Развитие интеллектуальных способностей младших школьников
Автор: Губина Ирина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 76" Населённый пункт: город Оренбург Наименование материала: статья Тема: Развитие интеллектуальных способностей младших школьников Раздел: начальное образование
Тема: Развитие интеллектуальных способностей младших школьников.
Современная
школа
должна
стать
новым
важнейшим
фактором
гуманизации
общественно-экономических
отношений,
формирования
жизненных установок личности.
Развивающемуся обществу нужны не только высоко образованные, но и
нравственно
богатые,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,
прогнозируя
их
возможные
последствия,
способны
к
сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают
развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Этому способствуют
Основные Направления воспитательной работы школы:
1) забота о здоровье;
2) интеллектуальное развитие школьников;
3) воспитание гражданского самосознания;
4) развитие личностного самосознания;
5) формирование нравственных и этических ценностей;
6) формирование семейных ценностей;
7) организация досуга.и др.
Я немного расскажу о интеллектуальном воспитании.
Интеллектуальное воспитание – это комплекс воспитательных методов и
приемов, которые ориентированы на формирование и организацию
различных интеллектуальных способностей, на развитие психических
функций воспитуемого, а также на выработку заинтересованности в процессе
познания окружающего мира и себя.
Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и
целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а
также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором
развития и формирования интеллекта ребенка и его мировоззрения.
Интеллект – это совокупность различных познавательных процессов,
которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие,
воображение, память и мышление.
Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития
ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к
творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое
мышление, воспитывается любознательность, формируется умение
наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты,
делать выводы, воспитывается активность, инициативность,
самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы,
склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать
учебный труд школьников, чтобы максимально развить интеллектуальные
способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще к
отдельным предметам в частности.
Учёба – труд, и труд не лёгкий. Не надо искусственно облегчать его. Ребёнок
с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом, и трудиться не
просто. Поэтому каждый учитель должен сделать так, чтобы этот не лёгкий
учебный труд приносил удовлетворение, радость школьника, возбуждал
желание вновь и вновь познавать. От учителя зависит потухнет или нет в
глазах ребёнка пытливый огонёк.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся важно на всех этапах
школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого
мышления в младшем возрасте.
Цель интеллектуального воспитания:
Развитие и формирование интеллектуальных способностей.
Развитие умений и навыков интеллектуального труда.
Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
Задачи интеллектуального воспитания:
1. Формировать и развивать культуру умственного труда учащихся;
2. Развивать культуру чтения и речи;
3. Формировать навыки монолога, диалога, дискуссии;
4. Организовывать работу по развитию памяти, воображения, внимания,
представлений, восприятия.
Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического
мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач
ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их
наглядных образов, рассуждает, делает выводы.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры,
сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие
успешного освоения материала.
В начальной школе закладываются основы логического мышления. Главная
цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в
том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые
предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться
содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.
Развитию логического мышления способствуют уроки математики а также
внеурочная деятельность по математике.
Слайд. 2
Приведу примеры для развития познавательных способностей на уроках
математики
1.
Найти закономерность и продолжить ряд: цифр или фигур.
Слайд.3
Цель: развивать логическое мышление; учить выделять
закономерности; сравнивать, классифицировать, строить
умозаключения, рассуждать, делать выводы; грамотно излагать свои
мысли; учить слушать и слышать друг друга.
Слайд. 4
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при
разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника,
один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В
результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские
фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от
человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода.
Такого рода головоломки часто называют "геометрическими
конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными
головоломками".
С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них
геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на
части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое
главное - логически мыслить.
Слайд. 5
Слайд. 6.
Задачи-шутки
Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их
решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, нежели
математические знания. Построение, содержание, вопрос в этих задачах
необычны. Они лишь напоминают математическую задачу. Сущность ее
замаскирована внешними условиями, как правило, второстепенными. Но
многие дети не замечают скрытого смысла и начинают производить
арифметические действия.
На уроке эти задачи могут быть даны вначале в виде разминки или как
средство активизации внимания, переключения и отдыха в середине урока.
Слайд. 7
Логические задачи
Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур,
нахождение закономерностей. Они представлены в виде чертежей, рисунков,
реальных предметов. Внешний вид задания очень привлекает детей. В ходе
поисков ответа они могут подбирать недостающие фигуры, менять их
местами, перекладывать предметы. Практические действия облегчают
решение и делают его более убедительным.
Логические задачи служат для формирования логического мышления,
тренируют память, внимание. На уроке их лучше давать после разминки,
пока дети активны, внимательны и не устали.
Слайд. 8
Найдите отличия.
Слайд. 9
Найдите лишнее
Слайд. 10
Лабиринты
Они любимы всеми детьми, занимательны; способствуют развитию
внимания, усидчивости, пространственной ориентации, глазомера, мелкой
моторики рук. Используются на уроке для организации самостоятельной
работы или перед письменным заданием в качестве тренировочного.
Слайд. 11
Слайд. 12
Графические диктанты.
Рисование по клеточкам может увлечь и взрослого, и ребёнка. Для детей,
готовящихся к школе, графические диктанты будут хорошими помощниками
в
развитии
умения
ориентироваться
в
тетради
и
в
клеточке,
а
также
в
развитии восприятия, мышления и произвольного внимания.
Для
школьников
графические
диктанты
-
что-то
вроде
разгадывания
кроссворда, с увлекательным построением результата.
Слайд. 13
Математические ребусы
Слайд. 14
Головоломки
Нашим классом было проведено отрытое мероприятие на математической
неделе, дети активно принимают участие в олимпиадах.
Развитие познавательного интереса у учащихся младших классов ведётся и
на уроках русского языка
Повышение продуктивности деятельности ученика за счёт формирования
способности к анализу, сравнению, обобщению, систематизации,
установлению причинно-следственных связей, предусматривает такое
осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном
этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд
интеллектуальных качеств личности. Это достигается путем внесения
изменений в содержание и организацию процесса обучения. Решая задачу
развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не
только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и
развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления.
Слайд. 15
Групприрование слов по орфограммам
Слайд. 16 Сравнение
Формированию мыслительной операции сравнения способствуют также
такие задания сравнить рисунки и найти отличия, сравнить размеры объекты
по размеру, форме и др.
Слайд. 17
В данных цепочках исключи лишние слова. Напишите и охарактеризуйте
каждую полученную группу слой. Вставьте пропущенные буквы.
ябл...ко, л...сица, р„бята, дружные
юркие, светлые, узкий, теплые
ден..„ солнечный, яркий, весенний
Слайд. 18
Формирование понятий синтез, то есть составлять целое.
1 ). Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте по два предложения .
В д(е, и)ревне (К, к)атя (С, с)инявино у ж(ы, и)веет бабушка с(о, а)бака
нее (М, м)ухтар;
Надв(и, е)гается она туч(а, я) (С, copoтью над небо закрыла;
Перечислите все орфограммы.
Заключение.
Интеллектуальное воспитание младшего школьника - одна из основных
задач в образовании. Опыт работы с детьми младшего школьного возраста
показывает,
что
при
правильном,
систематическом
использовании
комплексного
развития
можно
добиться
существенного
продвижения
в
развитии
интеллектуальных
способностей
каждого
ученика,
этим
самым
п о в ы ш а т ь и
к а ч е с т в о
з н а н и й .
Д л я
э т о г о
н е о б х о д и м о
использование разностороннего
развивающего
воздействия
на
интеллект
ребенка,
действенного
подхода
к
обучению,
сотрудничества,
делового
партнерства учителя и учащихся.
Выполнила : учитель начальных классов
МОБУ «СОШ № 76»
Губина Ирина Владимировна