Автор: Пак Елена Сергеевна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ Лицей №1 Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа работы химического кружка Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №1
П Л А Н
Р А БО Т Ы К Р У Ж К А П О Х И М И И
Химия и здоровье.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Учитель химии
ПАК Е.С.
Г. Ю-Сахалинск
2016-2017 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ СПРАВКА
Химический кружок- экспериментальный, поэтому состав учащихся
должен быть постоянным. Кружок « Химия и здоровье » организован по
принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и
слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и
групповые. Подбор заданий проводится с учетом возможности, в
соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учетом желания. В случае
выполнения группового задания дается возможность спланировать ход
эксперимента с четким распределением обязанностей для каждого члена
группы. Программа кружка включает: знакомство с приемами лабораторной
техники, с организацией химического производства, изучение веществ и
материалов, и их применение.
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого
и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,
приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной
технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и
способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках
химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.
В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы
преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с
экскурсию в аптеку, химические лаборатории, чтение рефератов с
проведением экспериментов.
Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на
уроках химии и в быту. Программа кружка « Химия и здоровье» рассчитана
на учеников 6-7 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КРУЖКА.
Формирование ученического актива, расширение и углубление знаний
учащихся, развитие познавательных интересов и способностей,
формирование и закрепление полученных умений и навыков при
демонстрации и проведении лабораторных опытов и практических работ.
Формирование информационной культуры. Привить учащимся навыки
работы с методами, необходимыми для исследований- наблюдением,
измерением, экспериментом, мониторингом. Развить умение проектировать
свою деятельность( учебную, исследовательскую). Развить творческие и
коммуникативные способности учащихся. Научить детей правильно
оформлять результаты работы. Создание мотивации к изучению химии.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ.
Проведение химических опытов, чтение химической научно-
популярной литературы, подготовка рефератов, выпуск тематических газет,
выполнение экспериментальных работ, творческая работа по моделированию.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ .
Дискуссии, лекции, беседы, экспериментальные опыты, игры,
викторины.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
№
тема
Количество
час
1
Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии.
Изучение правил техники безопасности. Знакомство с
лабораторным оборудованием . Хранение материалов и
реактивов в химической лаборатории.
2 час
2
Нагревательные приборы и пользование ими.
Нагревание и прокаливание. Очистка химического
вещества, путем выпаривания. Фильтрование и
перегонка.
2 час
3
Основные приемы работы с твердыми, жидкими и
газообразными веществами. Лабораторные способы
получения неорганических веществ.
2 час
4
Иод в продуктах питания и влияние его на организм
человека.
2 час
5
Приготовление растворов. Массовая доля.
2 час
6
Приготовление растворов заданной концентрации.
Занимательный опыт " Черный змей"
2 час
7
Аспирин как консервант.
2 час
8
Аспирин- друг или враг.
2 час
9
Занимательные опыты по теме " Химические реакции
вокруг нас. Ампицилиновый хамелеон.
2 час
10
Лабораторная работа " Разделение смесей " .Съедобная
химия. Решение задач. Основные компоненты пищи:
жиры, белки, углеводы, соли, витамины. Химические
элементы, которые образуют пищу.
2 час
11
Решение практических задач.Лабораторная работа. «
Разделение жидких смесей, методом высаливания».
2 час
12
Решение практических задач. Съедобная химия. Какие
продукты питания содержат жиры, значение и
применение жиров( не только в пище). Польза жиров в
жизни человека.
2 час
13
Решение практических задач. Съедобная химия. Где в
продуктах питания искать белки. Распознавание белков.
Значение белков для человека.
2 час
14
Решение практических задач.Анализ прохладительных
напитков.
2 час
15
Решение практических задач.Добавки, красители,
консерванты в пищевых продуктах.
2 час
16
Решение практических задач.Металлы в организме
человека.
2 час
17
Исследование клюквы как северного лимона.Решение
практических задач.
2 час
18
Кофе в нашей жизни.
2 час
19
Жевательная резинка – миф и реальность.
2 час
20
Бытовые фильтры для очистки водопроводной воды.
Способ их регенерации
2 час
21
Индикаторы. Природные индикаторы. Применение
индикаторов.
2 час
22
Газированные напитки в жизни подростка.
2 час
23
Искусственные жиры – угроза здоровью.
2 час
24
Диетический заменитель сахара аспаркам – токсичное
вещество.Решение практических задач.
2 час
25
Декоративная косметика и ее влияние на кожу.Решение
практических задач.
2 час
26
Колбаса это вкусно и полезно.Решение практических
задач.
2 час
27
Кислоты и щелочи в быту.Решение практических задач.
2 час
28
Активированный уголь. Явление адсорбции.Решение
практических задач.
2 час
29
Ароматы, запахи , флюиды.Решение практических
задач.
2 час
30
Занимательные опыты по теме " Химические реакции
вокруг нас. Обнаружение белков.Решение задач.
2 час
31
Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами
бытовых химикатов. Разновидности моющих средств.
Использование химических материалов для ремонта.
2 час
32
Занятие по профориентации. Защита рефератов.
2 час
33
Химия и медицина. Защита рефератов.
2 час
34
Заключительная игра « Что? Где ? Когда ?»
2 час
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой
уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять
несложные химические опыты, пользоваться химической посудой,
реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники
безопасности при проведении химического эксперимента. Занятия в кружке
призваны пробудить у учащихся интерес к изучаемому предмету,
стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания,
сформированные на занятиях кружка , информационная культура учащихся,
могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи
химии с жизнью.
Литература
-Внеклассная работа по химии./ составитель . М.Г.Гольдфельд. М.
-Урок окончен- занятия продолжаются. внеклассная работа по
химии./Составитель Э.Г . Золотников. Просвещение . 1992/.