Автор: Гранкина Ирина Федоровна Должность: учитель изо Учебное заведение: КГОБУ "Коррекционная общеобразовательная школа-интернат III-IV видов" Населённый пункт: г. Артем, Приморский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Древо России" Раздел: среднее образование
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат III-IV видов»
Рисование на тему
«Древо России»
Составила
учитель изо
И.Ф. Гранкина
Артемовский городской округ
2016г.
Цель:
Учить
сосредотачивать
мысль
учащихся
на
поиске
собственного
решения.
Передавать
при
изображении
характер
героя.
Формировать
художественно-творческую
активность
личности.
Воспитывать
патриотические чувства к своей Родине через изобразительное искусство.
Метод и формы обучения:
объяснительно
–
иллюстрационный,
практический,
индивидуальный,
фронтальный.
Основные понятия и термины:
набросок, композиция, колорит.
Наглядно-демонстрационный материал:
Репродукции
картин,
иллюстрации
с
ярко
выраженным
колористическим
решением: пейзажи И. Шишкина « Среди долины…», « На севере диком…»,
И. Левитана «Золотая осень», А. Куинджи « Березовая роща», записи песен
«Песня о Родине» (муз. И. Дунаевского сл. В. Лебедева-Кумача), пословицы о
деревьях, стихи С. Есенина, Р. Рождественского, К. Бальмонта, А. Пушкина.
Оборудование:
альбомы, краски, карандаши, стаканчики с водой, салфетки.
Предметные умения: закрепят умения создавать композицию на заданную
тему
в
соответствии
с
правилами
ее
построения,
эффективно
работать
карандашом и красками.
Метапредметные
универсальные
учебные
действия
(УВД) :
познавательные
-
научатся
анализировать
художественные
произведения,
осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и
дополняющей представления о технике рисования; регулятивные – научатся
анализировать собственную работу, корректировать работу;
коммуникативные – овладевают способностями инициативно сотрудничать с
учителем, одноклассниками, анализировать работу, делать выводы;
личностные:
имеют
мотивацию
к
учебной
и
творческой
деятельности,
проявляют
любовь
к
Родине,
сориентированы
на
эмоционально
-
эстетическое восприятие произведений искусства.
Ход занятия
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Тихо звучит мелодия песни о Родине муз. И.
Дунаевского, сл.В. Лебедева-Кумача.
Учитель: Сегодня, у нас очень интересная тема урока - ДРЕВО РОССИИ.
Ребята, послушайте стихотворение и ответьте на вопросы: о чем мы сегодня
будем говорить?
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родной стороной.
С каждым годом все краше
Дорогие края
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья.
А. Прокофьев
Ребята, в какой бы вы хотели жить России?
Ответы
учащихся :
богатой,
красивой,
сильной,
счастливой,
загадочной,
великолепной, заботливой, любящей, любимой.
Учитель: Вот такую Россию мы с вами будем рисовать. Россия это ты, я, он,
она. Рисовать будем парк дружбы из удивительных деревьев.
Я люблю в этом древе
С ресницами Вия
Между мхами старинного
Лешего взор.
Это древо в веках
Называлось Россия…
К. Бальмонт.
Учитель: Жизнь человека была тесно связана с лесом. Лес давал людям
пищу, одежду, строительный материал. Но лес таил в себе много опасностей
(ребята перечисляют: можно заблудиться, неожиданно встретить хищного
зверя)
- Ребята, какие деревья растут на нашем пришкольном участке?
Учащиеся называют : березка, дуб, ел, лиственница, клен и т.д.
- Русским народом придумано большое количество пословиц о деревьях.
Ребята рассказывают:
-Старое дерево скрепит, да не ломается.
-Старый дуб не скоро сломается.
-Дерево держится корнями, а человек друзьями.
-Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
-Деревья скоро сажают, да не скоро плоды едят.
-Гни дерево, пока гнется, учи ребенка, пока слушается.
Учитель: Какое дерево у славян считалось мировым?
Ответы учащихся – дуб.
Учитель: В сказках, песнях говорится о яблоне с волшебными плодами,
дающими
молодость,
о
чудесных
садах,
где
райские
птицы
поют
завораживающие песни, дереве огненной красы и т. д.
Послушайте, как поэты воспевают красоту наших берез.
Читает ученик.
- Березка, зеленые косы, развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листы кружева.
И так уж она хороша, что кажется в шуме березки
Есть русская наша душа.
Учитель: И так, мы будем рисовать удивительное Древо России.
Какие вы будите рисовать деревья?
Ответы учеников
Дерево – мудрости.
Дерево – знания.
Дерево – воин.
Дерево – сердечности.
Дерево – щедрости.
Учитель: Могучие корни - наши предки.
Ствол дерева - это мы с вами, настоящее.
Крона – наше будущее.
Человек в древности почти не знал не одушевленных предметов. В шуме
лесов, в шелесте листьев ему слышались разговоры деревьев, а в треске
сломанной ветки, в скрипе сухого дерева – болезненные стоны. Древние
придания рассказывают, что жизнь различных деревьев связана с жизнью
лесных дев (Древид), когда погибало дерево, умирала и лесная фея.
Обсуждение композиции рисунка
Последовательность выполнения .
Помним: самое главное в композиции надо выделить размером и цветом.
В
процессе
рисования
контролирую
правильность
приемов
работы.
Наблюдаю, советую, отвечаю на вопросы учащихся.
Работа
учеников .
Выполнение
физкультурной
паузы
«
Деревья»,
профилактические
упражнение
для
глаз
1,2,
3.
Слабовидящие
ученики
работают пластилином ( рисование теплым пластилином)
Подведение итогов, каждый ученик рассказывает о своем дереве:
- Дерево-защитник, защищает Родину от врагов.
- Дерево – мудрости, будет помогать в учебе.
- Дерево - щедрости, за улыбку будет дарить сюрпризы.
- Дерево - изобилия. На нем все фрукты планеты. Приходите и
берите,
сколько надо, но не забывайте поливать и ухаживать.
-
Дерево
-
любви
и
заботы.
Посмотрев
на
него,
все
желающие
будут
счастливыми, любимыми, заботливыми.
- Дерево- чудо. На нем будет расти одежда, обувь, игрушки.
Учитель: Очень хорошие и замечательные деревья у вас получились. Пусть
они растут на нашем пришкольном участке. А саженцы мы раздадим всем
желающим.