Организация коррекционной работы по исправлению межзубного сигматизма с применением средств миофункциональной коррекции
Автор: Атапина Виктория Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МОУ Детский сад № 29 Кировского района Волгограда Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: Методическая разработка Тема: Организация коррекционной работы по исправлению межзубного сигматизма с применением средств миофункциональной коррекции Раздел: дошкольное образование
«Организация коррекционной работы по исправлению межзубного
сигматизма с применением средств миофункциональной коррекции».
Учитель – логопед
Атапина Виктория Владимировна
Волгоград 2016
Пояснительная записка.
Научно-методическая разработка «Организация коррекционной работы
по исправлению межзубного произношения свистящих и шипящих звуков с
применением средств миофункциональной коррекции».
По данным мировой статистики число речевых расстройств растёт, в связи с чем
актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей и подростков
принимает
глобальный
характер.
Совместная
работа
ортодонтов,
детских
стоматологов, а также логопедов и педагогов в детских дошкольных учреждениях
позволяет
выявлять
факторы
риска,
способствующие
возникновению
речевой
патологии у детей, ещё в раннем возрасте и эффективно устранять их с помощью
современных
эффективных
средств
ранней
коррекции
миофункциональных
нарушений.
Проблема
речевых
нарушений
самым
непосредственным
образом
связана
с
развитием
челюстно-лицевого
скелета,
со
строением
и
функционированием
органов
дыхания,
а,
следовательно,
с
такими
областями
медицины,
как
стоматология и оториноларингология. В большинстве случаев речевая патология,
так
или
иначе,
связана
с
функциональными
нарушениями,
вызванными
особенностями строения органов речи. При аномалиях в строении твердого и
мягкого
неба
нарушается
нормальное
взаимодействие
ротового
и
носового
резонаторов, что помимо дефектов произношения звуков приводит к расстройству
голосовой
функции.
Совместная
работа
врачей-ортодонтов,
стоматологов
и
педагогов
в
детских
педагогических
учреждениях
позволяет
рано
выявлять
подобные
отклонения
от
нормы
состояния
здоровья
детей,
врождённые
и
приобретённые
заболевания,
сказывающиеся
на
развитии
речи
или
способствующие возникновению речевой патологии.
Одним из весьма распространённых нарушений, встречающихся в практике
логопедов, является межзубный сигматизм, вызванный прокладыванием языка
между зубными рядами при глотании и речи, часто сопровождаемый нарушением
функции оральной мускулатуры и ослабленным тонусом круговой мышцы рта. У
таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение
привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие,
различных аномалий прикуса. Известно, что на развитие челюстной системы
оказывают огромное влияние положение языка в покое и при глотании, вредные
привычки и ротовой тип дыхания, а аномалии зубочелюстного развития всегда
сопровождаются у ребёнка нарушениями артикуляции.
Таким
образом
в
коррекционной
работе
с
детьми
имеющими
аномалии
зубочелюстной системы предрасполагающие к нарушениям звукопроизношения
рекомендуется
использовать
не
только
комплексную
артикуляционную
гимнастику основанную на логопедических приемах, но и элементы миотерапии с
использованием
средств
миофункциональной
коррекции
применяемой
в
ортодонтическом лечении.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1.
Аналитическая часть
2.1. Миофункциональная коррекция – перспективное направления в работе
логопеда.
2.2.Трейнер-система и вестибулярные пластинки.
2.3. Взаимодействие логопеда с ортодонтом, ребёнком и его родителями в
процессе работы с применением средств миофункциональной коррекции.
3.
Практическая часть
3.1.
Возможно сти
использования
индивидуальных
у с т р о й с т в
миофункциональной
коррекции
в
работе
логопеда
в
ко н ц е п ц и и
здоровьесберегающих технологий.
3.2. Система работы по проведению миогимнастики с трейнером для занятий
по исправлению межзубного сигматизма.
4. Заключение
Приложения
Введение:
По данным мировой статистики число речевых расстройств растёт, в связи с
чем
актуальность
проблемы
профилактики
речевых
нарушений
у
детей
и
подростков
принимает
глобальный
характер.
Совместная
работа
ортодонтов,
детских стоматологов, а также логопедов и педагогов в детских дошкольных
учреждениях
позволяет
выявлять
факторы
риска,
спо собствующие
возникновению речевой патологии у детей, ещё в раннем возрасте и эффективно
устранять их с помощью современных эффективных средств ранней коррекции
миофункциональных нарушений.
Проблема речевых нарушений самым непосредственным образом связана с
развитием
челюстно-лицевого
скелета,
со
строением
и
функционированием
органов
дыхания,
а,
следовательно,
с
такими
областями
медицины,
как
стоматология и оториноларингология. В большинстве случаев речевая патология,
так
или
иначе,
связана
с
функциональными
нарушениями,
вызванными
особенностями строения органов речи. При аномалиях в строении твердого и
мягкого
неба
нарушается
нормальное
взаимодействие
ротового
и
носового
резонаторов, что помимо дефектов произношения звуков приводит к расстройству
голосовой функции.
При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребёнку
правильный
диагноз
и
разъяснить
родителям
первопричину
нарушений,
как
комплексную, а не только речевую, проблему. Нередко здесь может потребоваться
консультация других специалистов - отоларинголога, стоматолога или ортодонта.
Актуальность:
Актуальность
данного проекта
определялась рядом факторов. Одним из
весьма
распространённых
нарушений,
встречающихся
в
практике
логопедов,
является
межзубный
сигматизм,
вызванный
прокладыванием
языка
между
зубными
рядами
при
глотании
и
речи,
часто
сопровождаемый
нарушением
функции оральной мускулатуры и ослабленным тонусом круговой мышцы рта.
Большое
число
сложных
нарушений
произносительной
стороны
речи
определяет потребность в поиске оптимизирующих логопедическую работу
технических средств.
Техническое
средство
миофункциональной коррекции
зубочелюстно-
лицевой патологии разработаны для нормализации функции глотания, жевания
и носового дыхания и предупреждения формирования аномалий зубочелюстной
системы
у
детей
с факторами риска, а следовательно,
подготавливает
кинестетическую базу для профилактики или успешной коррекционной работы,
направленной на нормализацию звукопроизношения.
Цель:
Н ау ч н о
о б о с н о в ат ь
ц е л е с о о б р а з н о с т ь
п р и м е н е н и я
с р е д с т в
миофункциональной коррекции (трейнера) в логопедической практике.
Задачи:
Разработать дифференцированные комплексы логопедических упражнений с
использованием трейнера для коррекции межзубного сигматизма.
Составить
алгоритм постепенной
замены
части
занятия
работой
с
миофункциональным корректором для комплексного воздействия при коррекции
межзубного сигматизма.
2. Аналитическая часть
2.1.
Миофункциональная
коррекция
–
перспективное
направления
в
работе логопеда.
Миогнастика – это упражнения для мышц окружающих зубные ряды.
В
большинстве
случаев
речевые
патологии
так
или
иначе
связаны
с
врожденными или приобретенными дефектами органов речи.
Аномалии зубочелюстной системы, предрасполагающие к нарушениям
звукопроизношения.
Среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих к нарушению
произношения звуков речи, наиболее распространены: укороченные уздечки языка
и губ, а также дефекты в строении челюстей, что приводит к аномалии прикуса:
верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате чего нижние
передние зубы не смыкаются с верхними (дистальный прикус)
нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти
выступают
впереди
передних
зубов
верхней
челюсти
(мезиальный
прикус)
между
зубами
верхней
и
нижней
челюсти
при
смыкании
остается
промежуток (открытый прикус)
Внешнее
или
внутреннее
отклонение
зубов
нижней
зубной
дуги
относительно верхней в боковом направлении (перекрестный прикус)
Взаимосвязь дефектов звукопроизношения и зубочелюстыми аномалиями у
детей дошкольного возраста отмечается в работах многих авторов, т.к. дефекты
артикуляционного
аппарата
проявляющиеся
в
период
молочного
и
начала
сменного
прикуса
совпадают
с
этапом
интенсивного
формирования,
то
они
становятся
фактором
предрасполагающим
нарушения
звукопроизносительных
навыков.
Знание логопедом особенностей артикуляционного аппарата, характерных
для того или иного возраста, помогает ему определить факторы риска развития
аномалий зубочелюстной и артикуляционной системы и позволяет предположить
наличие у ребенка механической дислалии. Чаще всего отклонения в развитии
артикуляционного
аппарата
проявляются
именно
в
период
сформированного
молочного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки.
Использование
только
традиционного
комплекса
артикуляционной
гимнастики в данном случае не достаточно эффективны.
Немецкими специалистами разработаны аппараты, которые в сочетании с
традиционной
миотерапией
помогают
логопеду
достичь
хороших
результатов
коррекции речевых нарушений.
Различные
виды
вестибулярных
пластинок,
разработанные
профессором
Хинцем, позволяют:
- эффективно бороться с детской привычкой сосать пальцы, соску;
- перевести ротовое дыхание ребенка в носовое;
- развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
- корректировать инфантильное глотание;
- корректировать недоразвитие нижней челюсти;
- осуществлять миофункциональную тренировку;
- стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
- эффективно корректировать дефекты речи.
В тех случаях, когда аномалия развития зубочелюстной системы выявлена
еще
на
стадии
молочного
прикуса,
стимуляция
процесса
саморегуляции
с
помощью
вестибулярных
пластинок
позволяет
нормализовать
развитие
зубочелюстной
системы,
а,
следовательно,
помочь
и
коррекции
речевых
нарушений.
Если у ребенка открытый прикус и он во время постановки логопедом звука
(при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение,
то заслонка пластинки мешает ребенку прокладывать язык между зубами, помогая
таким образом и в лечении открытого прикуса. Пластинку с бусинкой можно
применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков [р] и шипящих,
а также при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляционных мышц.
Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает инстинктивно катать
бусинку языком по твердому нёбу, стимулируя таким образом тонус язычной
мышцы.
2.2.Трейнер-система и вестибулярные пластинки.
Пластинка с проволочной заслонкой для языка
Эти
пластинки
сделаны
из
прозрачного
гипоаллергенного материала, что помогает
контролировать положение языка. Если у
ребенка
открытый
прикус
и
ребенок
во
время
постановки
логопедом
звука
(при
межзубном сигматизме) не может придать
своему
языку
нужное
положение,
то
заслонка
пластинки
мешает
ребенку
прокладывать язык между зубами, и способствует, таким образом, коррекции
открытого
прикуса.
Вестибулярная
пластинка
свободно
располагается
в
преддверии рта перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному
рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2 часа в
день)
Пластинка с бусинкой для стимулирования языка
Рекомендуется
к
применению
при
артикуляционной
гимнастике
для
коррекции звуков «р» и шипящих, а также при дизартрии, для которой характерны
порезы артикуляционных мышц. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает
язык в физиологически правильном нёбном положении. Поместив пластинку в
полость рта, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по
твердому небу, стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы. Применять эту
пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.
Применение
пластинки
с
бусинкой
эффективно
также
помогает
ребёнку
устранить трудности в произношении необычных и трудных слов.
Известно, что на развитие челюстной системы оказывают огромное влияние
положение языка в покое и при глотании, вредные привычки и ротовой тип
дыхания, а аномалии зубочелюстного развития всегда сопровождаются у ребёнка
нарушениями артикуляции. Регулярное использование трейнеров в возрасте 4-8
лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации как
формы нёба, так и носовой перегородки – дно полости носа опускается и область
твёрдого нёба приобретает куполообразную форму.
T4I- (Trainer for Infant)
Медицинский центр миофункциональных
и с с л е д о в а н и й
M R C
р а з р а б о т а л
специальный
тренажёр
для
активной
тренировки мышц языка и мягких тканей
приоральной
области
-
ТРЕЙНЕР
ДЛЯ
МАЛЫШЕЙ (МОДЕЛЬ T4I), регулярное
применение которого позволяет не только
восполнить недостающую нагрузку на оральную мускулатуру, но и выработать у
ребенка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить
межзубный сигматизм. Эффективен как при индивидуальных, так и групповых
занятиях. Рекомендуемый режим применения: 2 раза в течение дня по 10-15
минут.
T4K – (Trainer for Kids)
Трейнеры для детей 6-10 летнего возраста
(МОДЕЛЬ
T4K)
предназначены
для
ко р р е к ц и и
м и о ф у н к ц и о н а л ь н ы х
нарушений,
в
том
числе
и
речевых.
В
конструкции
трейнера
предусмотрен
специальный
язычок
для
коррекции
положения языка в полости рта, который
«напоминает» ребенку о правильной его позиции – касаясь его язык занимает в
полости
рта
физиологически
правильное
небное
положение.
Ограничитель
положения
языка
помогает
ребенку
избавиться
от
вредной
привычки
прокладывать его между зубными рядами при глотании. Трейнеры T4K помогают
перестроить тип дыхания и глотания, снизить избыточное давление мышц и
нормализовать рост зубочелюстной системы.
2.3. Взаимодействие логопеда с ортодонтом, ребёнком и его родителями в
процессе коррекционной работы с применением средств миофункциональной
коррекции.
Чтобы эффективность была высокой необходим комплексный подход с
участием
логопеда, родителей, ортодонта и самого ребёнка. Логопед после
тщательного обследования артикуляционного аппарата и выявления патологии
проводит беседу с родителями, на которой объясняет проблему, причины
последствия
нарушений,
при
этом
использует
наглядный
видео
материал
рассказывает
о
трейнерах,
принципах
работы
с
ними
и
об
условиях
эффективности их применения.
После этой беседы ребёнок направляется на консультацию к ортодонту,
где ему назначается трейнер и деталзируется режим его использования.
Далее
ортодонтом
и логопедом проводится мотивирующая
беседа с
ребёнком. На протяжении всего времени использования трейнера логопедом
осуществляется
постоянный
контроль соблюдения
правил
использования
аппарата
и
режима
его
ношения (для
работы
с
трейнером разработан
специальный дневник), а также дополнительно проводятся артикуляционные и
речевые
упражнения.
Родители
постоянно
информируются
о
результатах
коррекции.
Комментарий ортодонта:
У
многих
детей
в
период
молочного
и
сменного
прикуса
в
связи
с
патологическими процессами в носоглотке (тонзиллиты, риниты, аденоиды, ОРЗ)
возникает и закрепляется в качестве вредной привычки ротовой или смешанный
тип дыхания, формирующий у ребенка т.н. «аденоидный» тип лица, характерный
недоразвитием зубочелюстной системы, проявляющейся сужением зубных дуг.
Развитие воздухоносных путей и лицевого скелета тесно взаимосвязаны - ротовое
дыхание ведёт к задержке роста гайморовых пазух, что отрицательно сказывается
на развитии верхней челюсти и ведёт к её сужению и формированию готической
формы нёба.
Лор-обследование свидетельствовало о том, что из 15 % детей пятеро
имели аденоиды разной степени выраженности, что привело к переходу от
физиологически нормального носового дыхания к ротовому (три ребенка) или
смешанному (два ребенка) типу дыхания.
Ортодонтическое обследование показало, что у 85% детей формируется
дистальный
прикус (отставание
в
росте
нижней челюсти относительно
верхней). Степень выраженности дистального прикуса определяется по размеру
сагиттальной
щели
-
разнице
выстояния
верхней
челюсти
над
нижней
в
горизонтальной
плоскости,
выражаемой
в
миллиметрах.
У
всех
детей
была
выявлена сагиттальная щель размером от 1,5 до 4 мм.
3.
Практическая часть
3.1.
Возможности
использования
индивидуальных
устройств
миофункциональной
коррекции
в
работе
логопеда
в
концепции
здоровьесберегающих технологий.
Одним из весьма распространённых нарушений, встречающихся в практике
логопеда , является межзубный сигматизм, вызванный прокладыванием языка
между зубными рядами при глотании и речи, часто сопровождаемый нарушением
функции оральной мускулатуры и ослабленным тонусом круговой мышцы рта. У
таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение
привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие,
различных аномалий прикуса. Известно, что на развитие челюстной системы
оказывают огромное влияние положение языка в покое и при глотании, вредные
привычки и ротовой тип дыхания, а аномалии зубочелюстного развития всегда
сопровождаются у ребёнка нарушениями артикуляции.
Речевые нарушения возникают как при укороченной уздечке языка или губ,
так при малом преддверии нижней челюсти, а также на фоне глубокого резцового
перекрытия и открытого прикуса, основными причинами которого являются:
вредная привычка прокладывать язык между зубами в покое, при глотании и
речи,
длительное сосание пустышки,
сосание большого пальца.
Девочка
6
лет
с
типичными
речевыми
проблемами,
обусловленными
миофункциональными
нарушениями.
После
осмотра
подтвердилось,
что
у
ребёнка присутствует межзубный сигматизм, нарушающий произношение звуков
"с"
и
"з".
У
девочки
в
сменном
прикусе
наблюдалась
стойкая
привычка
прокладывания
языка
при
глотании
между
зубными
рядами,
обусловленная
инфантильным типом глотания, в результате которой сформировался открытый
прикус во фронтальном отделе.
В состоянии покоя для ребёнка был также характерен полуоткрытый рот и
положение
языка
между
зубными
рядами.
При
этом
у
девочки
наблюдался
смешанный тип дыхания (комбинация ротового и носового дыхания), и полный
диапазон движений языка, хотя для смыкания губ ей требовались минимальные
усилия.
Cохранению инфантильного (реверсивного) типа глотания и связанных с ним
парафункций
мышц
приротовой
области.
При
инфантильном
глотании
язык
ребенка упирается в передние резцы, что вызывает их протрузию и ведёт к
формированию открытого прикуса.
Было
предложено
совместить
речевую
коррекцию
с
использования
миофункционального
трейнера.
В
конструкции
трейнера
предусмотрен
специальный язычок
для коррекции положения языка в полости рта, который
«напоминает» ребенку о правильной его позиции – касаясь его язык занимает в
полости
рта
физиологически
правильное
небное
положение.
Ограничитель
положения
языка
помогает
ребенку
избавиться
от
вредной
привычки
прокладывать
его
между
зубными
рядами
при
глотании.
Благодаря
эффекту
мышечной
«памяти»,
результаты
активной
дневной
миофункциональной
коррекции закрепляются во время ночного ношения аппарата.
3.2. Система работы по проведению миогимнастики с трейнером для
занятий по исправлению межзубного сигматизма.
При использовании пластинок необходимо также параллельно выполнять
дыхательные и мышечные упражнения. Эти упражнения должны быть простыми,
чтобы их могли понимать и выполнять дети.
Вестибулярные
пластинки
активизируют
механизмы
саморегуляции
в
растущем
организме,
и
предпосылкой
этому
становится
устранение
вредных
миофункциональных влияний. Использование пластинок значительно повышает
эффективность
упражнений,
выполняемых
ребенком
днем.
Вестибулярная
пластинка свободно располагается во рту перед зубами и удерживается на месте
благодаря смыкательному рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время
дневного ношения (2-3 часа в день) - таким образом тренируется круговая мышца
рта, и пластинка способна удерживаться и днем и ночью - это является большим
преимуществом перед всеми другими способами миотерапии, благодаря тому, что
мышечная "память" работает круглые сутки.
Благодаря
чему,
результаты
активной
дневной
тренировки
(1-2
часа)
закрепляются
во
время
ночного
ношения
аппарата.
В
среднем
курс
лечения
продолжается 3 месяца.
Миогимнастика с трейнером (по Клещиной С.В.). Упражнения необходимо
выполнять до чувства усталости (от 2 до 10 минут 2-3 раза в день)
1.
Коплекс упражнений для круговой мышцы рта.
Статистические упражнения:
Упражнение №1. «Улыбка» - максимально растянуть губы не размыкая их
(трейнер не виден). Удерживать под счет до 5.
Упражнение №2 «Забор» - максимально растянуть губы в широкую улыбку
(трейнер виден). Удерживать под счет до 5.
Упражнение №3. «Трубочка» - вытянуть губы вперед. Удерживать под счет до 5.
Упражнение №4. «Фокусник» - в течение 1 – 5 минут удерживать в
горизонтальном положении губами тонкий плоский предмет (палочку от
мороженого, полоску картона или др.)
Динамические упражнения:
Упражнение №5. «Заборчик – Трубочка» - максимально растянуть губы в
широкую улыбку (трейнер виден), вытянуть губы вперед (трейнер не виден).
Чередовать 5 – 6 раз.
Упражнение № 6 . «Напряжение-расслабление» - Поочередно сильно сжимать и
разжимать губы.
2.
Комплекс упражнений для языка.
Упражнение № 7. «Маляр» - погладить языком небо: влево-вправо, вперед-назад.
5-7 повторений.
Упражнение № 8. «Язычки здороваются» - кончиком языка надавить на
маркерный язычок трейнера. Удерживать 3-5 секунд 5 – 7 повторений.
Упражнение № 9. «Кто сильнее» - язык удерживать в нейтральном положении,
затем с силой надавливать кончиком языка на трейнер. Удерживать 3-5 секунд 5 –
7 повторений.
3.
Комплекс упражнений для мышц шеи и окружности рта.
Упражнение № 10. «Качели» - тянуть угол рта вправо – в исходное положение,
влево – в исходное положение. Чередовать 5 – 6 раз.
Упражнение №11. «Шарик» - вдохнув через нос, надуть щеки. Удерживать 5-10
сек.
Упражнение №12. «Шарик с дырочкой» - надуть одну или две щеки (губы плотно
сжаты), кулаками, приложенными к щекам, медленно выдавливать воздух через
губы. 4 -5 повторений.
Упражнение №13. «Футбол» - перегонять «шарик» воздуха из правой щеки в
левую. 5 – 7 повторений.
4.
Комплекс упражнений с вестибулярной пластинкой с проволочной
заслонкой для языка
Упражнение № 14. «Обезьянка» - язычок то упирается в проволочную заслонку,
то прячется вглубь рта. Удерживать 3-5 секунд 5 – 7 повторений.
Упражнение № 15. «Стирка» - водить язычком по проволочной заслонке влево-
вправо, вверх-вниз (не надавливая языком на заслонку). 4 -5 повторений.
5.
Комплекс упражнений с вестибулярной пластинкой с бусинкой .
Упражнение №16. «Карамелька» - поглаживать бусинку, водя язычком под и над
ней. 5 – 7 повторений.
Упражнение №17. «Сыщик» - провести языком над бусинкой и достать нижние
зубки (с внутренней стороны), затем провести языком под бусинкой и достать
верхние зубки (с внутренней стороны). 5 – 7 повторений.
Упражнение №18. «Сокровище» - обнять языком бусинку. Удерживать 5-10 сек. 4-
5 повторений.
Схема постепенной замены части занятия работой с
1 месяц (Индивидуальные занятия)
1 неделя
Занятие № 1
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 2
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
2 неделя
Занятие № 3
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 4
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
Упражнение № 10. «Качели»
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
3
неделя
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
Занятие № 5
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
Упражнение № 10. «Качели»
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 6
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
Упражнение № 10. «Качели»
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
4
неделя
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
Занятие № 7
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
Упражнение № 9. «Кто сильнее»
Упражнение № 10. «Качели»
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 8
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
Упражнение № 9. «Кто сильнее»
Упражнение № 10. «Качели»
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
2 месяц (Подгрупповые занятия)
1
неделя
8
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
Занятие № 9
8минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
Упражнение № 9. «Кто сильнее»
Упражнение № 10. «Качели»
Упражнение №11. «Шарик»
8
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 10
8
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
8минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
Упражнение № 9. «Кто сильнее»
Упражнение № 10. «Качели»
Упражнение №11. «Шарик»
Упражнение №12. «Шарик с
дырочкой»
8
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
2 неделя
Занятие № 11
9
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
9
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
Упражнение № 9. «Кто сильнее»
Упражнение № 10. «Качели»
Упражнение №11. «Шарик»
Упражнение №12. «Шарик с
дырочкой»
9
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
10
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
Занятие № 12
10
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №1. «Улыбка»
Упражнение №2 «Забор»
Упражнение №3. «Трубочка»
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 8. «Язычки
здороваются»
Упражнение № 9. «Кто сильнее»
Упражнение № 10. «Качели»
Упражнение №11. «Шарик»
Упражнение №12. «Шарик с
дырочкой»
Упражнение №13. «Футбол»
10
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
3 неделя
Занятие № 13
10
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
10
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 9. «Кто сильнее»
Упражнение № 10. «Качели»
Упражнение №12. «Шарик с
дырочкой»
Упражнение №13. «Футбол»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
10
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 14
9
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
9
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 10. «Качели»
Упражнение №12. «Шарик с
дырочкой»
Упражнение №13. «Футбол»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
9
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
4 неделя
Занятие № 15
8
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
8минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 10. «Качели»
Упражнение №12. «Шарик с
дырочкой»
Упражнение №13. «Футбол»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
8
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 16
8
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
8минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение №5. «Заборчик –
Трубочка»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Упражнение № 10. «Качели»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с бусинкой .
Упражнение №16. «Карамелька»
8
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
3 месяц (Подгрупповые занятия)
1 неделя
Занятие № 17
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с бусинкой .
Упражнение №16. «Карамелька»
Упражнение №17. «Сыщик»
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 18
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение № 6 . «Напряжение-
расслабление»
Упражнение № 7. «Маляр»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с бусинкой .
Упражнение №16. «Карамелька»
Упражнение №17. «Сыщик»
7
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
2
неделя
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
Занятие № 19
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение № 7. «Маляр»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с бусинкой .
Упражнение №16. «Карамелька»
Упражнение №17. «Сыщик»
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 20
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение № 7. «Маляр»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с бусинкой .
Упражнение №16. «Карамелька»
Упражнение №17. «Сыщик»
6
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
3
неделя
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
Занятие № 21
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение № 7. «Маляр»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с бусинкой .
Упражнение №16. «Карамелька»
Упражнение №17. «Сыщик»
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 22
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение № 7. «Маляр»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с бусинкой .
Упражнение №16. «Карамелька»
Упражнение №17. «Сыщик»
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
4 неделя
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
Занятие № 23
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение № 7. «Маляр»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с бусинкой .
Упражнение №16. «Карамелька»
Упражнение №17. «Сыщик»
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Занятие № 24
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие мелкой моторики
(На усмотрение учителя –
логопеда)
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Комплекс артикуляционных
упражнений:
Упражнение №4. «Фокусник»
Упражнение № 7. «Маляр»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с проволоч-
ной заслонкой для языка:
Упражнение № 14. «Обезьянка»
Упражнение № 15. «Стирка»
Комплекс упражнений с вестибу-
лярной пластинкой с бусинкой .
Упражнение №16. «Карамелька»
Упражнение №17. «Сыщик»
5
минут
Трейнер удерживается во
рту
Игры на развитие фонематического
слуха (На усмотрение учителя –
логопеда).
Уже через месяц у детей заметно улучшился тонус круговой мышцы рта, и в
состоянии покоя они удерживали губы сомкнутыми. Теперь дети с осознанием
упражнялись в правильном позиционировании языка при традиционных речевых
упражнениях, и в процессе этих тренировок научились правильно произносить
звук "с".
Следующий осмотр спустя шесть недель продемонстрировал дальнейший
прогресс. Дети
произносили звуки "с" и "з" с 95%-ой точностью, и добились
правильного расположения кончика языка - точно на альвеолярном отростке, без
давления на зубы. Параллельно у детей произошла коррекция открытого прикуса
и нормализация носового дыхания.
Выводы:
Анализ
результатов
исследования
подтвердил,
что
работа
по
формированию фонематического
слуха,
уточнению
артикуляции
звуков
и
просодической стороны речи с применением трейнера является эффективной.
С помощью трейнера нам удалось не только избавить детей от речевой патологии,
но
и
устранить
первичную
дисфункцию
мягких
тканей,
а
также
исправить
патологию прикуса.
Это позволяет рекомендовать данный метод к использованию в обучении
детей с ортодонтическими и речевыми нарушениями.
Запланировать в перспективе дальнейшее более пристальное изучение
коррекционного воздействия стандартных миофункциональных устройств.
Список литературы:
1.
Архипова Е.Ф. Тренер инфант в логопедической работе. ООО «Издательство
Астрель», М., 2012
2.
Архипова Е. Ф.Стёртая дизартрия у детей. ООО «Издательство Астрель», М.,
2007.
3.
Богатырева А. В. Взаимосвязь нарушений звукопроизношения с аномалиями
строения
органов
артикуляции
[Текст]
//
Педагогическое
мастерство:
материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-
Веди, 2016.
4.
Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. Основы логопедии с
практикумом по звукопроизношению. — М., АКАДЕМИЯ 2000
5.
Григоренко
Н.
Ю.,
Цыбульский
С.
А.Диагностика
и
коррекция
звукопроизносительных
расстройств
у
детей
с
нетяжелыми
аномалиями
органов артикуляции. — М., КНИГОЛЮБ 2003
6.
Костина Я. В., Чапала В. Н. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта.—
Библиотека журнала «Логопед» — Т. Ц. СФЕРА 2008
7.
Сысовская Н.А. Описание работы с пластинкой заслонкой.
8.
Тисовская
Ю.А.
Использование
вестибулярных
пластинок
«MUPPY»
с
бусинкой в практике логопедической работы
9.
Филичева Т. Б., Н. А. Чевелёва, Г В. Чиркина. Основы логопедии. М.:
Просвещение, 1989.
Приложение № 1
Миогимнастика с трейнером (по Клещиной С.В.).
Упражнения необходимо выполнять до чувства усталости
(от 2 до 10 минут 2-3 раза в день)
Коплекс упражнений для круговой мышцы рта.
Статистические упражнения:
Упражнение №1. «Улыбка» - максимально растянуть губы не размыкая их
(трейнер не виден). Удерживать под счет до 5.
Упражнение №2 «Забор» - максимально растянуть губы в широкую улыбку
(трейнер виден). Удерживать под счет до 5.
Упражнение №3. «Трубочка» - вытянуть губы вперед. Удерживать под счет до 5.
Упражнение №4. «Фокусник» - в течение 1 – 5 минут удерживать в
горизонтальном положении губами тонкий плоский предмет (палочку от
мороженого, полоску картона или др.)
Динамические упражнения:
Упражнение №5. «Заборчик – Трубочка» - максимально растянуть губы в
широкую улыбку (трейнер виден), вытянуть губы вперед (трейнер не виден).
Чередовать 5 – 6 раз.
Упражнение № 6 . «Напряжение-расслабление» - Поочередно сильно сжимать и
разжимать губы.
Комплекс упражнений для языка.
Упражнение № 7. «Маляр» - погладить языком небо: влево-вправо, вперед-назад.
5-7 повторений.
Упражнение № 8. «Язычки здороваются» - кончиком языка надавить на
маркерный язычок трейнера. Удерживать 3-5 секунд 5 – 7 повторений.
Упражнение № 9. «Кто сильнее» - язык удерживать в нейтральном положении,
затем с силой надавливать кончиком языка на трейнер. Удерживать 3-5 секунд 5 –
7 повторений.
Комплекс упражнений для мышц шеи и окружности рта.
Упражнение № 10. «Качели» - тянуть угол рта вправо – в исходное положение,
влево – в исходное положение. Чередовать 5 – 6 раз.
Упражнение №11. «Шарик» - вдохнув через нос, надуть щеки. Удерживать 5-10
сек.
Упражнение №12. «Шарик с дырочкой» - надуть одну или две щеки (губы
плотно сжаты), кулаками, приложенными к щекам, медленно выдавливать воздух
через губы. 4 -5 повторений.
Упражнение №13. «Футбол» - перегонять «шарик» воздуха из правой щеки в
левую. 5 – 7 повторений.
Комплекс упражнений с вестибулярной пластинкой с проволочной
заслонкой для языка
Упражнение № 14. «Обезьянка» - язычок то упирается в проволочную заслонку,
то прячется вглубь рта. Удерживать 3-5 секунд 5 – 7 повторений.
Упражнение № 15. «Стирка» - водить язычком по проволочной заслонке влево-
вправо, вверх-вниз (не надавливая языком на заслонку). 4 -5 повторений.
Комплекс упражнений с вестибулярной пластинкой с бусинкой.
Упражнение №16. «Карамелька» - поглаживать бусинку, водя язычком под и над
ней. 5 – 7 повторений.
Упражнение №17. «Сыщик» - провести языком над бусинкой и достать нижние
зубки (с внутренней стороны), затем провести языком под бусинкой и достать
верхние зубки (с внутренней стороны). 5 – 7 повторений.
Упражнение №18. «Сокровище» - обнять языком бусинку. Удерживать 5-10 сек.
4-5 повторений.
Пориложение № 2
Консультация для родителей
Применение средств миофункциональной коррекции в логопедической работе с
детьми дошкольного возраста.
Трейнеры
Трейнер для малышей Infant
(модель T4K i)
Регулярное его применение позволяет не только восполнить недостающую
нагрузку на оральную мускулатуру, но и выработать у ребенка правильное
положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный
сигматизм.
Эффективен как при индивидуальных, так и групповых занятиях.
Рекомендуемый режим применения: 2 раза в течение дня по 10-15 минут.
Эластичный материал, из которого изготовлен трейнер, не вызывает
раздражения слизистой, не приобретает неприятного запаха и не меняет цвет
в процессе использования. Данная модель предназначена для самых маленьких
детей и поэтому снабжена специальной эластичной петелькой и ремешком, по-
средством которых трейнер пристегивается к одежде малыша.
Трейнеры для детей 6-10 летнего возраста (модель T4K) предназначены для
коррекции миофункциональных нарушений, в том числе и речевых.
В конструкции трейнера предусмотрен специальный язычок для коррекции
положения языка в полости рта, который «напоминает» ребенку о правильной
его позиции – касаясь его язык занимает в полости рта физиологически
правильное небное положение.
Ограничитель положения языка помогает ребенку избавиться от вредной
привычки прокладывать его между зубными рядами при глотании.
Трейнеры T4K
Помогают перестроить тип дыхания и глотания, снизить избыточное
давление мышц и нормализовать рост зубочелюстной системы. Благодаря
эффекту мышечной «памяти», результаты активной дневной
миофункциональной коррекции закрепляются во время ночного ношения
аппарата.
Вестибулярные пластинки
Лечение при помощи вестибулярных пластинок рекомендовано детям от 3 до 9
лет с проблемами речи, причина которых обусловлены дисфункцией мягких
тканей, участвующих в процессе артикуляции. Вестибулярные пластинки
активизируют механизмы саморегуляции в растущем организме, и
предпосылкой этому становится устранение вредных миофункциональных
влияний. Использование пластинок значительно повышает эффективность
упражнений, выполняемых ребенком днем. Благодаря эффекту мышечной
«памяти», результаты активной дневной тренировки (1-2 часа) закрепляются во
время ночного ношения аппарата. В среднем курс лечения продолжается 3
месяца.
Вестибулярная пластинка Stoppi (для детей с 2 лет)
Описанные в старой литературе методы и приемы, призванные помочь ребенку
отвыкнуть от привычки сосать предметы, должны остаться в прошлом. Все они
были принудительными мерами и отрицательно сказывались на психике
малыша, поэтому педиатры совершенно справедливо отказались от них.
Сосательный рефлекс, жизненно важный для питания грудного ребенка,
побуждает его также к сосанию пальцев или резиновых сосок-пустышек вне
приема пищи. В возрасте 12-16 месяцев, когда прорезываются молочные
моляры (большие коренные зубы), жевательный рефлекс берет верх над
сосательным.
Тем не менее, психологическая потребность ребенка в сосании часто
сохраняется вплоть до школьного возраста, порой неразумно поощряемая
родителями, которым хочется “немного покоя”. Ведь чем ребёнок старше,
тем прочнее закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему
отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов.
Авторитет педиатра, стоматолога, ортодонта или логопеда поможет убедить
ребенка, в том, что эти привычки могут привести к серьёзным нарушениям, и
только в этом случае лечение будет успешным.
Пластинка Stoppi предлагается детям, начиная с 2-х летнего возраста, в
случае длительного сосания пустышки или пальца, провоцирующего
возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного
отвыкания ребенка от этих вредных привычек.
Сама пластинка, в отличие от пустышки, привыкания у ребенка не вызывает.
Пластинка Stoppi производится из медицинского гипоаллергенного силикона и
не раздражает слизистую полости рта.
Пластинка имеет боковые перемычки для закусывания в виде прочных
силиконовых площадок, благодаря которым пластинка удобно размещается во
рту, не опрокидывается и эффективно предотвращает сдавливание верхнего
зубного ряда.
Если у ребенка уже наметился открытый прикус, при использовании
профилактической пластинки Stoppi он закроется естественным образом,
поскольку резцам ребенка ничто не мешает смыкаться.
Три правила от Stoppi:
1.
После 2 лет не давать ребенку ничего, кроме пластинки Stoppi.
Пустышки и соски – табу.
2.
Продолжительность ношения – определяется индивидуально, бывает
достаточно нескольких недель.
3.
Время ношения - только в привычное время сосания в качестве замены
соски или пальчика.
Вестибулярная пластинка с бусинкой
Пластинка разработана для детей с речевыми проблемами.
Рекомендуется использовать в работе логопедов.
Пластинка с подвижной бусинкой помогает выработать у ребёнка
физиологически правильное нёбное положение языка. В классической модели
бусинка эффективно массирует спинку языка, стимулируя язычную мышцу.
Показания:
- низкое положение языка в полости рта;
- дизартрия, обусловленная недостаточностью иннервации мышц
языка (невнятное произношение большинства звуков);
- повышенный тонус мышц языка (напряженный язык);
- нарушения звукопроизношения (по физиологическим, механическим при-
чинам);
- нарушение произношения твердых и мягких согласных звуков;
- инфантильное глотание;
- заикание
По просьбе логопедов была разработана модификация пластинки, в
которой бусинка располагается у альвеол.
Такая конструкция позволяет закрепить правильное положение кончика
языка в покое и при глотании, что способствует коррекции нарушений
произношения свистящих и шипящих звуков (особенно, межзубных), а
также развивает чувствительность и подвижность языка.
Показания:
- слабоподвижный кончик языка
- вялый язык (пониженный тонус при стертых формах дизартрии);
- различные формы нарушений произношения свистящих и шипящих звуков;
- нарушение произношения звука «Л»;
- нарушение произношения звука «Р»
Вестибулярная пластинка с заслонкой
Пластинка разработана для детей с речевыми проблемами.
Рекомендуется использовать в работе логопедов.
При формировании у ребенка открытого прикуса зубы переднего отдела
перестают смыкаться. При каждом глотательном движении и в процессе
разговора ребенок прокладывает язык между зубными рядами, что мешает
естественной коррекции открытого прикуса даже после того, как привычка
сосания устранена. В таких случаях искусственная преграда в виде
проволочной заслонки помогает ребенку отвыкнуть от вредной привычки
прокладывания языка между зубами, что позволяет быстрее устранить
открытый прикус и одновременно нормализовать произношение ряда звуков.
Пластика с заслонкой показана при открытом прикусе в переднем
отделе, при МЕЖЗУБНОМ нарушении произношения свистящих и шипящих
звуков, смене резцов (отсутствие резцов в период появления свистящих звуков
(от 2-3,5 лет), вялом кончике языка (пониженный тонус при стертых формах
дизартрии).
Пластинку следует регулярно носить днем в общей сложности в течение часа (с
перерывами) на протяжении нескольких месяцев и давать ее ребенку на время
дневного или ночного сна.
Таким образом, применение средств миофункциональной коррекции (МФК)
в логопедической практике при коррекции звукопроизношения у детей с
речевыми патологиями, при условии регулярного использования, способ-
ствует повышению эффективности логопедической коррекции в целом.