающим
упражнениям,
особенности
выполнения
движения,
технику выполнения, педагогические требования при обучении.
Педагог всегда должен помнить, что он воспитатель – и на занятиях и в спортивном зале.
Он воздействует на ребёнка всем: своим мировоззрением, внешним обликом, манерами,
поведением. Поэтому, воспитатель должен посещать занятия в спортивной форме, так как
это требуется от детей; должен владеть техникой выполнения движений, используемых в
работе
с
детьми.
Если
ребёнок
неправильно
выполняет
у п р а ж н е н и е ,
воспитатель потихоньку делает ему замечание, или объясняет и показывает, если ребёнок
не понял, как выполнять упражнение.
Воспитатель должен
организовать
детей
на
НОД.
В
зал
дети
должны
зайти
организованно (в
колонне
по
одному) и
пройти
на
место
построения,
указанной
инструктором по физической культуре .
Воспитатель , как и инструктор по физической культуре несёт ответственность за жизнь
и здоровье детей; следит за порядком, за соблюдением правил поведения при выполнении
упражнений,
осуществляет
страховку
при
выполнении
детьми
сложных
упражнений.
Должен
знать
методику
выполнения
упражнений,
так
как
неправильное
выполнение
упражнения может привести к травме или к отрицательному эффекту.
При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями инструктор по
физической культуре показывает , как правильно выполнять упражнение, а воспитатель
следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку
действием
–
направляет,
поддерживает.
Если
дети
выполняют
общеразвивающие
упражнения
в
звеньях,
то
инструктором
по физической
культуре контролирует
правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних .
После
выполнения
ОРУ, инструктор дает
команду
к
перестроению
на
выполнения
основных видов движений (ОВД), воспитатель помогает организовать детей.
Существуют
разные
способы
организации
детей
во
время
обучения движениям:
фронтальный, групповой, поточный.
Например, при использовании группового способа организации обучения инструктором
п о физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой . При
организации
поточного
способа
– «станционального» (кругового) воспитатель
и
инструктором по физической культуре делят «станции» между собой и следят на них
за качеством выполнения упражнений.
Моторная плотность занятия должна составлять не менее 70-85% от времени занятия по
физической
культуре .
Поэтому
для
выполнения
основных
видов
движений,
группа
делится на подгруппы. С одной группой работает инструктор, а с другой воспитатель
группы .
Необходимо
знать!
Так
как
детей
нельзя
оставлять
одних
без
присмотра,
то воспитатель должен организованно привести группу в спортивный зал и увести в
группу
после
занятия.
Во
время
занятия
может
возникнуть
необходимость
вывести
ребёнка
из
спортивного
зала
и
это
должен
сделать воспитатель
группы ,
чтобы
не
оставлять детей одних в зале.
Рассмотрим примерное распределение обязанностей при совместной работе инструктора
по физической культуре и воспитателя (варианты):
Инструктор
занимается
с
ослабленными
детьми, воспитатель
с
остальными (и
наоборот);
Инструктор
занимается
с
отстающими
по физической подготовленности
детьми,
воспитатель с остальными (и наоборот);
Инструктор
берет
по
одному
ребенку
для
индивидуального
обучения, воспитатель
занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
Инструктор
работает
с
подгруппами
детей,
готовя
их
к
творческим
выступлениям,
воспитатель отрабатывает движения с другой подгруппой на спортивных снарядах;
Инструктор и воспитатель занимаются со всей группой тогда, когда движения освоены
всеми и показывают друг другу свое творчество, придумывая все новые и новые
комбинации движений.
Эти разные варианты можно использовать в зависимости от ситуации.
Воспитатель помогает
в
уборке
оборудования (в
старших
группах
привлекаются
дежурные, даются поручения). Помогает построить детей для проведения п/игры. В ходе
игры следит за дисциплиной, безопасностью детей, выполнением правил игры детьми.
В
конце
НОД инструктор проводит анализ проделанной работы. Воспитатель может
отметить детей, похвалить их за достижения, или высказать свои замечания в тактичной
форме.
После НОД:
воспитатель помогает детям переодеться;
организует уборку физкультурной формы ;
организует спокойную деятельность с детьми .
Подведём итоги, воспитатель во время НОД по физической культуре :
• Следит за дисциплиной;
• Оказывает помощь в раздаче оборудования;
• Осуществляет страховку;
• Участвует в анализе занятия;
• Помогает в организации детей для выполнения ОРУ, ОВД, П/И.
В связи свыше изложенным, делаем вывод, что воспитатель группы должен оказывать
помощь инструктору по физической культуре на НОД и при подготовке к ней.
Инструктор по физической культуре
Лукьяненко Е.И.