Роль ИКТ в деятельности мастера производственного обучения
Автор: Зайцева Людмила Васильевна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: МАОУ "Технический лицей" Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар Наименование материала: статья Тема: Роль ИКТ в деятельности мастера производственного обучения Раздел: полное образование
Роль ИКТ в деятельности мастера производственного обучения
Л.В. Зайцева, мастер производственного обучения
МАОУ «Технический лицей», г. Сыктывкар, Республика Коми
Компьютерные
технологии
прочно
входят
в
нашу
жизнь,
и
уже,
пожалуй, нет ни одной области деятельности человека, где они не нашли бы
своего
применения.
Поэтому
использование
информационных
и
коммуникативных
технологий
в
учебном
процессе
-
не
дань
моде,
а
необходимость
современного
образования.
Сегодня
необходимо,
чтобы
мастер производственного обучения по любой дисциплине мог подготовить
и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.
Внедрение
новых
технологий
в
учебный
процесс
позволяет
активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения,
повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся,
формировать и развивать профессиональную компетенцию учащихся.
Для осуществления нового подхода к преподаванию с применением
ИКТ
необходимо
знать
возможности,
предоставляемые
компьютером
для
усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.
Так,
на
этапе
подготовки
к
уроку
компьютер
предоставляет
возможности:
создавать конспекты уроков, темы, курсы в целом;
рационально располагать материал;
обеспечивать основной материал дополнительной информацией;
подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей
группы и отдельных учащихся.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет:
экономить время;
ярко и красочно оформлять материал;
повышать
эмоциона льную,
эстетич е скую,
н ау ч н у ю
убедительность подачи материала;
оптимизировать процесс усвоения знаний;
индивидуализировать обучение;
в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;
самостоятельно использовать учебный материал учащимися.
На
этапе
методиче ской
разработки
обучения
у
м а с т е р а
производственного обучения появляются дополнительные возможности:
повышать мотивацию преподавания и обучения;
накапливать материал;
корректировать электронные материалы, развивать их.
Кроме того, компьютерная техника применяется как средство контроля
усвоения знаний учащихся, значительно расширяет доступ к источникам
информации, дает возможность получения обратной связи.
Для
организации
учебного
процесса
мастером
производственного
обучения
могут
быть
применены
различные
модели
использования
компьютера на уроках.
В
практике
преподавания
производственного
обучения
мастером
применяются различные формы информационного сопровождения:
электронные учебники;
видеоматериалы с интернет-сайтов;
презентации практически по всем темам производственного обучения,
в том числе и по технике безопасности;
фото- и видеоматериалы, сделанные учащимися самостоятельно;
презентации, выполненные учащимися в качестве домашнего задания;
тесты;
технологические карточки и т. д.
Многие мастера производственного
обучения имеют свои сайты в
педагогическом сообществе rus.edu.
Итак,
использование
ИКТ
на
уроках
производственного
обучения
позволяет
разнообразить
формы
работы,
деятельность
учащихся,
активизировать
внимание,
повысить
творческий
потенциал
личности.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более
эстетично
оформить
материал.
Задания
с
последующей
проверкой
активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.
Использование рисунков, иллюстраций, тестов, воспитывает интерес к уроку,
делает урок более интересным.
Подготовка домашних заданий по составлению презентаций развивает
умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные
задачи. Использование тестов помогает не только экономить время мастера
производственного
обучения,
но
и
дает
возможность
учащимся
самим
оценить
свои
знания.
С
помощью
мультимедийного
проектора
демонстрируют слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех
современных
средств
видеотехники
позволяет
воссоздать
реальную
обстановку.
Компьютер
позволяет
существенно
повысить
мотивацию
учащихся
к
обучению.
ИКТ
вовлекает
учащихся
в
учебный
процесс,
способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности.
Конкурентоспособность
на
современном
рынке
труда,
во
многом
зависит от способности приобретать и развивать умения, навыки которые
могут
применяться
к
целому
ряду
жизненных
ситуаций.
Образование,
ориентированное
исключительно
на
академическое
и
энциклопедическое
познание, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарело.
Поэтому
с
введением
новых
стандартов
образования
оно
должно
быть
нацелено на формирование у наших выпускников готовности для достижения
поставленной цели. Нет сомнений, что уроки производственного обучения с
использованием
ИКТ
призваны
влиять
на
формирование
и
развитие
информационно-коммуникативной
профессиональной
компетенции
учащихся.
МПО Зайцева Л.В.