Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ


Автор: Маликова Альбина Адгамовна
Должность: учитель
Учебное заведение: КУ "Нижневартвоская общеобразовательная санаторная школа"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Раздел: начальное образование





Назад





СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Поведенческие модели
Авторы: Ловаас, 1963, Калифорния Изменение поведения или «Модификация поведения»: стимул – реакция – результат (АВА – прикладной поведенческий анализ, DT- дискретные испытания, IBI – интенсивное поведенческое вмешательство). - Задание-подсказка-вознаграждение; - Задание–вознаграждение; - Чередование; - Обобщение или генерализация навыка; Аутизация как таковая не снижается, хотя дети становятся более функциональными.
Программа TEACCH(Treatment and Education of Autistic and Related

Communication Handicapped Children).
Авторы: Шоплер , 70-е годы, Северная Каролина: среда приспосабливается под ребенка – структурированная среда, много зрительных о п о р , программирование деятельности ребенка ( у каждого ребенка свое расписание, в разных видах). Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так, для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, создание ритуализма и строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды. Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. В современном виде
эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.
Развитие межличностных отношений ( РМО)
Авторы: Стивен Гатстейн и Рашель Шили (Техас): рассматриваются шесть уровней развития отношений: удовольствие от общения – считывание чужих эмоций (ждет, активная пауза, инициатива в общении) - удовольствие от совместного творчества (вариативность, очередность) - интересуется чужими эмоциями и сравнивает их со своими (хочет поделиться интересной игрушкой, приносит показать) – сравнивает идеи, мнения, эмоции (понимает желания других людей) – приспосабливает свое поведение к группе детей.
Сенсорная интеграция
Авторы: Дж. Айрес, Калифорния, 1979. Способность человека организовывать свои ощущения (визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, ве стибулярные, гравитационные, глубинные) для совершения движения, обучения и нормального поведения. Развитие и специфика, учитывание особенностей переработки сенсорных стимулов.
Коммуникационная система обмена изображениями – PECS
Авторы: Бонди, Фрост, штат Делавэр. Повод для общения должен предшествовать речевой деятельности (создание мотивации). Определение потенциальных стимулов. 6 этапов:
Как осуществлять общение; Расстояние и настойчивость; Различение карточек; Структура предложения; Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»; Комментирование.
Эмоционально-уровневый подход
Авторы: В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская (70-е годы, ИКП) Ранний детский аутизм – нарушение аффективной сферы (соединительное звено между сознанием и поведением). Базовая классификация – 4 типа (в соответствии с нарушенным уровнем аффективной сферы) Решение: эмоциональное сопровождение, комментирование, игра, рисование…
Рассказы о жизни
Авторы: Кэрол Грей (1991г)
Идея
: проблема РАС – неспособность понять намерения окружающих.
Задача
: научить пониманию, а не подчинению.
Метод
: написание рассказов с целью разбора важных жизненных ситуаций (принцип упрощенной истории): описание трудной жизненной ситуации, определение социальных сигналов, описание правильной реакции.
Монтессори – педагогика
Авторы: Мария Монтессори: призывает создать ребенку окружающую среду, которая соответствует его потребностям. Родители и педагоги,
зная возможности

р е б е н к а
могут предоставить ему материалы (предметы) и виды деятельности, способствующие его росту и развитию.
Метод, разработанный Марией Монтессори, подразумевает взаимодействие трех составных частей: ребенок – обучающая окружающая среда – учитель. Монтессори-класс разделен на несколько зон (зона практической жизни, зона сенсорного развития, зоны языковая, математическая, географическая, естественнонаучная, музыкальная, зона искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка и пр.).
Метод выбора
Авторы: Кауфманы, программа Son-Rise: присоединение к стереотипному поведению, опора на активность ребенка, обучение через игру. Эмоциональная вовлеченность взрослого, создание безопасного пространства.
DIR/FLOORTIME («Детская площадка»)
Авторы: Гринспэн, Вашингтон – развивающий подход, индивидуальные особенности, диалоговое взаимодействие. Эта программа учитывает уровень эмоционального развития ребенка и помогает выстроить взаимоотношения, основанные на его индивидуальных особенностях, благодаря чему ребенок проходит дальнейшие стадии развития (6 ступеней): • Интерес к миру и саморегуляция; • Эмоциональная близость; • Взаимодействие; • Расширение способов коммуникации – невербальные и первые слова; • Эмоциональные идеи ( появление символической игры); • Эмоциональное мышление ( связь между идеями) ;
Холдинг-терапия

("холдинг" от английского hold - "держать", "удерживать")
Авторы: Марта Велш: форма психотерапии семьи в целом.
Автор выделяет в каждом занятии три стадии: конфронтацию, отвержение (или сопротивление) и разрешение. "Первая стадия холдинга - это конфронтация. Обычно ребенок противится началу холдинга, хотя часто весь день ждет его. Он (или она) может находить любые поводы, лишь бы уклониться от начала процедуры. Когда так или иначе матери удается настоять на своем, т. е. усадить ребенка к себе на колени и заключить его в объятия, после конфронтационной наступает фаза активного отвержения. Ее наступление не должно пугать мать и находящегося рядом отца, который может обнимать их двоих. Само наступление стадии отвержения как раз говорит о том, что - холдинг проходит нормально. В эти минуты нельзя ни в коем случае поддаваться жалобам и плачу ребенка или пугаться и отступать под его физическим натиском. Ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными словами. Правильная реакция матери состоит в том, чтобы, гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но что она ни за что не отпустит его именно потому, что любит. После различной по продолжительности второй стадии неизбежно наступает стадия разрешения. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, он расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность: мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви" (из книги М. Уэлч "Время холдинга").
Биомедицинские методы
Натуропатия, диеты, лекарственная терапия.
Общение с животными
Дельфинотерапия - воздействие ультразвука на биологическую клетку; Иппотерапия - баланс, развитие самовосприятия; Эти методы более эффективны для детей с органическими поражениями нервной системы.
Мануальная терапия

Воздействует на анатомические структуры тела, освобождая их от функциональных блоков и восстанавливая при этом циркуляции жидкостей в организме. Более эффективна при органической природе аутизма, то есть в случае если причиной аутизма является органическое поражение головного мозга, эффективна в сочетании с гомеопатией.
Язык Макатон
Авторы: Маргарет Уокер (логопед), Кейт (Kate), Тони, Великобритания, 1980 год. Использование жеста одновременно со словом, не соблюдая грамматические правила языка жестов. Жест связан с грамматическими особенностями устной речи, потому что его делают в тот момент, когда произносится слово. Например, если я вам скажу по-французски: «Я ем » и одновременно покажу это знаками, вы меня поймете без перевода. Жест (знак) дает дополнительную информацию, но он моментально исчезает, так же как и слово. Он существует лишь мгновение. К этой системе нужно было добавить устойчивый зрительный ориентир, на который человек, испытывающий трудности, мог бы опереться. Таким образом, сутью языка МАКАТОН является использование речи, поскольку в обыденной жизни главенствует речь, затем сопровождение слова жестом, который вызывает у того, к кому оно обращено, определенные воспоминания или ощущения, и подкрепление всего этого устойчивым зрительным образом. В зависимости от трудностей, которые испытывает человек, он либо будет использовать все три составляющие языка МАКАТОН, либо выберет то, что ему подходит лучше всего."


В раздел образования