Автор: Рожкова Светлана Измайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Моргаушская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики Населённый пункт: с. Моргауши, Моргаушского района Чувашской Республики Наименование материала: Методическая разработка Тема: Постановка тире между подлежащим и сказуемым Раздел: среднее образование
Рожкова С.И., учитель русского языка и литературы МБОУ
«Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики
Тема урока
«Постановка тире между подлежащим и сказуемым»
Ход урока.
1.
Здравствуйте, садитесь. Сегодняшний урок мне хочется начать
словами
великого
Конфуция:
«Послушайте
-
и
Вы
забудете,
посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете».
1
этап .
Итак,
начинаем
наш
урок
с
повторения
домашнего
задания.
Посмотрим, как вы знаете термины русского языка.
Ваша
задача
–
разгадать
кроссворд
«Угадай
ключевое
слово
введения
в
тему».
2.
Разгадывание кроссворда.
Какое слово является ключевым для нашего урока? (Пунктуация)
(К. Паустовский) писал: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они
существуют,
чтобы
выделить
мысль,
привести
слова
в
правильное
соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания
– это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
И для того, чтобы ваши фразы имели легкость, текст ваш не рассыпался, и
наконец, чтобы вы хорошо написали сочинения- рассуждения на экзамене,
сегодня мы будем работать над темой «Постановка тире между подлежащим
и сказуемым».
Записываем тему урока, задачами и целями которого являются:
Образовательные :
повторить
и
углубить
знания
по
теме
«Постановка
тире
между
подлежащим и сказуемым»;
научиться работать по программе;
познакомиться с трудными случаями постановки / непостановки тире
между подлежащим и сказуемым.
Развивающие :
развивать навык работы на компьютере, в сети Интернет;
развивать навыки работы в группах;
развивать умение работать с тестом; кроссвордом
развивать
сообразительность,
мышление,
внимание,
память,
выдвижение новых идей.
Воспитательные :
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского
языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
воспитывать
потребность
оценивать
свою
деятельность
и
работу
товарищей;
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное
отношение к русскому языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу
-
Тире,
дефис,
минус,
черточка,
чем
отличаются
эти
знаки
препинания?
Правильно ли мы ставим их?
Выступление ученика с презентацией «Черточки».
2 этап . П овторение
и углубление
знания по теме «Постановка тире
между
подлежащим
и
сказуемым».
Работа
по
5
группам
с
использованием слайдов с блоками и заданиями. Работа по программам,
составленным учителем.
Физкультминутка: гимнастика для глаз.
1. Плотно закрываем и открываем глаза. Повторяем 5-6 раз.
2. Смотрим вверх. Вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3. Вращаем глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную
сторону. Выступление групп.
Давайте сделаем вывод: от чего зависит постановка тире между подлежащим
и сказуемым? Каковы условия постановки тире?
(От отсутствия связки; от способа выражения главных членов, от порядка
расположения главных членов по отношению друг к другу, от наличия или
отсутствия паузы, от логического выделения и их соотнесенности с темой и
ремой высказывания, реже – от стилистических условий)
3 этап .
Итак, мы переходим к следующему этапу. Этапу закрепления и
обобщения Работа на интерактивной доске с практическим модулем «Тире
между подлежащим и сказуемым»
4 этап. Контрольное тестирование из gramota
Критерий оценивания:
33 – 37 – «5»;
26 – 32 – «4»;
15 – 25 – «3»
(Выполнение упражнения)
(Проверка учителя: по сколько баллов набрали)
5
этап. Подведение итогов . За каждый этап сегодняшнего урока была
проставлена оценка. Сейчас компьютер выведет средний балл каждого из вас
и оценку за сегодняшний урок.
Также
ваши
оценки
будут
напечатаны
в
электронный
журнал,
который
размещен
на
сайте
вашего
классного
руководителя,
и
родители
могут
познакомиться с ними.
Домашняя работа. Повторить тему тире в БСП. ( по учебнику, выполнить
упражнение..
Для закрепления работать по модулю№34 В данном модуле содержится
практикум по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении". Успешно
освоить материал помогают подсказки.
Международная
интернет-олимпиада
«Интерактивный
русский»
(2007)
Задание № 1 - №3 для комплексного повторения орфоэпии, стилистики,
морфологии.:
Мы обобщили материал по теме «Постановка тире между подлежащим
и
сказуемым»,
работали
над
программами
в
блоках,
защитой
своих
распределений,
выполнением
упражнений,
заданий
модуля,
отрабатывали
навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым. Я предлагаю вам
поделиться
своими
впечатлениями.
Возвращаемся
к
высказыванию
Конфуция: Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете.
Закончите фразы:
1.
Главным для меня на уроке было то, …
2.
Меня порадовало на уроке то, …
3.
Теперь я запомнил(а), что …
4.
Я понял (а), что …
5.
Итогом урока считаю то, …(Фраза может быть переделана под стиль
нашей темы).