Напоминание

Музыка и поэзия


Автор: Невзорова Людмила Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СШ № 101 Дзержинского района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Сценарий Праздника музыки
Тема: Музыка и поэзия
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 101 Дзержинского района Волгограда»

Невзорова Людмила Владимировна, учитель музыки

Пояснительная записка
Представленный на конкурс Праздник музыки – один из многих мероприятий, традиционно проводимых два раза в год в средней школе (среди них: «Здравствуй, песня!, «С песней по жизни», «Тайна музыкального королевства» и др.) Такие музыкальные праздники способствуют формированию устойчивого интереса к искусству, и, как следствие – развитию творческого потенциала учащихся. Весь материал подобран таким образом, чтобы как можно разнообразнее показать значимость музыкального искусства в жизни каждого человека. Дети очень любят выступать, и такие праздники лишь подтверждают эту мысль. Дети выступают целыми классами, а также – сольно. В такой форме внеклассных мероприятий происходит обобщение программного материала, изучаемого на уроках. А пение является средством раскрепощения, внутренней свободы учащихся. Ребята такие праздники ждут и любят. Используемые в данном празднике литературные примеры побуждают детей учиться выразительному их чтению. Кроссворд и викторина (с триггерами) также делают праздник не скучным, способствуют проверке знаний ребят.
Музыка и поэзия
(Сценарий музыкального праздника для 5-7х классов)
1.Начало

(Трек 1)

Ребёнок 1.
Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
Ребёнок 2.
(на сцене) Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо ещё и оберегать! Это самое трудное.
Ребёнок 3.
Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, всегда носить в сердце – это и есть высшее проявление культуры человека.
2. Флейта.

Л.В.
Сегодня наша встреча посвящена музыке и литературе. А точнее, поэзии. Ведь не зря великие умы, философы называли поэзию музыкальной мыслью. (британский писатель, публицист XIX века Томас Карлейль) Поэзия — музыка слов. (английский историк и проповедник XVII века Томас Фуллер). Вслушайтесь в красоту поэтического слова! Как порой точно, гармонично сочетаются звуки музыки и поэтического слова!
Ребёнок 4, 5, 6.
(на фоне фонограммы)
3. Композиция №1.

(Трек 2)

4
.Опускаешь на клавиши руки – Волшебство совершается вдруг. И рождаются чистые звуки, Серебром рассыпаясь вокруг.
5
.Птица – музыка крыльями машет, Не кому-нибудь машет, а мне… Словно солнышки рыжих ромашек Расцветают на каждом окне.
6
.Дождь и снег будут сыпаться с веток, 1
Будут люди опять и опять Из роялей, как будто из клеток, Птицу-музыку в мир выпускать.
4. Флейта.

Ведущий 2.
На тесную связь музыки и поэтического текста указывает ещё и тот факт, что в обоих жанрах есть общие термины. Это: темп, интонация, ритм, пауза, динамика, кульминация и др. Песню «В ритмах дождя» исполнит Поручаева Лидия.
5. «В ритмах дождя»

(Диск Трек 19)

6. Композиция № 2.

(Трек 3)

Ребёнок 8,9,10
(на фоне фонограммы) Я открою нотную тетрадь, Но тетрадка эта не простая. Музыку я буду рисовать, Звуками цвета изображая. Взмахом кисти краску нанесу. Эта краска зазвенит, играя. Музыку по миру разнесу, Полетит она, как птичья стая. Получился красочный узор. Гаммы переливами играют. И ласкают краски нежно взор. Ноты, словно птицы, улетают.
7. «Птица»

Ведущий

1.

«
Стихи есть выражение мысли, среднее между разговорным языком и музыкой. Стихотворная форма — это сокращенный оркестр, камерная музыка», - так утверждал французский поэт XIX века Стефан Малларме. В нашей школе есть ребята, которые с удовольствием занимаются игрой на гитаре. Пока у них нет призовых мест в конкурсах, но желание заниматься – налицо. Исполняя музыку разных авторов, Ткаченко Данил и Семёнов Андрей стараются донести до слушателя образ музыкального сочинения.
8. «Фары»

Ведущий 2.
Много талантливых детей в нашей школе! Смотреть вокруг себя, размышлять, иметь собственное мнение очень важно для подрастающего человека. А ещё – самовыражаться через музыку и поэтическое слово. Своё собственное стихотворение «Зачем нужна война?» прочтёт Вероника.
9. Стихотворение ««Зачем нужна война?»
Зачем? Зачем нужна война? Ведь там же гибнут люди! Скажи, зачем нужна война? О, Господи!... Давай рассудим. 2
Там целый мир погиб. Пройдут года, поднимут города, А люди гибнут по чьей-то прихоти, ошибке. Ну в чём виновны дети, что мира ждут? И мать, что, стоя у окна, Роняя слёзы, сына ждёт? Его уж нет. Ушёл он. И не вернётся больше. Ну как сказать ей это?! Он не познал любовь И продолженья рода нет. Не верит! Ждёт… Зачем, скажи, мой милый друг, зачем? Война нам преподносит каждый день Лишь новые страданья, Какие сами не желаем мы. Ведь ты, мой милый друг, судьба. И наша жизнь дарована нам Богом. Остановитесь! Остановите бой. Не стоят наших жизней те «ценности», Которые мы делим. Лишь жизнь, одну лишь жизнь Мы выбираем, любим, ценим!
Ведущий 1.
Песню Жарковского «Женька» исполнит 5В класс.
10. «Женька» 5В

Ведущий 2.
В год 70-летия Победы мы вспоминаем погибших и поэтому поём новые, написанные в наши дни, песни о войне. Близнецова Софья исполнит песню «О той весне».
11. «О той весне»

(Трек4)

– СРАЗУ

12. Композиция № 3

(Трек 5)

Ребёнок 11.
(на фоне фонограммы) Мне снилась музыка… Я звуки чистые ловил На острия дрожащих веток. Ко мне летели соловьи Сквозь вьюгу, пущенную светом. И, потрясённая до дна, Душа входила в пору таянья… Мне снилась музыка… Она Легко меняла очертания: Как облако и как волна, Как снежный день, как ночь слепая, То сладостна, то солона, То на изгибах зелена, То золотисто – голубая… 3
Мне снилась музыка… Во мгле Такая в ней светилась сила! И всё, что было на земле, Всё из неё происходило!
13. «I can believe»

(Трек 6)

Л.В.
А теперь немного музыкальных загадок. Внимание на экран:
14. Презентация – вопросник

1. Музыкальный спектакль, в котором все поют?
1) кантата 2) увертюра 3) опера 4) концерт
2. Скорость музыки это:
1) темп 2) динамика 3) гармония 4) акцент
3. Пение без слов
? 1) романс 2) вокализ 3) песня 4) ария
4. Что такое динамика?
1) скорость музыки 2) акцент 3) ускорение 4) сила звука
5. Какого русского композитора называют «сказочником» в опере?
1) Н.А. Римского – Корсакова 2) М.И. Глинку 3) А.П. Бородина 4) П.И.Чайковского
6. Что такое «либретто»?
1) песня без слов 2) драматическое произведение 3) текст песни 4) полный текст оперы
7. Французский эстрадный уличный певец?
1) бард 2) солист 3) шансонье 4) ашуг
8. Пение в опере одного героя?
4
1) романс 2) ария 3) дуэт 4) соло
9. Симфонию исполняет:
1) симфонический оркестр 2) ансамбль 3) фортепиано 4) хор
10. Кто из композиторов не является немецким?
1) Ф.П.Шуберт 2) В.А.Моцарт 3) И.С.Бах 4) Л.Бетховен
11. Кто написал оперу «Руслан и Людмила»?
1) П.И.Чайковский 2) Н.А.Римский-Корсаков 3) М.П.Мусоргский 4) М.И.Глинка
12. Какой из этих жанров не вокальный
: 1) опера 2) романс 3) увертюра 4) серенада
Ведущий 1.
Песня – самый популярный жанр и потому на эстраде звучат самая разнообразная музыка – от поп-музыки до джаза. Встречайте! Ярда Вадим с песней «Ах, мама, мама!»
15. «Ах, мама, мама!»

(Трек 7)

Ведущий 2.
Мы не только поём популярные песни, но и танцуем! Морозова Даша иПулотоваАлёна исполнят танец «Малинки».
16. Танец «Малинки»

(Трек 8)

Л.В.
Впервые Волоскова Ярослава исполнила «Эту песню простую» на закрытии Декады знаний, сегодня она споёт её для всех вас.
17. «Эта песня простая»

(Трек 9)

Ведущий 1.
Песня и танец, как известно, самые популярные народные жанры. И поэтому сегодня вся эстрада объединяет эти два жанра.
Ведущий 2.
Девочки 7Б класса, две Виктории – Губанова и Рубцова исполнят для вас ____________
18. Танец

(Трек 10)

Л.В.
Подходит к концу учебный год. В ожидании летних каникул хочется напомнить, что, расставаясь на летние месяцы со школой, с музыкой мы не расстаёмся никогда! И в загородных оздоровительных летних лагерях будут музыкальные часы и дискотеки. К примеру, такая музыка… 5

19. «Поцелуй прямо в сердце»

(Трек 11)

Ребёнок 12.
Мы рады встрече с вами, Но вот пришла пора Сказать всем «до свиданья» И пожелать добра.
Ведущий 1.
Мы рады, что на лицах Улыбки расцвели.
Ведущий 2.
Желаем всем здоровья, Удачи и любви!
Л.В.
И по традиции, завершаем наш Праздник музыки общей песней!
20. Заключительная песня «Будем дружить»

(Трек 12)
6


В раздел образования