Напоминание

Мы-мальчики, мы-девочки


Автор: Кондратьева Лариса Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №9
Населённый пункт: г.Учалы республика Башкортостан
Наименование материала: Программа
Тема: Мы-мальчики, мы-девочки
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРОГРАММА «МЫ - МАЛЬЧИКИ, МЫ - ДЕВОЧКИ» (для дошкольников)

Цель:
Формирование полоролевого поведения детей в детском сообществе и жизнедеятельности.
Задачи:
 Сформировать представления детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек.  Развивать способы взаимодействия, характерные для женского и мужского типа поведения.  3.Создать условия для формирования основ опыта мужского и женского поведения.  4.Развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и т.д.) и девочек (чувствственность, доброта, нежность, сострадание и др.)
Содержание программы

Раздел «Поведение мальчиков»
 Дать представление мальчикам о том, что в будущем они станут мужчи- нами, обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с природой, с предметами и девочками, мальчиками. Они берут на себя самые сложные, трудные, не интересные, но необходимые обязанности, поручения. Таким образом, проявляют свои лучшие мужские качества -силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть спокойными, терпимыми, рассудительными и др. Находясь в природном окружении, в окружении девочек, мужчины и мальчики берут на себя роль защитника и охранителя.  Мальчики учатся устанавливать общность и отличие действий своих и характерных для их пап и других мужчин, сравнивая и анализируя жизненные ситуации: досуг на природе, приобретение в дом продуктов и мебели, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Педагог формирует опыт поведения мальчиков в экстремальных условиях - страха, пожара, нападения, споров и т.п.  Раздел «Поведение девочек»  Девочкам дать представление о том, что в будущем они станут женщинами, которые обладают отличительными признаками поведения от мальчиков. Они берут на себя заботы, поручения связанные с созданием красоты, уюта, заботы о маленьких и животных и др. Таким образом, проявляют свои лучшие женские качества - заботливость, внимание, терпение, нежность и др. Находясь в природном окружении, девочки, как и мальчики, берут на себя обязанности сохранять природу
и восторгаться ею. Находясь в окружении мальчиков, девочки демонстрируют свою гордость, достоинство, игривость, доброту и др.  Девочки устанавливают общность и отличие своих действий и действий, характерных для их мам и других женщин, сравнивая и анализируя жизненные ситуации: досуг на природе, уход за домом, за детьми, создание красоты вокруг, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Воспитатель формирует опыт поведения девочек в экстремальных ситуациях - рассердилась, не поделилась и т.д.
Раздел «Мальчики и девочки вместе»
 У мальчиков формируется представление и опыт общения в среде маль- чиков, где они ведут себя друг с другом иначе, чем в обществе девочек - они демонстрируют силу, ловкость, ум, достоинство и др., а перед девочками -внимание к ним, уважение, желание оказать помощь, ум и др. через предложения вместе играть, рисовать, смотреть книги, слушать музыку и др.  У девочек формируется представление и опыт общения в среде девочек, где они обмениваются мнениями, суждениями о красивых предметах, прочитанных книгах, музыке, животных, игрушках, а в обществе мальчиков -они делятся с ними впечатлениями о том, что красивого, доброго или безобразного, злого они увидели вокруг. Воспитатель формирует жизненные ситуациии в различных видах деятельности, опыт взаимодействия посредством предметов (игрушки, цветы, книги и др.). Педагог демонстрирует и развивает у детей способность отбирать наиболее точные и правильные действия во взаимоотношениях в ситуациях независимо от пола - уступать, понимать друг друга, быть благодарным за уступку, уметь слушать друг друга, попеременно высказывать суждения, уважать мнение, право первого выбора остается за девочкой.  Для реализации содержания программы могут быть использованы сле- дующие литературные произведения: русские народные сказки «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Крошечка-Хаврошечка», сказки русских писателей: «Аленький цветочек» С.А. Аксакова, «Айболит» К. Чуковского, сказки Г.Х. Андерсена, «Все хорошо, что хорошо кончается», Б.Гримм «Ганс и Грета», А.Барто «Младший брат», Е.Благиной «Научу братца одеваться», С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и др.  Специально организованными видами деятельности выступили: эстетические беседы, проблемные ситуации. Беседы осуществляются отдельно с мальчиками и девочками. 
Содержание этических бесед с мальчиками строится вокруг

следующих тем:


Тема 1. «Мальчики - будущие мужчины»:
 Каким должен быть мальчик?  Чем мальчик отличается от девочки?  Что должен уметь мальчик (мужчина)?  Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной? 
Тема 2. «Мальчики - защитники слабых (девочек, женщин, стариков)»:
 Почему нужно защищать слабых?  Что нужно делать, чтобы стать сильным?  Можно ли доказать правоту не «кулаками»?  Почему мальчик должен быть храбрым?  Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов, стихотворений? 
Тема 3. «Мальчики - маленькие рыцари»:
 Как нужно относиться к мамам, мальчикам, девочкам?  Какую помощь ты можешь оказать им?  Можно ли обижать девочек?  Как сделать девочки приятное?  Как должен выглядеть и вести себя мальчик, чтобы понравиться девочке?  Какие девочки тебе нравятся? 
Тема 4. «Мальчики - будущие отцы»:
 Хочешь ли ты быть папой, когда вырастешь? Почему?  Чем ты похож на своего папу?  Как папа должен относиться к маме, к другим женщинам?  Каким должен быть папа, чтобы его любили дети? 
Содержание бесед с девочками строится вокруг следующим тем:

Тема 1. «Девочки - будущие женщины»:
 Какой должна быть девочка?  Чем девочка отличается от мальчика?  Какие девочки (женщины) тебе нравятся?  Что должна уметь девочка (женщина)? 
Тема 2. «Девочки - маленькие хозяюшки»:
 Что как девочка ты делаешь в семье?  Почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу, вышивать, наводить порядок в доме и т.д.?  Что значит заботиться о ком-либо?  Что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького братишки или сестренки, бабушки или дедушки?  Какую помощь девочка может оказать мальчику?
 О каких маленьких хозяюшках мы узнали из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли вас они? 
Тема 3. «Девочки — будущие мамы»:
 Хочешь ли ты быть мамой, когда вырастешь? И какой мамой ты хочешь стать?  Чем ты похожа на свою маму?  Нужно ли маме и папе беречь друг друга?  Что должны делать мама и папа, чтобы не было ссор в семье?  Когда у тебя будут дети, как ты будешь к ним относиться? 
Тема 4. «Девочки - маленькие принцессы»:
 Можно ли сравнивать маленькую девочку с цветочком? Чем они похожи?  Почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?  Как девочка должна вести себя, чтобы понравиться мальчику?  Нравятся ли вам капризные девочки?  В процессе беседы используются методы сравнения, суть которых заключается в сравнении поведения конкретного ребенка в реальной его жизненной ситуации и с аналогичными ситуациями, в которые попадают герои литературных произведений (девочки и мальчики). Дети анализируют, какие действия, неверно совершенные, привели их к этой ситуации, какие действия они нашли, чтобы разрешить ее и выйти из нее.  Метод проблемных ситуаций, суть которого заключается в описании педагогом тех проблемных ситуаций, в которые ежедневно «входят» мальчики и девочки. Например.  Воспитатель обращается к детям: «Сегодня после завтрака все пошли играть, а Леночка осталась помогать Зое Алексеевне вытирать крошки со столов. Кто из сказочных персонажей так же, как Леночка, любит трудиться? С кем можно сравнить Леночку - с Крошечкой- Хаврошечкой или Ленивицей?».  «Оля строила из кубиков домик. Подбежал Андрюша, толкнул постройку, и строение рассыпалось. Никто не заметил, как девочка огорчилась. И только Саша подошел к Оле, заботливо собрал кубики и, положив руку на плечо девочке, успокоил ее. Вспомните сказку братьев Гримм «Ганс и Грета». Ганс также заботился о своей сестренке, уговаривал ее не волноваться, когда было страшно, самостоятельно, по- мужски находил выход из трудного положения. На кого из героев сказок был похож Андрюша? Как в этой ситуации вели бы себя Карабас-Барабас, Буратино, Айболит?».  «Сегодня на прогулке мы убирали листья с площадки. Сережа поднял очень красивый кленовый листочек и подарил его Наташе. Наташа
заулыбалась, но ничего не сказала. Дарит ли папа в вашей семье маме цветы, подарки? Как мама их принимает? Как бы поступили на месте Наташи Золушка, принцесса из сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас»?».  «Вчера детям делали уколы. Ирочка вела себя стойко, сдержано, не подавала виду, что ей больно, чтобы не расстраивать мед. сестру и воспитательницу. Катюша, наоборот, кричала, плакала, даже обидела мед. сестру Елену Николаевну. Вспомните, ребята, сказку «Морозко». Как отвечала падчерица на вопрос старика Мороза: «Тепло ли тебе ; девица? Тепло ли тебе красная?» Она отвечала вежливо и ласково, была сдержанной и скромной. А как нагрубила старику мачехина дочка? На кого вчера были похожи Ирочка и Катюша?».  Метод прогнозирования ситуации заключается в том, что детям предла- гаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия, которые позволили бы ребенку не «войти» в ситуации, принять правильное решение. В использовании метода проблемной ситуации педагог предваряет его установкой: «Прежде чем что-то делать, остановись, подумай: ты кто, мальчик или девочка? Как необходимо повести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей, не испортилось настроение, если будешь что-то совершать».  Примеры ситуаций:  Алеша и Дима не поделили машину.  а) Что может произойти, если никто не захочет уступить?  б) Как решить конфликт по-мужски?  Перед входом в детский сад большая лужа. Маша никак не может ее перейти. Мимо проходит Боря.  а) Что произойдет, если Боря поможет Маше?  б) Что случиться, если Боря не обратит на Машу внимания?  Мама просит Свету убрать игрушки за собой.  а) Что будет, если Света выполнит мамину просьбу?  б) К чему приведет отказ Светы?  В ходе специально организованных видов деятельности широко приме- няется художественная литература, имитационные игры «Рассердившийся мальчик», «Обиженная девочка», «Случай на улице», «Мамы нет дома», «Остался один», «Очень весело», «Страшилки» и т.п., элементы театральной педагогики — проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с другими детьми, игры «Женская и мужская пластика», сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели» и др., игровые методы, созданные P.M. Чумичевой игра-состязание «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»; игра «Предмет - человек» (в нашем варианте «Предмет - мужчина, предмет - женщина»). Педагог предлагает рассмотреть какой-либо предмет,
представить, каким бы он был, если бы был женщиной (мужчиной); «Кто найдет больше сходства: в цветке — женщине; в мужчине - льве и т.д.; символическая игра «Кто живет в твоем сердце».  Метод моделирования жизненно значимой ситуации. Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребенку можно будет выбрать и руководствоваться ими в среде сверстников.
Модель ситуации для мальчиков
:
Ты едешь е трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты:
 уступаешь ей место;  продолжаешь сидеть и смотреть в окно;  взбираешься на руки к маме.
Ты выходишь гулять. Во дворе собака. Ты:
 смело проходишь мимо нее;  возвращаешься домой за мамой;  начинаешь плакать, чтобы хозяин отозвал собаку.
Ты занят интересной игрой. В группу входит воспитатель

руках у нее альбомы для рисования и цветные карандаши . Ты:
 продолжаешь играть с ребятами;  предложишь воспитателю свою воспитателю;  предлагаешь кому-то из ребят помочь. 
Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты:

проходишь мимо;
 зовешь старшего брата или маму;  сам заступаешься за девочку. 
За обедом Даша нечаянно проливает на себя компот. Ты:
 делаешь вид, что не замечаешь;  бежишь за салфеткой и помогаешь Даше справиться с неприятностью;  зовешь няню; 
У Леночки день рождения. Ты:
 даришь ей свой рисунок;  говоришь приятные слова («Какая ты красивая», «Какое замечательное у тебя платье»);  оставляешь девочку без внимания.  Модель ситуации для девочек: 
1.Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуты

пуговицы на пальто. Ты:
 помогаешь Алеше привести в порядок внешний вид;  жалуешься воспитателю на небрежность мальчика;  не замечаешь непорядок в одежде Алеши. 
2
.
Мама

приболела. Ты:
будешь заботиться о ней (принесешь воды, поправишь одеяло на постели и т.п.)  продолжишь играть, как ни в чем не бывало;
 станешь капризничать. 
3.

Мальчики дерутся. Ты:
 пожалуешься воспитателю; |  не заметишь драки;  поможешь им помириться.
4.

При возвращении с прогулки воспитательница попросила

собрать игрушки в корзину и отнести их в группу. Корзина

оказалась тяжелой

Ты
:  постараешься донести корзину вместе с воспитателем;  вежливо попросишь мальчика тебе помочь;  откажешься нести корзину. 
5
.
Девочки играют в мячик у Тани не получается поймать мяч.

Подружки громко смеются. Таня расстроена. Ты:
 смеешься вместе со всеми;  успокаиваешь и учишь девочку, как правильно играть;  не обращаешь внимания.  Детям предлагается моделировать ситуацию не только словесно, но и с помощью графических средств или демонстрационного материала, где ребенок должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с другими, вступившими с ним в ситуацию.  Предметно-развивающая среда выступает условием для проявления полоролевого поведения ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.  При построении ПРС нами учитываются принцип, дающей ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия (В.А. Петровский), принцип свободы и самостоятельности, позволяющие ребенку самостоятельно определить его отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать среду по своему усмотрению, гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка (P.M. Чумичева).  Элементами ПРС выступают: атрибуты мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажки кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки белья, шкафы с посудой и т.д.); куклы - мальчики, куклы - девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей (кукла - мать, кукла - хозяйка, кукла - леди, кукла - мастер и т.д.); схемы -действия, отражающие культурные эталоны
поведения представителей мужского и женского пола; уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде. Атрибуты светского этикета - «театр», «званный обед», «концерт», «незнакомые люди», «Прием гостей» и т.п., где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и т.п., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета и т.п.  В среде помещаются карточки-символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т.п. Дети отбирают те, которые, на их взгляд, обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. Утверждаю: заведующий МАДОУ Детский сад №12 Шарафутдинова А.И «__»________2013г
Программа

гендерного воспитания


детей старшего

дошкольного возраста

«Мы - мальчики,

мы - девочки»


В раздел образования