Напоминание

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников


Автор: Губина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 76"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интеллектуальных способностей младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Тема:
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Современная школа должна стать новым важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны не только высоко образованные, но и нравственно богатые, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Этому способствуют
Основные
Направления воспитательной работы
школы:
1) забота о здоровье; 2) интеллектуальное развитие школьников; 3) воспитание гражданского самосознания; 4) развитие личностного самосознания; 5) формирование нравственных и этических ценностей; 6) формирование семейных ценностей; 7) организация досуга.и др. Я немного расскажу о интеллектуальном воспитании.
Интеллектуальное воспитание
– это комплекс воспитательных методов и приемов, которые ориентированы на формирование и организацию различных интеллектуальных способностей, на развитие психических функций воспитуемого, а также на выработку заинтересованности в процессе познания окружающего мира и себя. Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта ребенка и его мировоззрения.
Интеллект
– это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты,
делать выводы, воспитывается активность, инициативность, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развить интеллектуальные способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще к отдельным предметам в частности. Учёба – труд, и труд не лёгкий. Не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом, и трудиться не просто. Поэтому каждый учитель должен сделать так, чтобы этот не лёгкий учебный труд приносил удовлетворение, радость школьника, возбуждал желание вновь и вновь познавать. От учителя зависит потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк. Развитие интеллектуальных способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем возрасте.
Цель интеллектуального воспитания:
Развитие и формирование интеллектуальных способностей. Развитие умений и навыков интеллектуального труда. Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
Задачи интеллектуального воспитания:
1. Формировать и развивать культуру умственного труда учащихся; 2. Развивать культуру чтения и речи; 3. Формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; 4. Организовывать работу по развитию памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия. Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного освоения материала. В начальной школе закладываются основы логического мышления. Главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые
предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний. Развитию логического мышления способствуют уроки математики а также внеурочная деятельность по математике. Слайд. 2 Приведу примеры для развития познавательных способностей на уроках математики 1. Найти закономерность и продолжить ряд: цифр или фигур. Слайд.3
Цель:
развивать логическое мышление; учить выделять закономерности; сравнивать, классифицировать, строить умозаключения, рассуждать, делать выводы; грамотно излагать свои мысли; учить слушать и слышать друг друга. Слайд. 4 Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками". С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить. Слайд. 5 Слайд. 6.
Задачи-шутки
Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, нежели математические знания. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь напоминают математическую задачу. Сущность ее замаскирована внешними условиями, как правило, второстепенными. Но
многие дети не замечают скрытого смысла и начинают производить арифметические действия. На уроке эти задачи могут быть даны вначале в виде разминки или как средство активизации внимания, переключения и отдыха в середине урока. Слайд. 7
Логические задачи
Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, нахождение закономерностей. Они представлены в виде чертежей, рисунков, реальных предметов. Внешний вид задания очень привлекает детей. В ходе поисков ответа они могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы. Практические действия облегчают решение и делают его более убедительным. Логические задачи служат для формирования логического мышления, тренируют память, внимание. На уроке их лучше давать после разминки, пока дети активны, внимательны и не устали. Слайд. 8 Найдите отличия. Слайд. 9 Найдите лишнее Слайд. 10
Лабиринты
Они любимы всеми детьми, занимательны; способствуют развитию внимания, усидчивости, пространственной ориентации, глазомера, мелкой моторики рук. Используются на уроке для организации самостоятельной работы или перед письменным заданием в качестве тренировочного. Слайд. 11 Слайд. 12
Графические диктанты.
Рисование по клеточкам может увлечь и взрослого, и ребёнка. Для детей, готовящихся к школе, графические диктанты будут хорошими помощниками в развитии умения ориентироваться в тетради и в клеточке, а также в развитии восприятия, мышления и произвольного внимания.
Для школьников графические диктанты - что-то вроде разгадывания кроссворда, с увлекательным построением результата. Слайд. 13
Математические ребусы
Слайд. 14
Головоломки
Нашим классом было проведено отрытое мероприятие на математической неделе, дети активно принимают участие в олимпиадах. Развитие познавательного интереса у учащихся младших классов ведётся и на уроках русского языка Повышение продуктивности деятельности ученика за счёт формирования способности к анализу, сравнению, обобщению, систематизации, установлению причинно-следственных связей, предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается путем внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения. Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Слайд. 15 Групприрование слов по орфограммам Слайд. 16 Сравнение Формированию мыслительной операции сравнения способствуют также такие задания сравнить рисунки и найти отличия, сравнить размеры объекты по размеру, форме и др. Слайд. 17 В данных цепочках исключи лишние слова. Напишите и охарактеризуйте каждую полученную группу слой. Вставьте пропущенные буквы. ябл...ко, л...сица, р„бята, дружные
юркие, светлые, узкий, теплые ден..„ солнечный, яркий, весенний Слайд. 18
Формирование понятий синтез, то есть составлять целое.
1
). Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте по два предложения
. В д(е, и)ревне (К, к)атя (С, с)инявино у ж(ы, и)веет бабушка с(о, а)бака нее (М, м)ухтар; Надв(и, е)гается она туч(а, я) (С, copoтью над небо закрыла; Перечислите все орфограммы.
Заключение.
Интеллектуальное воспитание младшего школьника - одна из основных задач в образовании. Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает, что при правильном, систематическом использовании комплексного развития можно добиться существенного продвижения в развитии интеллектуальных способностей каждого ученика, этим самым п о в ы ш а т ь и к а ч е с т в о з н а н и й . Д л я э т о г о н е о б х о д и м о использование разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка, действенного подхода к обучению, сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Выполнила : учитель начальных классов МОБУ «СОШ № 76» Губина Ирина Владимировна


В раздел образования