Напоминание

"Учимся семейной экономике", 8 класс


Автор: Рашкин Василий Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 1
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учимся семейной экономике", 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Рашкин В.Н., учитель технологии, первая квалификационная категория, МБОУ «Гимназия № 1 им. И.Н. Ульянова» города Ульяновска
Технологическая карта урока технологии

Тема «Учимся семейной экономике», 8 класс

Триединодидактическая цель:

Обучающий аспект:
- обобщить и систематизировать знания об основах семейной экономики; - уметь рассчитывать семейный бюджет в зависимости от определенных жизненных ситуаций; - уметь согласовывать свои потребности со своими возможностями. 
Развивающий аспект:
познавательные действия: - умение осуществлять сбор информации из различных источников; - умение разрабатывать и анализировать вариативные способы решения поставленной задачи; - умение синтезировать целое из составных частей; - умение делать выводы; - моделирование знаково-символических действий; коммуникативные действия: - умение выражать свои мысли; - владение диалогической и монологической речью; - развитие инициативного сотрудничества в поиске информации; личностные действия: - формирование лидерских качеств организатора работы в группе; - оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей; регулятивные действия: - прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем;
- формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его усвоения. 
Воспитывающий аспект:
- воспитание убежденности в возможности познания основ семейной экономики; - формирование правильного отношения к рациональному использованию денежных средств семьи; - развитие этических норм поведения учащихся в ходе совместной работы.
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; - информационные ресурсы: электронная презентация по теме занятия; - дидактические средства (технические задания).
Тип урока:
обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по разделу «Семейная экономика».
Межпредметные связи:
- информатика (поиск необходимой информации, предоставление информации различными графическими способами); - математика (использование вычислительных навыков); - психология – умение выстраивать межличностные отношения в группе; - основы безопасности жизнедеятельности (правила безопасного поведения в быту и на приусадебном участке); - биология (значение рационального питания для здоровья человека); - экология (проблемы загрязнения окружающей среды); - литература (пословицы, поговорки, афоризмы). Ход урока: Этапы урока Решаемые задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемый результат 1. Самоопределе ние к учебной Создание условий для включения учащихся в у ч е б н о - Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, Оценка подготовленно сти рабочего места, мобилизация внимания. Обеспечены условия для продуктивной работы учащихся на
деятельности. 2 минуты познавательную деятельность. внешний вид); о р г а н и з а ц и я в н и м а н и я учащихся. Сообщает разные аспекты триединодидактической цели у р о к а , х а р а к т е р и з у е т последовательность и время этапов урока. МО: словесные репродуктивный метод (рассказ), информационно- поисковые методы и приемы (работа с презентацией). П р о с мат р и ва ют с л а й д ы . Воспринимают различные аспекты триединодидактической цели у р о к а , ф о р м и р у ю т лично стную позицию п о отношению к задачам урока. Ф О П Д : и н д и в и д у а л ь н а я , фронтальная. уроке. Озвучена триединодидактическая цель урока, обозначены задачи урока. Принятие учащимися поставленных задач. Учащиеся заинтересованы темой у р о к а и г о т о в ы к выполнению заданий. 2. Актуализация полученных знаний. Постановка учебной задачи. 3 минуты Подготовка учащихся к выполнению мини- проектов: «Покупка продуктов д л я с е м е й н о г о обеда», «Выращивание о в о щ е й н а приусадебном участке», «Проведение ремонта в квартире». Учащиеся должны Организует коммуникацию для деятельности учащихся по обобщению и применению изученного материала. Предоставляет раздаточный материал. Техническое задание м и н и - п р о е к т а « П о к у п к а продуктов для с е ме й н о го обеда»: Вы получили премию в р а з м е р е 3 0 0 0 р у б л е й . Организуйте праздничный Знакомятся с техническими заданиями и формой предоставления результатов выполнения работы. Подготавливают к работе электронный вариант таблицы. Обсуждают распределение ролей в группе в соответствии с комментариями учителя. Мотивация учащихся на обобщение и применение изученного материала. Учащиеся подготовлены к систематизации учебного материала при решении конкретных практических задач.
обобщить и уметь использовать полученные знания по разделу «Семейная экономика». семейный обед. Техническое задание мини-проекта «Выращивание овощей на п р и у с а д е б н ом участке»: Ваш с т а рто вы й капит ал со ст авляет 3 0 0 0 рублей. Составьте бизнес-план по выращиванию овощей на приусадебном участке на один год. Техническое задание мини-проекта «Проведение ремонта в квартире»: Вы накопили 3000 рубл е й . Проведите ко сметиче ский ремонт в од н о ком н ат н о й квартире. Каждой группе бизнес- план представить в в и д е таблицы (доход – стоимость товаров – расход). По итогам работы сделать выводы: - б ю д ж е т д е ф и ц и т н ы й , с б а л а н с и р о в а н н ы й и л и избыточный; - с п о с о б ы э к о н о м и и (удешевления) проекта; Осмысливают технические задания и форму предоставления итогов работы над мини-проектами.
- позитивные и негативные стороны проекта; - каким образом максимально использовать п о з и т и в н ы е стороны проекта; - к а к м и н и м и з и р о в а т ь негативные стороны проекта. Дает характеристику технических заданий. Определяет ключевой вопрос урока: - Что такое хорошо с точки зрения семейной экономики? МО: словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристический диалог); аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов). ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная. 3. Самостоятель ная работа учащихся - Учащиеся должны знать основы семейной экономики и использовать их в Организует самостоятельную деятельно сть учащихся в группах. В ыполня ют т е х н и ч е с к и е задания, работая в группах в с о о т в е т с т в и и с распределенными ролями. Используют изученные знания по разделу «Семейная экономика».
поиск выхода из проблемной ситуации. 20 минут практической деятельности. Уметь рассчитывать бюджет в определенных жизненных ситуациях. Демонстрировать навыки работы в группе, выполняя различные роли. Управление деятельностью учащихся, консультирование при выполнении технических заданий. Наблюдает ход выполнения р а б о т ы и с п о с о б ы взаимоотношений участников групп. П р и н е о б х о д и м о с т и корректирует деятельность отдельных учащихся и л и групп. Стимулирует деятельно сть у ч а щ и х с я п р и е м а м и поощрения. МО: словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа); Анализируют информацию по изученной тематике. Используют записи в рабочих тетрадях. Находят дополнительную информацию в Интернете. Предлагают и обсуждают вариативные способы решения проблемной задачи. З а п о л н я ю т т а б л и ц у в бумажном и электронном варианте. Обобщают и делают выводы по ходу решения проблемной ситуации. Оформляют презентацию по результатам работы. ФОПД: групповая, индивидуальная. Находят вариативные способы решения поставленной задачи. Систематизируют записи в таблице. Применяют моделирование знаково- символических действий (используют воображение при решении проблемных задач). Развивают навыки инициативного сотрудничества в поиске информации. Формируются лидерские качества организатора работы в группе у отдельных учащихся. Развитие диалогической и монологической речи.
аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов); частично-поисковый метод (эвристическая беседа); абстрактно-логические методы и приемы; информационно-поисковые методы и приемы (работа с записями в тетрадях, Интернет). Развитие умений синтезировать целое из составных частей (использование различных источников получения информации по теме). 4. Физминутка. 1 минута Снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие внимания с использованием литературных средств. Представьте, что мы с вами на приусадебном участке. Вы подошли к дереву, и достаете спелое яблоко или грушу. Правую руку вверх, затем л е в у ю р у к у в в е р х (потягивания). А теперь вы подошли к грядке и хотите сорвать морковку (наклоны). На экране демонстрируются афоризмы по теме урока, которые учащиеся читают, Выполняют движения, читают афоризмы на экране. Снятие эмоционального и физического напряжения. Формирование интереса к изученной теме литературными средствами. Развитие внимания.
в ы п о л н я я ф и з и ч е с к и е упражнения: - Принимаясь за дело, соберись с духом. - Усердие всё превозмогает! - Смотри в корень. - Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. - Лучше скажи мало, но хорошо. - Копейка рубль бережёт. Вопрос «Сколько афоризмов вы прочитали? Можно отнести эти мудрые мысли к теме нашего урока?». МО: словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа); аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов). Отвечают на вопрос учителя, оценивая личностный уровень внимания и воображения. ФОПД: фронтальная, индивидуальная. 5. Презентация результатов выполнения мини- Сформировать обобщенные знания об основах семейной экономики. Организует учебную деятельность по презентации результатов работы над мини- проектами. Р у к о в о д и т е л и г р у п п демонстрируют электронный вариант таблицы на экране, к р а т к о ф о р м у л и р у ю т результаты работы, выводы и Усвоение о с н о в н ы х з н а н и й п о р а з д е л у «Семейная экономика». Решение проблемной
проектов. 9 минут Развивать умения учащихся систематизировать знания в форме таблицы, делать выводы и умозаключения. Развивать навыки монологической речи, тематического диалога. Подводит итог работе групп в виде «Коллекции мудрых мыслей»: - Семейная экономика – дело и и н д и в и д у а л ь н о е и коллективное. - Семейный бюджет должен быть сбалансированным или избыточным. - Деньги – это средство для благополучия человека и семьи. Их надо уметь зарабатывать и разумно расходовать. - Грамотно вести семейный бюджет можно научиться. МО: практические методы (решение задач, выполнение заданий, обобщение итогов совместной работы). предложения по ее итогам, остальные учащиеся задают в о п р о с ы и л и д е л а ю т дополнения. Отвечают на вопросы учителя и учащихся, высказывают свое мнение. Воспринимают мудрые мысли п о в е д е н и ю с е м е й н о й экономики. Ф О П Д : ф р о н т а л ь н а я , индивидуальная, групповая. з а д а ч и с использованием технологической карты. Представление обобщенной информации в форме таблицы. Умение учащихся вести диалог, выражать собственное мнение. 6. Подведение итогов урока (рефлексия). 3 минуты Оценить содержание, исходя из общественных и личностных ценностей. Выявить качественный Организует рефлексивную деятельность учащихся по самооценке результатов деятельности. Озвучивает внешнюю оценку результатов деятельности учащихся. Да ют с а мо о ц е н ку с в о е й деятельности и её результатов. Сопоставляют самооценку и в н е ш н ю ю о ц е н к у с в о е й деятельности. Объективная самооценка учащимися результатов своей деятельности (объем усвоенного учебного материала). Сопоставление
уровень достижения триединодидактическ ой цели урока. Предлагает учащимся сопоставить самооценку и внешнюю оценку деятельности индивидуально, оценить объем полученных знаний по разделу. МО: метод рефлексии (осознание деятельности); контрольно-оценочный метод. О п р е д е л я ю т о б ъ е м полученных знаний по разделу «Семейная экономика», исходя из 100 % (самоанализ). ФОПД: индивидуальная. самооценки учащихся с внешней оценкой. Осмысление личностной и общественной ценности приобретенных знаний. 7. Информация о домашнем задании. 2 минуты Стимулировать применение учащимися полученных знаний. Развитие умений кратко записывать основные мысли. Предлагает домашнее задание: - проанализируйте и обсудите в домашних условиях содержание выполненных мини-проектов; - запишите семейные советы, которые являются рациональными или максимально эффективными по реализации одного из проектов. МО: словесный репродуктивный метод. Записывают задание на листах: на верху листа – «Обсудить»; внизу листа – «Семейные советы». Определяют уровень сложности домашнего задания, прогнозируют способы его выполнения. ФОПД: индивидуальная. Умение быстро и кратко записывать основные мысли. Выполнение домашнего задания в соответствии с индивидуальными способностями и интересами учащихся. Осознание учащимися того, что еще подлежит усвоению.


В раздел образования