"Система дидактических игр по валеологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста."
Автор: Костина Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №83"игрушка" Населённый пункт: город Воркута, пгт. Воргашор Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Система дидактических игр по валеологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста." Раздел: дошкольное образование
Система дидактических игр по валеологическому образованию
Разделы:
I.
Организм человека
II.
Культурно – гигиенические навыки
III.
О сохранении здоровья
I Раздел: Организм человека
1.
Д/и «Как мы все узнаем?»
Цель: Закрепить знания детей о функциях органов чувств.
Материал: Набор карточек с вопросами; набор карточек со схе-
матичным изображением органов чувств; большие карты с
изображением человека (по кол-ву детей)
Ход игры: На столе лежат карточки с вопросами и карточки со схемами
органов. Воспитатель зачитывает вопрос. Задача ребенка - найти
карточку с соответствующим органом чувств и положить его на
большую карту к человеку. Например, какой орган определяет, что
трава зеленая, а цветок красный? (глаз)
2.
Д/и «Найди ошибку»
Цель: Закрепить знания детей о себе, особенностях своего организма.
Материал: Круглое игровое поле с секторами, в которых написаны
названия внутренних органов со стрелкой в центре; карточки с изобра-
жением внутренних органов.
Ход игры: Воспитатель раскручивает стрелку со словами: «стрелка,
стрелка, повернись, всем картинкам покажись». Стрелка оста-
навливается на секторе с названием органа, напротив которого лежит
карточка с неправильно подобранным органом. Задача ребёнка - найти
ошибку и подобрать карточку с органом в соответствии с названием,
назвать основную функцию данного органа.
3.
Д/и «Кому принадлежит?»
Цель: Закреплять знания о частях тела человека и животных.
Материал: Игрушки животных и человечков, карточки с изображением
частей тела этих животных (уши, носы, лапы, хвосты и т.п.)
Ход игры : ведущий дает детям по очереди карточки с изображением
частей тела животных и человека. Задача ребенка-карточку с
изображением частей тела животного положить к игрушке животного, а
с изображением частей тела человека-к игрушке человека.
4.
Д/и «Для чего мне нужно?»
Цель: Расширять и закреплять знания о себе, особенностях своего
организма.
Материал: Круглое игровое поле с секторами, в которых написаны
названия систем организма со стрелкой в центре, карточки с
изображением органа человеческого тела
Ход игры : дети по очереди вращают стрелку ,воспитатель читает
название органа, а ребенок подбирает соответствующую названию
картинку.
5.
Д/и «Будь осторожней»
Цель: Закрепить правила по ОБЖ
Материал: Сюжетные картинки
Ход игры: воспитатель показывает детям по очереди картинки с
различными ситуациями, опасными для жизни. Задача ребенка-назвать
правила, которые помогут избежать опасность.
6.
Д/и «Собери человека»
Цель: Закрепить части тела.
Материал: Модель человека (из бумаги)
Ход игры: воспитатель показывает на модели части тела ,а дети по
очереди их называют.
7.
Д/и «Главные помощники»
Цель: Повторить и закрепить упражнения для глаз
Материал: Карточки с изображением упражнений для глаз
Ход игры: дети по очереди показывают упражнения для глаз по своей
карточке.
8.
Д/и «Помоги себе сам»
Цель: Расширять знания о способах самосохранения
Материал: Карточки с изображением тела и средствами первой
медицинской помощи
Ход игры : дети подбирают карточки со средствами по оказанию
первой медицинской помощи в зависимости от повреждения части
тела.
9.
Д/и «Определи возраст»
Цель: Закреплять умение видеть возрастную разницу в жизни
человека.
Материал: Карточка с изображением 8 видов возрастов и игровое поле
с надписями этих возрастов
Ход игры: Воспитатель раскручивает стрелку и читает выпавший
возраст. Дети по очереди подбирают соответствующую карточку с
возрастом.
10.Д/и «Найди пару по…»
Цель: Закреплять умения быстро находить пару по цвету глаз, волос,
росту, длине волос, полу.
Материал: Большие карточки с изображением длины волос, роста,
пола.
Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением роста, волос,
пола и т.д. Задача ребенка – найти пару.
11.Д/и «Полезно – вредно»
Цель: Закреплять знания о пользе и вреде тех или иных продуктов,
предметов, ситуаций.
Материал: Набор карточек для различных органов и систем организма.
Ход игры: Один ребенок подбирает карточки с изображением
полезных продуктов для заданного органа, а 2-ой ребенок подбирает
карточки с изображением вредных продуктов для заданного органа.
12.Д/и «Научи крокодила чистить зубы»
Цель: Закреплять умение правильной последовательности чистки
зубов.
Материал: Игрушка или картинка из м/ф «Птичка Тари», карточки
движений зубной щётки при чистке зубов.
Ход игры: Дети по очереди выбирают и кладут карточку чистки зубов
в определенной последовательности.
13.Д/и «Продолжи сказку»
Цель: Формировать творческое отношение к здоровью, развивать речь
Материал: Карточки с началом сказок, в которых говорится о каком-
либо случае, связанном со здоровьем сказочных персонажей.
Ход игры: Воспитатель берет карточку и читает начало сказки. Задача
ребенка – придумать продолжение сказки.
14.Д/и «Загадалия»
Цель: Закреплять знания о различных органах человеческого
организма.
Материал: Загадки, ребусы, кроссворды об органах человеческого
организма.
Ход игры: Воспитатель загадывает, дети отгадывают.
15.Д/и «Страна веселых упражнялкиных»
Цель: Развивать фантазию и закрепить знания об упражнениях для
различных частей тела.
Материал: Большое игровое поле, фишки, кубик.
Ход игры: Дети по очереди кидают кубик, называют упражнение для
любой части тела и выставляют фишку в зависимости от выпавших на
кубике точек.
16.Д/и «Помоги своему другу»
Цель: Закреплять знания о заболеваниях кожи, травмах, простудах и об
оказании первой помощи при них.
Материал: Карточки с травмами и заболеваниями, также со
средствами первой помощи.
Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением
травмы. Задача ребенка – выбрать карточку с соотведствующими
средствами первой помощи.
17.Д/и «Мои помощники»
Цель: Закрепить знания детей о значении органов чувств: глаз, ушей,
носа, кожи
Материал: Набор карточек с изображением различных органов
чувств: глаз, ухо, рука, нос; большие предметные карты: телефон,
книга, яблоко, флакон духов.
Ход игры: На стол выкладываются большие предметные карты. Задача
ребенка - подобрать к каждой карте карточку с органом чувств,
соответствующим изображению на большой карте.
18.Д/и «Для чего мне нужно?»
Цель: Закрепить знания детей о себе, особенностях своего организма
Материал: Круглое игровое поле с секторами, в которых написаны
названия внутренних органов со стрелкой в центре; карточки с изобра-
жением органа человека.
Ход игры: Воспитатель раскручивает стрелку со словами: «стрелка,
стрелка, повернись, всем картинкам покажись». Стрелка оста-
навливается на секторе с названием органа. Задача ребёнка - найти
картинку в соответствии с названием на секторе и рассказать о
значении органа.
19.Д/и «Определи по…»
Цель: Закрепить уровень знаний об органах чувств, развивать вкус,
обоняние, слух
Материал: Блюдце с продуктами (лимон, перец, солёный огурец,
конфета); коробочки с различными запахами, шарф.
Ход игры: Ребёнку завязывают глаза и дают по очереди попробовать
продукты. Задача ребёнка - определить вкус каждого продукта
(солёный, кислый, горький, сладкий). *Ребёнку завязывают глаза и
подносят по очереди коробочки с запахами. Задача ребёнка -
определить запах каждой коробочки. *Ребёнку завязывают глаза. По
указанию взрослого кто-либо из детей зовет ребенка. Задача ребёнка -
определить по голосу имя ребенка.
20.Д/и «Угадай, кто позвал?»
Цель: Учить детей тренировать органы слуха и активизировать
внимание и слуховую память детей.
Ход
игры: Ведущий, стоя
спиной к детям, должен определить по
голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего
занимает ребёнок, чей голос был определен.
21.Д/и «Найди пару»
Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с
завязанными глазами).
Материал: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Ход
игры: Выбрав
себе
предмет,
ребёнок
должен
с
завязанными
глазами
выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит
объяснить,
что
помогло
ребёнку
правильно
определить
на
ощупь
разные материалы.
22.Д/и «Веселый человек»
Цель: развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека
из отдельных частей.
Материал: детали частей тела человека разного размера в разной
одежде, детали и части головы.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку несколько комплектов
деталей изображения человека, по своему усмотрению ребёнок
подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из
деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного
человека.
23.Д/и «Путешествие хлебного комочка»
Цель: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека,
объяснить необходимость тщательного пережевывания.
Материал: таблица со схематическим изображением пищеварительной
системы человека, хлебный шарик.
Ход игры: Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за
воспитателем название органов пищеварительной системы.
24.Д/и «Что ты знаешь?»
Цель: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого
организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной
ситуации, развивать внимание, память.
Материал: мяч, поощрительные призы.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель
– водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь…
( например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные
дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший
мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга,
дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый
активный получает поощрительный приз.
II.
Раздел – Культурно – гигиенические навыки
1.
Д/и «Что лишнее?»
Цель: Выявить знания детей о предметах гигиены, развивать логиче-
ское мышление
Материал: Наборы карточек с предметами гигиены и одним лишним
предметом.Например - мыло, губка, расческа, тетрадка. Лишняя -
тетрадка, т.к. это не предмет личной гигиены.
Ход игры: Ребенок называет предметы гигиены и находит на карточке
лишний предмет.
2.
Д/и «подбери пару»
Цель: Определить уровень знаний о значении предметов гигиены.
Материал: Набор карточек с предметами гигиены; набор картинок,
подходящих по значению к каждому предмету гигиены.
Ход игры: На столе лежат карточки с предметами гигиены и картинки
с соответствующим значением. Задача ребенка - найти к каждому
предмету гигиены картинку, подходящую по значению. Например:
зубная щетка - зубы; расческа - волосы и т.д.
3.
Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: Закрепить знания о том, что выполнение и соблюдение куль-
турно-гигиенических навыков - это хорошо для организма, а их невы-
полнение - плохо.
Материал: большие карты с изображением лица веселого человечка и
грустного; набор карточек с различными ситуациями культурно –
гигиенических навыков.
Ход игры: На стол кладутся две большие карты. Задача ребенка -
подобрать к каждой большой карте карточку с позитивной ситуацией и
негативной ситуацией соответственно веселому человечку и грустному.
4.
Д/и «Валеологическое лото»
Цель: Определить уровень знаний о личной гигиене
Материал: Большие поля, разделенные на квадраты: здоровый сон,
нездоровый сон, здоровая кожа, нездоровая кожа, здоровые зубы,
нездоровые зубы. Набор картинок, соответствующих содержанию на
больших полях.
Ход игры: Перед ребёнком на столе лежат большие поля. Задача
ребенка - заполнить пустые. Квадратики карточками соответствующего
содержания. Объяснить свой выбор.
5.
Д/и «Помоги Петрушке правильно почистить зубы»
Цель: Закрепить знания о правильном порядке чистки зубов и
правильных движениях щетки
Материал: Набор карточек последовательности выполнения чистки
зубов, кукла Петрушка.
Ход игры: Кукольный персонаж Петрушка просит ребенка научить
правильно чистить зубы. Перед ребенком карточки с приемами чистки
зубов. Задача ребенка - составить алгоритм последовательности чистки
зубов, подбирая карточки соответствующего содержания.
6.
Д/и «Что сначала, что потом?»
Цель: Закреплять правильный порядок действий при различных
гигиенических процедурах.
Материал: Карточки алгоритма выполнения действия
Ход игры: Дети по очереди выбирают карточку с порядком действий
гигиенической процедуры и выкладывают в правильной
последовательности.
7.
Д/и «Одень Машеньку»
Цель: Закреплять знания о том, какую одежду надевать при различной
погоде и температуре.
Материал: «Перекидное ателье»
Ход игры: Задача ребенка – одеть куклу в зависимости от заданной
погоды, правильно подобрать одежду.
8.
Д/и «Почисть зубы»
Цель: Закреплять знания о порядке чистки зубов и правильных
движениях щеткой
Материал: Алгоритм
Ход игры: Дети по очереди составляют алгоритм чистки зубов.
9.
Д/и «Дружи с водой»
Цель: Закреплять правильный порядок мытья рук и умывания
Материал: Алгоритм
Ход игры: Дети по очереди подбирают картинку в определенной
последовательности к каждой гигиенической процедуре.
10.Д/и «Чтобы руки были чистыми»
Цель: Закреплять знания о порядке мытья рук.
Материал: Карточки с изображением порядка мытья рук.
Ход игры: Дети по очереди берут карточки и составляют алгоритм
мытья рук в определенной последовательности.
11.Д/и «Правила гигиены»
Цель: Закрепить знания о правилах гигиены
Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из
группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет
изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают
навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен
отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание,
причёсывание, купание.
12.Д/и «Этикет – школа изящных манер»
Цель: Научить ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать,
какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить
обращаться со столовыми приборами.
Материал: предметные картинки.
Ход
игры: Умение вести себя за столом, правильно обращаться со
столовыми
приборами
характеризует
уровень
воспитанности
и
культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.
Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье,
мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты,
овощные
гарниры,
яичницу,
макароны,
пельмени,
изделия
из
мяса.
Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно
отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы,
блины,
блюда
из
рыбы
и
мяса.
Руками
можно
брать
маленькие
бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.
13.Д/и «К нам пришел Незнайка»
Цель: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью
одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее
абсурдность.
Материал: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными
призами.
Ход игры: Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу
рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании
рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил
каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в
рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать
товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком.
Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший
ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.
14.Д/и «Подбери пару»
Цель: соотносить предметы на картинках, с действиям; закреплять
навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.
Материал: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло,
шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки,
одежда, игрушки.
Ход игры: Дети внимательно рассматривают полученные картинки,
сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.
III.
Раздел – О сохранении здоровья
1.
Составление модели «Как уберечься от простуды» и «Как вести
себя во время болезни»
Цель: Закрепить знания о профилактике заболеваний
Материал: Большие карты - 2 шт. с изображением больного ребенка;
набор маленьких карточек с профилактическими мероприятиями и
набор карточек с мероприятиями, направленными на быстрое
выздоровление.
Ход игры: Перед ребенком лежат 2 большие карты с изображением
больного и здорового ребенка. Задача ребенка - составить модель
поведения во время болезни; выбрав нужный набор карточек и
положить их к карте с больным ребенком. А также составить модель
профилактических действий от простуды аналогично выбрав из
имеющихся карточек нужные и положить их к здоровому ребенку.
2.
Рассказ по мнемотаблице «Если хочешь быть здоров»
Цель: Закрепить знания детей о разных факторах, способствующих
сохранению и укреплению здоровья.
Материал: Мнемотаблица «Если хочешь быть здоров»
Ход игры: На столе лежит мнемотаблица «Если хочешь быть здоров».
Воспитатель просит рассказать по мнемотаблице о том, что нужно
делать, чтобы быть здоровым. Задача ребенка без ошибок правильно
рассказать о факторах, способствующих укреплению здоровья, по
мнемотаблице.
3.
Д/и «Чтобы быть здоровым, я буду…»
Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.
Материал: Сюжетные картинки с изображением различных
позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на
санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь...»
Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и
подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.
4.
Состояние модели «Факторы, укрепляющие здоровье»
Цель: Закрепить знания детей о факторах, помогающих укреплению
здоровья
Материал: Большой лист с изображением в центре человека. Ка-
рандаши цветные.
Ход игры: Перед ребенком лежит большой лист с изображением в
центре человека. Задача ребенка нарисовать вокруг человека все, что
помогает укреплению здоровья человека (витамины, спорт и т.д.)
5.
Д/и «Полезно – вредно»
Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных
продуктов
Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор
карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека
продуктов.
Ход игры: На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и
грустного человечка. Задача ребенка - выбрать карточки с полезными
для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым
человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами
положить к карте с грустным человечком.
6.
Д/и «Мы закаляемся»
Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам
закаляться.
Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для
закаливания (инвентарь).
Ход игры: Дети по очереди берут карточку с изображением предмета,
необходимого для закаливания. Задача ребенка – рассказать о
назначении предмета и пользе для закаливания организма.
7.
Д/и «Свари борщ»
Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп,
закреплять знания об овощах и фруктах.
Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для
борща.
Ход игры: Дети по очереди выбирают соответствующие предметные
картинки с изображением продуктов для приготовления борща.
8.
Д/и «Много – мало»
Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно
употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение
классифицировать продукты: кислый- сладкий, горький- солёный,
овощи-фрукты.
Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с
вопросами:
Ход игры: 1 .Что будет, если съешь много(картинка)? 2.Много яблок
съешь-это хорошо...
Много яблок съешь-это плохо..
Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки- корешки».
9.
Д/и «Витаминное лото»
Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.
Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с
изображением овощей и фруктов.
Ход игры: Воспитатель называет на большой карточке витамины, а
дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в
которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.
10.Д/и «Волшебная кастрюля»
Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.
Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых
блюд и продуктов, из которых их приготовили.
Ход игры: Каждому ребенку выдается карточка с изображением
готового блюда. Задача ребенка – подобрать предметные картинку с
необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто
выполнил задание кладет свои картинки к волшебной кастрюле. Все
вместе проверяют правильность выполнения.
11.Д/и «Угадай вид спорта»
Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.
Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду
спорта.
Ход игры: Ведущий раздает детям карточки с изображением
различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с
соответствующими атрибутами к данному виду спорта.
12.Д/и «Одень спортсмена»
Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и
экипировку для спортсменов
Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных
спортсменов
Ход игры: Детям раздаюткарточки с изображением спортсменов из
различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с
соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.
13.Д/и «Отгадай загадки по картинке»
Цель: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов,
развивать внимание.
Материал: картинки с изображением опасных предметов.
Ход игры: Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят
соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем
опасны
эти
предметы?
Дети
рассказывают,
какую
опасность
таит
каждый предмет.
14.Д/и «Найди опасные предметы»
Цель: Помочь
детям
запомнить
предметы,
опасные
для
жизни
и
здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не
острожного обращения с ними.
Материал: нож, ножницы, иголка, утюг.
Ход
игры: В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители
ушли
на
работу.
Давайте
расскажем
малышам,
какими
предметами
нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют
правила безопасности:
Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть
на место;
Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или
стать причиной пожара;
Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды
, соду, хлорку;
Опасно одному выходить на балкон.
15.Д/и «Мой день»
Цель: : рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою
точку
зрения;
учит
находить
нарушения
закономерностей
в
последовательном ряду.
Материал: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных
моментов.
Ход игры: Располагать карточки надо последовательно, в соответствии
с режимом
(от утреннего подъёма до укладывания спать вечером),
объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант
2.
«Продолжи
ряд».
Воспитатель
начинает
выкладывать
последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю
последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких
местах, дети находят и исправляют ошибки.
16.Д/и «Опасно – не опасно»
Цель: учить
детей
отличать опасные жизненные ситуации от
не
опасных,
уметь
предвидеть
результат
возможного
развития
ситуации;
закреплять знание правил безопасного поведения ; воспитывать чувство
взаимопомощи.
Материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и
не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов
(кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры.
Ход игры: Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает
книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или
словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую
карточку,
в
зависимости
от
опасности,
правильно
разложить
дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную
карточку,
если
есть
опасность,
жёлтую
–
если
опасность
может
возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности
нет.
Дети не должны мешать друг другу, при необходимости
дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться
подсказками.
17.Д/и «Если сделаю так»
Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может
быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не
угрожающий;
воспитывать
бережное
отношение
к
себе
и
другим
людям,
защищать
окружающих,
не
причинять
боли;
развивать
мышление, сообразительность.
Материал: : набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Ход
игры: Детям дают задание найти два выхода из предложенной
ситуации
(угрожающий
и
не
угрожающий
жизни
и
здоровью)
предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ
воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает,
если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети
поднимают красную карточку, если есть опасностсть, жёлтую – если
опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если
опасности
нет.
Дети
должны
выслушать
ответы
товарища,
не
перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки.
Полные
ответы
и
существенные
дополнения
поощряют
фишкой,
звездочкой.
18.Д/и «Скорая помощь»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию
первой помощи.
Материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей
(термометр, бинт, зеленка).
Ход игры: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек
порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда
заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой
ситуации отрабатывать последовательность действии.
19.Д/и «Наши помощники – растения»
Цель: закрепить
представления
о
том,
как
помочь
себе
и
другим
оставаться всегда здоровыми.
Материал: предметные
картинки
с
изображением
лекарственных
растений.
Ход
игры:
Воспитатель
показывает
детям
предметную
картинку
с
изображением
лекарственного
растения.
Задача
ребенка
–
назвать
растение
и
рассказать
о
его
лечебных
свойствах
для
организма
человека.
20.Д/и «Путешествие в страну здоровья»
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и
другим оставаться всегда здоровыми.
Материал: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик,
цветные фишки или пуговицы.
Ход игры: Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого
изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперёд
настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка
оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать
следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле,
высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребёнок
пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка
оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны
для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При
неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет
фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в
страну здоровья.
21.Д/и «Полезная и вредная еда»
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая
вредна для организма.
Материал: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки
с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса,
пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи,
фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона
яблоко, морковка, груша).
Ход игры: Детям раздают картинки с изображением различных
продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с
полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть
внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное
решение игровой задачи поощряется значком.
22.Д/и «пищевое лето»
Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных
продуктов, для чего они нужны человеку.
Материал: три большие карты с кармашками (витамины, белки,
жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов
(32 шт.), большие карты по типу лото.
Ход игры: Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки
больших карт. Витамины : морковь, лук, арбуз, смородина, малина,
шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи,
мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена
подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты,
сало.
Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие
карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту.
Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по
типу лото).
23.Д/и «Как вырасти здоровым»
Цель: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов;
Воспитывать сообразительность, быстроты реакции. Закрепить знания
детей о действиях, полезных для здоровья.
Материал: На каждого ребенка по 7 сюжетных картинок, на которых
изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на
укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом,
б) выполнение физических упражнений, в) приём здоровой пищи,
г) игры на улице, д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со
взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд
в природе).
Ход игры: Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок.
Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся
у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети,
выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик
причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка
принимает ванну.
24.Д/и «Подбери предметы»
Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять
знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать
заботливое отношение к здоровью.
Материал: Предметныекартинки с предметами ухода за собой, со
спортивными принадлежностями, с полезными продуктами и т.д.
Ход игры: Ребёнку предлагают рассмотреть предметные картинки с
изображением, полезным для здоровья, и объединить их в группы.
Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности,
полезные продукты.
25.Д/и «Сложи картину»
Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.
Закрепить знания о предметах, способствующих здоровому образу
жизни.
Материал: Предметныекартинки с изображением предметов:
кроссовки, мяч, гантели, зубная щетка и т.д.
Ход игры: Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой
картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу
жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и
паста.
(Можно использовать цветные фотографии).
26.Д/и «Что изменилось?»
Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память.
Материал: Предметные картинки с изображением спортивного
инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов
личной гигиены и т. д.)
Ход игры: Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с
изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов,
лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и
предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это
время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет
местами. Дети должны сказать, что изменилось.
27.Д/и «Узнай предмет по контуру»
Цель: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение
предметов, способствующих здоровому образу жизни.
Материал: Предметные картинки с изображением предметов,
способствующих здоровому образу жизни (коньки, ракетка, мяч и т.д.)
и картинки с контурным изображением этих предметов.
Ход игры: Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим
изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и
контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть
картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур
28.Д/и «Лабиринт»
Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Материал: Ребёнку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя»
по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому
образу жизни.
Ход игры: «Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит
передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты
посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки!»
«Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной
щеткой и пастой»