"Современные подходы к повышению качества преподавания учебных предметов"
Автор: Верменская Наталья Николаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МВОУ "ВСОШ №2" Населённый пункт: город Зеленокумск Наименование материала: статья Тема: "Современные подходы к повышению качества преподавания учебных предметов" Раздел: среднее образование
Педсовет по теме:
« Современные подходы к повышению качества преподавания учебных предметов»
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение : раздаточный материал для каждой группы, презентация
Цель:
Осознание основных критериев современного урока
Рассмотрение способов моделирования современного урока в контексте
профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации ФГОС
Рассмотрение
основных
составляющих
современного
урока,
влияющие
на
качество обучения учащихся.
Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий на
уроках.
Рассмотреть
современную
систему
оценки
каче ства
образования
и
образовательных результатов
Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся
на уроке
№
План педсовета
Ответственный
1
Информационный блок
Верменская Н.Н.
2
Работа в группах «Плюсы и минусы традиционного
урока» Современные педагогические технологии
3
Критерии эффективности современного урока.
4
Выступления педагогов по теме
педсовета:
1. « Новые педагогические технологи как ресурс
формирования
ключевых
компетенций
на
уроках русского языка и литературы».
2. «Использование инновационных технологий
в целях повышения качества знаний учащихся
на уроках математики».
3.
« Деятельностный
подход
в
обучении
на
уроках иностранного языка».
Царёва Н.Н.
Филоненко З.В.
Купчик Т.В.
5
Подведение итогов педсовета. Решение
педсовета
Смолеева Р.П.
Педсовет по теме:
« Современные подходы к повышению качества преподавания учебных предметов»
Подготовила и провела зам.директора по УВР
Верменская Наталья Николаевна
Ноябрь 2016г.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
Сухомлинский В.А.
Ход педсовета
I.
Информационный блок.
Последние 10–15 лет стали для школьного образования периодом интенсивного
поиска новых концептуальных идей и путей развития. Речь идет о формировании
принципиально
новой
системы
образования,
предполагающей
постоянное
обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой
такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и
формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Модернизация системы образования предполагает
переход
в
компетентностное образование и здесь большую роль играет учитель. Какими
методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы
развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных
жизненных ситуациях. Сегодня на педсовете мы будем говорить о современном
уроке.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и
содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но
какие
бы
не
свершались
реформы,
урок
остается
вечной
и
главной
формой
обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет
назад,
встречаются
участники
образовательного
процесса:
учитель
и
ученик.
Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. Как бы ни старались
уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим
лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт
понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его
жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от
которых
не
всегда
знаешь,
чего
ожидать.
Любой
урок
имеет
потенциал
для
решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые
н е
м о г у т
п р и в е с т и
к
ож и д а е м ом у
п ол ож и т е л ь н ом у
р е зул ьт ату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он
современен
в
самом
широком
понимании
этого
слова.
Современный,
–
это
и
совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для
настоящего
времени.
А
еще
–
действенный,
современный,
имеющий
непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный,
существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок
– современный , то он обязательно закладывает основу для будущего.
Сегодня мы попытаемся выяснить те составляющие современного урока,
которые также будут способствовать решению данной проблемы.
1.
Работа в группах «Плюсы и минусы традиционного урока»
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному
уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам
обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
«Защитники»
«Нападающие»
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее
в уроке. То, что накапливалось веками, остается
ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных,
глубоких знаний. Нельзя обойтись без привычки
к дисциплине и порядку на традиционном уроке.
Очень высокая утомляемость учителя,
особенно на последних уроках, т.к.
большую часть урока проводит сам
учитель.
Всю жизнь проводили традиционные уроки и
вырастили нормальных учеников.
Надоедает одно и то же, жалко
«сильных учеников», т.к. «низкий»
уровень подтягиваем до «среднего», а
с «сильными» работать некогда.
Организация традиционного урока проста,
привычна, хорошо известна и отработана до
мелочей.
Скука на уроке снижает мотивацию к
учению, снижается интерес к
предмету, снижается успеваемость.
Меньше тратиться времени при подготовке к уроку,
т.к. готовится чаще всего учитель.
Репродуктивные методы преподавания
не отвечают современным
требованиям общества
Учащиеся не отвечают современным
требованиям, им труднее найти себя в
жизни, они не умеют учиться и не
умеют брать на себя ответственность.
Мы видим, что примерно одинаковое количество положительных и отрицательных
сторон традиционного урока. В современной педагогической литературе приводится
множество
сопоставлений
традиционного
и
развивающего
уроков
с
точки
зрения
ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику:
почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических
путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для
каждого отдельно взятого россиянина.
Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть
смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо,
привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять?
Чтобы
этот
вопрос
не
остался
риторическим,
вспомним
одну
мудрость:
«Очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а
дурак не учится ни на чьих». Человечество развивается благодаря тому, что умных
людей становится все больше. Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые
знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости
человеческой личности.
2.
Современные педагогические технологии
Применяются следующие технологии:
Использование проектной методики
Технология развития критического мышления
Применение ИКТ
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых,
и других видов обучающих игр
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Здоровьесберегающие технологии
Практические педагоги не только много и успешно работают, но они хотят и
многое изменить в своей деятельности, потому что прекрасно видят все ее недочеты.
Испытывая колоссальную потребность в знаниях, судорожно пытаются разобраться в
происходящем,
зачастую
изменяя
то,
что
в
изменении
не
нуждается.
Методика
проведения урока нарушается включением в его ткань огромного количества методов,
приемов, о которых кто-то где-то слышал.
Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только
им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее
творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Меняется и сама
позиция учителя. От «театра одного актера», где учитель берет на себя 90% нагрузки, он
постепенно
начинает
разделять
ее
с
учениками,
которые
фактически
переходят
из
«объектов» в «субъекты». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной
функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.
3.
Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного
процесса на уроке – вторая составляющая современного урока, влияющая на
качество обученности школьников
а) Анкетирование педагогов (ответы «да» или «нет»)
1.
Когда ученица говорит что-то непонятное, я обычно сразу же её поправляю.
2.
Когда ученица «мямлит», мне хочется её слегка одернуть.
3.
Я считаю, что если учитель часто улыбается обучающимся, это мешает её
ученицам сосредоточиться.
4.
Когда ученица отвечает, меня интересуют, прежде всего, её знания, а не
эмоции.
5.
Если я не согласна с мнением ученицы, я об этом говорю прямо.
6.
Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
7.
Я бы не хотела оказаться на месте своей ученицы во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об
эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши
взаимоотношения с ученицами на уроке были партнерскими, равными, основанными на
дружелюбии и внимании друг к другу?
4.
Выработка критериев эффективности современного урока. Работа в группах.
Критерии эффективности современного урока
Обучение через открытие
Самоопределение
обучаемого
к
выполнению
той
или
иной
образовательной
деятельности.
Наличие
дискуссий,
характеризующихся
различными точками
зрения
по
изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной
точки зрения.
Развитие личности
Способность
ученика
проектировать
предстоящую
деятельность,
быть
ее
субъектом
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат,
какие
при
этом
встречались
затруднения,
как
они
были
устранены,
и
что
чувствовал ученик при этом.
Моделирование
жизненно
важных
профессиональных
затруднений
в
образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача,
пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Педагог
ведет
учащегося
по
пути
субъективного
открытия,
он
управляет
проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Вы,
педагоги
школы,
при
подготовке
к
педсовету
составили
свое
мнение
и
представление
о
современном
уроке.
Проанализировали,
какие
педагогические
инновации
помогают
вам
в
решении
вопроса
современного
урока.
Какими
методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы
развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных
жизненных ситуациях. И сегодня на педагогическом совете вы поделитесь опытом
применения той или иной педагогической технологии в рамках современного урока.
1.
Царёва
Н.Н.
« Новые
педагогические
технологи
как
ресурс
формирования
ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы».
2.
Филоненко З.В. «Использование инновационных технологий в целях повышения
качества знаний учащихся на уроках математики».
3. Купчик Т.В. « Деятельностный подход в обучении на уроках иностранного
языка».
Закончить наш педсовет мне хотелось бы такими словами : Учитель не смотря ни
на что, великая, сложная, в чём – то даже жертвенная профессия, и быть учителем,
особенно
хорошим
и
современным,
ой
как
не
просто!
Немногим
дано
с
этим
справиться, но уж у кого получается, тот на всю жизнь в людях оставляет след
благодарности и уважения.
Решение педсовета (проект)
№
Решение
Ответств.
Сроки
1
Систематизировать опыт учителей школы с целью
создания банка идей и единого образовательного
пространства на основе принципов личностно-
ориентированного обучения.
Заместитель
директора,
руководители
методобъединений
В течение года
2
Для создания эффективной работы в данном
направлении развивать обмен опытом учителей школы
в рамках декад методического мастерства,
методических объединений, педсоветов, семинаров,
взаимопосещения уроков и учитывать эффективность
данной работы в стимулирующих выплатах.
Руководитель
методобъединения
Царёва Н.Н.
В течение года
3
Методическому совету школы на основе
психологической диагностики оказывать адресную
помощь учащимся, педагогическому коллективу с
целью ориентации их в проблемах личностного и
социального развития
Верменская Н.Н.
В течение года
4
Продолжить внедрение в образовательный
процесс систему оценки качества
образования и образовательных результатов
учащихся.
Заместитель
директора,
руководитель
методобъединения
В течение года
Вопросы для самоанализа
I. Цели (задачи) урока
В чём заключается основной замысел проведённого мною
урока?
Как он связан с групповыми и индивидуальными
особенностями учащихся, состоянием и результатами
учебно-воспитательного процесса в данном классе?
Какие цели (задачи) планировал (а) достичь (решить) в ходе
урока?
II. Содержание и
организация учебного
занятия
Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного
материала, тип и форму урока, приёмы и способы
организации учебного взаимодействия?
Соответствовали ли они принципам личностно-
ориентированного подхода, целям (задачам) урока?
III. Технология работы
педагога
Какие технологические приёмы я использовал (а) для того,
чтобы на уроке:
-актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся;
-стимулировать проявление ими инициативы и
самостоятельности;
-создавать для учеников ситуации выбора учебных занятий и
форм их выполнения;
-строить учебное взаимодействие диалога;
-учитывать индивидуальный темп и стиль учебной
деятельности школьников?
IV. Результативность
проведённого урока
Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь (решить)
поставленные мной цели (задачи)?
Насколько проведённое занятие было направлено на:
а) становление и проявление индивидуальности учащихся;
б) развитие творческих способностей обучающихся;
в) формирование положительной Я-концепции личности
учеников;
г) выработку у учащихся индивидуального стиля познания и
поведения?
В чём заключаются достоинства и недостатки моего урока?
Что не удалось решить при его проведении?
Как можно использовать недостатки урока?
Приложение 2. Педагогический анализ урока
Схема анализа урока:
Мотивационно-ориентированный аспект
1.
Смог
ли
учитель
обеспечить
мотивационную
готовность
и
положительный
эмоциональный
настрой
учащихся
к
работе
на
уроке?
Какие
педагогические
приёмы для этого были использованы?
2.
Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия?
Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность
педагога
на
развитие
индивидуальности
учащихся,
на
формирование
их
способности к самопознанию и самостроительству?
Содержательный аспект
1.
Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной
программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?
2.
Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные
возможности
учащихся,
установить
взаимосвязь
учебного
материала
с
субъектным
опытом
учащегося?
Насколько
изучаемое
является
интересным
и
значимым
для
обучающихся?
3.
Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом
явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и
установить внутрипредметные и межпредметные связи?
4.
Очевидна
ли
практическая
направленность
учебного
материала.
Какое
значение
он
имеет
для
формирования
эмоционально-волевой
сферы,
ценностных
отношений
и
творческих способностей учащегося?
Организационный аспект
1. Какие
педагогические
приёмы
использовались
для
актуализации
и
обогащения
субъектного опыта учащихся?
2.
Применялись ли диалоговые формы общения в ходе учебного занятия?
3.
Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального
выбора вида занятия, формы и способов его выполнения?
4.
Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли
проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?
5.
Были
ли
созданы
на
уроке
условия
для
проявления
самостоятельности
учащихся?
Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль
ученической деятельности учащихся?
6.
Присущ ли домашним заданиям дифференцируемый характер? Обладали ли ученики
реальным правом выбора домашнего задания?
7.
Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого
на уроке учебного материала?
Оценочно-результативный аспект
1.
Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и
его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного
задания?
2.
Способствовала
ли
оценочно-аналитическая
деятельность
учителя
формированию
положительной
Я-концепции
личности
учащихся,
выработке
у
обучающегося
индивидуального стиля познания?