Автор: Бакланова Наталья Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Кашарская СОШ Населённый пункт: сл.Кашары Ростовская область Наименование материала: рабочая программа Тема: рабочая программа по литературному чтению Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской про-
граммы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», в
соответствии
с
основными
требованиями
Федерального
го сударственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной
основной образовательной программы общего образования.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего
школьника.
Наряду
с
русским
языком
он
формирует
функциональную
грамотность,
способствует
общему
развитию
и
воспитанию
ребенка.
Успешность
изучения
курса
литературного
чтения
обеспечивает
результативность
обучения
по
другим
предметам
начальной школы. Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов
большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом
зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно
чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в
дальнейшем
потребности
в
систематическом
чтении
произведений
подлинно
художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим
содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание,
волю.
Оно
по
своей
природе
оказывает
большое
воспитательное
воздействие
на
школьника, формирует его личность.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2
Приказ МО и науки РФ от 14.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федерального перечня
учебников,
рекомендованных
Министерством
образования
и
науки
Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе
в общеобразовательных
учреждениях на 2011-2012 год»
3
Приказ МО и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный
базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений
РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от
9.03.2004г. № 1312
4
СанПиН
2.4.2.2821
–
10
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях
(Гигиенические
требования к режиму учебно-воспитательного процесса)
5
Образовательная
программа
муниципальной
общеобразовательной
школы
МБОУ
Кашарской СОШ на 2015-2016уч.г.
6
Учебный план муниципальной общеобразовательной школы МБОУ Кашарской СОШ
на 2015-2016уч.г.
7
«О
системе
оценивания
учебных
достижений
младших
школьников
в
условиях
безотметочного
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях,
участвующих
в
эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»
(письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
8
«Рекомендации
по
использованию
компьютеров
в
начальной
школе»
(письмо
Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от
28.03.2002 г. № 199/13).
9
«Федеральный
компонент
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г.
№ 1089).
10
«О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного
плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком
обучения направлено на достижение следующих целей:
-
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком
в
системе
образования
младших
школьников;
формирование
читательского
кругозора
и
приобретение
опыта
самостоятельной
читательской
деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с
разными видами информации;
-
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными
и научно-познавательными текстами;
-
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших
школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств;
уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной
целью
обучения
литературному
чтению
в
начальной
школе
является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного
читателя,
способного
к
творческой
деятельности.
Читательская
компетентность
определяется
владением
техникой
чтения,
приемами
понимания
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их
выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира
и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных
задач:
1 . Освоение
общекультурных
навыков
чтения
и
понимания
текста;
воспитание
интереса к чтению и книге.
Решение
этой
задачи
предполагает
прежде
всего
формирование
осмысленного
читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения
разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего
школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания
литературного
чтения
учащиеся
приобретают
общеучебное
умение
осознанно
читать
тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение
этой
задачи
способствует
развитию
у
детей
способности
полноценно
воспринимать
художественное
произведение,
сопереживать
героям,
эмоционально
откликаться
на
прочитанное;
умения
работать
с
различными
видами
текстов,
ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В
результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические
высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают
различные
объекты
и
процессы,
самостоятельно
пользуются
справочным
аппаратом
учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3 .
Воспитание
эстетического
отношения
к
действительности,
отраженной
в
художественной литературе.
Выполнение
этой
задачи
связано
с
пониманием
художественного
произведения
как
особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы
литературного
произведения,
развитием
творческого
и
ассоциативного
воображения
учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и
производить
анализ
(на
доступном
уровне)
средств
выразительности,
сравнивать
искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить
сходство
и
различие
разных
жанров,
используемых
художественных
средств;
накапливается
эстетический
опыт
слушания
произведений
изящной
словесности,
развивается
поэтический
слух
детей;
обогащается
чувственный
опыт
ребенка,
его
реальные представления об окружающем мире и природе.
4
. Формирование
нравственного
сознания
и
эстетического
вкуса
младшего
школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния
на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое
значение.
В
процессе
работы
с
художественным
произведением
младший
школьник
осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим
миром,
получает
навык
анализа
положительных
и
отрицательных
действий
героев,
событий.
Понимание
значения
эмоциональной
окрашенности
всех
сюжетных
линий
произведения
способствует
воспитанию
адекватного
эмоционального
состояния
как
предпосылки
собственного
поведения
в
жизни,
создает
условия
для
формирования
потребности
в
самостоятельном
чтении
художественных
произведений,
обогащает
нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение
отвечать
на
вопросы
по
содержанию
услышанного
произведения,
определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать
вопрос
по
услышанному
учебному,
научно-познавательному
и
художественному
произведению.
Чтение:
Чтение
вслух. Постепенный
переход
от
слогового
к
плавному,
осмысленному,
правильному
чтению
целыми
словами
вслух
(скорость
чтения
в
соответствии
с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и
типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по
объему
и
жанру
произведений,
осмысление
цели
чтения.
Определение
вида
чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте
необходимую
информацию
Понимание
особенностей
разного
вида
чтения:
факта,
описания, дополнения высказывания и др.
Работа
с
разными
видами
текста. Общее
представление
о
разных
видах
текста:
художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и
задач создание этих видов текста.
Практическое
освоение
умения
отличать
текст
от
набора
предложений;
выделение
способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее
названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая
культура. Книга
как
особый
вид
искусства.
Книга
как
источник
необходимых
знаний.
Книга
учебная,
художественная,
справочная.
Элементы
книги:
содержание
или
оглавление,
титульный
лист,
аннотация,
сведения
о
художниках-
иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с
опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).
Типы
книг
(изданий):
книга-произведение,
книга-сборник,
собрание
сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам в библиотеке.
Работа
с
текстом
художественного
произведения.
При
работе
с
текстом
художественного
произведения
знания
детей
должны
пополниться
понятиями
литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме
читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка,
прибаутка,
пословица,
считалка).
Получение
первоначальных
представлений
об
изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании
словом»,
о
метафоре,
сравнении,
олицетворении,
ритмичности
и
музыкальности
стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет,
сравнение,
гипербола)
данного
текста,
нахождение
в
тексте
слов
и
выражений,
характеризующих
героя
и
события,
анализ
(с
помощью
учителя)
причины
поступка
персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление
авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной
особенностью
данной
работы
является
формирование
системы
позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное
единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник
Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный
и
краткий
(передача
основных
мыслей),
вычленение
и
сопоставление
эпизодов
из
разных
произведений
по
общности
ситуаций,
эмоциональной
окраске,
характеру поступков героев.
Работа
с
учебными
и
научно-популярными
текстами. Определение
особенностей
учебного
и
научно-популярного
текста
(передача
информации).
Определение
главной
мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные
слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению
текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как
формы
речевого
высказывания.
Особенности
диалогического
общения:
понимание
вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно
составлять
и
задавать
вопросы
по
тексту.
Самостоятельное
построение
плана
собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и
использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с
учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной
жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование
норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания
заголовку
(отражение
темы,
места
действия,
характера
героя),
использование
в
письменной
речи
выразительных
средств
языка
(синонимы,
антонимы,
сравнение,
эпитеты)
в
мини-сочинениях
(повествование,
описание,
рассуждение),
рассказ
на
заданную тему, отзыв.
Круг
детского
чтения. Круг
чтения
от
класса
к
классу
постепенно
расширяет
читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках,
об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины,
помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств
«читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного
народного
творчества,
классиков
отечественной
и
зарубежной
литературы,
классиков
детской
литературы,
современные
отечественные
произведения
(с
учетом
многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все
произведения
сгруппированы
по
жанрово-тематическому
принципу.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная,
спра-зочно-энциклопедическая
литература;
детские
периодические
издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного
возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе,
детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая
пропедевтика
(практическое
освоение). Формирование
умений
узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ,
стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей
произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)
средств
выразительности:
синонимов,
антонимов,
эпитетов,
сравнений,
метафор,
гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая
и
стихотворная
речь:
узнавание,
различение,
выделение
особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие
интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира,
образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение
с
элементами
сочинения,
создание
собственного
текста
на
основе
художественного
произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному
учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах,
фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные
стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозиро-
вать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусств-;
и музыки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальной школы В
результате
обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к
дальнейшему
образованию,
достигнут
необходимый
уровень
литературного
развития,
который характеризуется умениями:
-
осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать
значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры
человека.
-
понимать
содержание
прочитанного
произведения,
определять
его
тему,
уметь
устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную
мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
-
применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики
героя, создание различных форм интерпретации текста;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид
искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности
(ценностные ориентации, нравственный выбор);
-
полноценно
слушать,
осознанно
и
полно
воспринимать
содержание
читаемого
учителе?-! или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-попу-
лярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания:
-
создавать
условия
для
формирования
потребности
в
самостоятельном
чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Объем программы (суммарно в год) и количество часов в неделю
В Федеральном базисном образовательном учебном плане
на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа
(основной курс – 40 часов).
Содержание курса 1 класс
№
Раздел
Требования ФГОС –
Планируемые результаты
1
Базовый уровень
Повышенный уровень
Вводный урок (1 час)
Знакомство с учебником. Система условных обозначений.
- работать с художественными
текстами, доступными для вос-
приятия, читать целыми словами,
понимать прочитанное,
вслушиваться, улавливать
ритмичность художественного
произведения
- осуществлять поиск и выделение ин-
формации
2
Жили-были буквы (6 часов)
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М.
Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
Творческая работа: волшебные превращения.
Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок».
Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
- научатся владеть понятием «дейст-
вующие лица», различать разные по
жанру произведения;
читать по ролям, анализировать и
сравнивать произведения одного
раздела, выразительно читать текст,
упражняться в темповом чтении
отрывков из произведений,
проверять и оценивать свои дос-
тижения (с помощью учителя)
- осознанно и произвольно строить
сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера
3
Сказки, загадки, небылицы (7 часов)
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка».
«Петух и собака».
Сказки А. С. Пушкина.
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого
- научатся выделять в сказке
наиболее выразительные эпизоды,
воспроизводить ситуации сказок по
рисункам и воспоминаниям
- осуществлять поиск и выделение
информации, выбирать вид чтения в
зависимости от цели
4
Апрель, апрель. 3венит капель! (6 часов)
Лирические
стихотворения
А.
Майкова,
А.
Плещеева,
Т.
Белозёрова,
С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.
Проект: «Составляем сборник загадок».
- работать с художественными
текстами, доступными для вос-
приятия, читать тексты целыми
словами с элементами слогового чте-
ния, находить заглавие текста,
главную мысль, называть автора
произведения, различать в прак-
тическом плане рассказ,
стихотворение
- формулировать собственное мнение и
позицию, задавать вопросы, строить
понятные для партнёра высказывания
5
И в шутку и всерьёз (7 часов)
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О.
Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.
Юмористические
рассказы
для
детей
Я.
Тайца,
Н.
Артюховой,
М.
Пляцковского.
- познакомятся с особенностями
юмористических произведений;
- читать по ролям, инсценировать,
пересказывать по опорным словам,
выразительно и осознанно читать
целыми словами, составлять
- выполнять учебные действия в
материализованной, гипермедийной,
громкоречевой и умственной формах,
использовать речь для регуляции своего
действия
простейший рассказ о своих
впечатлениях по прочитанному
6
Я и мои друзья (7 часов)
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В.
Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.
- познакомятся с новыми авторами и
их произведениями о дружбе,
сформулируют правила сохранения
дружеских отношений;
характеризовать особенности
прослушанного произведения
(определять жанр, описывать
поведение и характеры героев, и т.
д.); формировать вежливые
взаимоотношения с окружающими
- самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем
различного характера
7
О братьях наших меньших (6 часов)
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.
Рассказы В. Осеевой.
Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.
- делить текст на части, составлять
картинный план, пересказывать по
рисунку, выразительно и осознанно
читать целыми словами
- ориентироваться в разнообразии спосо-
бов решения задач, осознанно и
произвольно строить сообщения в устной
и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского
характера
Итого
40
40
Формирование УУД
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
У учащегося будут
сформированы:
Учащийся научится:
ценностные представления
о своей семье и своей малой
Родине.
позитивная лексика,
передающая положительные
чувства в отношении своей
Родины, её писателей и
поэтов, произведений о
родной природе.
позитивные чувства по
отношению к произведениям
УНТ своего народа.
схожесть нравственных
идеалов в произведениях
отечественных и
зарубежных авторов,
уважительно отзываться о
произведениях искусства
разных народов дальнего и
ближнего зарубежья;
гибкость в суждениях в
процессе диалогов и
полилогов со сверстниками
и взрослыми по
нравственно-эстетической
проблематике читаемых
произведений.
положительное отношение к
учебному предмету
«Литературное чтение»,
живой интерес к урокам
чтения, желание читать на
уроке, отвечать на вопросы
учителя (учебника),
принимать активное участие
в беседах и дискуссиях,
различных видах
Понимать и толковать
условные знаки и символы,
используемые в учебнике
для передачи информации
(условные обозначения,
выделения цветом,
оформление в рамки и пр.).
Пользоваться приёмами
анализа и синтеза при
чтении слов и предложений.
Понимать устройство слова,
различать его содержание и
форму (значение и звучание)
с помощью моделей слов,
стимулирующих развитие
воссоздающего и
творческого воображения.
Сравнивать и сопоставлять
произведения между собой,
называя общее и различное в
них (художественные и
научно-познавательные
тексты) под руководством
учителя. Сопоставлять
эпизод из литературного
произведения с
иллюстрацией, с пословицей
(поговоркой). Анализировать
поведение литературного
героя, его поступок по
вопросу, предложенному
учителем или данному в
учебнике, «Рабочей
тетради». Строить
рассуждение (или
доказательство своей точки
зрения) по теме урока из 2-4
Спонтанно включаться в диалог с
учителем и сверстниками, в
коллективное обсуждение
проблем, проявлять инициативу и
активности, в стремлении
высказываться под руководством
учителя. Формулировать вопросы
к собеседнику. Строить
рассуждение и доказательство
своей точки зрения из 3-4
предложений.
Строить связное высказывание из
3-4 предложений по предложенной
теме. Слушать партнёра по
общению (деятельности), не
перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о
чём говорит собеседник.
Интегрироваться в группу
сверстников, проявлять
стремление ладить с
собеседниками, не
демонстрировать превосходство
над другими, вежливо общаться.
Аргументировать свою точку
зрения в процессе размышлений
над поступками литературных
героев, оценивать поступок героя,
используя доступные оценочные
средства (плохо/ хорошо,
уместно/неуместно, нравственно/
безнравственно и др.).
Осмыслять общую цель
деятельности, принимать её,
обсуждать коллективно пути
достижения.
Сверять выполнение работы по
Осмыслять цели изучения темы,
представленные на шмуцтитулах
под руководством учителя,
толковать их в соответствии с
изучаемым материалом урока.
Сохранять учебную задачу урока
(воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя).
Планировать свои действия на
отдельных этапах урока,
восстанавливать содержание
произведения по серии сюжетных
картин (картинному плану).
Контролировать выполненные
задания с опорой на эталон
(образец) или по алгоритму,
данному учителем. Оценивать
результаты собственных учебных
действий (по алгоритму, заданному
учителем или учебником).
Определять границы своего знания
и незнания по изучаемой теме.
Фиксировать по ходу урока и в
конце его
удовлетворённость/неудовлетворён
ность своей работой на уроке (с
помощью смайликов,
разноцветных фишек и пр.),
позитивно относиться к своим
успехам, стремиться к улучшению
результата.
Учащийся получит возможность
научиться:
деятельности, в том числе
творческой и проектной.
Осознанность сути новой
социальной роли ученика,
принимать нормы и правила
школьной жизни,
ответственно относиться к
уроку литературного чтения
(ежедневно быть готовым к
уроку), бережно относиться
к учебнику и рабочей
тетради, проявлять высокий
уровень учебной мотивации.
простейшие формы
самооценки и рефлексии на
уроке.
Осознанность, что значит
быть ответственным и нести
ответственность за свои
поступки.
Проявление в
высказываниях и готовность
нести ответственность за
бережное и уважительное
отношение к животным,
природе, окружающим
людям.
стремление понимать
красоту поэтического слова
(вдумчивое чтение) и
употреблять в собственной
речи простейшие образные
слова и выражения («травка
пить хочет», «солнышко
спать ушло»), словесном
рисовании картин природы
из 3 - 5 предложений.
стремление читать
стихотворения чувственно и
выразительно.
эмоции в процессе чтения
предложений под
руководством учителя.
Осознавать сущность малых
фольклорных жанров УНТ и
произведений (прозаических
и поэтических) русских
писателей (поэтов) как часть
русской национальной
культуры.
Осознавать смысл
межпредметных понятий:
слово, предложение, текст,
план текста, вопрос к тексту,
пословицы и поговорки,
тему.
Проявлять индивидуальные
творческие способности при
составлении загадок,
песенок, потешек, в
процессе чтения по ролям и
инсценировании, при
выполнении проектных
заданий.
Учащийся получит
возможность научиться:
- понимать читаемое,
интерпретировать смысл, читаемого
алгоритму, данному в учебнике
или записанному учителем на
доске. Оценивать по
предложенной учителем шкале
качество чтения по ролям,
пересказ текста, выполнение
проекта.
Признавать свои ошибки,
озвучивать их, соглашаться, если
на ошибки указывают другие.
Употреблять вежливые слова в
случае неправоты «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел
тебя обидеть», «Спасибо за
замечание, я его обязательно учту»
и др., находить примеры
использования вежливых слов и
выражений в текстах изучаемых
произведений.
Учащийся получит возможность
научиться:
- находить нужную информацию через
беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари. Готовить небольшую
презентацию (3-4 слайда) с помощью
взрослых (родителей, воспитателя ГПД и
пр.) по теме проекта, озвучивать её с
опорой на слайды
- анализировать причины успеха/неуспеха
с помощью разноцветных фишек, лесенок,
оценочных шкал, формулировать их в
устной форме по просьбе учителя.
Осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится»,
«Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё
немного потрудиться», «Я ещё только
учусь», «Каждый имеет право на ошибку»
и др.
произведений, выражать
эмоции в мимике, жестах,
экспрессивности
высказываний.
простейшие морально-
нравственные понятия и
нормы поведения.
Оформление их в этическое
суждение из 3-4
предложений о поступке
того или иного героя
произведения.
Освоение положительного и
позитивного стиля общения
со сверстниками и
взрослыми в школе и дома.
Соблюдение правил работы
в группе, доброжелательное
отношении к сверстникам,
бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться
к мнению одноклассников.
соблюдение санитарно-
гигиенических норм при
чтении, проявлять
стремление качественно
выполнять гимнастику для
глаз и туловища.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
раздела
Тема урока
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Характеристика деятельности
учащихся
Материальн
о-
техническое
и
информацио
нно-
техническое
обеспечение
Дата
Методы
оценки
достижений
учащихся
Предметные
результаты
Метапредметные
Личностные
результаты
1
Вводный
урок
1ч
Знакомство с
учебником по
литературному
чтению. Система
условных
обозначений.
Содержание
учебника.
Словарь.
Стр.3-4
Знания: научатся
владеть понятиями
«писатель», «автор»,
«произведение».
Умения: работать с
художественными
текстами,
доступными для
восприятия, читать
целыми словами,
понимать про-
читанное,
вслушиваться,
улавливать
ритмичность
художественного
произведения
Регулятивные:
формировать и
удерживать учебную
задачу, применять
установленные пра-
вила.
Познавательные:
осуществлять поиск и
выделение ин-
формации.
Коммуникативные:
оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме,
слушать и понимать
речь других
Внутренняя позиция
школьника на основе
положительного от-
ношения к школе, навыки
сотрудничества в разных
ситуациях, умение не
создавать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций
Ориентироваться в учебнике.
Находить нужную главу в содержании
учебника.
Понимать условные обозначения,
использовать их при выполнении
заданий.
Предполагать на основе названия
содержание главы.
Находить в словаре непонятные слова
Учебник,
писатель,
произведение,
читатель,
действующие
лица
Фронтальный
опрос
2
Жили –
были
буквы
(6 ч)
В.Данько
«Загадочные
буквы».
И.Токмаков
«Аля, Кляксич
и буква А».
Стр.5-10
Знания: научатся
владеть понятием
«действующие
лица», различать
разные по жанру
произведения.
Умения: делить
текст на части,
составлять кар-
тинный план,
правильно и
осознанно читать
текст, отвечать на
вопросы по
содержанию художе-
ственного
произведения
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
Познавательные:
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной
форме, в том числе
творческого характера.
Коммуникативные:
проявлять активность
во взаимодействии
для решения
коммуникативных и
познавательных задач,
задавать вопросы,
строить понятные для
партнера
высказывания
Мотивация учебной
деятельности
(социальная, учебно-
познавательная и внеш-
няя), принятие образа
«хорошего ученика»
Прогнозировать содержание раздела.
Расставлять книги на выставке в
соответствии с темой раздела,
сравнивать их, рассказывать о книге с
выставки в соответствии с коллективно
составленным планом.
Выбирать книгу по заданному
параметру.
Воспринимать на слух произведение.
Отвечать на вопросы по содержанию
художественного произведения.
Читать вслух плавно по слогам и
целыми словами; передавать
интонационно конец предложения.
Объяснять название произведения.
Выбирать из предложенного списка
слова для характеристики различных
героев произведения.
Описывать внешний вид героя, его
характер, привлекая текст произведения
и свой читательский и жизненный опыт.
Действующие
лица, жанр
произведения,
сказка, рассказ
Фронтальный
опрос
Передавать характер героя с помощью
жестов, мимики, изображать героев.
Определять главную мысль; соотносить
главную мысль с содержанием
произведения.
Составлять план пересказа
прочитанного: что произошло в начале,
потом, чем закончился рассказ.
Находить в стихах слова с созвучным
окончанием.
Находить слова, которые помогают
представить самого героя или его речь.
Использовать приём звукописи при
изображении различных героев.
Читать стихи наизусть.
Участвовать в конкурсе чтецов;
декламировать стихи на публику;
оценивать себя в роли чтеца.
Проверять себя и оценивать свои
достижения (с помощью учителя)
3
С.Чёрный
«Живая азбука»
Ф.Кривин
«Почему «А»
поёт, а «Б» нет»
Стр.11-13
Знания: научатся
анализировать
произведение по
вопросам, сочинять
продолжение
истории. Умения:
читать по ролям,
анализировать и
сравнивать
произведения одного
раздела, вы-
разительно читать
текст, упражняться в
темповом чтении
отрывков из про-
изведений,
проверять и
оценивать свои дос-
тижения (с
помощью учителя)
Регулятивные:
формировать и
удерживать учебную
задачу, применять
установленные пра-
вила, составлять план
и последовательность
действий, адекватно
использовать речь для
планирования и
регуляции своей
деятельности.
Познавательные:
самостоятельно
создавать алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного характера.
Коммуникативные:
определять цели,
функции участников,
способы
взаимодействия
Самооценка на основе
критериев успешности
учебной деятельности
Стихотворение
, персонажи,
гласные и со-
гласные буквы
Фронтальный
опрос
4
Г.Сапгир «Про
медведя»
М.Бородицкая
«Разговор с
пчелой»
И.Гамазкова
«Кто как
кричит?»
Стр.14-17
Знания: научатся
понимать
организацию стихо-
творной речи.
Умения: отвечать на
вопросы по
содержанию, читать
целыми словами,
выразительно читать
текст, передавая раз-
личные интонации,
упражняться в
темповом чтении
отрывков из
произведений
Регулятивные:
применять ус-
тановленные правила
в планировании
способа решения,
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
Познавательные:
смысловое чтение;
выбирать вид чтения в
зависимости от цели.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве и раз-
нообразии природы,
начальные навыки адапта-
ции в динамично
изменяющемся мире
Стихотворение
,
произведение,
звукоподража-
ния, рифма,
азбука,
гласные и
согласные
буквы
Фронтальный
опрос
5
И.Гамазкова,
Е.Григорьева
«Живая азбука»
С.Маршак
«Автобус №26»
Стр.18-21
Знания: научатся
понимать
организацию стихо-
творной речи,
интонационно
оформлять конец
предложения.
Умения:
анализировать
произведение,
читать текст
осознанно «про
себя», упражняться
в темповом чтении
отрывков из
произведений,
определять главную
мысль и соотносить
ее с содержанием
произведения,
находить в стихах
слова с созвучными
окончаниями
Регулятивные:
выполнять учебные
действия в материа-
лизованной,
гипермедийной,
громкоречевой и
умственной формах,
использовать речь для
регуляции своего дей-
ствия.
Познавательные:
моделировать, то есть
выделять и обобщенно
фиксировать группы
существенных
признаков объектов с
целью решения кон-
кретных задач.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
необходимые для ор-
ганизации
собственной дея-
тельности и
сотрудничества с
партнёром
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир it единстве и раз
нообразии природы,
начальные навыки адапта-
ции в динамично
изменяющемся мире,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам -
Писатели, по-
эты, иллюстра-
ции, действую-
щие лица,
жанр
произведения,
Фронтальный
опрос
6
Из старинных
книг. Урок
обобщения по
разделу «Жили-
были буквы»
Стр.22-27
Знания: научатся
выразительно читать
произведение,
вникать в смысл
прочитанного.
Умения:
анализировать и
сравнивать
произведения одного
раздела, выделять в
них общее и
различное, развивать
навыки правильного
осознанного чтения
текста
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
Познавательные:
рефлексия способов и
условий действий;
смысловое чтение;
выбирать вид чтения в
зависимости от цели.
Коммуникативные:
проявлять активность
во взаимодействии
для решения
коммуникативных и
познавательных задач,
координировать и
принимать различные
позиции во
взаимодействии
Устойчивое следование в
поведении социальным
нормам, самооценка на
основе критериев
успешности учебной
деятельности, принятие
образа «хорошего
ученика»
Писатели, по-
эты, иллюстра-
ции, действую-
щие лица,
жанр
произведения,
азбука
7
Проекты
«Создаем город
букв», «Буквы -
герои сказок»
Стр.28
Проект
8
Загадки.
Сказки.
Небылиц
ы.
(7 ч)
Русская
народная сказка
«Теремок»
Стр.30-37
Знания: научатся
отличать народные
сказки от авторских.
Регулятивные:
отбирать адекватные
средства достижения
цели деятельности.
Социальная
компетентность как
готовность
Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги на выставку в
соответствии с темой раздела;
рассказывать о ней в соответствии с
коллективно составленным планом,
обсуждать прочитанное.
Выбирать нужную книгу по заданным
параметрам.
Читать известную сказку плавно,
целыми словами, при повторении —
читать выразительно, воспринимать на
слух художественное произведение.
Анализировать представленный в
учебнике картинный план.
Соотносить иллюстрацию с
содержанием текста.
Рассказывать сказку на основе
картинного плана.
Отвечать на вопросы по содержанию
произведения.
Называть героев сказки и причины
совершаемых ими поступков, давать их
нравственную
Пересказывать сказку подробно на
основе картинного плана и по памяти.
Сравнивать народную и литературную
сказку.
Сравнивать различные произведения
малых и больших жанров: находить
общее и отличия.
Отгадывать загадки на основе
ключевых (опорных) слов загадки,
сочинять загадки, небылицы;
объединять их по темам.
Работать в паре, договариваться друг с
другом, проявлять внимание.
Проверять чтение друг друга, работая в
парах и самостоятельно оценивать свои
достижения
Сказки,
загадки,
небылицы,
персонажи
сказок,
Фронтальный
опрос
4 четверть (32ч)
9
Русская
народная сказка
«Рукавичка»
Стр.38-41
Знания: научатся
выделять в сказке
наиболее
выразительные
эпизоды,
воспроизводить
ситуации сказок по
рисункам и
воспоминаниям.
Умения: работать с
художественными
текстами,
доступными для
восприятия, читать
целыми словами,
понимать
прочитанное, пере-
сказывать с опорой
на картинку,
совершенствовать
навыки выра-
зительного чтения и
пересказа
Регулятивные:
формировать и
удерживать учебную
задачу, применять
установленные пра-
вила, принимать
позиции слушателя,
читателя в соответст-
вии с задачей.
Познавательные:
осуществлять поиск и
выделение инфор-
мации, выбирать вид
чтения в зависимости
от цели.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию, ставить
вопросы и обращаться
за помощью
Социальная ком-
петентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
осознание ответ-
ственности человека за
общее благополучие
Сказки,
загадки,
небылицы,
персонажи
сказок,
действующие
лица,
авторские
сказки, народ-
ные сказки
Фронтальный
опрос
10
Загадки.
Песенки.
Потешки.
Небылицы.
Стр.42-46
Знания: научатся
различать
произведения малых
фольклорных
жанров. Умения:
понимать народную
мудрость, зало-
женную в сказках.
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу.
Познавательные:
рефлексия способов и
условий действий;
контролировать и
оценивать процесс и
результат
деятельности.
Мотивация учебной
деятельности
(социальная, учебно-
познавательная и внеш-
няя, осознание
Загадки,
песенки,
потешки,
ребусы,
русские
народные
песни, диалог
Фронтальный
опрос
11
Рифмы Матушки
Гусыни.
Король Пипин.
Дом, который
построил Джек.
Стр.47-51
Знания: научатся
различать
произведения малых
фольклорных
жанров.
Умения: подбирать
нужную интонацию
и ритм для чтения
небылиц и потешек,
упражняться в
темповом чтении от-
рывков из
произведений,
соотносить темп
чтения с
содержанием прочи-
танного, соотносить
иллюстрацию с
содержанием текста
Регулятивные:
выполнять учебные
действия в материали-
зованной,
гипермедийной,
громкоречевой и
умственной формах,
использовать речь для
регуляции своего
действия.
Познавательные:
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной
форме, в том числе
творческого характера.
Коммуникативные:
аргументировать свою
позицию и коор-
динировать её с
позициями партнёров
в сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности
Осознание своей
этнической при-
надлежности,
уважительное отношение
к иному мнению, истории
и культуре других
народов, самооценка на
основе критериев
успешности учебной
деятельности
Небылицы, не-
бывальщина,
перевертыши,
заглавие
Фронтальный
опрос
12
А.С.Пушкин
«Сказка о царе
Салтане…»
Русская
народная сказка
«Петух и
собака»
Стр.52-57
Знания:
познакомятся с
творчеством
великого русского
поэта А. С. Пуш-
кина.
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу, применять
правила в планиро-
вании способа
решения.
Осознание своей
этнической при-
надлежности, самооценка
Звукоподража-
ние, народная
сказка, автор-
ская сказка
Фронтальный
опрос
13
К.Ушинский
«Гусь и
Журавль»
Л.Толстой
«Зайцы и
лягушки».
Стр.58-59
Знания: научатся
различать
произведения малых
фольклорных
жанров.
Умения: подбирать
нужную интонацию
Регулятивные:
выполнять учебные
действия в материали-
зованной,
гипермедийной,
громкоречевой и
умственной формах,
Осознание своей
этнической при-
надлежности,
уважительное отношение
к иному мнению, истории
и культуре других
народов, самооценка на
Звукоподража-
ние, народная
сказка, автор-
ская сказка
Фронтальный
опрос
и ритм для чтения
небылиц и потешек,
упражняться в
темповом чтении от-
рывков из
произведений,
соотносить темп
чтения с
содержанием прочи-
танного, соотносить
иллюстрацию с
содержанием текста
использовать речь для
регуляции своего
действия.
Познавательные:
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной
форме, в том числе
творческого характера.
Коммуникативные:
аргументировать свою
позицию и коор-
динировать её с
позициями партнёров
в сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности
основе критериев
успешности учебной
деятельности
14
Урок обобщения.
Разноцветные
страницы.
Викторина по
сказкам.
Оценка своих
достижений.
Звукоподража-
ние, народная
сказка, автор-
ская сказка
Тест
15
Апрель,
апрель!
Звенит
капель…
(6 ч)
А.Майков
«Ласточка
примчалась…»
А.Блещеев
«Травка
зеленеет..»
Стр.64-65
Знания: наизусть
стихотворение (по
выбору). Умения:
работать с ху-
дожественными
текстами,
доступными для
восприятия, читать
тексты целыми
словами с эле-
ментами слогового
чтения, находить
заглавие текста,
главную мысль,
называть автора
произведения,
различать в прак-
тическом плане
рассказ,
стихотворение
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации,
определять
последовательность
промежуточных целей
и соответствующих
им действий с учетом
конечного результата.
Познавательные:
узнавать, называть и
определять объекты и
явления окружающей
действительности в
соответствии с
содержанием учебных
предметов.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы, строить
понятные для
партнёра
высказывания
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве и
разнообразии природы,
эстетические потребно-
сти, ценности и чувства
Прогнозировать содержание раздела.
Отбирать книги на выставке в
соответствии с темой раздела,
рассказывать о книге с выставки в соот-
ветствии с коллективно составленным
планом.
Воспринимать на слух художественное
произведение.
Читать вслух лирические
стихотворения, передавая настроение;
отражая интонацию начала и конца
предложения; с опорой на знак препина-
ния в конце предложения.
Находить в стихотворении слова,
которые помогают передать настроение
автора, картины природы, им созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного
произведения, сравнивать ритмический
рисунок разных стихотворений.
Сравнивать стихотворения разных
поэтов на одну и ту же тему; на разные
темы.
Находить в загадках слова, с помощью
которых сравнивается один предмет с
другим; придумывать свои сравнения.
Отгадывать загадки на основе
ключевых (опорных) слов загадки.
Стихотворение
,
художественно
е
произведение,
поэты,
искусство
слова, ритм,
рифма
Фронтальный
опрос
Сочинять загадки на основе подсказки,
данной в учебнике.
Оценивать свой ответ в соответствии с
образцом.
Проверять чтение друг друга,
оценивать свои достижения.
Учиться работать в паре, обсуждать
прочитанное, договариваться друг с
другом
16
А.Майков
«Весна»
Т Белозёров
«Подснежники»
Стр.66
Знания: наизусть
стихотворение (по
выбору). Умения:
работать с ху-
дожественными
текстами,
доступными для
восприятия, читать
тексты целыми
словами с эле-
ментами слогового
чтения, находить
заглавие текста,
называть автора
произведения,
различать в
практическом плане
рассказ,
стихотворение
Регулятивные:
ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем, адекватно
использовать речь для
планирования и
регуляции своей
деятельности.
Познавательные:
называть и определять
объекты и явления
окружающей
действительности в
соответствии с
содержанием учебных
предметов.
Коммуникативные:
координировать и
принимать различные
позиции во
взаимодействии
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве и
разнообразии природы,
эстетические потребно-
сти, ценности и чувства
Стихотворение
,
художественно
е
произведение,
поэты,
искусство
слова, ритм,
рифма
Фронтальный
опрос
17
С.Маршак
«Апрель»
И.Токмакова
«Ручей»
Л.Ульяницкая
Фонарик».
Л.Яхнин «У
дорожки».
Стр.67-68
Знания: наизусть
стихотворение (по
выбору). Умения:
работать с ху-
дожественными
текстами,
доступными для
восприятия, читать
тексты целыми
словами с эле-
ментами слогового
чтения, находить
заглавие текста,
называть автора
произведения,
различать в
практическом плане
рассказ,
стихотворение
Регулятивные:
ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем, адекватно
использовать речь для
планирования и
регуляции своей
деятельности.
Познавательные:
называть и определять
объекты и явления
окружающей
действительности в
соответствии с
содержанием учебных
предметов.
Коммуникативные:
координировать и
принимать различные
позиции во
взаимодействии
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве и
разнообразии природы,
эстетические потребно-
сти, ценности и чувства
18
Е.Трутнева,
И.Токмакова
«Когда это
бывает?»
В.Берестов
«Воробушки»
Стр.69-71
Знания:
познакомятся с
произведениями И.
Токмаковой, Е. Трут-
невой, уяснят ритм и
мелодию стихотвор-
ной речи, научатся
более пристально
углубляться в
содержание
стихотворения и
видеть красоту
родной природы.
Умения: работать с
художественными
текстами,
доступными для
восприятия, читать
тексты целыми
словами с эле-
ментами слогового
чтения, находить
заглавие текста,
называть автора
произведения,
различать в
практическом плане
рассказ,
стихотворение
Регулятивные: ставить
новые учебные задачи
в сотрудничестве с
учителем, адекватно
использовать речь для
планирования и
регуляции своей дея-
тельности, адекватно
воспринимать
предложения
учителей, товарищей,
родителей и других
людей по
исправлению допу-
щенных ошибок.
Познавательные:
узнавать, называть и
определять объекты и
явления окружающей
действительности в
соответствии с
содержанием учебных
предметов.
Коммуникативные:
проявлять активность
во взаимодействии
для решения
коммуникативных и
познавательных задач
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве и раз-
нообразии природы,
эстетические потребно-
сти, ценности и чувства
Прозаическа
я и
стихотворная
речь, ритм,
рифма
стихотворе-
ния, загадки,
заключённые
в стихах
19
Р.Сеф «Чудо»
А.Майков
«Христос
Воскрес».
Разноцветные
страницы.
Стр.73-77
Знания:
познакомятся с
некоторыми тради-
циями и обычаями
нашего народа.
Умения: приводить
примеры
художественных
произведений по
изученному
материалу, вырази-
тельно и осознанно
чтать.
Регулятивные:
выполнять учебные
действия в материали-
зованной,
гипермедийной,
громкоречевой и
умственной формах,
использовать речь для
регуляции своего
действия.
Познавательные:
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме.
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве и раз-
нообразии природы,
народов, культур и рели-
гий, эмпатия как
понимание
Православны
е праздники,
Светлая
Пасха,
традиции,
обычаи
Фронтальный
опрос
20
Обобщение по
теме.
Проект
«Составляем
сборник
загадок»
Оценка своих
достижений.
Знания:
познакомятся с
некоторыми тради-
циями и обычаями
нашего народа.
Умения: приводить
примеры
художественных
произведений по
изученному
материалу, вырази-
тельно и осознанно
чтать.
Регулятивные:
выполнять учебные
действия в материали-
зованной,
гипермедийной,
громкоречевой и
умственной формах,
использовать речь для
регуляции своего
действия.
Познавательные:
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме.
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве и раз-
нообразии природы,
народов, культур и рели-
гий, эмпатия как
понимание
Проект
21
И в
шутку и
всерьёз
(7 ч)
И.Токмакова
«Мы играли в
хохотушки».
Я.Тайц «Волк»
Стр.5-7
Знания:
познакомятся с
особенностями юмо-
ристических
произведений.
Умения: читать по
ролям,
инсценировать, пе-
ресказывать по
опорным словам,
выразительно и
осознанно читать
целыми словами,
составлять
простейший рассказ
о своих
впечатлениях по
прочитанному
Регулятивные:
предвидеть уровень
усвоения знаний, его
временные
характеристики.
Познавательные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
использовать общие
приёмы решения
задач.
Коммуникативные:
проявлять активность
во взаимодействии
для решения
коммуникативных и
познавательных задач,
строить понятные для
партнёра вы-
сказывания
Начальные навыки
адаптации в динамично
изменяющемся мире,
навыки сотрудничества в
разных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций
Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги к выставке в
соответствии с темой раздела,
рассказывать о книгах с выставки в
соответствии с коллективно
составленным планом.
Воспринимать на слух художественное
произведение.
Учиться работать в паре, обсуждать
прочитанное, договариваться друг с
другом.
Читать стихи с разным подтекстом,
выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое
произведение; находить характерные
черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия
произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают
характер героя.
Передавать при чтении настроение
стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер
героя произведения.
Исправлять допущенные ошибки при
повторном чтении.
Сравнивать произведения на одну и ту
же тему; находить сходства и различия.
Оценивать свои достижения
Юмористич
еское
произве-
дение, вопро-
сительная и
восклица-
тельная инто-
нация, «В
каждой
шутке есть
доля
правды...»
Фронтальный
опрос
22
Г.Кружков
«Ррры».
Н.Артюхова
«Саша-
дразнилка»
Стр.8-11
Знания: научатся
прогнозировать
текст, интонацией
передавать
настроение и
чувства героев,
разбивать текст на
части, подбирать
Регулятивные:
выполнять учебные
действия в материали-
зованной,
гипермедийной,
громкоречевой и
умственной формах,
использовать речь для
регуляции своего
действия,
Начальные навыки
адаптации в динамично
изменяющемся мире,
навыки сотрудничества
Рассказ, «В ка-
ждой шутке
есть доля
правды...»,
качества
характера
Фронтальный
опрос
23
К.Чуковский
Федотка»
О.Дриз
«Привет»
Стр.12-13
Знания: научатся
оценивать поведение
героев. Умения:
наблюдать, как сам
автор относится к
своим героям,
вникать в смысл
читаемых слов,
находить в тексте
слова, которые
характеризуют
героев,
выразительное,
осознанное чтение
целыми словами
цепочкой
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу, предвосхищать
результат.
Познавательные:
осуществлять
смысловое чтение,
выбирать вид чтения в
зависимости от цели,
выделения существен-
ных признаков.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведе-
ние и поведение
окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь
Этические чувства,
прежде всего доброже-
лательность и
эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Прямое и
переносное
значение
слов
(горячий
привет и
горячий
пирог), тёп-
лые
дружеские
отношения
24
О.Григорьев
«Стук»И.Токмак
ова «Разговор
Лютика и
Жучка»
И.Пивоварова
«Кулинаки-
пулинаки».
Стр.14-16
Знания: научатся
читать тексты с
различными
речевыми задачами:
посочувствовать
герою, улыбнуться
ему, посмеяться
вместе с ним и т. д.
Умения: читать по
ролям,
анализировать про-
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации,
определять после-
довательность
промежуточных целей
и соответствующих
им действий с учетом
конечного результата.
Мотивация учебной
деятельности
(социальная, учебно-
познавательная и внеш-
няя, принятие образа
«хорошего ученика»)
Скороговорк
а, пословицы
Фронтальный
опрос
25
К.Чуковский
«Телефон»
Стр.17-21
Знания: научатся
оценивать поведение
героев. Умения:
наблюдать, как сам
автор относится к
своим героям,
вникать в смысл
читаемых слов,
находить в тексте
слова, которые
характеризуют
героев,
выразительное,
осознанное чтение
целыми словами
цепочкой
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу, предвосхищать
результат.
Познавательные:
осуществлять
смысловое чтение,
выбирать вид чтения в
зависимости от цели,
выделения существен-
ных признаков.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведе-
ние и поведение
окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь
Этические чувства,
прежде всего доброже-
лательность и
эмоционально-
нравственная
отзывчивость
26
М.Пляцковский
«Помощник».
Стр.22-23
Знания: научатся
читать тексты с
различными
речевыми задачами:
посочувствовать
герою, улыбнуться
ему, посмеяться
вместе с ним и т. д.
Умения: читать по
ролям,
анализировать про-
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации,
определять после-
довательность
промежуточных целей
и соответствующих
им действий с учетом
конечного результата.
Мотивация учебной
деятельности
(социальная, учебно-
познавательная и внеш-
няя, принятие образа
«хорошего ученика»)
27
Из старинных
книг.
К.Ушинский
«Что хорошо и
что дурно?»,
«Ворон и
сорока», «Худо
тому, кто добра
не делает
никому».
Обобщающий
рок. Оценка
своих
достижений.
Стр.24-28
Знания:
познакомятся с
произведениями В.
Орлова, С.
Михалкова; с
разными способами
выхода из
конфликтной
ситуации.
Умения: читать
выразительно по
ролям, работать с
иллюстрациями,
находить главную
мысль в
произведении,
развивать навык
самостоятельного
чтения, отрабаты-
вать навык
употребления в речи
вежливых слов
Регулятивные:
определять по-
следовательность
промежуточных целей
и соответствующих
им действий с учетом
конечного результата,
составлять план и
последовательность
действий.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, устанавливать
причинно-
следственные связи.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию, адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих
Навыки сотрудничества в
разных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и
находить выход из
спорных ситуаций, этиче-
ские чувства, прежде
всего доброжелательность
и эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Вежливые
слова
Тест
28
Я и мои
друзья
(7 ч)
Ю.Ермолаев
«Лучший друг»
Е.Благинина
«Подарок»
Стр.31-33
Знания:
познакомятся с
новыми авторами и
их произведениями
о дружбе,
сформулируют пра-
вила сохранения
дружеских
отношений.
Умения: читать
выразительно и с
правильной
интонацией,
выразительно и
осознанно читать
целыми словами;
отрабатывать навык
употребления в речи
вежливых слов;
соотносить содер-
жание произведения
с пословицами
Регулятивные:
составлять план и
последовательность
действий, адекватно
использовать речь для
планирования и регу-
ляции своей
деятельности.
Познавательные:
самостоятельно
создавать алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного характера.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведе-
ние и поведение
окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь
Социальная ком-
петентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам, начальные
навыки адаптации в
динамично
изменяющемся мире,
этические чувства,
прежде всего доброже-
лательность и
эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Планировать работу на уроке в
соответствии с содержанием результатов
шмуцтитула.
Анализировать книги на выставке в
соответствии с темой раздела.
Представлять книгу с выставки в
соответствии с коллективно
составленным планом.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух художественное
произведение.
Обсуждать с друзьями, что такое
«настоящая дружба», кого можно назвать
другом, приятелем.
Читать произведение, отражая
настроение, высказывать своё мнение о
прочитанном.
Обсуждать варианты доброжелательного
и необидного способа общения.
Определять тему произведения и
главную мысль.
Дружба,
обида, ссора,
спор, советы,
правила
дружбы
Фронтальный
опрос
Соотносить содержание произведения с
пословицами.
Составлять план рассказа.
Сравнивать рассказы и стихотворения.
Оценивать свой ответ в соответствии с
образцом.
Планировать возможный вариант
исправления допущенных ошибок.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Учиться работать в паре, обсуждать
прочитанное, договариваться друг с
другом.
Участвовать в работе группы;
распределять работу в группе; находить
нужную информацию в соответствии с
заданием; представлять найденную
информацию группе
29
В.Орлов «Кто
первый?»
С.Михалков
«Бараны»
Р.Сеф «Совет»
Стр.34-37
Знания:
познакомятся с
произведениями В.
Орлова, С.
Михалкова; с
разными способами
выхода из
конфликтной
ситуации.
Умения: читать
выразительно по
ролям, работать с
иллюстрациями,
находить главную
мысль в
произведении,
развивать навык
самостоятельного
чтения, отрабаты-
вать навык
употребления в речи
вежливых слов
Регулятивные:
определять по-
следовательность
промежуточных целей
и соответствующих
им действий с учетом
конечного результата,
составлять план и
последовательность
действий.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, устанавливать
причинно-
следственные связи.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию, адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих
Навыки сотрудничества в
разных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и
находить выход из
спорных ситуаций, этиче-
ские чувства, прежде
всего доброжелательность
и эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Фронтальный
опрос
30
И.Пивоварова
«Вежливый
ослик»
В.Берестов «В
магазине
игрушек»
В Орлов «Если
дружбой…»
Стр.38-40
Знания:
познакомятся с
новыми авторами и
их произведениями
о дружбе,
сформулируют пра-
вила сохранения
дружеских
отношений.
Умения: читать
выразительно и с
правильной
интонацией,
выразительно и
осознанно читать
целыми словами;
отрабатывать навык
употребления в речи
вежливых слов;
соотносить содер-
жание произведения
с пословицами
Регулятивные:
составлять план и
последовательность
действий, адекватно
использовать речь для
планирования и регу-
ляции своей
деятельности.
Познавательные:
самостоятельно
создавать алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного характера.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведе-
ние и поведение
окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь
Социальная ком-
петентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам, начальные
навыки адаптации в
динамично
изменяющемся мире,
этические чувства,
прежде всего доброже-
лательность и
эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Фронтальный
опрос
31
Я.Аким «Моя
родня»
Стр.41
Знания:
познакомятся с
произведениями Я
Акима, научатся
употреблять в речи
вежливые слова,
овладеют
элементами речевого
этикета, научатся
понимать
иронический смысл
некоторых
выражений.
Умения:
осуществлять
вежливые
взаимоотношения с
окружающими
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
Познавательные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
использовать общие
приёмы решения
задач.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы, строить
понятные для
партнёра
высказывания
Осознание ответ-
ственности человека за
общее благополучие,
самостоятельность и
личная ответственность за
свои поступки
Вежливые
слова, этикет,
ирония
Фронтальный
опрос
32
С.Маршак
«Хороший день»
По
М.Пляцковскому
«Сердитый дог
Буль»
Ю.Энтин «Про
дружбу»
Стр.43-49
Знания:
познакомятся с
произведениями , С.
Маршака, научатся
определять главную
мысль произве-
дения, отвечать на
вопросы по тексту.
Умения:
характеризовать
особенности
прослушанного
произведения
(определять жанр,
описывать
поведение и ха-
рактеры героев, и т.
д.); формировать
вежливые
взаимоотношения с
окружающими
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу, адекватно
использовать речь для
планирования и регу-
ляции своей
деятельности.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в
том числе творческого
и исследовательского
характера; смысловое
чтение; выбирать
вид"|чтения в зави-
симости от цели.
Коммуникативные:
договариваться о
распределении функ-
ций и роле$ в
совместной дея-
тельности
Этические чувства,
прежде всего доброже-
лательность и
эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Дружба, това-
рищи, родные,
главная мысль
произведения
33
Д.Тихомирова
«Мальчик и
лягушки»,
«Находка».
Разноцветные
страницы.
Стр.50-53
Знания:
познакомятся с
произведениями
Тихомировой, нау-
чатся употреблять в
речи вежливые
слова, овладеют
элементами речевого
этикета, научатся
понимать
иронический смысл
некоторых
выражений.
Умения:
осуществлять
вежливые
взаимоотношения с
окружающими
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
Познавательные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
использовать общие
приёмы решения
задач.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы, строить
понятные для
партнёра
высказывания
Осознание ответ-
ственности человека за
общее благополучие,
самостоятельность и
личная ответственность за
свои поступки
34
Обобщающий
урок. Оценка
своих
достижений.
Проект «Наш
класс - дружная
семья»
Стр. 54
Знания: , научатся
определять главную
мысль произве-
дения, отвечать на
вопросы по тексту.
Умения:
характеризовать
особенности
прослушанного
произведения
(определять жанр,
описывать
поведение и ха-
рактеры героев, и т.
д.); формировать
вежливые
взаимоотношения с
окружающими
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу, адекватно
использовать речь для
планирования и регу-
ляции своей
деятельности.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в
том числе творческого
и исследовательского
характера; смысловое
чтение; выбирать
вид"|чтения в зави-
симости от цели.
Коммуникативные:
договариваться о
распределении функ-
ций и роле$ в
совместной дея-
тельности
Этические чувства,
прежде всего доброже-
лательность и
эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Проект
35
О
братьях
наших
меньших
(6 ч)
С.Михалков
«Трезор»
Р.Сеф «Кто
любит собак…»
Стр.57-59
Знания:
познакомятся с
произведениями С.
Михалкова и Р.
Сефа, научатся
анализировать
события текста, их
последовательность.
Умения: читать
целыми словами, с
элементами
слогового чтения,
понимать
содержание прочи-
танного,
пересказывать текст
своими словами и с
опорой на картинку,
упражняться в
темповом чтении
отрывков из про-
изведений, развивать
навык
самостоятельного
чтения
Регулятивные:
ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем, предвос-
хищать результат.
Познавательные:
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в
том числе творческого
и исследовательского
характера.
Коммуникативные:
определять общую
цель и пути ее дос-
тижения, адекватно
оценивать
собственное
поведение и пове-
дение окружающих
Этические чувства,
прежде всего доброже-
лательность и
эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Планировать работу на уроке в
соответствии с содержанием результатов
шмуцтитула.
Анализировать книги на выставке в
соответствии с темой раздела.
Представлять книгу с выставки в
соответствии с коллективно
составленным планом.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух художественное
произведение.
Учиться работать в паре, обсуждать
прочитанное, договариваться друг с
другом; использовать речевой этикет,
проявлять внимание друг к другу.
Читать произведение с выражением.
Сравнивать художественный и научно-
популярный текст.
Определять основные особенности
художественного текста и основные
особенности научно-популярного текста
(с помощью учителя).
Называть особенности сказок —
несказок; придумывать свои
собственные сказки — несказки;
находить сказки — несказки, в книгах.
Характеризовать героя
художественного текста на основе
поступков.
Рассказывать содержание текста с
опорой на иллюстрации.
Оценивать свой ответ в соответствии с
образцом.
Планировать возможный вариант
исправления допущенных ошибок.
Рассказывать истории из жизни братьев
наших меньших, выражать своё мнение
при обсуждении проблемных ситуаций.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения
Фронтальный
опрос
36
В.Осеева
«Собака яростно
лаяла»
И.Токмакова
«Купите собаку»
Стр.60-64
Знания:
познакомятся с
произведениями
Осеевой и
Токмаковой,
научатся
анализировать
события текста, их
последовательность.
Умения: читать
целыми словами, с
элементами
слогового чтения,
понимать
содержание прочи-
танного,
пересказывать текст
своими словами и с
опорой на картинку,
упражняться в
темповом чтении
отрывков из про-
изведений, развивать
навык
самостоятельного
чтения
Регулятивные:
ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем, предвос-
хищать результат.
Познавательные:
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в
том числе творческого
и исследовательского
характера.
Коммуникативные:
определять общую
цель и пути ее дос-
тижения, адекватно
оценивать
собственное
поведение и пове-
дение окружающих
Этические чувства,
прежде всего доброже-
лательность и
эмоционально-
нравственная
отзывчивость
37
М Пляцковский
«Цап Царыпыч»
Г.Сапгир
«Кошка»
В.Берестов
«Лягушата»
Стр.65-69
Знания:
познакомятся с
произведениями М.
Пляцковского, Г.
Сапгира, научатся
отличать
художественный
текст от научно-
популярного, видеть
главную мысль
произведения.
Умения: отвечать на
вопросы,
анализировать тон,
настроение произве-
дения, рассказывать
о прочитанном,
аргументировать
своё мнение с
привлечением текста
произведения или
других источников;
выразительно,
осознанно читать
целыми словами
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу, адекватно
использовать речь для
планирования и регу-
ляции своей
деятельности.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии спосо-
бов решения задач,
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в
том числе творческого
и исследовательского
характера; смысловое
чтение; выбирать вид
чтения в зависимости
от цели.
Коммуникативные:
договариваться о
распределении функ-
ций и ролей в
совместной дея-
тельности
Социальная ком-
петентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам, осознание
ответственности человека
за общее благополучие,
гуманистическое сознание
Фронтальный
опрос
38
В.Лунин
«Никого не
обижай»
С.Михалков
«Важный совет»
Д.Хармс
«Храбрый ёж»
Стр.70-72
Знания:
познакомятся с
произведениями В.
Берестова и В.
Лунина, научатся
отличить ху-
дожественный текст
от научно-
популярного,
Регулятивные:
применять ус-
тановленные правила
в планировании
способа решения.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии спосо-
бом решения задач,
осознанно
Социальная ком-
петентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
устойчивое
39
Н.Сладков
«Лисица и ёж»
Из старинных
книг.
С.Аскаков
«Гнездо»
Стр.73-75
Знания:
познакомятся с
произведениями Н.
Сладкова,
С.Аксакова
научатся видеть в
тексте прямые и
скрытые авторские
вопросы, освоят
основные
нравственно-
этические ценности
взаимодействия с
окружающим
миром. Умения:
делить текст на
части, составлять
картинный план,
пересказывать по
рисунку, вырази-
тельно и осознанно
читать целыми
словами
Регулятивные:
применять ус-
тановленные правила
в планировании
способа решения.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии спосо-
бов решения задач,
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в
том числе творческого
и исследовательского
характера.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведе-
ние и поведение
окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь
Социальная ком-
петентность как
готовность к решению мо-
ральных дилемм,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам, осознание
ответственности человека
за общее благополучие,
гуманистическое сознание
40
Обобщающий
урок.
Разноцветные
страницы.
Оценка своих
достижений.
Стр.76-78
Знания: повторить
изученный материал
научатся видеть в
тексте прямые и
скрытые авторские
вопросы, освоят
основные
нравственно-
этические ценности
взаимодействия с
окружающим
миром. Умения:
делить текст на
части, составлять
картинный план,
пересказывать по
рисунку, вырази-
тельно и осознанно
читать целыми
словами
Регулятивные:
применять ус-
тановленные правила
в планировании
способа решения.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии спосо-
бов решения задач,
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в
том числе творческого
и исследовательского
характера.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведе-
ние и поведение
окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь
Социальная ком-
петентность как
готовность к решению мо-
ральных дилемм,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам, осознание
ответственности человека
за общее благополучие,
гуманистическое сознание
Тест
Информационно-методическое обеспечение
№
п/п
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
А.А.Плешаков
Сборник рабочих программ «Школа России»
1-4 классы
2011
Москва «Просвещение»
2
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
М.В.Голованова,
Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина
Литературное чтение. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2ч.
2011
Москва «Просвещение»
3
Э.Н.Золотухина, А.В.Коровина,
Л.Ф.Костюнина, Л.В.Котова,
В.А.Попова
Литературное чтение. 1 класс: рабочие
программы по системе учебников «Школа
России»
2011
Москва «Просвещение»
4
Москва «Просвещение»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета ____________
МБОУ Кашарской СОШ _____________ года.
От _________ года № ___
______________ /