Напоминание

"Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через проектную деятельность "Топ и Шлёп""


Автор: Смердова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Калинка"
Населённый пункт: пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Наименование материала: статья (из опыта)
Тема: "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через проектную деятельность "Топ и Шлёп""
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калинка» пгт Юрья Юрьянского района Кировской области Статья «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через проектную деятельность «Топ и Шлёп»» (из опыта работы) Составила воспитатель МКДОУ детского сада «Калинка» Смердова Ольга Викторовна пгт Юрья 08.12. 2016г.
Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни - это красивая речь и свободное движение под музыку. И ребенка можно этому научить. А. И. Буренина. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка происходит в дошкольный период. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. В связи с этим р азвитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребёнка , становится особо актуальной на современном этапе. В современном мире дети основную часть своего детства находятся вне дома, то есть в детских образовательных учреждениях. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. И на педагогов ложится ответственность за развитие ребенка в целом. Поэтому я решила реализовать с детьми проект,
целью
которого является развитие коммуникативных навыков у дошкольников через проектную деятельность «Топ и Шлёп». Деятельность предусматривает развивать коммуникативные навыки через дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, функциональные упражнения (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики), через упражнения на движение с речью. Дошкольники необыкновенно подвижны и зачастую воспринимают музыку более ярко и эмоционально именно через движение. Занятия по проектной деятельности проводятся со всеми детьми один раз в неделю во вторую половину дня или берется частью музыкальной и речевой образовательной деятельности. Дети в возрасте 4-5 лет непоседливые и любознательные, для того, чтобы сохранить интерес к занятиям
использовала следующие методы:
наглядные
:
наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно-слуховые; словесные: - краткое объяснение, - показ с пояснением, - беседа, разъяснение сюжета, - вопросы по последовательности движений, - образный сюжетный рассказ; практические: игра.

Структуру занятий
строила следующим образом:
Этап.

Структура деятельности на занятии
Подготовительный Орг.момент. Ходьба. Сообщение темы, цели занятия. Основной Упражнения –игры на развитие общей моторики, дыхания, зрительного и слухового внимания. Упражнение – игра на развитие мелкой моторики (пальчиковый игротренинг). Артикуляционная гимнастика. Подвижная игра. Расширение словарного запаса, заучивание стихотворных строчек с музыкальным сопровождением. Игра на музыкальных инструментах. Заключительный Подведение итогов. Упражнение на релаксацию.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Основное условие ФГОС дошкольного образования - это взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Таким образом, очевидной остается важность и значимость участия родителей в проектной деятельности. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Родители дома закрепляют с детьми разученные стихи, занимаются пальчиковыми играми, играми малой подвижности с сопровождением речи. Для родителей проведен мастер-класс «Речевые игры»», проведены консультации «Формирование познавательно-речевого развития у дошкольников», «Давайте слушать и слышать своих детей!», «Игры для непосед». Оформлена папка-передвижка «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить», «Песенки и стихи с движениями». Информационный стенд «Говорим, поём, играем», «Развиваем детский словарь». Подготовлены памятки «Каталог коммуникативных игр». Проведены индивидуальные беседы. Родители, участвуя в реализации проекта «Топ и шлеп», являются непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой непедагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от совместных и личных достижений, успехов своего ребенка и детей всей группы.
Взаимодействие с педагогами.
Не остались без внимания и педагоги детского сада, делилась опытом работы на педчасах, педсоветах:
Консультация «Развитие речевой активности дошкольников в разные режимные моменты», «Что делать, если пальчики устали?», «Игры на координацию речи с движением». Просмотр видео «Музыкально - игровые технологии С. и Е. Железновых». Предоставила памятки «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы дошкольников». «Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет», «Весёлые физкультминутки в стихах и картинках»; буклеты «Чтение художественной литературы в младшем дошкольном возрасте». Для педагогов
района
провела мастер-класс «Речевые игры» П р ед с т а в и л а о п ы т р а б от ы п о т е ме «Проектная деятельно сть «Топ и Шлёп» как стимул речевого развития дошкольников» Результативность реализации проекта «Топ и Шлёп» за 2 года составила 5 детей(26%)на высоком, на среднем уровне 14 детей (74%). Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что проектная деятельность помогает развивать коммуникативные умения дошкольников. У детей формируется умение слушать речь, задавать вопросы, активно вступать в диалог, пользоваться формами речевого этикета, ориентироваться в ситуациях общения. Дошкольники научились согласовывать свои действия, потребности с партнером по общению, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. У детей появилось стремление делиться своими чувствами с партнерами по общению, оценивать эмоциональное поведение друг друга. Налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, ребёнок находит своё «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других.
Список используемой литературы:
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999. Дружинина М.В. Прыг-скок. М., 2000. Ладушки, ладушки / Сост. П.И. Садчиков, Е.А. Алифарова. М., 2003. От осени до лета / Сост. Л.А. Владимирская. Волгоград, 2003. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. М., 2005. Соколова Ю.А. Речь и моторика. М., 2002. Степанов В.А. Родная природа. М., 2004. Стихи для утренников. М., 2004. Стихи к любимым праздникам. М., 2002. Стихи о животных. Ростов н/Д, 2004. Аромштам М. Игры для детей раннего возраста // Дошкольное образование. № 2. 2001. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. № 5. 1998. Гаврина СЕ. и др. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1997. Гончарук Г. Мы мороза не боимся, а гуляем, веселимся // Дошкольное образование. № 47— 48. 2000. Руденко В.И. Веселый детский сад. Ростов н/Д, 2000. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005; Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004

Сейчас предлагаю Вам небольшой практикум по логоритмике
.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ

Игра «Гусли-самогуды» (релаксационно-танцевальный комплекс
) 1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно. В сказочном дворце, На высоком крыльце, Звучит грозный указ, Добрым молодцам наказ: «Кто сумеет станцевать Так, как гусли нам велят, Тот и будет помогать Нашим царством управлять. Гусли, гусли-самогуды Распевают песни всюду. Раз готовы вы друзья, Танцевать нам всем пора». 2. Звучит ритмичная музыка. Ведущий читает текст. Дети стоят, «танцуют» мышцы плеч и рук. Вот и музыка звучит, А народ все ждет, стоит. Ой, пустились плечи в пляс. Веселей, ещё хоть раз! Пальцы, локти скачут вместе, А народ стоит на месте. Пляска стала затухать, Тише музыка играть. 3. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы ног. Ноги стали просыпаться, Просыпаться, подниматься, Пятки, пальцы и колени Заплясали, как хотели. Как им весело плясать! Только стали уставать. 4. Ведущий выбирает ребенка, который старался, был внимательным. Ребенок предлагает любые движения для тела. Вновь народ стоит и ждет, Что нам музыка споет? Ты, помощник, выходи, Общий танец покажи. Звучит ритмичная музыка, все танцуют «заказанный» танец, выполняют движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться по собственному желанию, так, как хочет само тело. 5. Звучит спокойная музыка, дети, не сходя с места, плавно двигаются под нее. После этого детям можно предложить лечь на ковер. А теперь, все отдыхаем, Отдыхаем и мечтаем О волшебных берегах, О невиданных краях. Слышна музыка со звуками природы. Дети мечтают. «Гусли-самогуды» замолкают.

«Автобус»
Вот мы в автобусе сидим И сидим, и сидим. И в окошечко глядим, Всё глядим. Летим назад, летим вперёд Вот так вот, вот так вот. Что ж автобус не везёт, Не везёт. Колёса закружились Вот так вот, вот так вот. Вперёд мы покатились. Вот так вот. И щётки по стеклу шуршат Вжик-вжик-вжик Вжик-вжик-вжик. Все капельки смести хотят Вжик-вжик-вжик. И мы не просто так сидим Бип-бип-бип Бип-бип-бип. И громко-громко все гудим Бип-бип-бип. Пускай автобус наш трясёт Вот-так-вот, вот-так-вот. Мы едем-едем всё вперёд Вот-так-вот. Мы громко-громко все гудим Бип-бип-бип.
«Лимпопо»
Вот так висят на ветке Обезьянки в Лимпопо. 2р Лимпопо-8 раз. Вот так едят бананы 2р Обезьянки в Лимпопо. Лимпопо-8 раз. Вот так ботинки чистят 2р Обезьянки в Лимпопо. Лимпопо-8 раз. Вот так штаны стирают 2р Обезьянки в Лимпопо. Лимпопо-8 раз. Вот так пол подметают 2р Обезьянки в Лимпопо. Лимпопо-8 раз. Вот так танцуют вместе 2р Обезьянки в Лимпопо. Лимпопо-8 раз.


В раздел образования