"Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через проектную деятельность "Топ и Шлёп""
Автор: Смердова Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Калинка" Населённый пункт: пгт Юрья Юрьянского района Кировской области Наименование материала: статья (из опыта) Тема: "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через проектную деятельность "Топ и Шлёп"" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Калинка»
пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Статья
«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
через проектную деятельность «Топ и Шлёп»»
(из опыта работы)
Составила воспитатель
МКДОУ детского сада «Калинка»
Смердова Ольга Викторовна
пгт Юрья 08.12. 2016г.
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится
личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию
происходит развитие сознания и высших психологических функций. Наиболее
интенсивно коммуникативное развитие ребёнка происходит в дошкольный период.
Любые
недостатки
речи
ограничивают
общение
ребёнка
со
сверстниками
и
взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе
людей;
благодаря
общению
ребёнок
не
только
познаёт
другого
человека
(взрослого или сверстника), но и самого себя. Первый опыт общения во многом
определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. В связи с этим
р
азвитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания
ребёнка
,
становится особо актуальной на современном этапе.
В современном мире дети основную часть своего детства находятся вне дома,
то есть в детских образовательных учреждениях. Взрослые должны приложить
немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. И на
педагогов ложится ответственность за развитие ребенка в целом.
Поэтому я решила
реализовать с детьми проект, целью которого является
развитие
коммуникативных
навыков
у
дошкольников
через
проектную
деятельность «Топ и Шлёп».
Деятельность
предусматривает
развивать
коммуникативные
навыки
через
дидактические,
подвижные,
сюжетно-ролевые
игры,
функциональные
упражнения
(артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастики),
через
упражнения на движение с речью. Дошкольники необыкновенно подвижны и
зачастую
воспринимают
музыку
более
ярко
и
эмоционально
именно
через
движение.
Занятия по проектной деятельности проводятся со всеми детьми один раз в
неделю во вторую половину дня или берется частью музыкальной и речевой
образовательной деятельности.
Дети в возрасте 4-5 лет непоседливые и любознательные, для того, чтобы
сохранить интерес к занятиям использовала следующие методы:
наглядные
:
наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно-слуховые;
словесные:
-
краткое объяснение,
-
показ с пояснением,
-
беседа, разъяснение сюжета,
-
вопросы по последовательности движений,
-
образный сюжетный рассказ;
практические: игра.
Структуру занятий строила следующим образом:
Этап.
Структура деятельности на занятии
Подготовительный
Орг.момент.
Ходьба.
Сообщение темы, цели занятия.
Основной
Упражнения –игры на развитие общей моторики, дыхания,
зрительного и слухового внимания.
Упражнение – игра на развитие мелкой моторики (пальчиковый
игротренинг).
Артикуляционная гимнастика.
Подвижная игра.
Расширение словарного запаса, заучивание стихотворных
строчек с музыкальным сопровождением.
Игра на музыкальных инструментах.
Заключительный
Подведение итогов.
Упражнение на релаксацию.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Основное
условие
ФГОС
дошкольного
образования
-
это
взаимодействие
педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС
ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного
взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём
говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как
ключевого института развития и социализации ребенка».
Таким
образом, очевидной
остается
важность
и
значимость
участия
родителей
в
проектной
деятельности. Основная задача работы с родителями –
формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их
детьми.
Родители
дома
закрепляют
с
детьми
разученные
стихи,
занимаются
пальчиковыми играми, играми малой подвижности с сопровождением речи.
Для
родителей
проведен
мастер-класс
«Речевые
игры»»,
проведены
консультации «Формирование познавательно-речевого развития у дошкольников»,
«Давайте слушать и слышать своих детей!», «Игры для непосед».
Оформлена
папка-передвижка
«Чтобы
чётко
говорить,
надо
с
пальцами
дружить», «Песенки и стихи с движениями».
Информационный
стенд
«Говорим,
поём,
играем»,
«Развиваем
детский
словарь».
Подготовлены памятки «Каталог коммуникативных игр».
Проведены индивидуальные беседы.
Родители,
участвуя
в
реализации
проекта
«Топ
и
шлеп»,
являются
непосредственными
участниками
образовательного
процесса,
обогащают
свой
непедагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от
совместных и личных достижений, успехов своего ребенка и детей всей группы.
Взаимодействие с педагогами.
Не остались без внимания и педагоги детского сада, делилась опытом работы
на педчасах, педсоветах:
Консультация
«Развитие
речевой
активности
дошкольников
в
разные
режимные моменты», «Что делать, если пальчики устали?», «Игры на координацию
речи с движением».
Просмотр видео «Музыкально - игровые технологии С. и Е. Железновых».
Предоставила памятки «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы
дошкольников». «Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет», «Весёлые
физкультминутки
в
стихах
и
картинках»;
буклеты
«Чтение
художественной
литературы в младшем дошкольном возрасте».
Для педагогов района провела мастер-класс «Речевые игры»
П р ед с т а в и л а
о п ы т
р а б от ы
п о
т е ме
«Проектная
деятельно сть
«Топ и Шлёп» как стимул речевого развития дошкольников»
Результативность реализации проекта «Топ и Шлёп»
за 2 года составила 5
детей(26%)на высоком, на среднем уровне 14 детей (74%).
Анализируя
проделанную
работу,
можно
сделать
вывод,
что
проектная
деятельность помогает развивать коммуникативные умения дошкольников.
У детей формируется умение слушать речь, задавать вопросы, активно
вступать в диалог, пользоваться формами речевого этикета, ориентироваться в
ситуациях
общения.
Дошкольники
научились
согласовывать
свои
действия,
потребности с партнером по общению, регулировать своё поведение в соответствии
с нормами и правилами. У детей появилось стремление делиться своими чувствами
с
партнерами
по
общению,
оценивать
эмоциональное
поведение
друг
друга.
Налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с
ними, ребёнок находит своё «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и
уважать возможности других.
Список используемой литературы:
Буденная
Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.
Дружинина
М.В. Прыг-скок. М., 2000.
Ладушки, ладушки / Сост. П.И. Садчиков, Е.А. Алифарова. М., 2003.
От осени до лета / Сост. Л.А. Владимирская. Волгоград, 2003.
Соколова
Ю.А. Игры с пальчиками. М., 2005.
Соколова
Ю.А. Речь и моторика. М., 2002.
Степанов
В.А. Родная природа. М., 2004.
Стихи для утренников. М., 2004.
Стихи к любимым праздникам. М., 2002.
Стихи о животных. Ростов н/Д, 2004.
Аромштам М. Игры для детей раннего возраста // Дошкольное образование. № 2. 2001.
Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. № 5. 1998.
Гаврина СЕ. и др. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль,
1997.
Гончарук Г. Мы мороза не боимся, а гуляем, веселимся // Дошкольное образование. № 47—
48. 2000.
Руденко В.И. Веселый детский сад. Ростов н/Д, 2000.
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М. : ТЦ
Сфера, 2005;
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. :
ТЦ Сфера, 2004
Сейчас предлагаю Вам небольшой практикум по логоритмике .
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ
Игра «Гусли-самогуды» (релаксационно-танцевальный комплекс )
1.
Ведущий читает текст. Дети стоят свободно.
В сказочном дворце,
На высоком крыльце,
Звучит грозный указ,
Добрым молодцам наказ:
«Кто сумеет станцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять.
Гусли, гусли-самогуды
Распевают песни всюду.
Раз готовы вы друзья,
Танцевать нам всем пора».
2.
Звучит ритмичная музыка. Ведущий читает текст. Дети стоят, «танцуют»
мышцы плеч и рук.
Вот и музыка звучит,
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс.
Веселей, ещё хоть раз!
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затухать,
Тише музыка играть.
3. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы ног.
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься,
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
4. Ведущий выбирает ребенка, который старался, был внимательным. Ребенок предлагает
любые движения для тела.
Вновь народ стоит и ждет,
Что нам музыка споет?
Ты, помощник, выходи,
Общий танец покажи.
Звучит ритмичная музыка, все танцуют «заказанный» танец, выполняют движения. А
затем ведущий предлагает всем двигаться по собственному желанию, так, как хочет само
тело.
5. Звучит спокойная музыка, дети, не сходя с места, плавно двигаются под нее. После
этого детям можно предложить лечь на ковер.
А теперь, все отдыхаем,
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Слышна музыка со звуками природы. Дети мечтают. «Гусли-самогуды» замолкают.
«Автобус»
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим.
И в окошечко глядим,
Всё глядим.
Летим назад, летим вперёд
Вот так вот, вот так вот.
Что ж автобус не везёт,
Не везёт.
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот.
Вперёд мы покатились.
Вот так вот.
И щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик
Вжик-вжик-вжик.
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик.
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип
Бип-бип-бип.
И громко-громко все гудим
Бип-бип-бип.
Пускай автобус наш трясёт
Вот-так-вот, вот-так-вот.
Мы едем-едем всё вперёд
Вот-так-вот.
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип.
«Лимпопо»
Вот так висят на ветке
Обезьянки в Лимпопо. 2р
Лимпопо-8 раз.
Вот так едят бананы
2р
Обезьянки в Лимпопо.
Лимпопо-8 раз.
Вот так ботинки чистят 2р
Обезьянки в Лимпопо.
Лимпопо-8 раз.
Вот так штаны стирают 2р
Обезьянки в Лимпопо.
Лимпопо-8 раз.
Вот так пол подметают 2р
Обезьянки в Лимпопо.
Лимпопо-8 раз.
Вот так танцуют вместе 2р
Обезьянки в Лимпопо.
Лимпопо-8 раз.