Автор: Пирожкова Валентина Валерьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №17 Населённый пункт: с.Хушенга Наименование материала: методическая разработка Тема: Новые подходы в изучении иностранного языка Раздел: начальное образование
Новые подходы в изучении иностранного языка
Успешное
начало
обучения
иностранному
языку
способствует
созданию
высокой
мотивации
к
изучению
иностранных
языков.
Успех
обучения
и
отношение
учащихся
к
предмету
во
многом
зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки.
Современный
этап
обучения
иностранным
языкам,
характеризующийся
динамичной
диверсификацией
вариантов
изучения
предмета,
диктует
необходимость привести изучение предмета в соответствии с этапами обучения.
Это должно касаться не только объема осваиваемого языкового и речевого
материала,
определения
приоритетов
в
выборе
видов
формируемой
деятельности и, следовательно, соответствующих речевых умений и навыков.
Проблема
соответствия
содержания
учебного
предмета
условиям
обучения
должна быть решена с учетом всех его компонентов. Так, совершенно очевидно,
что нельзя обучать учащихся общеобразовательных школ и гимназий, школ
гуманитарного и технического профиля на одних и тех же текстах, ситуациях
общения.
На уровне отбора сфер общения для детей дошкольного и младшего школьного
возраста преимущество отдается игровой сфере.
На старшем этапе обучения предметная сторона содержания должна отражать
наряду
с
другими
и
интересующую
учащихся
профессиональную
сферу
общения
(безусловно,
в
ограниченных
пределах).
Для
старшеклассников
иностранный язык должен стать надежным средством приобщения к научно-
техническому прогрессу, средством удовлетворения познавательных интересов.
Поэтому в старших классах естественно расширение и углубление тематики за
счет
страноведческого,
общегуманитарного
или
технического
материала,
ориентированного
на
будущую
специальность
учащихся.
Должно
быть
предусмотрено знакомство с элементами профориентации и переподготовки в
стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями выбранной профессии
и роли иностранного языка в овладении профессиональным мастерством.
Таким образом, в самом содержании учебного предмета должны быть заложены
механизмы,
раскрывающие
возможность
практического
использования
иностранного языка как важного средства развития и удовлетворения интересов
учащихся,
в
том
числе
и
неязыковых.
Действие
этих
механизмов
будет
обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ
на следующие вопросы:
1. Где и как может быть использован иностранный язык в будущей профессии
ученика?
2.
Какую
пользу
он
может
принести
в
избранной
профессии
или
сфере
интересов?
3.
Каким
образом
иностранный
язык
позволяет
приобщиться
к
научно-
техническому и культурному прогрессу и традициям страны изучаемого языка,
пополнить знания в области точных или гуманитарных наук?
Из
практики
известно,
что
в
содержание
учебного
предмета
помимо
информации, способов деятельности, выраженных устным или письменным
текстом и заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная
предметом и деятельностью усвоения. Применительно к предмету иностранный
язык эта эмоциональная деятельность связана, прежде всего, с положительным
отношением учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту
им процессу усвоения. Учебный материала должен прогнозировать желание
учителя работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес к учению вообще и к
иностранным
языкам
в
частности.
Именно
с
формированием
личностного
(положительного)
отношения
учащихся
к
усваиваемому
содержанию,
их
потребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обучения
предмету. Очень важно, чтобы в самом содержании учебного предмета были
четко отражены желаемые эмоционально-оценочные отношения учащихся к
миру, друг к другу, действительности, к тому, чем они занимаются в процессе
освоения
иностранного
языка.
Поэтому
воспитательный
эффект
обучения
предмету
в
полной
мере
будет
определяться
тем,
насколько
содержание
учебного предмета позволит учителю осознать, во-первых, какие ценности и
какими приемами можно формировать у учащихся на основе того или иного
отрезка
учебного
материала,
и,
во-вторых,
каковы
реальные
потребности
каждого ученика (исходя из его индивидуальных и личностных качеств), а
также
какой
характер
его
отношение
к
тому
или
иному
минимуму
общественной системы ценностей должен быть при этом принят во внимание.
Качество содержания обучения иностранным языкам во многом определяется
тем, насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность.
Согласно «Концепции содержания образования» основными целями обучения
иностранному языку в школе являются:
1.
Формирование
и
развитие
коммуникативной
культуры
школьников
(формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции,
необходимой и достаточной для общения; обучение нормам межкультурного
общения на иностранном языке; развитие культуры устной и письменной речи
на иностранном языке в условиях официального и неофициального общения).
2.
Социокультурное
развитие
учащихся
(изучение
родного
языка
и
родной
культуры
и
иностранных
языков
и
культур
других
народов,развитие
у
школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях
иноязычного межкультурного общения).
3.
Ознакомление
учащихся
со
стратегиями
самонаблюдения
за
своими
коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени обучения
иностранного языка в школе к другой, что позволит им ставить и достигать
собственные задачи в изучении иностранного языка.
4.
Формирование
у
школьников
уважения
к
другим
народам
и
культурам,
готовности
к
деловому
сотрудничеству
и
взаимодействию,
совместному
решению общечеловеческих проблем.
5. Развитие мотивации к изучению второго иностранного языка.
6. Развития самообразовательного потенциала молодежи с учетом многообразия
современного многоязычного и поликультурного мира.
7. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе
изучения языков и культур.
Содержание
обучения
иностранному
языку
в
средней
школе
реализует
его
основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в
процессе
формирования
всех
компонентов
иноязычной
коммуникативной
компетенции.
Данные
компетенции
предполагают
формирование
как
чисто
лингвистических навыков (лексических, фонетических и грамматических), так
и их нормативное использование в устной и письменной речи. Предполагаемые
темы,
тексты,
проблемы,
речевые
задачи
ориентированы
на
формирование
различных
видов
речевой
деятельности
(говорения,
чтения,
аудирования,
письма),
развитие
социокультурных
навыков
и
умений,
что
обеспечивает
использование
иностранного
языка
как
средства
общения,
образования
и
самообразования,
инструмента
сотрудничества
и
взаимодействия
в
современном мире.
Содержание
и
структура
школьного
курса
по
иностранному
языку
определяются:
•
коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному
языку; • количеством учебного времени, отводимого на изучение иностранного
языка;
•
возрастными
особенностями
школьников
на
каждом
из
этапов
обучения
иностранному языку; • преемственностью между этапами обучения;
• междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с родными
и государственными языками.
На первой ступени обучения иностранному языку (в I – IV классах) большое
значение имеет создание психологических условий для развития у учащихся
младших
классов
желания
изучать
иностранный
язык;
стимулирование
потребностей
в
ознакомлении
с
миром
зарубежных
сверстников
и
использование
иностранного
языка
для
этих
целей;
формирование
элементарных
умений
межличностного
общения
на
иностранном
языке
с
опорой на родной язык.
Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:
• создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к
новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для
преодоления
в
дальнейшем
психологического
барьера
в
использовании
иностранного языка как средства коммуникации;
•
ознакомление
с
зарубежным
песенным,
стихотворным
и
сказочным
фольклором, миром игр и развлечений;
•
приобретения
детьми
социального
опыта
за
счет
расширения
спектра
проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного
общения
с
друзьями
и
взрослыми
на
иностранном
языке;
формирование
представлений
об
общих
чертах
и
особенностях
общения
на
родном
и
иностранных языках; - формирование элементарных коммуникативных умений
в 4-х видах деятельности с учетом возможностей и потребностей младших
школьников;
•
формирование
некоторых
универсальных
лингвистических
понятий,
наблюдаемых в родном и иностранном языках При изучении иностранного
языка на второй ступени, в основной школе (V – XI классы), в центре внимания
находится последовательное и систематическое развитие у школьников всех
составляющих
коммуникативной
компетенции
в
процессе
овладения
различными стратегиями говорения, чтения, аудирования, письма. Обучение
иностранного языка в основной школе направлено на изучение иностранного
языка как средства международного общения посредством:
•
Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных
видах
речевой
деятельности,
•
Коммуникативно-речевого
вживания
в
иноязычную
среду
стран
изучаемого
языка;
развитие
всех
составляющих
иноязычной коммуникативной компетенции;
• Социокультурного развития школьников в контексте европейской и мировой
культуры
с
помощью
страноведческого,
культуроведческого
и
лингво-
культуроведческого материала;
• Культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при
ознакомлении с культурным наследием стран изучаемого языка;
•
Формирование умений представить родную культуру и страну в условиях
иноязычного межкультурного общения;
• Ознакомление школьников с доступными им стратегиями самостоятельного
изучения языков и культур.
Средняя школа также должна создавать условия и стимулировать школьников к
изучению нескольких иностранных языков с учетом потребностей как самих
учащихся, так и общества в целом. Успешное начало обучения иностранному
языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных
языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит
от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки.
Таким образом, успех практической реализации инновационных обучающих
стратегий в школе в большей степени зависит от уровня готовности учителя
иностранного
языка
к
новым
условиям
социально-культурной
среды,
формируемой в школе, и от способностей преподавать язык функционально, с
ориентацией на межкультурную коммуникацию.