Программа по формированию грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с Общим недоразвитием речи в дидактических играх и упражнениях.
Автор: Шинкаренко Ольга Александровна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 149 " Населённый пункт: город Рязань Наименование материала: Программа Тема: Программа по формированию грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с Общим недоразвитием речи в дидактических играх и упражнениях. Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Дошкольный возраст очень важный и значимый для формирования личности ребенка.
Этот
период
развития
личностных
«механизмов»
поведения.
У
детей
старшего
возраста активно формируется произвольность, именно поэтому успешно овладевают
средствами
и
способами
речевого
общения
детей
со
взрослыми
и
сверстниками.
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н.
Гвоздева, Г. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.
Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической
структуры предложения) осуществляется
лишь на основе определенного уровня
когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения, ребенок
усваивает умение дифференцировать грамматические значения,
сложную систему
грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения
общих
правил
грамматики
на
практическом
уровне,
обобщения
этих
правил
и
закрепления их в собственной речи, чему способствует проведения дидактических игр
и упражнений во фронтальных и индивидуальных занятиях. Все
формирование
грамматического строя происходит в процессе дидактических игр и упражнений.
Моя
программа
предусматривает
овладение
детьми
самостоятельной,
связной,
грамматически – правильной речью и навыками речевого общения, фонематической
системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению
в школе.
Разработанные мною дидактические игры и упражнения отобраны с учетом
этапы коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических
возможностей ребенка, при котором я обращаю внимания на зоны
ближайшего развития ребенка, что обеспечивает его мыслительную
деятельность и умственную активность.
Концентрированное изучение материала программы служит эффективным
средством установления связей между мной и педагогами. Работа
построена на протяжении недели в рамках общей лексической темы.
2
Подборка игр используется не только на коррекционных занятиях, но и в
течение режимных моментах в течение дня воспитателями. Это позволяет
организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника.
Объем учебного материала рассчитан в соответствие физиологическими
нормативами, что позволяет избежать переутомление и дезадаптации детей.
В программе при организации коррекционной работы предусматривает
соблюдение следующих условий:
- взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников
познавательных процессов ( восприятия, памяти, мышления);
- соответствие с программами по подготовки к обучению грамоте,
ознакомлению с окружающим миром и развитием речи, занятия по ритмики
и музыки;
- проведение логопедических (фронтальных, подгрупповых и
индивидуальных) занятий на любом этапе над речевой системой в целом
( фонетико – фонематической, лексической и грамматической);
- Максимальное использование при коррекции дефектов речи у детей с
использованием различных анализаторов (слухового, зрительного,
речедвигательного, кинетического), а также психомоторики
( артикуляционной, ручной и общей моторики).
Цель: - создать условия для формирования грамматических категорий у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам
дидактических игр и упражнений.
3
Задачи коррекционного обучения дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи по средствам:
- формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
- формировать правильное звукопроизношения;
- закреплять правильное произношение, имеющихся звуков в игровой и свободной
речевой деятельности;
- практическое усвоение лексических и грамматических средств родного языка;
- формировать фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи по
средствам старшего дошкольного возраста;
- подготовить к обучению и овладению элементами грамоты;
- формировать навыки связной речи;
Методы и приемы работы:
1.
Использование различных видов гимнастик (артикуляционной, пальчиковой и
кинетической),
2.
Использование элементов нейрокоррекции,
3.
Использование логоритмики и т.д.
- словесно – логический,
- наглядный,
- игровой,
- стимулирующий,
- мотивационный и т.д.
Разнообразные формы работы поддерживают высокий уровень мотивации у детей с
общим недоразвитием речи по средствам на всех видах занятиях.
Актуальность: данные занятия программы по календарному планированию с
использованием игровых технологий способствуют формированию связного
монологического и диалогического высказывания ребенка с общим недоразвитием
речи по средствам дидактических игр и упражнений, что способствует выравниванию
и формированию речевого и психофизического развития.
Новизна моей работы заключается в сочетание традиционных подходов и
использования современных технологических (ИКТ) средств обучения с дополнением
4
элементов нейрокоррекции, логоритмики, кинетической гимнастики и песочной
терапии т.д.
Методологические подходы:
- системно – деятельный,
- личностно – ориентированный,
Мною использованы основные принципы коррекционного обучения детей с ОНР
старшего дошкольного возраста:
•
системность;
•
комплексность;
•
онтогенетического учета;
•
учёта патогенеза;
•
учёта индивидуальных особенностей;
многократное повторение материала (на индивидуальных и фронтальных
занятиях) от звукопроизношения до правильного связного высказывания.
поддержка,
создание ситуации успеха и т.д.
Раздел:
Задачи коррекционной работы по формированию
лексико-грамматических представлений
I. Формирование навыка общения – как основного источника развития родного языка.
1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:
•
понимать обобщающие слова;
•
понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
•
упражнять детей глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
•
упражнять детей в употребление предлогов и наречий, выражающие
пространственные отношения;
•
закреплять количественные числительные через использования дидактических
игр.
5
Приложение № 1.
Игры и упражнения, используемые в формирование лексико – грамматических
категорий:
2. Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:
•
дифференцировать формы единственного и множественного числа имён
существительных мужского и женского рода;
•
закреплять падежные окончания имен существительных мужского и женского
рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и
родительном падежах;
•
упражнять имена существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
•
закреплять формы единственного и множественного числа глаголов:
прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.
3. Учить понимать простые предложения и короткие тексты.
Игры и упражнения, используемые в формирование лексико – грамматических
категорий:
II. Формировать понятия слова – как основного источника общения.
1. Совершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и представлений об
окружающем:
•
развивать способность общаться с взрослыми и сверстниками;
•
расширять представления о предметах ближайшего окружения;
•
развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию
(предметную, глагольную, признаки и т.д.).
2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и
расширения ситуаций общения:
•
продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по
числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном,
творительном;
•
активизировать в речи образование и использование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами;
6
•
развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном
наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);
•
продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными
мужского и женского рода.
3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и
сложноподчинённых предложений:
•
развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам,
демонстрации действия, картинке;
•
развивать умения дополнять предложения недостающими словами.
III. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства общения –
словесные, мимические и пантомимические.
1. Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:
•
расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов
и явлений окружающей действительности;
•
развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности,
формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;
•
расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными,
личными и возвратными глаголами;
•
развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков
предметов: по назначению и по вопросам;
•
расширять активный словарь относительными прилагательными;
•
развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;
•
расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов
притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий,
количественных и порядковых числительных.
2. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:
•
развивать умения образовывать однокоренные слова;
•
расширять практическое усвоение в речи использования существительных и
прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными
приставками;
•
развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;
7
•
развивать умения образовывать относительные и притяжательные
прилагательные;
•
совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных в роде,
числе и падеже.
3. Учить строить предложения разной структуры:
•
развивать умения составлять простые предложения, распространяя их
однородными членами;
•
совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными
союзами;
•
развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов
(без предлога).
IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.
1. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:
•
активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об
окружающем;
•
расширять эмоционально-оценочную лексику детей;
•
совершенствовать умение использовать разные части речи в точном
соответствии с их значением и целью высказывания.
2. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с
контекстом высказывания.
•
продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;
•
совершенствовать умения образовывать (по образцу).
- однокоренные слова;
- существительные с суффиксами;
- глаголы с приставками;
- прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
3. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:
•
совершенствовать навыки и составление простых распространённых
предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по
картине);
8
•
совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых
предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными:
времени, следствия, причины;
•
совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и
навыки составления графических схем таких предложений.
Составные части логопедической работы по формированию лексико-
грамматических категорий.
I. Работа над развитием лексики.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать
современные лингвистические и психолингвистические представления о слове,
структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе,
особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов
формирование лексики провидится по следующим направлениям:
1.
расширение объёма словаря;
2.
уточнение значений слов;
3.
формирование семантической структуры слова;
4.
организация семантических полей;
5.
активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.
игровые упражнения: в приложение!!!!
1. Развитие ассоциаций.
Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова
называются по одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.
2. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и
фрукты, мебель и посуда и т.д.
3. Найди лишний предмет.(Игра 4- й лишний)
4. Назови лишнее слово.(Ромашка, колокольчик, муха, василек – что лишнее?)
5. Назови одним словом.(Обобщающие слова )
6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …).
9
7. Назови части.(Что есть у чайника? - У чайника есть носик, крышечка, донышко,
ручка; Что есть у голубя? – У голубя есть голова, тело, клюв, глаза, хвост, ноги,
крылья.)
8. Отгадай предмет по названию его частей.(4-е ножки, сидение, спинка – что это?)
9. Объясни, что общего у предметов.(Настольная лампа и фонарь, воздушный шар и
мяч, рюкзак и сумка.)
10. Скажи наоборот.(Горячий- холодный, добрый- …, жадный- …, темно- …, бежать-
… и т.д.)
11. Закончи предложение.(Этот мяч большой, а этот еще …,это платье красивое, а это
еще …, это дерево высокое, а это еще …, эта книга интересная, а эта еще … .) .
12. Кто что умеет делать.(Лебедь умеет плавать, шипеть, клевать, … ; белка умеет
скакать, грызть, цокать, перепрыгивать, .. ; волк умеет выть, добывать, охотиться,
бегать, … .)
13. Составление загадок – описаний по определённому плану ( Это кухонная мебель, у
него есть четыре ножки и сидение, он сделан из дерева, сидение синего
цвета, круглой формы, на нем можно сидеть. Что это? (Это табурет. )
II. Работа по формированию словообразования.
Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:
1.
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
2.
Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3.
Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание первого этапа логопедической работы.
1. Существительные.
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-;
-чик-.( Мячик, шкафчик, зонтик ).
2. Глаголы.
Дифференциация совершенного и несовершенного вида (Мальчик собирает огурцы.-
Мальчик собрал огурцы. ; Девочка катается на велосипеде. – Девочка покаталась на
велосипеде. )
3. Прилагательные.
10
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.(Чьи кубики? –
Мишины кубики.; Чья ручка? – Мамина ручка.; Чья пила?- Папина пила.; Чей
портфель?- Дедушкин портфель.; Чьи тапочки?- Бабушкины тапочки. И т.д.)
Содержание второго этапа логопедической работы.
1. Существительные.
образование:
а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк-,
ышек-, -ышк-; (Лиса- лисонька, медведь- мишенька, воробей- воробышек.)
б) существительных с суффиксом -ниц- (Для фруктов- фруктовница, для супа-
супница, для сахара- сахарница.),
в) существительных с суффиксами -инк- (Бусы- одна маленькая бусинка), -ин-
(картофель- одна большая картофелина).
2. Глаголы.
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.(Влезть- вылезти, насыпать- высыпать)
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.(Идет- придет, прыгают-
припрыгают, едет- приедет, скачет- прискачет, летит- прилетит, ползет- приползет,
плывет- приплывет.)
3. Прилагательные
Образование:
а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (Чей клюв?-
Журавлиный; Чей хвост?- Лисий; Чьи рога?- Лосиные);
б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-(Носочки из
шерсти- шерстяные, компот из сливы- сливовый, сок из апельсина- апельсиновый);
в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-(Бережливые
ребята, драчливые мальчики, заботливые дети, вредный ребенок, воспитанный
мальчик)
Содержание третьего этапа логопедической работы.
1. Существительные.
Образование названий профессий (Учит учитель, водит- водитель, строит- строитель,
фотографирует- фотограф );
11
2. Глаголы.
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.
(Скворец к скворечнику подлетел, в скворечник залетел, с жердочки слетел, из
скворечника улетел, от скворечника отлетел, через скворечник перелетел, до
скворечника долетел )
3. Прилагательные
Образование:
а) притяжательных прилагательных с чередованием в корне (у медведя лапа чья? -
медвежья, у зайца уши чьи? – заячьи. );
б) относительных прилагательных с суффиксом -ан-, ян-, -енн-; (скамейка из дерева-
деревянная, стакан из стекла- стеклянный, конверт из бумаги- бумажный);
в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк. (у лисы шубка
рыжеватая- рыженькая, у волка шуба сероватая- серенькая, у зайца зимой шубка
беловатая- беленькая. )
III. Работа по формированию словоизменения
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения
у дошкольников.
Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике
форм.
1. Существительные.
А) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
(еж- ежи, груша- груши, слива- сливы, цыпленок-цыплята )
Б) отработка беспредложных конструкций единственного числа(Белка несет корзину.
Ежик берет яблоко.).
2. Глаголы.
согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
(птица летит- птицы летят, мальчик играет- мальчики играют, девочка рисует- дети
рисуют. )
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
1. Существительные.
12
А) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа
(Где находится белочка? – в дупле, под деревом, на ветке,
Перед деревом, за деревом, около (возле )дерева.);
Б) закрепление беспредложных форм множественного числа (Упражнение 1.
Ход выполнения: логопед показывает изображение животного и просит ответить на
вопрос: каким зверям поможет доктор Айболит?
Лингвистический материал: волкам, коровам, котятам, собакам, зайцам, лисятам,
львам и т. д
Упражнение 2.
Ход выполнения: логопед предлагает детям отправиться в большой магазин –
супермаркет (новое слово) и посмотреть, что там продается. Дети отвечают на
вопросы логопеда. Задание позволяет активизировать словарь по многим темам, а
также вспомнить обобщающие понятия.
Лингвистический материал: 1. столов, шкафов, комодов, диванов, кресел, кроватей,
стульев, тумбочек, табуреток. 2. шарфов, штанов, платьев, блузок, рубашек, юбок,
носков, маек, одежда; 3 стаканов, бокалов, чашек, тарелок, кастрюль, вилок, ножей,
посуда. И т.д.
Упражнение 3.
Ход выполнения: логопед предлагает детям отправиться на экскурсию в зоопарк и
сказать, кого они там видели (видят). Дети называют животных по предметным
картинкам.
Лингвистический материал: слонов, тигров, жирафов, коров, медведей, лошадей.)
2. Глаголы.
А) дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени; (водящий выполняет
какое- либо действие и называет его: я прыгаю, другой ребенок называет это действие,
обращаясь к водящему: ты прыгаешь, логопед спрашивает у всех детей: что Маша
делает? – Маша прыгает и т.д.)
Б) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и
роде. (Логопед рассказывает о жизни детей в детском саду, при этом называет глаголы,
не договаривая их окончания- это делают дети: Маша рисова(ла), Ваня рисова(л),дети
рисова(ли).)
3. Прилагательные.
13
согласование прилагательного и существительного в именительном падеже
единственного и множественного числа (Я вижу желтый кубик – я вижу желтые
кубики, Я вижу красную тетрадь - я вижу красные тетради, Я вижу разноцветный зонт
- Я вижу разноцветные зонты, и т.д.).
Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению,
менее продуктивных форм словоизменения.
1.Существительные
употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах
множественного числа. (С кем сидит собака? – с щенками, На чем спят куклы? – на
кроватях . и т.д.)
2.Прилагательные
согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах. (Девочка
моет любимую куклу, Маша катится на синих санках . Люба играет с разноцветным
мячиком и т.д.)
* * * * *
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в
предложениях, далее – в связной речи.
Игры и упражнения на совершенствование
звукопроизношения и автоматизацию звуков;
14
логопедическое лото;
работа в индивидуальных тетрадях;
логопедическая игровая технология;
картотека фонематических потешек и
лексической стороны речи:
Расширение и активизация
( активного и пассивного словаря) –
картотека игр;
Игры и упражнения на совершенствование
связного высказывания (монологической и
диалогической речи)
15
1.
Усвоение лексико-грамматических средств языка
Решение этой задачи предполагает и предусматривает использование:
•
работу над формированием активного и пассивного словаря;
•
формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.
- дидактических игр,
- наглядного пособия,
16
- упражнений на каждую лексическую тему ( отражены в календарном планирование).
Все это формирует у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
правильное связное, монологическое высказывание.
Я использую в своей работе подбор лексического материала по тематическому принципу,
так как это способствует:
-систематизированному усвоению и запоминанию;
- многократное повторение в течение всего периода обучения ( во фронтальных и
индивидуальных занятиях);
- повышения усвоения эффективности словарной работы в практической деятельности.
В тематическом планирование я включила самый разнообразный набор средств и способов,
которые ориентированы на достижение полученного результата и познавательного
результата детей.
Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям.
17
Направления работы по темам календарного планирования:
1.развитие словаря (активизация и обогащение словаря по темам);
2. описание частей предметов, особенностей строения предметов; название действий с
данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет,
размер, внешний вид, повадки и т.д.);
3.формирование грамматических представлений:
- упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
- упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы,
приставочные глаголы;
- относительные, притяжательные, качественные прилагательные;
- употребление предлогов в речи дошкольников;
-составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.
18