Автор: Рашкин Василий Николаевич Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 1 Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Учимся семейной экономике", 8 класс Раздел: среднее образование
Рашкин В.Н., учитель технологии,
первая квалификационная категория,
МБОУ «Гимназия № 1 им. И.Н. Ульянова»
города Ульяновска
Технологическая карта урока технологии
Тема «Учимся семейной экономике», 8 класс
Триединодидактическая цель:
Обучающий аспект:
- обобщить и систематизировать знания об основах семейной экономики;
- уметь рассчитывать семейный бюджет в зависимости от определенных жизненных ситуаций;
- уметь согласовывать свои потребности со своими возможностями.
Развивающий аспект:
познавательные действия:
- умение осуществлять сбор информации из различных источников;
- умение разрабатывать и анализировать вариативные способы решения поставленной задачи;
- умение синтезировать целое из составных частей;
- умение делать выводы;
- моделирование знаково-символических действий;
коммуникативные действия:
- умение выражать свои мысли;
- владение диалогической и монологической речью;
- развитие инициативного сотрудничества в поиске информации;
личностные действия:
- формирование лидерских качеств организатора работы в группе;
- оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей;
регулятивные действия:
- прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем;
- формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его
усвоения.
Воспитывающий аспект:
- воспитание убежденности в возможности познания основ семейной экономики;
- формирование правильного отношения к рациональному использованию денежных средств семьи;
- развитие этических норм поведения учащихся в ходе совместной работы.
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- информационные ресурсы: электронная презентация по теме занятия;
- дидактические средства (технические задания).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по разделу «Семейная экономика».
Межпредметные связи:
-
информатика
(поиск
необходимой
информации,
предоставление
информации
различными
графическими
способами);
- математика (использование вычислительных навыков);
- психология – умение выстраивать межличностные отношения в группе;
- основы безопасности жизнедеятельности (правила безопасного поведения в быту и на приусадебном участке);
- биология (значение рационального питания для здоровья человека);
- экология (проблемы загрязнения окружающей среды);
- литература (пословицы, поговорки, афоризмы).
Ход урока:
Этапы урока
Решаемые задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ожидаемый результат
1.
Самоопределе
ние к учебной
Создание условий для
включения
учащихся
в
у ч е б н о -
Приветствие учителя, проверка
подготовленности
к
уроку
(рабочее
место,
рабочая
поза,
Оценка
подготовленно сти
рабочего
места,
мобилизация
внимания.
Обеспечены
условия
для
продуктивной
работы
учащихся
на
деятельности.
2 минуты
познавательную
деятельность.
внешний вид);
о р г а н и з а ц и я
в н и м а н и я
учащихся.
Сообщает
разные
аспекты
триединодидактической
цели
у р о к а ,
х а р а к т е р и з у е т
последовательность
и
время
этапов урока.
МО:
словесные
репродуктивный
метод
(рассказ),
информационно-
поисковые методы и приемы (работа
с презентацией).
П р о с мат р и ва ют
с л а й д ы .
Воспринимают
различные
аспекты
триединодидактической
цели
у р о к а ,
ф о р м и р у ю т
лично стную
позицию
п о
отношению к задачам урока.
Ф О П Д :
и н д и в и д у а л ь н а я ,
фронтальная.
уроке.
Озвучена
триединодидактическая
цель урока, обозначены
задачи урока.
Принятие
учащимися
поставленных задач.
Учащиеся
заинтересованы
темой
у р о к а
и
г о т о в ы
к
выполнению заданий.
2.
Актуализация
полученных
знаний.
Постановка
учебной
задачи.
3 минуты
Подготовка учащихся
к выполнению мини-
проектов:
«Покупка
продуктов
д л я
с е м е й н о г о
обеда»,
«Выращивание
о в о щ е й
н а
приусадебном
участке»,
«Проведение ремонта
в квартире».
Учащиеся
должны
Организует коммуникацию для
деятельности учащихся по
обобщению и применению
изученного материала.
Предоставляет раздаточный
материал.
Техническое задание
м и н и - п р о е к т а
« П о к у п к а
продуктов
для
с е ме й н о го
обеда»: Вы получили премию в
р а з м е р е
3 0 0 0
р у б л е й .
Организуйте
праздничный
Знакомятся с техническими
заданиями и формой
предоставления результатов
выполнения работы.
Подготавливают к работе
электронный вариант таблицы.
Обсуждают распределение
ролей в группе в соответствии
с комментариями учителя.
Мотивация учащихся на
обобщение и
применение изученного
материала.
Учащиеся подготовлены
к систематизации
учебного материала при
решении конкретных
практических задач.
обобщить
и
уметь
использовать
полученные
знания
по разделу «Семейная
экономика».
семейный обед.
Техническое задание
мини-проекта
«Выращивание
овощей
на
п р и у с а д е б н ом
участке»:
Ваш
с т а рто вы й
капит ал
со ст авляет
3 0 0 0
рублей. Составьте бизнес-план
по
выращиванию
овощей
на
приусадебном участке на один
год.
Техническое задание
мини-проекта
«Проведение
ремонта
в
квартире»:
Вы
накопили
3000
рубл е й .
Проведите
ко сметиче ский
ремонт
в
од н о ком н ат н о й
квартире.
Каждой группе бизнес-
план
представить
в
в и д е
таблицы
(доход
–
стоимость
товаров – расход).
По итогам работы сделать
выводы:
-
б ю д ж е т
д е ф и ц и т н ы й ,
с б а л а н с и р о в а н н ы й
и л и
избыточный;
-
с п о с о б ы
э к о н о м и и
(удешевления) проекта;
Осмысливают технические
задания и форму
предоставления итогов работы
над мини-проектами.
-
позитивные
и
негативные
стороны проекта;
- каким образом максимально
использовать
п о з и т и в н ы е
стороны проекта;
-
к а к
м и н и м и з и р о в а т ь
негативные стороны проекта.
Дает характеристику
технических заданий.
Определяет ключевой вопрос
урока:
- Что такое хорошо с точки
зрения семейной экономики?
МО: словесные проблемные и
частично-поисковые методы
(эвристический диалог);
аудиовизуальные методы (сочетание
словесных и наглядных методов и
приемов).
ФОПД: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
3.
Самостоятель
ная работа
учащихся -
Учащиеся должны
знать основы
семейной экономики
и использовать их в
Организует
самостоятельную
деятельно сть
учащихся
в
группах.
В ыполня ют
т е х н и ч е с к и е
задания, работая в группах в
с о о т в е т с т в и и
с
распределенными ролями.
Используют изученные
знания по разделу
«Семейная экономика».
поиск выхода
из
проблемной
ситуации.
20 минут
практической
деятельности.
Уметь рассчитывать
бюджет в
определенных
жизненных
ситуациях.
Демонстрировать
навыки работы в
группе, выполняя
различные роли.
Управление
деятельностью
учащихся,
консультирование
при
выполнении
технических
заданий.
Наблюдает
ход
выполнения
р а б о т ы
и
с п о с о б ы
взаимоотношений
участников
групп.
П р и
н е о б х о д и м о с т и
корректирует
деятельность
отдельных
учащихся
и л и
групп.
Стимулирует
деятельно сть
у ч а щ и х с я
п р и е м а м и
поощрения.
МО: словесные репродуктивные
методы (рассказ, беседа);
Анализируют информацию по
изученной тематике.
Используют записи в рабочих
тетрадях.
Находят
дополнительную
информацию в Интернете.
Предлагают
и
обсуждают
вариативные способы решения
проблемной задачи.
З а п о л н я ю т
т а б л и ц у
в
бумажном
и
электронном
варианте.
Обобщают
и
делают
выводы
по ходу решения проблемной
ситуации.
Оформляют
презентацию
по
результатам работы.
ФОПД: групповая, индивидуальная.
Находят вариативные
способы решения
поставленной задачи.
Систематизируют
записи в таблице.
Применяют
моделирование знаково-
символических
действий (используют
воображение при
решении проблемных
задач).
Развивают навыки
инициативного
сотрудничества в
поиске информации.
Формируются
лидерские качества
организатора работы в
группе у отдельных
учащихся.
Развитие диалогической
и монологической речи.
аудиовизуальные методы (сочетание
словесных и наглядных методов и
приемов);
частично-поисковый метод
(эвристическая беседа);
абстрактно-логические методы и
приемы;
информационно-поисковые методы
и приемы
(работа с записями в тетрадях,
Интернет).
Развитие умений
синтезировать целое из
составных частей
(использование
различных источников
получения информации
по теме).
4.
Физминутка.
1 минута
Снятие
эмоционального и
физического
напряжения.
Развитие внимания с
использованием
литературных
средств.
Представьте, что мы с вами на
приусадебном
участке.
Вы
подошли к дереву, и достаете
спелое
яблоко
или
грушу.
Правую
руку
вверх,
затем
л е в у ю
р у к у
в в е р х
(потягивания).
А
теперь
вы
подошли
к
грядке
и
хотите
сорвать морковку (наклоны).
На
экране
демонстрируются
афоризмы
по
теме
урока,
которые
учащиеся
читают,
Выполняют движения, читают
афоризмы на экране.
Снятие эмоционального
и физического
напряжения.
Формирование интереса
к изученной теме
литературными
средствами.
Развитие внимания.
в ы п о л н я я
ф и з и ч е с к и е
упражнения:
- Принимаясь за дело, соберись
с духом.
- Усердие всё превозмогает!
- Смотри в корень.
-
Кто
ясно
мыслит,
тот
ясно
излагает.
-
Лучше
скажи
мало,
но
хорошо.
- Копейка рубль бережёт.
Вопрос «Сколько афоризмов вы
прочитали? Можно отнести эти
мудрые мысли к теме нашего
урока?».
МО: словесные репродуктивные
методы (рассказ, беседа);
аудиовизуальные методы (сочетание
словесных и наглядных методов и
приемов).
Отвечают на вопрос учителя,
оценивая личностный уровень
внимания и воображения.
ФОПД: фронтальная,
индивидуальная.
5.
Презентация
результатов
выполнения
мини-
Сформировать
обобщенные знания
об основах семейной
экономики.
Организует учебную
деятельность по презентации
результатов работы над мини-
проектами.
Р у к о в о д и т е л и
г р у п п
демонстрируют
электронный
вариант
таблицы
на
экране,
к р а т к о
ф о р м у л и р у ю т
результаты работы, выводы и
Усвоение
о с н о в н ы х
з н а н и й
п о
р а з д е л у
«Семейная экономика».
Решение
проблемной
проектов.
9 минут
Развивать умения
учащихся
систематизировать
знания в форме
таблицы, делать
выводы и
умозаключения.
Развивать навыки
монологической речи,
тематического
диалога.
Подводит итог работе групп в
виде «Коллекции мудрых
мыслей»:
- Семейная экономика – дело и
и н д и в и д у а л ь н о е
и
коллективное.
-
Семейный
бюджет
должен
быть
сбалансированным
или
избыточным.
-
Деньги
–
это
средство
для
благополучия человека и семьи.
Их надо уметь зарабатывать и
разумно расходовать.
-
Грамотно
вести
семейный
бюджет можно научиться.
МО: практические методы (решение
задач, выполнение заданий,
обобщение итогов совместной
работы).
предложения
по
ее
итогам,
остальные
учащиеся
задают
в о п р о с ы
и л и
д е л а ю т
дополнения.
Отвечают на вопросы учителя
и учащихся, высказывают свое
мнение.
Воспринимают мудрые мысли
п о
в е д е н и ю
с е м е й н о й
экономики.
Ф О П Д :
ф р о н т а л ь н а я ,
индивидуальная, групповая.
з а д а ч и
с
использованием
технологической карты.
Представление
обобщенной
информации
в
форме
таблицы.
Умение учащихся вести
диалог, выражать
собственное мнение.
6. Подведение
итогов урока
(рефлексия).
3 минуты
Оценить содержание,
исходя из
общественных и
личностных
ценностей.
Выявить
качественный
Организует рефлексивную
деятельность учащихся по
самооценке результатов
деятельности.
Озвучивает внешнюю оценку
результатов деятельности
учащихся.
Да ют
с а мо о ц е н ку
с в о е й
деятельности и её результатов.
Сопоставляют
самооценку
и
в н е ш н ю ю
о ц е н к у
с в о е й
деятельности.
Объективная
самооценка учащимися
результатов своей
деятельности (объем
усвоенного учебного
материала).
Сопоставление
уровень достижения
триединодидактическ
ой цели урока.
Предлагает учащимся
сопоставить самооценку и
внешнюю оценку деятельности
индивидуально, оценить объем
полученных знаний по разделу.
МО: метод рефлексии (осознание
деятельности);
контрольно-оценочный метод.
О п р е д е л я ю т
о б ъ е м
полученных знаний по разделу
«Семейная экономика», исходя
из 100 % (самоанализ).
ФОПД: индивидуальная.
самооценки учащихся с
внешней оценкой.
Осмысление
личностной и
общественной ценности
приобретенных знаний.
7.
Информация о
домашнем
задании.
2 минуты
Стимулировать
применение
учащимися
полученных знаний.
Развитие умений
кратко записывать
основные мысли.
Предлагает домашнее задание:
- проанализируйте и обсудите
в домашних условиях
содержание выполненных
мини-проектов;
- запишите семейные советы,
которые являются
рациональными или
максимально эффективными по
реализации одного из проектов.
МО: словесный репродуктивный
метод.
Записывают задание на
листах:
на верху листа – «Обсудить»;
внизу листа – «Семейные
советы».
Определяют уровень
сложности домашнего задания,
прогнозируют способы его
выполнения.
ФОПД: индивидуальная.
Умение быстро и кратко
записывать основные
мысли.
Выполнение домашнего
задания в соответствии
с индивидуальными
способностями и
интересами учащихся.
Осознание учащимися
того, что еще подлежит
усвоению.