Тема: Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
Программное содержание:
Образовательные
задачи: помочь детям запомнить стихотворение с использованием
наглядного
плана,
учить
детей
выразительно
рассказывать
его,
упражнять
в
умении
отвечать строчкой стихотворения на поставленные вопросы воспитателя.
Развивающие задачи : активизировать и обогащать словарный запас детей,
развивать
память,
логическое
мышление, творческое
воображение,
зрительное
внимание,
поэтический слух,
умение соотносить содержание стихотворения с изображением на
опорных картинках.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и любовь к художественной литературе,
любовь к родной природе, через поэтическое описание зимней берёзы.
Материалы и оборудование.
Портрет и выставка книгС. Есенина.
Опорные схемы для пересказа.
Стихотворения С. Есенина «Берёза».
Магниты.
Снежинки.
Аудиозапись музыки.
Тонированный лист бумаги, краски, кисточки, стаканчик с водой, салфетка.
Предварительная работа.
Изготовление макета «Зимний лес».
Выставка «Волшебница - Зима» (поделки детей).
Чтение стихотворений о зиме.
Загадывание загадок о зиме.
Рассматривание картин И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Сказка инея и
восходящего солнца».
Ежедневные наблюдения за изменением погоды, за деревьями на участке группы.
Словарная работа над смысловым пониманием и введением в словарь детей слов:
кайма, бахрома, серебро, кисти.
Д/и «Подбери схемы».
Словарная работа: над смысловым пониманием выражений: «Принакрылась снегом…»,
«Сонная тишина», «И горят снежинки в золотом огне».
Ход занятия.
Сюрпризный момент.
-Ребята, посмотрите, что лежит у нас на окне. На окне лежит снежинка.
Она мне говорит, что она отправилась путешествовать и вас приглашает с собой.
- Хотите, отправится с ней? А куда мы попадём, мы узнаем, отгадав загадку.
Отгадайте загадку.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Вводная беседа.
- А как вы догадались, о каком времени года эта загадка? Назовите признаки зимы.
Снежинка вас просит с ней поиграть. Давайте, поиграем в игру.
Игровое упражнение « Расскажи какая я?»
Зима (какая?): холодная, морозная, снежная.
Снег (какой?): белый, пушистый.
Снежинки (какие?): ажурные, легкие.
Лёд (какой?): прозрачный, скользкий.
Снежинка спрашивает: «Знаете ли вы стихи о зиме?»
Мы с вами выучили много стихов русских поэтов о зиме. Вспомните и расскажите
некоторые из них. Старайтесь рассказывать стихи громко, четко и выразительно.
Ребята, посмотрите, снежинка принесла нам в подарок книжку С. Есенина.
Послушайте, как он описал зиму в стихотворении «Берёза»
Воспитатель читает стихотворение .
Словарная работа.
-Как вы понимаете выражение: «Принакрылась снегом…»?
- Что такое серебро? (дети рассматривают изделия из серебра)
- Почему автор сравнивает снег с серебром?
- Разве у берёзы зимой ветки пушистые? А почему автор так говорит в стихотворении?
- С чем сравнивает снег, лежащий на ветках берёз автор?
- Что такое кайма? (дети рассматривают образцы каймы)
Автор называет такие пушистые ветки кистями, украшенными бахромой.
- Что такое бахрома? (дети рассматривают образцы бахромы)
И стоит берёза
В сонной тишине.
- Как вы понимаете выражение: « Сонная тишина»?
И горят снежинки
В золотом огне.
- Как вы понимаете выражение: «И горят снежинки в золотом огне»?
Снежинка: - Это правда, они сгорели в огне? Почему же тогда так сказано?
- Когда поэт увидел берёзу принакрывшуюся снегом, точно серебром?
А теперь послушайте стихотворение еще раз, потому
что
снежинка просит вас, его
запомнить. Повторное чтение стихотворения.
Составление плана стихотворения с использованием наглядных опор.
- Что однажды увидел поэт
под своим окном?
Выставляется 1 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эту
строчку.
Белая берёза
-Где он её увидел?
Выставляется 2 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
2 строчки.
Х о р о в о е
п о в т о р е н и е
отрывка стихотворения.
Под моим окном
- Белая берёза вся была в
снегу или только…?
Выставляется 3 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
3 строчки.
Х о р о в о е
п о в т о р е н и е
отрывка стихотворения.
Принакрылась снегом,
-А снег в этот день был...?
Выставляется 4 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
4 строчки.
Х о р о в о е
п о в т о р е н и е
отрывка стихотворения.
Точно серебром
-Какие были ветки?
Выставляется 5 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
5строчек.
Х о р о в о е
п о в т о р е н и е
отрывка стихотворения.
На пушистых ветках
- На что похож снег?
Выставляется 6 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
6 строчек.
Х о р о в о е
п о в т о р е н и е
отрывка стихотворения.
Снежною каймой
- В е р к и
о т
с н е г а
к а к
будто…?
Выставляется 7 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
7 строчек.
Хоровое повторение
стихотворения.
Распустились кисти
- Распустились как…?
Выставляется 8 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
8 строчек.
Хоровое повторение
стихотворения.
Белой бахромой
- Что делает берёза…?
Выставляется 9 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
9 строчек.
Хоровое повторение
стихотворения.
И стоит берёза
-Почему автор говорит «В
сонной тишине…»?
Выставляется 10 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
10 строчек.
Хоровое повторение
стихотворения.
В сонной тишине,
- Что делают снежинки?
Выставляется 11 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
11 строчек.
Хоровое повторение
стихотворения.
И горят снежинки
-В чём горят снежинки…?
Выставляется 12 картинка.
2 – 3 ребёнка повторяют эти
12 строчек.
Хоровое повторение
стихотворения.
В золотом огне.
А теперь снежинка просит вас с ней прогуляться и немножечко размяться. Давайте
сделаем сначала разминку для наших глазок. Для этого следите за ней глазками.
Гимнастика для глаз «Снежинка».
Пошла снежинка погулять
И подружек повстречать.
Справа две и слева две,
Справа три и слева три.
Глазки вверх ты подними.
Глазки вниз ты опусти.
Вот снежинка погуляла
И подружек повстречала.
Снежинка с подружками зовёт нас на зимнюю полянку. Тут ветерок поднялся и закружил
нас в волшебном вальсе.
Физминутка. « Вальс снежинок».
Дети под музыку выполняют танцевальные движения.
Рассказывание стихотворения по цепочке с использованием опорных картинок (2-3
раза). Дети,
которые
быстро
заучивают
стихотворения,
рассказывают
самостоятельно
опираясь на наглядный план.
Продуктивный
вид
деятельности
(интеграция
с
образовательной
областью
«Художественное творчество»).
А теперь давайте закроем глаза и представим белую берёзку. Откройте глазки и нарисуйте
иллюстрацию к нашему стихотворению.
Дети рисуют по представлению.
Дети выполняют творческую работу под музыку.
Итог.
Организуется выставка детских работ.
- Расскажите, что вы нарисовали в своём рисунке словами автора.
- Какое стихотворение мы сегодня выучили?
- Назовите автора стихотворения?
Снежинка: - Ребята, вы такие молодцы так много знаете о зиме, выучили такое красивое
стихотворение.
Но, к сожалению, нам
пора прощаться, у вас тут так жарко я могу
растаять.
- Понравилось вам путешествовать со снежинкой? Давайте с ней попрощаемся.
- До свидания, снежинка до новых встреч.
Организуется выставка детских работ в приёмной группы. Дети вечером рассказывают
стихотворение родителям, используя свои рисунки как наглядные опоры.