Напоминание

Разделительный мягкий знак


Автор: Алексеева Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Межгорье
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: Разделительный мягкий знак
Раздел: начальное образование





Назад





УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» ФГОС

ТЕМА УРОКА: " Разделительный мягкий знак".

Тип урока:
открытие новых знаний.
Цели:
познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака; дать понятие мягкого знака как разделительного, научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; развивать группу УУД: личностных – самооценка на основе критерия успешности и трудности; регулятивных – планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка; познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений; коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.
ХОД УРОКА:

1.Орг.момент.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
2.Мотивация к деятельности.
Ребята! Я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок? Покажите!(показывают смайлики) С таким настроением у нас все получится! Проверили посадку, положение тетради. Открываем тетради, записываем число, кл. работа
Минута чистописания

Ья, ью


Ья-
начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС; - закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). состоит из трёх элементов) - (первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и почти доводим до верхней линии РС; - (второй элемент) уходим вверх влево и пишем маленький овал, вернувшись к точке начала его написания (высота овала – до середины РС) и поднимаемся к верхней линии РС, касаясь её; - (третий элемент) пишем короткую наклонную палочку с закруглением внизу вправо: сначала ведём по написанному элементу, а потом следим за тем, чтобы между первым и третьим элементами образовался уголок (с середины РС).
Ью
- начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС; - закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). начинаем писать с верхней линии РС: пишем короткую наклонную линию до нижней линии РС; - возвращаемся по написанному до середины, останавливаемся и пишем «перекладинку» (чуть провисшую линию); - пишем овал, касаясь нижней и верхней линий РС.
3. Актуализация знаний.
2) Словарный картинный диктант (Слайд на экран) ребенок за доской, (поставить ударение, разделить на слоги )
.

трактор, ракета, альбом, пшеница, овёс, орех, компьютер

-Да, это новое словарное слово. Давайте вместе его произнесем. На какой слог падает

ударение? Какие буквы вы должны запомнить в этом слове?

Работу за доской проверяет и оценивает ( ученик).

-Проверить друг у друга с помощью словаря, нет ошибок- пять, одна четыре, две и более

три.

-Кто справился без ошибок? У кого 2 ошибки?3- ошибки?

Составьте с новым словарным словом предложение.


В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОМПЬЮТЕР ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ.

-выделите грамматическую основу

-сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?

-Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа?

( простое)

-Какое это распространенное или нераспространенное предложение?

(распространенное).Докажите, что это распространенное предложение. (т.к. здесь есть

второстепенные члены).

-Какую роль они играют? (они поясняют главные члены)

-Ребята, у нас сегодня гость, слушайте внимательно, он подскажет вам тему

сегодняшнего урока).
Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай. Мягкий голос, мягкий шаг… Это буква - … (мягкий знак) -Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (мягкий знак) Но какой мягкий знак – это вам надо определить.
4. Определение темы и целей урока.

-Посмотрите на слово компьютер. Где вы видите ь? Какие буквы он разделяет?

Значит, какую работу выполняет этот ь? Как же его правильно назвать:

разделительный или смягчающий?

-Да, друзья мои, мы сегодня будем говорить именно о разделительном мягком знаке) ( на

доске открываю тему урока).

- А что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке по этой теме?

(где в словах пишется мягкий знак? Для чего мягкий знак нужен? Какие функции мягкий

знак выполняет? А я бы хотел узнать, как появился мягкий знак?)

5. Открытие нового знания.

-Ребята , а сейчас мы с вами отправимся в прошлое и сразу разрешим одну из целей

урока, а в этом
нам поможет Научный эксперт нашего
класса
: листает сама Сколько букв в русском алфавите?(33)
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита. В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь знак (графически он не отличались от современного Ь), но назывался по-другому. Буква Ь употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый). В современном русском алфавите буква ь выглядят так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться он стал по-другому. его функция несколько изменились… - Познавательно было, ребята, узнали что - то новое? Сейчас вам предлагаю поработать в группе. Ваше задание: Найдите слова с разделительным мягким знаком, списать их, подчеркнуть ь. Листья, парк, жёлуди, старый, ружьё, льют, собака, шерсть, вьюга, платье ,ведро, ручьи, метель. -Что вы можете сказать, посмотрев на эти слова, когда пишется разделительный мягкий знак? 1 вариант сделает морфологический разбор слова вьюга, а второй вариант – льют. Какой вывод сделаете? Чему вы научились выполняя этот вид работы? -Давайте обратимся к учебнику и убедимся, правильный ли вывод сделали? познакомимся с правилом. Стр. 68. (Читает ученик правило) - И так, на что нужно обратить внимание? ( пишется мягкий знак в корне между согласным и гласным звуками).
ФИЗМИНУТА (компьютер)

6.Закрепление нового.
перейдем к выполнению упражнения.(посмотрите глазками) Упражнение № 127,С 69. - Найдите ребята слова с разделительным мягким знаком( ком/пью/тер, о/бе/зья/на, ва/ре/нье, вью/га)выписываем в первый столбик у доски записывает - Во второй столбик выпишем слова с мягким знаком показателем мягкости ( ма/лень/кий, ап/рель/ский, день) - Посмотрите на слова второго столбика -что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков ( букв больше чем звуков) - что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков в первом столбике
( букв больше чем звуков)мягкий знак звука не дает, а вот гласный дает два звука и занимает его место) -Молодцы
8.Рефлексия.
-У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно самостоятельно на листочках. 1. Разделительный мягкий знак пишется: А) в середине слова между согласными; Б) в конце слова; В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я. 2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья. 3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: А) солов…и; Б) руч…ка; В) ден…ки. 4. Укажи слово с правильным переносом: А) вь-юга; Б) крыль-я; В) маль-чик. -
Умнички
-В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока. -Мы с ними справились? - Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике! -Оцените работу на уроке. Ребята, нарисуйте у себя в тетрадях такую шкалу знаний. Отметьте знаком «+», где находятся ваши знания: если вам нужна помощь, то поставьте знак «+» внизу. Если вам всё понятно, то отметьте вверху. Если не очень, то посередине. -Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке? На дом с. 69
№126 (р.т. стр.39 упр.94)
Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот на последок хочу задать вопрос, посмотрите друг на друга, в чьих именах нашего класса есть разделительный мягкий знак? ( Ильяс), значит, в каких еще словах встречается разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных? СПАСИБО ЗА УРОК!


В раздел образования