Напоминание

Формирование основ духовно-нравственного развития у дошкольников через игровую деятельность.


Автор: Лукина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №1 "Журавленок"
Населённый пункт: г.Саянск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ духовно-нравственного развития у дошкольников через игровую деятельность.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема :Формирование основ духовно-нравственного развития у дошкольников через игровую деятельность . Лукина Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ №1 «Журавленок» Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка , необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Детство-время развития всех сил человека ,как душевных ,так и телесных ,приобретение знаний об окружающем мире ,образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Игра - естественный спутник жизни ребенка , источник радостных эмоций , обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре , как к дидактической ,так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания и в комплексе с другими воспитательными средствами составляют основу формирования гармонически развитой, активной личности .Помимо всего, игры помогают укреплять дух, совершенствовать свою мыслительную деятельность, формируют навыки фантазерства. Они являются не только развлечением, но и обучением. Ни для кого не секрет ,что полноценное ,увлекательное детство напрямую связано с русскими народными играми .Какие же ценные педагогические свойства содержат народные детские игры? Каково их воспитывающее начало? Прежде всего эти игры служат несомненным доказательством педагогического таланта народа и поучительным примером того что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства. Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. Пока дитя еще мало, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют ,развлекают несложными играми с звучащими ,шумящими ,красочными игрушками , играми-прибаутками. Тут и «Сорока-ворона» и «Ладушки». Но вот ребенок научился ходить, бегать, и характер игр резко изменяется -появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство самостоятельности и вместе с тем объединение с другими детьми, известной зависимости от них. Ребенок при этом испытывает много положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому что мышка не попалась кошке , сочувствует пойманному.. Можно сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляет ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает энергично и живо, чувства напряжены, действия организованы. Народные игры, как правило, образны. Поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Характерно, что образ в игре не статичен. Происходит это в силу того, что в игре есть свой случай, событие. Оно и составляет игру, именно его и переживает ребенок . В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыпленка, а курице защищать своего цыпленка. В игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей ,а гуси -убежать от него. Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Коршун ловит -наседка защищает ..Ловит медведь -убегают дети. Игры заключают в себе элемент
борьбы, состязания, а следовательно ,вызывают эмоции радости, опасения, осторожности- и этим увлекают детей. По такому плану построены наиболее популярные народные игры : «У медведя во бору», «Салки», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки» «Поймай рыбку», «Тише едешь» «Горелки», « Аленушка и Иванушка» , «Делай ,как я», «Пятнашки», «Жмурки» ,»Перетяжка», «Наседка и коршун» и т. д. Неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания являются и дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду узором», «Исправь ошибку», «Путешествие по городу» , «Пол ,нос потолок», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Так бывает или нет?» Использую разнообразные словесные игры: «Вспомни сказку», «Цветок красивых слов», «Похвали соседа», «Молчанка» ,«Люблю своих близких», «Моя игрушка рассказывает обо мне»… В практике воспитания народные игры не занимают еще должного места: их положительные традиции почти не используются при составлении сборников детских игр. В утрате этих традиций сыграло роль то обстоятельство, что современная методика расчленила песню, ритм, слово ,движение, действие, слитые между собою в народных играх. Хороводные игры с песнями стали «проводиться только на музыкальных занятиях, а то и совсем вышли из употребления. Поэтому песня с движениями почти исчезла из повседневного быта детей в детском саду. Игровые песни оказались выброшенными и в таких играх, как «Жгуты», «Горелки», «Жмурки». Народную игру лишили ее существенных качеств, а потому она стала менее интересна для детей… Необходимо вернуть детям в детском саду народные игры в их подлинном виде и значении ,а также обратиться к поучительным традициям при составлении новых. Несомненно ,практика воспитания не может инее должна ждать ,когда в народе сложатся новые игры.


В раздел образования