Формирование основ духовно-нравственного развития у дошкольников через игровую деятельность.
Автор: Лукина Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ №1 "Журавленок" Населённый пункт: г.Саянск Иркутской области Наименование материала: статья Тема: Формирование основ духовно-нравственного развития у дошкольников через игровую деятельность. Раздел: дошкольное образование
Тема :Формирование основ духовно-нравственного развития у
дошкольников через игровую деятельность
.
Лукина Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ №1 «Журавленок»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью
всестороннего воспитания ребенка , необходимой предпосылкой возрождения
отечественной культуры. Детство-время развития всех сил человека ,как душевных ,так и
телесных ,приобретение знаний об окружающем мире ,образование нравственных навыков
и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного
опыта и обращение к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное
воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает адекватное социальное развитие и
гармоничное формирование личности.
Игра - естественный спутник жизни ребенка , источник радостных эмоций , обладающий
великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре , как
к дидактической ,так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью
духовно-нравственного воспитания и в комплексе с другими воспитательными средствами
составляют основу формирования гармонически развитой, активной личности .Помимо
всего, игры помогают укреплять дух, совершенствовать свою мыслительную
деятельность, формируют навыки фантазерства. Они являются не только развлечением, но
и обучением.
Ни для кого не секрет ,что полноценное ,увлекательное детство напрямую связано с
русскими народными играми .Какие же ценные педагогические свойства содержат
народные детские игры? Каково их воспитывающее начало?
Прежде всего эти игры служат несомненным доказательством педагогического таланта
народа и поучительным примером того что хорошая детская игра представляет собой
образец высокого педагогического мастерства.
Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то как народная
педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до
зрелости.
Пока дитя еще мало, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют
,развлекают несложными играми с звучащими ,шумящими ,красочными игрушками ,
играми-прибаутками. Тут и «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Но вот ребенок научился ходить, бегать, и характер игр резко изменяется -появляются
коллективные игры, в которых воспитывается чувство самостоятельности и вместе с тем
объединение с другими детьми, известной зависимости от них. Ребенок при этом
испытывает много положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому что
мышка не попалась кошке , сочувствует пойманному..
Можно сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли,
развивают нравственные чувства, физически укрепляет ребенка. Каждая игра, если она по
силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает энергично и живо,
чувства напряжены, действия организованы.
Народные игры, как правило, образны. Поэтому они увлекают преимущественно детей
дошкольного возраста. Характерно, что образ в игре не статичен. Происходит это в силу
того, что в игре есть свой случай, событие. Оно и составляет игру, именно его и
переживает ребенок . В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыпленка, а
курице защищать своего цыпленка. В игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей ,а
гуси -убежать от него.
Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Коршун ловит
-наседка защищает ..Ловит медведь -убегают дети. Игры заключают в себе элемент
борьбы, состязания, а следовательно ,вызывают эмоции радости, опасения, осторожности-
и этим увлекают детей. По такому плану построены наиболее популярные народные
игры : «У медведя во бору», «Салки», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки» «Поймай рыбку»,
«Тише едешь» «Горелки», « Аленушка и Иванушка» , «Делай ,как я», «Пятнашки»,
«Жмурки» ,»Перетяжка», «Наседка и коршун» и т. д.
Неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания являются и дидактические
игры с национальным колоритом: «Укрась одежду узором», «Исправь ошибку»,
«Путешествие по городу» , «Пол ,нос потолок», «Где находится памятник?», «Птицы
нашего города», «Так бывает или нет?» Использую разнообразные словесные игры:
«Вспомни сказку», «Цветок красивых слов», «Похвали соседа», «Молчанка» ,«Люблю
своих близких», «Моя игрушка рассказывает обо мне»…
В практике воспитания народные игры не занимают еще должного места: их
положительные традиции почти не используются при составлении сборников детских игр.
В утрате этих традиций сыграло роль то обстоятельство, что современная методика
расчленила песню, ритм, слово ,движение, действие, слитые между собою в народных
играх. Хороводные игры с песнями стали «проводиться только на музыкальных занятиях,
а то и совсем вышли из употребления. Поэтому песня с движениями почти исчезла из
повседневного быта детей в детском саду. Игровые песни оказались выброшенными и в
таких играх, как «Жгуты», «Горелки», «Жмурки». Народную игру лишили ее
существенных качеств, а потому она стала менее интересна для детей…
Необходимо вернуть детям в детском саду народные игры в их подлинном виде и
значении ,а также обратиться к поучительным традициям при составлении новых.
Несомненно ,практика воспитания не может инее должна ждать ,когда в народе сложатся
новые игры.